Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил

  • Всеобщая история Крестоносцы и крестовые походы. История. Вариант 8. Контрольная работа по дисциплине Всеобщая история Крестоносцы и крестовые походы


    Скачать 56.02 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Всеобщая история Крестоносцы и крестовые походы
    АнкорВсеобщая история Крестоносцы и крестовые походы
    Дата18.01.2022
    Размер56.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория. Вариант 8.docx
    ТипКонтрольная работа
    #334928


    Федеральное агентство связи

    Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
    Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов

    Контрольная работа

    по дисциплине: Всеобщая история

    Крестоносцы и крестовые походы



    Выполнил: Баннов А.Н

    Группа: МБТ-12

    Вариант: 8

    Проверил: методист, кандидат

    исторических наук

    Ломакин К.В.
    Новосибирск, 2021

    Содержание





    Введение

    3

    1.

    Причины крестовых походов

    5

    2.

    Первый крестовый поход

    7

    3.

    Второй крестовый поход

    11

    4.

    Третий крестовый поход

    14

    5.

    Четвертый крестовый поход

    16

    6.

    Пятый крестовый поход

    18

    7.

    Шестой крестовый поход

    19

    8.

    Седьмой крестовый поход

    23

    9.

    Восьмой крестовый поход

    24




    Заключение

    27




    Список использованной литературы

    28


    Введение
    Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

    Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом, идея распространилась весьма широко и стала популярной [5,45].

    Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных — мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.

    Тема крестовых походов достаточно глубоко исследована в научных изысканиях Ф. И. Успенского, В. Г. Васильевского, А. П. Лебедева, Б. А. Панченко, О. А. Добиаш - Рождественской, М. А. Заборова и др.


    Задачами исследования данной темы являются:

    1. Более глубоко ознакомиться с причинами Крестовых походов

    2. Исследовать состав участников походов, определить мотивы, побуждавшие их к участию в войнах.

    3. Определить степень влияния походов на мировое историческое развитие.


    1. Причины крестовых походов
    Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, c другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине лучшие экономические условия.

    Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия попала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году [2,127].

    Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.


    2. Первый крестовый поход
    Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол, поставил дополнительную цель — отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то Божья воля! Так хочет Бог!» Епископы, бароны, рыцари и все верующие поклялись идти освобождать Иерусалим. Они облачились в одежду, украшенную красным крестом (из шелковой или шерстяной материи), и от этого произошло название крестоносцев. Урбан, с целью окончательно воспламенить сердца христиан, посетил многие провинции во Франции, созвал соборы в городах Руане, Анжере, Туре и Ниме; толпы народа следовали за ним, и воинственный энтузиазм охватил всю страну. В августе было назначено крестоносцам выступить в поход [5,14].

    В продолжение зимы делались приготовления. Епископы всех епархий были заняты освящением крестов, оружия и знамен. Религиозное рвение и разные привилегии, предоставленные крестоносцам, содействовали увеличению числа пилигримов и воинов. Им отпускались все прегрешения; церковь принимала под свое покровительство и крестоносцев, и их семейства, и имущество; они освобождались от податей и налогов и от преследования своих кредиторов во все продолжение похода.

    В первые весенние дни 1096 г. внезапно и повсеместно разгорелся порыв выступить в поход; ничто более не могло сдерживать благочестивого рвения крестоносцев. Все звания, возрасты и сословия смешались под знаменем Креста. Дороги были усеяны отрядами, из среды которых то тут, то там раздавался возглас «Этого хочет Бог!», слышались звуки труб и литавр и пение гимнов и псалмов. Целые семьи, забрав с собой провизию, утварь и мебель, пускались в Палестину, предавая себя провидению Того, Кто питает птиц небесных. Деревенские дети, встречая на пути город или замок, спрашивали в своем простодушном неведении: не это ли Иерусалим? [5,15]

    Князья и вожди, которые должны были предводительствовать различными отрядами крестоносцев, решили, что они отправятся в разное время и по разным дорогам, но все соединятся в Константинополе. Большая часть ополчения не хотела ждать; не имея предводителя, она требовала, чтобы Петр Пустынник повел ее на Восток. Петр согласился на это. В шерстяной мантии с капюшоном на голове, в сандалиях на ногах, на том же муле, на котором он разъезжал по Европе. Петр направился в Германию во главе восьмидесяти и даже до ста тысяч народа. Проповедник крестового похода, сделавшийся предводителем такой массы пилигримов, не подумал о беспорядках и бедствиях, которые могли возникнуть вследствие грубого невежества и отсутствия всяких разумных мер и дисциплины. Авангард армии Петра Пустынника, под предводительством Готье Голяка, состоял только из восьми всадников, все прочие шли завоевывать Восток, собирая милостыню по дороге. Этот авангард прибыл в Константинополь, совершив печальный и бедственный двухмесячный поход через Венгрию и Болгарию. Император Алексей дозволил ему тут дожидаться армии Петра Пустынника. Армия же эта, следуя по пути, проложенному ратниками Готье Голяка, увидела следы бедствий, которые они потерпели, и неблагоразумно пожелала отомстить за них. Высокую идею крестовых походов она осквернила страшнейшими ужасами, которые пришлось ей искупить под стенами Ниссы. И когда остатки армии Петра Пустынника соединились с остатками авангарда вокруг Константинополя, то все поклялись соблюдать впредь дисциплину и подчиняться разумным распоряжениям. Петр Пустынник оказался предметом большого любопытства при императорском дворе; Алексей осыпал его подарками, приказал снабдить его армию деньгами и провиантом и посоветовал ему подождать прибытия князей, чтобы начать войну.

    В апреле 1097 года крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась Никея, а 1 июля крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим проложили себе путь через Малую Азию. Двигаясь далее, крестоносцы нашли себе драгоценных союзников против турок в князьях Малой Армении, которых они стали всячески поддерживать. Балдуин, отделившись от главного войска, утвердился в Эдессе. Для крестоносцев это было очень важно, по положению города, который составлял с тех пор их крайний восточный форпост. В октябре 1097 года крестоносцы осадили Антиохию, которую им удалось взять лишь в июне следующего года. В Антиохии крестоносцы в свою очередь были осаждены эмиром моссульским Кербогой и, терпя голод, подвергались большой опасности; им удалось, однако, выйти из города и разбить Кербогу. После продолжительной распри с Раймундом, Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось ещё до падения её вынудить у остальных крестоносных вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города.

    7 июня 1099 года перед глазами крестоносцев открылся, наконец, святой город, а 15 июля они взяли его, причем произвели страшную резню среди мусульман. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский. Разбив под Аскалоном египетское войско, он обеспечил на некоторое время с этой стороны завоевания крестоносцев. После смерти Готфрида королем иерусалимским стал Балдуин Старший, передавший Эдессу Балдуину Младшему. В 1101 году в Малую Азию явилось второе большое крестоносное войско из Ломбардии, Германии и Франции, во главе которого шло много знатных и богатых рыцарей, но большая часть этого войска была истреблена соединенными силами нескольких эмиров. Между тем крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их увеличивалось новыми пилигримами, прибывавшими почти непрерывно), должны были вести тяжелую борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Боэмунд был взят одним из них в плен и выкуплен армянами. Кроме того крестоносцы вели уже с весны 1099 года войну с греками из-за приморских городов. В Малой Азии византийцам удалось возвратить себе значительную территорию, их успехи могли быть здесь ещё значительнее, если бы они не тратили своих сил в борьбе с крестоносцами из-за отдаленных сирийских и киликийских областей. Наконец, с самого начала шла борьба и между самими крестоносцами из-за обладания разными городами. Значительную поддержку иерусалимскому королевству оказали образовавшиеся вскоре духовно-рыцарские ордена тамплиеров и госпитальеров (иоаннитов). Серьёзная опасность стала грозить крестоносцам, когда власть в Моссуле получил Имад-ад-Дин Зенги. Он соединил под своей властью несколько мусульманских владений, лежавших около владений крестоносцев, и образовал обширное и сильное государство, занимавшее почти всю Месопотамию и значительную часть Сирии. В 1144 году он взял Эдессу, несмотря на героическое сопротивление. Весть об этом бедствии вновь вызвала крестоносное одушевление на Западе, выразившееся во 2-м крестовом Походе.

    3. Второй крестовый поход
    Когда в 1144 году Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138-1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137-1180) предпринять новый крестовый поход.

    Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в половине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии, потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад, но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних [1,413]. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая после смерти Имад-ад-Дина христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нур-ад-Дином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев. Следовавшие за тем 4 десятилетия были тяжелым временем для христиан на Востоке. В 1176 году византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нур-ад-Дин овладел землями, лежавшими на северо-востоке от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Ширку (курдского происхождения) утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширку звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба.

    Саладин после смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть Нур-ад-Дина. После смерти последнего (1174) Саладин подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана.

    В это время в Иерусалиме правил молодой король Балдуин IV. Несмотря на тяжелую болезнь — проказу — он успел показать себя мудрым и дальновидным полководцем и дипломатом. При нём установилось некоторое равновесие между Иерусалимом и Дамаском. И Балдуин, и Саладин старались избегать решительных сражений. Однако, предвидя скорую смерть короля, при дворе Балдуина нарастали интриги могущественных баронов, самыми влиятельными из которых были Ги де Лузиньян и Рено де Шатийон). Они представляли радикальную партию, требовавшую непременно покончить с Саладином. Шатийон, кроме всего прочего бесчинствовал на караванных путях в окрестностях своего оплота Крака Моавского.

    В 1185 году Балдуин умер. Ги де Лузиньян женился на его сестре Сибилле и стал королём Иерусалима. Теперь при содействии Рено де Шатийона он начал откровенно провоцировать Саладина на генеральное сражение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Саладина, стало нападение Рено на караван, в котором следовала сестра Саладина. Это привело к обострению отношений и переходу мусульман в наступление.

    В июле 1187 года Саладин взял Тивериаду и нанёс христианам, занявшим высоты Хаттина (около Тивериады), страшное поражение.

    Король Иерусалимский Ги де Лузиньян, его брат Амори, Рено де Шатийон и множество рыцарей попали в плен. Саладин овладел затем Акрой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами. 2 октября 1187 года его войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполии Антиохия. Между тем король Ги, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акры. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к 3-му большому крестовому походу. Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбароссаповел большую армию. Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином.

    4. Третий крестовый поход
    В марте 1190 года войска Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и, после страшных лишений, пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в реке Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих привел в Антиохию, а потом к Акре. В январе 1191 года он умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский. По дороге Ричард Львиное Сердце победил императора Кипра, Исаака, который вынужден был сдаться; его заключили в сирийский замок, где держали почти до самой смерти, а Кипр попал во власть крестоносцев. Осада Акры шла плохо, вследствие раздоров между королями французским и английским, а также между Ги де Лузиньяноми маркграфом Конрадом Монферратским, который заявил, по смерти жены Ги, притязание на иерусалимскую корону и женился на Изабелле, сестре и наследнице умершей Сибиллы. Только 12 июля 1191 года Акра сдалась после почти двухлетней осады. Конрад и Ги примирились уже после взятия Акры; первый был признан наследником Ги и получил Тир, Бейрути Сидон. Вскоре после этого отплыл на родину Филипп II с частью французских рыцарей, но Гуго Бургундский, Генрих Шампанский и много других знатных крестоносцев остались в Сирии. Крестоносцам удалось нанести Саладину поражение в битве при Арсуфе, но из-за нехватки воды и постоянных стычек с мусульманскими отрядами армия христиан не сумела отвоевать Иерусалим — король Ричард дважды подходил к городу и оба раза не решился на штурм. Наконец, в сентябре 1192 года было заключено перемирие с Саладином: Иерусалим остался во власти мусульман, христианам было лишь позволено посещать святой город. После этого отплыл в Европу король Ричард [3,213].

    Обстоятельством, несколько облегчившим положение крестоносцев, была последовавшая в марте 1193 года смерть Саладина: раздел его владений между его многочисленными сыновьями стало источником междоусобиц среди мусульман. Вскоре выдвинулся брат Саладина, аль-Малик аль-Адиль, который овладел Египтом, южной Сирией и Месопотамией и принял титул султана. После неудачи третьего крестового похода в Святую землю стал собираться император Генрих VI, принявший крест в мае 1195 года, но он умер в сентябре 1197 года. Некоторые отряды крестоносцев, отправившиеся ранее, всё-таки прибыли в Акру. Несколько ранее императора умер Генрих Шампанский, который был женат на вдове Конрада Монферратского и носил поэтому иерусалимскую корону. Королём выбран был теперь Амори II (брат Ги де Лузиньяна), женившийся на вдове Генриха. Между тем, военные действия в Сирии шли неудачно, значительная часть крестоносцев вернулась на родину. Около этого времени немецкое госпитальное братство св. Марии, основанное во время 3-го крестового Похода, было преобразовано в тевтонский духовно-рыцарский орден.

    5. Четвертый крестовый поход
    В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III.

    Сначала крестоносцы намеревались направиться через море в Египет. Они наняли корабли у «Королевы морей» — Венеции, собравшись на одном из её островов. Венецианский правитель (в то время именуемый дожем) Энрико Дандоло потребовал за перевозку огромную сумму — 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Крестоносцы не могли собрать такую сумму. Венеция в это время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол [4,94].

    В 1204 году «освободители Гроба Господня (место, где был погребён Иисус Христос)» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с ними священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибли и многие христиане-горожане.

    Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества.

    Этот четвертый поход, в котором все силы Германской империи разбились о стены одной крепости на Ливане и который представляет нам странное зрелище священной войны, веденной отлученным от церкви монархом, не ознаменован в истории столькими чрезвычайными событиями и великим бедствиями, как предыдущие экспедиции. У воинов Креста не было недостатка ни в рвении, ни в мужестве во время опасности, но имя Иерусалима уже не воспламеняло более энтузиазма пилигримов. В прежних священных войнах было более религиозного чувства, чем политики; в этой же, можно сказать, главную роль играла политика, а не религия. В то время как христиане возносили к Богу молитвы об успехе похода, двигателеми главой которого был император Генрих VI, этот государь вел безбожную войну и опустошал христианскую страну, чтобы подчинить ее своей власти. Мы увидим в последствии, какие смуты среди христианских народов произвело это покорение Сицилии и какую ужасную вражду вызвало оно между сыновьями Генриха VI и преемниками Целестина. [5,171]

    6. Пятый крестовый поход
    Пятый Крестовый поход проходил в 1217 – 1221 годах. Преемнику знаменитого папы Иннокентия III, Гонорию III, удалось (1217 г.) склонить к отъезду в Святую Землю крестоносцев под предводительством короля Венгрии Андрея (Андраша) II. Помощь Европы была крайне необходима восточным христианам: ослабляемые постоянными междоусобными раздорами, они не могли бороться с сарацинами. Избрание нового иерусалимского короля, Жана Бриеннского, не улучшило их положения, так как он прибыл в Палестину без войска. Кроме того, они легкомысленно отказались от продления мирного договора с сарацинами, которые, вследствие слухов о новых сборах на Западе, предлагали мир на весьма выгодных условиях [3,121].

    В конце 1217 г. участники пятого Крестового похода, направившиеся в Палестину морем, сосредоточились в Птолемаиде (Акре). По совету султана Мелик-Адиля, разделившего свои владения между сыновьями, сарацины уклонились от столкновения, справедливо рассчитывая, что разнородная армия крестоносцев, под влиянием обычных раздоров, а также голода и болезней, еще не прекратившихся на востоке, распадется сама собою. Во избежание полного бездействия, крестоносцы предприняли нападение на укрепления на горе Фавор, но, по недостатку припасов и усилению внутренних раздоров, не довели этой экспедиции до конца и расположились на зимних квартирах. В начале 1218 г. король Андрей, с частью своего войска, отчаиваясь в благополучном окончании похода и ввиду мятежа магнатов в Венгрии, вернулся в Европу.


    7. Шестой крестовый поход
    Шестой Крестовый поход происходил в 1228 – 1229. В неудаче Пятого Крестового похода Европа обвиняла германского императора Фридриха II, который не исполнил обета идти на освобождение Святой Земли, данного им на своей коронации в Ахене (1215 г.) и откладывал выступление туда с года на год. Однако Фридрих принял титул короля иерусалимского (хотя действительный король, Иоанн, был его тестем) и немедленно отправил в Палестину епископа Амальери для принятия присяги от иерусалимских баронов.

    В 1227 г. огромная масса крестоносцев (из одной Англии около 60 тысяч человек) собралась на юге Италии, в Апулии, чтобы выступить в Шестой Крестовый поход. Крестоносцы ждали лишь императора. Скопление столь значительного числа людей, большей частью непривычных к жаркому климату, повлекло за собою страшное развитие чумы, от которой весьма многие погибли, а другие бежали домой. Вследствие этого, Фридрих, прибыв в августе 1227 г. в Бриндизи, нашел крестоносное войско уже значительно ослабленным. Крестоносцы были немедленно посажены на суда и отплыли, а за ними 8 сентября тронулся и император, но через 6 суток он снова вернулся в гавань Бриндизи. В немедленно отправленном папе донесении Фридрих объяснил свое возвращение болезнью и противными ветрами. Но папа Григорий IX, крайне рассерженный и не веривший в действительность болезни императора, 17 ноября 1227 г. публично отлучил его от церкви [5,83].

    Император, однако, обратил на это отлучение очень мало внимания. Он не оставил своего намерения отправиться в Святую Землю, тем более, что тогдашняя политическая обстановка на Востоке весьма благоприятствовала делу освобождения Гроба Господня. Сыновья султана Мелик-Адиля, незадолго до этого сплотившиеся ввиду опасности, грозившей Египту, теперь снова стали враждовать между собою. Один из них, египетский султан Мелик-Камиль, обратился даже к Фридриху, прося у него помощи против своих братьев и обещая за это Иерусалим. Большая часть прежних крестоносцев уже рассеялась. Фридриху II пришлось искать новых, а этому всячески противодействовал Григорий IX, ясно доказывая тем, что он свои личные интересы ставил выше святого дела освобождения Гроба Господня. Вследствие этого Фридрих, при всей своей энергии, мог собрать весьма незначительное число крестоносцев, с которыми и отплыл в Шестой Крестовый поход на 40 галерах в августе 1228 г. из Бриндизи.

    7 сентября 1228 г. Фридрих прибыл в гавань Акры и был торжественно встречен патриархом и народом. Но вслед за ним приехали в Палестину посланцы от папы и обнародовали тяготевшее над императором отлучение. Тогда духовенство и вообще палестинское население стало относиться к императору враждебно. Узнав о прибытии Фридриха, султан Мелик-Камиль отправил к нему послов с богатыми подарками и сам направился с армией в Палестину, имея целью захватить Дамаск, владетель которого только что умер. Император немедленно вступил с Камилем в переговоры об уступке христианам Иерусалима. Но переговоры шли не так успешно, как можно было ожидать: Камиль, видимо, испугался возможности слишком тесного вмешательства германского императора в дела Востока.

    Тогда Фридрих, желая скрыть затянувшиеся переговоры (это могло скомпрометировать его в глазах христиан), одобрил намерение крестоносцев укрепить бывшие в их руках города, а также овладеть городом Яффой (Иоппией), весьма важным, как ближайший к Иерусалиму порт. Захват Яффы тем более входил в планы императора, что обладание этим городом приближало его к египетскому султану, с которым он вел переговоры. Но, но причине тяготевшего над Фридрихом отлучения, иерусалимские рыцари (тамплиеры и иоанниты) согласились идти с императором лишь при условии, что все приказания будут исходить не от имени Фридриха, а во имя Бога и святой церкви. Так как император не согласился на это, ему пришлось двинуться к Яффе лишь с 10 тысячами пехоты (силы, неудовлетворительные и по числу и по составу: отсутствие конницы при противнике, богатом ею). К чести рыцарей, сознание долга и важности дела пересилило в них желание служить интересам папы: они последовали за Фридрихом на некотором расстоянии, так что при необходимости всегда могли поддержать его. Скоро и император, не желая рисковать разделением сил, уступил требованию рыцарей.

    15 ноября 1228 г. крестоносцы заняли Яффу и приступили к укреплению этого города. При выступлении к Яффе, участники Шестого Крестового похода взяли с собою продовольствия только на время похода до неё. Остальные припасы они рассчитывали подвезти позднее морем уже во взятый город. Это было крайне неосторожно: Яффы они могли и не взять, тогда не хватило бы продовольствия на обратный путь; кроме того, море, завися от погоды, – крайне неверная коммуникационная линия. И действительно, сильная буря задержала в море флот, везший продовольствие, вследствие чего крестоносцы Шестого похода стали терпеть крайнюю нужду, приписывая свои невзгоды решению следовать за отлученным императором. Многие думали даже оставить ряды армии, но к счастью вскоре ветер стих, и ожидаемый транспорт в Яффу прибыл.

    Тем временем переговоры с султаном продолжались. Обе стороны желали мира: император – по причине вражды к нему палестинских христиан (был даже заговор против его жизни) и слухов о нападении войск папы на его европейские владения; Камиль – в виду угрожающего положения, принятого армией нового дамасского султана. Поэтому 18 февраля 1229 г. было заключено перемирие на 10 лет, по которому христиане получили Иерусалим и прочие святые места. Договор этот, несмотря на то, что им без кровопролития достигалась цель Шестого Крестового похода, возмутил всех, и особенно иерусалимского патриарха, без ведома которого он состоялся. Патриарх запретил богослужение в Иерусалиме на время пребывания в нем императора и этим еще увеличил раздоры между христианами.

    Между тем единство последних было весьма необходимо. Дамасский султан Давид не признал уступки Иерусалима, и важно было воспользоваться раздорами между сарацинами, чтоб окончательно укрепить за собою Святую Землю. Несмотря на непризнание договора, император 17 марта 1229 г. вступил в Иерусалим, где, ввиду отказа патриарха, сам возложил на себя иерусалимскую корону. Возросшая враждебность палестинских христиан к Фридриху заставила его через два дня вернуться в Яффу, но он и здесь был встречен недовольством. Озлобленный император стал жестоко преследовать неприязненное ему духовенство. Вскоре вести из Европы о нападении папы на владения Фридриха заставили его 1 мая 1229 г. отправиться на родину. Отъезжая, он не принял мер для упрочения святых мест за христианами. Этим и окончился Шестой Крестовый поход. Отъезд Фридриха, пользовавшегося большим влиянием на сарацин, благодаря своим хорошим отношениям к султану Камилю, заметно ослабил положение христианской колонии в Святой Земле, которое ухудшалось еще и постоянными раздорами между рыцарскими орденами и императорским наместником.

    Шестой Крестовый поход, замечательный по отсутствию боевых столкновений между враждующими сторонами, совершенно незаметен в военном отношении. Гораздо интереснее этот походсо стороны политики: он показал её значение на войне и важность личных отношений между главными вождями (плохие отношения императора и папы вредили делу; хорошие же между императором и султаном, напротив, помогали). Еще важнее то, что Шестой Крестовый походрельефно охарактеризовал отношения между властями папской и императорской. Первая явно склонялась к упадку: даже отлучение от церкви не лишило императора возможности отправиться на Восток. Ещё одним очевидным выводом из событий этого похода стало охлаждение Европы к идее Крестовых походов.

    8. Седьмой крестовый поход
    Летом 1249 года король Людовик IX высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигли Мансуры. В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мансуру прибыл новый султан (Эйюб умер в конце 1249 года), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылся голод и моровая язва. В апреле мусульмане нанесли крестоносцам полное поражение; сам король был взят в плен, и купил свободу возвращением Дамиетты и уплатой громадной суммы (убиение мамелюками, под начальством Бейбарса, султана Тураншаха не изменило положения дел). Большая часть крестоносцев возвратилась на родину; Людовик пробыл в Святой земле ещё четыре года, но не мог добиться никаких серьёзных результатов.

    9. Восьмой крестовый поход
    В среде христиан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри: тамплиеры враждовали с иоаннитами, генуэзцы — с венецианцами и пизанцами (из-за торгового соперничества). Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из борьбы между появившимися в Передней Азии монголами и мусульманами; но в 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел Дамаском и Халебом. Когда после убийства Кутуза султаном стал Бейбарс, положение христиан стало безнадёжным. Прежде всего Бейбарс обратился против Боэмунда Антиохийского; в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, которой христиане владели 170 лет. Между тем Людовик IXснова принял крест. Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский и другие. Кроме того, обещали идти в крестовые походы Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III — Эдуард и Эдмунд [4,89]. В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта. В Кальяри решено было начать крестовые походы, связанные с завоеванием Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского (брата Людовика Святого), но не для христианского дела в Святой земле. Под Тунисом среди крестоносцев открылся мор: умер Иоанн Тристан, потом папский легат и, наконец, 25 августа 1270 года, сам Людовик IX. После прибытия Карла Анжуйского был заключён с мусульманами мир, выгодный для Карла. Крестоносцы покинули Африку и часть их отплыла в Сирию, куда в 1271 году прибыли также англичане. Бейбарс продолжал одерживать верх над христианами, взял несколько городов, но попытка его завоевать Кипр не удалась. Он заключил с христианами перемирие на 10 лет и 10 дней и занялся борьбой с монголами и армянами. Преемник Боэмунда VI, Боэмунд Триполийский, платил ему дань.

    Заключение
    Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

    Византийская империя.

    Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453.Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.

    Торговля.

    Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.

    Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.

    Феодализм и церковь.

    В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

    Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

    Культура.

    Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.

    Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны (Estoire de la guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chanson d'Antioche), посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре.
    Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских землях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184 (год смерти автора).

    Список использованной литературы
    1. Васильев А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя. 1998. 581 с. (Византийская библиотека.)

    2. Виймар П. Крестовые походы. – М.: АСТ, 2006. 384 c.

    3. Ертов И. История крестовых походов для освобождения Иерусалима и святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории. СПб.: тип. Х. Гинца. 1835. 375 с.

    4. Заборов М. А. Историография крестовых походов. (XV-XIX вв.) М.: Наука. 1971. 386 с.

    5. Мишо Г. История крестовых походов. — М.: Новый Акрополь,2014. — 368 с.


    написать администратору сайта