Готовые ответы по социологии. 1. предмет,структура и фунии социолог. Соотнош и вз
Скачать 173 Kb.
|
1. ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА И ФУН-ИИ СОЦИОЛОГ.СООТНОШ И ВЗ Социология - учение об общ-ве, наука, кот изучает современное общ-во через призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Объект - современн общ-во и информац о нем, полученн другими науками. Предмет изучен - закономерности функционир развития общ-ва и взаимодействие общностей разного типа. Соц общности - все разновидности соц образован, кот связаны общими интересами. Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), теории средн уровня (распределен ролей в соц институте), микросоциол (взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются). Парадигма – совокупн основн теоретич положений и принципов, лежащ в основе теории или ряда теорий. 3 группы: структурн (рассматрив организац, функционир и развитие общ-ва как един системн целого, в основном на макроуровне), интерпретивн (основн – изучен и интерпретац чел поведения, его мотивов в основном на макроуровне), интегральн и объединит (анализ соц реалий с точки зрения единства объективного и субъективного, структуры и индивида). Функции социологии: 1.познавательно– исследовательская (проявляется в освоении данных, добытых другими). 2.Практическая. (в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу изменения в рамках общества, к-то соц.институтов). 3.Оценочно-регулятивная. Надо ориентировать поведение людей на определённый образ жизни, выбор профессии. Она показывает реальное состояние отношений общества, негативное изменение. 4.Прогностическая (прогноз на выборы) 5.Идеологическая. Но наука не должна иметь идеологической окраски. Науку делают люди и у каждого есть своё мнение, свои пристрастия, тчо иногда проявляется в его выводах. Наука же должна быть беспристрастной, должна стремиться к истине. Взамод-ие: 1)соц и история: история для соц-гии фактич материал, эмпирич база. 2)соц и политология: соц-гия изучает как общ-во влияет на политику, на гос-во, а полит-гия – как власть влияет на общ-во. 3)соц и эк теория: соц-ия указ-ет что эк-ка сущ-ет не в безвозмездном простр-ве. 4) соц и юриспруденция: юристы счит-т, что обществ-он развитие и соц поведение регул-ся законодат влиянием власти. Соц указ-ет что обществе-ое поведение невозможно. 5)соц и филос-ия: соц философия явл методологич аппаратом не только для соц-гии, но и для всего соц-гум знания. 2.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:ОГЮСТ КОНТ И СПЕНСЕР французский философ Огюст Конт - основатель социологии. Разрабатывая классификацию наук, Огюст Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы глобальных явлений, а вторые применяют эти законы в частных областях. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. При этом "энциклопедическая лестница" Конта создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других явлений. Это объясняет то, что социология возникает относительно поздно. При характеристике наук Конт использует идею "позитивности", то есть научного положительного знания. Конт внес вклад в формирование основных методов получения эмпирического, опытного знания об обществе. Первейшие среди этих методов - наблюдение, эксперимент и сравнение. Именно наблюдение выводит социологию на уровень науки. Оно должно осуществляться планомерно, под руководством теории. Что касается эксперимента, то Конт выделяет два его основных вида: непосредственный и опосредованный. Непосредственный эксперимент состоит в наблюдении за изменением явлений, а опосредованный - в исследовании патологических отклонений в обществе. Метод сравнения связан с сопоставлением жизни народов, одновременно проживающих в разных частях земного шара, и направлен на установление общих законов существования и развития обществ. Как и некоторые его современники и последователи, Конт прибегал к так называемой "органической аналогии", утверждая, что подобно живому миру общество становится более дифференцированным (то есть более сложным, состоящим из разнообразных подсистем и внутренних образований) в результате разделения труда. Общества эволюционируют, проходя путь от простого к сложному через три стадии - примитивную, промежуточную и научную. Согласно Конту, само мышление людей также развивается прогрессивно, проходя телеологическую стадию, затем метафизическую (философскую) и, наконец, достигая стадии позитивной. Спенсер Спенсер также, как и Конт, отдавал должное органической аналогии, рассматривая общество как систему, развивающуюся на основе принципа естественного отбора.. Спенсер считал, что общества движутся от простого к сложному и что при этом важную роль играет "выживание наиболее приспособленных". Вместе с тем он полагал, что на более поздних стадиях развития (в индустриальную эпоху) в обществе начинают преобладать сотрудничество и альтруизм, а не агрессия и конфликт. Среди его основных трудов - "Социальная статика" (1850) и "Принципы социологии" (1896). Спенсер сделал многое для того, чтобы доказать, что социология может существовать как наука. На его взгляд, это зависело, во-первых, от существования закона "естественной причинности", который действует в обществе в той же степени, что и в природе, и, во-вторых, от существования закономерной связи элементов в структуре любого явления. Одна из важных задач, которую взялся решить Спенсер, заключалась в разделении социологии и истории. Социология должна опираться на исторические факты, однако методологически она оказывается ближе к биологии. Помимо Конта и Спенсера выделяют ряд других имен и направлений в рамках начального периода развития социологии. Следует помнить, что во второй половине XIX в. колоссальным влиянием пользовалась эволюционная теория Чарльза Дарвина, и сравнение общества с живыми системами и отдельными организмами стало общим местом, поэтому эволюционизм был представлен более чем двумя именами в социологии. В это же время в первую очередь благодаря деятельности выдающегося британского исследователя Эдварда Тайлора формируется еще одна общественная наука - социальная антропология. И, наконец, во второй половине XIX в. складывается современная дисциплина психологии. 3.РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМОМ.СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии: 1.Соц. явления подчиняются законам, общим для всей действ-ти, 2.социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук, 3.метод соц. исследования д.б. точным и строгим. Соц. явления д.б. описаны количественно, 4.важным критерием научности явл-ся объективность (социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов). Четко эти принципы формулировал в работе «Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам: 1.«рассматривать социальные факты как вещь» (т.е. соц: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие м/у фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества) 2.социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды. 3.Признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями (а) источник соц. фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общ-во есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида). Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма. Типология обществ базируется на закономерности структурной организации общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ. Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда. Он выделял следующие признаки болезни общ-ва: 1.аномию, т.е. такое состояние общества, при кот. отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность), 2.социальное нер-во, 3.неадекватное разделение труда. причины кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общ-ва. Концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике. 4.КАРЛ МАРКС КАК СОЦИОЛОГ.ПОЗИТ И НЕГАТИВ СТОР ЕГО УЧЕН 1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. 2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить. Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии. Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный. Маркс представлял историю как смену общественно-исторических формаций.Формационный подход называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества —исторический материализм). 5.УНИВЕРСАЛИЗМ МАКСА ВЕБЕРА Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Государство по Веберу бывает нескольких видов: 1.Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США. 2.Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы. 3.Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности. 6.СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИИ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ. Социология в России — это часть общемировой социологии. История развития российской социологии связана со сложными катаклизмами. Ее появление было обусловлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.) как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных только для России. К сожалению, до революции социология в нашей стране так и не стала академической дисциплиной и была в чрезвычайно малой степени институционализирована. До 20-х годов в России существовало много направлений и школ социологии, то же свойственно было и Западу. Но после принятия в России (в конце 30-х) точки зрения, что социология это философская наука, после проведения ряда дискуссий в последующие годы, “запрет” на выдвижение отличных от официальной точек зрения привело к тому, что в стране осталось существовать только одно направление. На Западе как существовали, так и продолжают мирно существовать разные точки зрения на социологию. Возрождение социологии как науки начинается в конце-50-х -начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изуче-нию влияния научно-технического прогресса на социальную и профес-сиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных пред-приятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования. В России, как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов .Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время. В настоящее время в российской социологии складывается толерантность и плюрализм идей. Началось осуществляться то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский и о чем говорил Н.И.Кареев: “Социология будущего явится синтезом тех частных истин, какие содержатся в отдельных направлениях социологии” [95. С. XIV]. 7. ПИТИРИМ СОРОКИН Человеч личность формир под воздейств ряда факторов – космич, биологич, соц-психологич – но прежде всего социокультурн. Эти хар-ки не врожденн, а приобретенн. Интегральн прир человеч личности формир в процессе интеракц люд друг с другом. Вся окруж действительность: 1) эмперически-чувственн форма (постиг с помощью органов чувств) 2) рациональн- умственн (разумом через логику) 3) сверхчувственно-сверхрац (гениальн творен). Чел - не только эмпирич наблюдатель, но и творец. Истина, красота, добро – 3 составляющ интегральн суперсист. На базе этих элементов идет развитие человечества. Сущ также идейн и чувственн суперсист, сменяющ друг друга на протяжении всей цивилизац. Революц и, как правило, войны, ускоряют дезинтеграц чувственно общ-ва. Ценности и идеалы, как правило, иллюзорны. Культивац вражды, злобы. Исход зависит от того, победят ли эти негативн силы или часть люд, кот рев побужд к моральн самосовершенств и религии. Соц стратификац – дифференциац люд на классы и слои, что выраж в неравномерн распредел прав и привилегий. Бывает эконом, пол и профессион. Она все время измен. 8. ОБЬЕКТ И ПРЕДМ В СОЦИОЛОГИИ.СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ. Социология - учение об общ-ве. Объект соц-гии - современное общ-во и инф-ция о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии явл-ся закономерности функционирования развития общ-ва и взаимод-ие общностей разного типа. Соц общности - это все разновидности соц образований, кот связаны общими интересами. Социология - это наука, кот изучает соврем общ-во через призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Социум: Общ-во — это означает все человечество. Кроме того, общ-во — обозначает какой-либо народ (русский, америк). В этом случае под общ-вом понимается территориально-гос образ-ие, кот отличается от других территориально-гос образ-ий различ хар-ками. Эти 2 смысла равнозначны понятию «социум». В этом смысле общ-во — это такое объединение людей, в кот происх-т пост-ое и устойчивое взаимодей-е и взаимообуславливание м/у людьми в исторически сложившихся формах. Существуют обязательные условия продолжительного существования и развития социума:
Без категорий невозможно развитие ни одного научного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессиональной теоретической деятельности. |