Готовые ответы по социологии. 1. предмет,структура и фунии социолог. Соотнош и вз
Скачать 173 Kb.
|
Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении. 1)“общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении (“социальная система”, “социальное развитие” и др.); 2)собственно социологические категории (“стратификация”, “институт”, “организация”, “статус”, “роль”, “нормы”, “ценности” и др.); 3)категории дисциплин, пограничных с социологией (“личность”, “семья”, “культура” и др.). Соц закон — это выражение сущ-ой, всеобщей и необх-ой связи соц явлений и процессов. Сущ-т общие и специфические законы в соц-гии. Общие з-ны соц-гии — предмет изучения философии. Специфические з-ны соц-гии изуч-ся именно соц-гией и составляющие ее методологическую основу. В соц-гии выд-т 5 категорий соц з-ов: — з-ны, констатирующие сосущ-ие соц явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения. — з-ны, устан-щие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры соц объекта, переход от 1го порядка взаимоотношений к другому. Изменение хар-ра производ-ных сил требует изм-ия отнош пр-ва. — з-ны, устан-щие связь м/у соц явл-ями. З-ны функциональные. Они выр-т связь м/у осн эл-ми соц объекта, что опр-ет хар-ер его функционирования. — з-ны, фиксирующие причинную связь м/у соц явл-ми. Важнейшим и необх-м условием соц интеграции выступает рацион-е сочетание общест-ных и личных интересов. — з-ны, утвержд-щие возможность или вер-сть связи м/у соц явл-ми. Уровень бракоразводов в разл странах пов-ся и колеблется вместе с эк циклами. 9. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И АБСОЛЮТНАЯ Общество представляет собой системную организацию соц взаимодействия и соц связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующую и самовоспроизводящую. Общество взаимодействует с такими соц орга-циями, как гос-во и население. Социальная структура предполагает:
Таким образом, под социальной структурой понимается совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, составляющими систему, которые определяют ее качественное своеобразие и строение. Признаки: 1)имя, кот часто, но не всегда становится названием гос-ва; 2)история, кот хранится в памяти общ-ва и может сущ-но отличаться от того, что описывают историки; 3)собственная культура, кот позволяет общ-ву сформировать нормы и ценности, лежащие в основе соц связей; 4)общ-во явл-ся максимальной ед. соц реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общ-во; 5)общ-во воспроизводит само себя, в основном за счет детей от браков м/у признанными членами общ-ва; 6)общ-во явл-ся саморегул-щей и относит-но самодостаточной си-мой; 7)формы взамоде-ия людей в рамках общ-ва устойчивы и целостны; 8)опред-ая территория, на кот живет население (субъект общ-ва); 9)важным, но не обязательным признаком явл-ся наличие гос-ва; 10)общ-во хар-ся соц дифференциацией, кот представляет собой важнейший механизм его развития. Типология: 1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (первобытные племена) 2)сложные – сущ-т иерархия соц слоев , несколько уровней управ-ия (для гос-ва). А)Дописьменные и письменные (владение алфавитом). Маркс: 1)первобытно-общинное 2)рабовладельческое 3)феодальное 4)капиталистическое 5)коммунистич. Г. Ленски: 1)общ-во охотников и собирателей 2)садоводческие 3)аграрные 4)промышленные. Теннис Ф.: 1)допромышл (сельская община) 2)пром-городские. Д.Белл и А.Турен: 1)доиндустриальные (традиционные) – сел хоз-во, церковь, армия, закрытое общ-во 2)индестриальные – развитая промышл-сть, свободные, открытые общ-ва 3)постиндустриал – инф-ция, достижения научно-техн революции. По полит. приз-м: 1)демократич. (гражданское общ-во) 2)тоталитарное (гос-во подавляет личность) 3)авторитарное. Также сущ-ют общ-ва на основе их религии (напр. мусульмансоке или христианс.) 10.СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦ МОБИЛЬНОСТЬ Соц стратификация - совокупность расположенн в вертикальном порядке соц слоев. 4 главн формы: рабство, касты (членство с рожден), сословия (соц группа, обладающ закрепленными обычаями или юр законами и передаваем по наслед правами и обязанн) (закрытые общ-ва) и классы (открытые). Современн общ-во основыв на широком разделен труда и ф-ций люд в процессе общ воспроизв. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе (статус - в современн общ-ве оно охватыв профессию, экон и пол положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права и обязанн. Они могут носить формальн (нормативно установленн) или неформал характер. Д/кажд чел характерен определенн набор статусов. Наиб характ статус чел, выделяющий его от других - главн статус. Статус чел, в кот он рожден - приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Соц стратификац современн общ-ва: высший слой - элитарное меньшинство, средний слой и низший слой - люмпенизированный слой соц аутсайдеров. Социальная мобильность - изменнеие социального положения людей. Различают:
11. ЛИЧНОСТЬ:ЕЁ ОПРЕДЕЛЕН И ФУНКЦИИ Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих. В каждой личности проявляется 3 уровня св-в: 1)То общее, что проявляется у каждого члена общества на данном этапе развития. 2)Особенно связано с соц. группами, с которыми общается личность(общности - этнические, профес. деятельность человека, территориальные) 3)единичное, индивидуальное, то что связано с личными опытом, каждый из нас уникален. При формировании личности в социологии принято учитывать ряд важных фактов: 1.биологическая наследственность 2.физическая среда обитания 3.культурная среда 4.групповой опыт человека 5.уникальный индивидуальный опыт Функциями считается те действия которые конструктивны, обеспечивают жизнеспособность общественного организма. Социальные дисфункции –это те действия, которые разрушают стабильность, в обществе, его результатом является деструктивная деятельность, которая разрушает, а не созидает. В социологии сущ-т такие понятия как:1)открытые ф-ии. Проявляются тогда, когда известен субъект действия 2)патентные ф-ии. Могут проявляться на одном их этих ур-й. Р. Мертон внес значительный вклад в разработку системы функционализма: 1.Разные ф-ии могут вести к одному и тому же результату 2.Одни и те же действия в определенных условиях могут вести к разным результатам (напр. хим. р-ии с разл t) Соц. статус –это набор, совокупность соц. ф-ий, осущ-х в рамках прав и ведущих к социально значимому ожидаемому результату. Разновидности соц. статусов. 1) Генеральный (всеобщий) статус (напр. статус гражданина -если мы его имеем, то можно получить и др. статусы) 2) Аскритивные достигаются без ваших усилий (дочь…) 3) Достигаемые, зависят от наших усилий (студент…) 4) Формализованные статусы, официально удостоверяют статус (директор) 5) Неофициальный подруги невесты…) Соц. роль –это поведенческая характеристика, она предопределяет поведение человека, обладающего данным статусом. Статус –это функции, права и обязанности. Социальная роль –это набор целесообразных действий и норм поведения. Есть главные и второстепенные социальные роли, социальные роли могут оцениваться по-разному. Парсонс выделяет 5 осн черт любой роли: 1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности, 2)способ получения – одни предписывают, др завоевывают, 3)масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта, 4)формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно, 5)мотивация – на общее благо, на личную прибыль. 12. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность. Факторы: 1) сист образования; 2) среда сверстников; 3) произведения искусства, литературы; 4) СМИ; 5) Пол институты; 6) Экон и пол события; etc. Социализац - не однонаправленн процесс. Осуществл-ся через деятельность, общение и развитие самосознания. Двоякий процесс: постепенн раскрытие в индивиде прир качеств и внешн воздействие (целенаправленн и ненаправленн воспитание). Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты. Фактор социализац – соц среда. 4 стадии: ранняя (до школы, агент-семья), обучение (агент-школа), соц зрелость, завершение жизн цикла. Осн объект соц с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в кот осуществл осн соц связи и социализац личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими чл группы, сопоставляя себя с ними. Общественные условия социализации: 1.Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений). 2.Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные) Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им). Этапы соц-ции: 1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. 2. Вторичная социализация: - профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. - пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства. 13.ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение. Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, т.е. это то поведение, кот не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом общ-ве. Можно считать дев. поведением героизм, сверхтрудолюбие, гениальность (т.е. отклонение со знаком «+»), но и отриц проявления (от мелких краж до тяжелых преступлений). Социологическое объяснение девиации учитывает социальные и культурные факторы. Этой проблеме уделяли внимание Конт, Спенсер, Лиминфельд, Дюркгейм, Мертюн. Возникновение девиации: появляется цель, кот достичь нормальными путями соц объекту не удается. Возникает соц напряженность, а следом – предконфликтная ситуация. Если решения нет, объекты вступают в борьбу для достижения цели – конфликтная девиация. Важно учитывать то, что является нормальным для одной группы людей, м.б. отклонением для другой. Деликвентное поведение – серьезные нарушения, противоправные действия, кот нарушают общепринятые юридические нормы, т.е. то поведение, за кот несут наказание все. Поведение, кот начинает угрожать устоям общества, его ценностям, нормам наз-ся соц аномией (деформация общ-ва). Оно обусловлено кризисами, войнами, переворотами. 2 способа выхода из этого состояния: 1)быстрый, решительный – навязывание опр-ой системы ценностей; 2)длительный – выработка новых соц норм, ценностей (хар-но сегодня). Чтобы как-то отрегулировать общественные отнош-ия, устранить эл-ты дезорганизации, сущ-ет соц контроль, кот проявляется через систему санкций. 14.КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГ ПОЗНАНИЯ. ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. Основные элементы культуры. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является причиной для его членов Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени. Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых устойчивых идей,убеждений,норм передаваемых из поколения в поколения. 15.ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. Субкультура-совокупность символов,ценностей и обрядов поведения,отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу.В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью ,религией,родом занятий,возрастом и др различиями. Контркультура-совокупность символов,ценностей и образцов поведения ,противостоящих доминирующей культуре.( также сущ-ет этноцентризм и релятивизм.) Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит преждевсего в том, что культура выступает средством аккумуляции,хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализует ся через ряд функций. 1) Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализирован-ностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования. 2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. 3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на произвстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции,которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. |