Главная страница

Социология 3-лекция. Лекция Развитие отдельных социологических школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер др.)


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеЛекция Развитие отдельных социологических школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер др.)
Дата16.10.2022
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаСоциология 3-лекция.pptx
ТипЛекция
#736664

Лекция 3.

Развитие отдельных социологических школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер др.).

План:

1. Основные этапы становления и развития социологии (начальный, позитивистский, классический и современный этапы




XIХ в. именуют «золотым веком» классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-е гг. ХIХ в.



Основателем социологии как самостоятельной науки принято считать французского ученого Огюста Конта (1792 - 1857). Французский социальный философ, создатель философии позитивизма. Написал много трудов по социологии. Главной работой Конта, в которой изложены основы его учения, стал «Курс позитивной философии» в шести томах (1830-1842) 6 т. В нем он ввел в научный оборот термин «социология», разработал принципы классификации наук, позитивной философии и социологии.



С точки зрения О. Конта, ни одна частная наука не может дать точного знания об обществе в целом, так как отдельные науки рассматривают социальные явления в их изолированности. Только социология, изучающая статику и динамику общества на основе собранных позитивных фактов, способна рассмотреть социальные явления в их взаимосвязи. Социология представляет собой «позитивный синтез» данных различных наук. 



Она основывается на законах биологии, однако имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга». Такая постановка вопроса была новаторской для своего времени, так как требовала изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных оснований или философского смысла истории.



Позитивизм О. Конта.

О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Главное для него – это позитивный метод, основанный на наблюдениисравненииэксперименте и историческом методе, в совокупности приводящий к выявлению законов развития общества.



В борьбе против теологии и метафизики О. Конт утверждает, что наука познает не сущности, а феномены (отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?»). Разные науки достигают такого «позитивного состояния» в разные периоды истории. Теперь пришло время социологии. Произошло это поздно, потому что социология – «сложная» наука, она требует развития и усвоения более «простых» наук (физики, химии, биологии и т.д.).



Согласно О. Конту, социология, или «социальная физика», как он ее первоначально называл, опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент. Идейной основой социологической концепции О. Конта явился «закон трех стадий», согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа:



Теологическая [с древности до 1300 года] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.





Метафизическая [1300—1800] (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее.



Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.





Научная [XIX век] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью



абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.





По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития.

Он делит социологию на:

социальная статика - раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с



устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.



социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.

На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний



период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.



Таким образом, историческая и научная роль О. Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которой дал название - социология.



Одним из самых авторитетных мыслителей второй половины ХIХ века является английский ученый, – второй «отец-основатель» социологии, представитель натуралистической ориентации в социологии Герберт Спенсер (1820 - 1903). Его основные работы: «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903) и др. Г. Спенсер впервые



в истории социологии попытался дать систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии. Он ввел в социологию многие широко употребляемые социологические термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функция и другие.

Он известен как сторонник так называемой «органицистской школы» в социологии.



Развивая мысль О. Конта о взаимосвязи биологии и социологии, Г. Спенсер полагал, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, он сделал попытку методологически обосновать социальный органицизм, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом.



Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы, института.

Взгляды Г. Спенсера обычно характеризуются как «эволюционно-организмическая теория», так как он наиболее плодотворно развил и соединил две идеи: 1) общество как организм и 2) эволюция общества.





Центральное понятие концепции Г. Спенсера – эволюционизм. Г.Спенсер говорил о себе: если О. Конт изучает происхождение идей, то я стремлюсь изучить эволюционные изменения социальных институтов. Сам предмет социологии, по Г. Спенсеру, это и есть изучение роста, развития, строения и отправлений общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления.





Г. Спенсер прослеживает эволюцию от простых обществ к более сложным, и проводит мысль об усилении дифференциации и интеграции социальных функций в процессе общественного развития. Социальная эволюция выступает как автоматический и предопределенный процесс развития и разложения конкретных социальных организмов. Социальный прогресс он видел в последовательном усложнении организации общества.



Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. В этой связи он подразделял общества на простые, сложные, вдвойне сложные, втройне сложные.

Главный фактор общественного развития он видел в разделении труда, которое приводит к высшему типу общественного устройства – «индустриальному обществу».



Г. Спенсер подразделяет социальные структуры на две группы: в одних сотрудничество людей является принудительным, в других – добровольным. В связи с этим он делит общества на два типа – «военные» и «промышленные» (индустриальные). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине (даже



церковь здесь похожа на военную организацию). Индивид в таком обществе принудительно подчинен социальному целому. В «промышленном» обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. В таком обществе власть выступает как выражение воли индивидов, а их соединение становится добровольным.



На протяжении всего XIX в. социология быстро развивается. Уже на рубеже XIX-XX вв. она превращается в общепризнанную науку. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зиммель и другие мыслители оказали в этот период решающее воздействие на формирование социологии как науки. Социология обретает свой специфический предмет исследования и методы познания. Появляется большое количество теорий, методик, направлений и школ внутри социологии.



С конца XIX в. социология становится университетской дисциплиной. Первая кафедра социологии была открыта в Чикагском университете А. Смоллом в 1892 г. В 1884 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии. Начинают выходить социологические журналы, появляются первые центры социологических исследований – Лондонское социологическое общество (1903), Американское социологическое общество (1905), Немецкое социологическое общество (1909) и т.д.

В классический период своего становления социология обогатилась многими теориями и учениями.



Крупнейшим ученым ХIX века является Карл Маркс (1818 - 1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения.



К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций.



К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895) свое понимание сущности человека и общества называли историческим материализмом, чтобы подчеркнуть отличие своих взглядов от идеалистических и метафизических (натуралистических) взглядов на историю. Они подчеркивали, что исследование исторического процесса надо начинать с изучения жизни реальных людей с их потребностями и интересами, находящихся



во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений и образует то или иное общество. Личность в марксизме трактуется как «совокупность всех общественных отношений». Таким образом, «сведение индивидуального к социальному» является важнейшим принципом марксистской социологии и считается главным условием объективного анализа человеческой истории.



Объективные закономерности развития общества проявляются в классовой борьбе как главном источнике перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс стали одними из основателей конфликтологического направления в социологии. С точки зрения марксизма, социальные противоречия и конфликты – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все общество и все его структурные элементы: в экономике – это конфликт между постоянно растущими производительными силами и отстающими от них на определенном этапе производственными отношениями, в социально-политической сфере – это борьба классов и идеологий.



Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Он представитель социологического позитивизма конца XIX – начала XX вв. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма. Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологические теории эмпирическую базу. С именем Э. Дюркгейма связывают введение в социологию термина «прикладная социология».



Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Он представитель социологического позитивизма конца XIX – начала XX вв. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма. Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологические теории эмпирическую базу. С именем Э. Дюркгейма связывают введение в социологию термина «прикладная социология».



Иногда его называют истинным основателем научной социологии. С точки зрения Э. Дюркгейма, общество является результатом взаимодействия индивидов, однако, раз возникнув, общество уже существует как самостоятельная реальность, воздействует на индивидов и обладает специфическими свойствами. Например, при рождении индивид находит готовые законы и обычаи, правила поведения, язык и т.д., функционирующие независимо от него. 



Эти образы мыслей и действий, факты коллективного сознания (коллективные представления) существуют самостоятельно, т.е. объективно. Общество как реальность как бы сосуществует рядом с индивидами и детерминирует их действия. Общество не сводится к простой сумме составляющих его индивидов, а, наоборот, приоритетно по отношению к ним.

Эмиль Дюркгейм одним из первых попытался теоретически обосновать специфический предмет социологии.



По его мнению, предметом социологии является особая реальность, которой до сих пор не занималась ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, которые нельзя свести к физической, психологической и иной реальности. Главными признаками социальных фактов являются: 1) объективное, независимое от индивида, существование и 2) способность оказывать на индивида принудительное давление. С точки зрения Э. Дюркгейма, социальная действительность также



«реальна», как и природная реальность и поэтому подчиняется определенным законам. При этом Э.Дюркгейм требовал объяснять «социальное социальным», что означало применение специфического социологического метода: «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т.е. изучать их не путем интроспекции, а извне, через внешние признаки. Существуют два вида социальных фактов:



1) «морфологические» социальные факты (плотность населения, частота и интенсивность контактов, наличие путей сообщения и т.п.);

2) «духовные» социальные факты – «коллективные представления» (религия, мораль, право и т.д.).

Основным способом существования социальных фактов являются социальные институты, поэтому Э. Дюркгейм дает следующее определение социологии:



«Социологию… можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании». Любые социальные факты надо изучать статистически. В своих исследованиях Э. Дюркгейм сочетал эволюционистский и структурно-функциональный подходы к изучению социальных явлений.



По его мнению, социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются «социальные факты», совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии. К «социальным фактам» Дюркгейм относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. различные явления моральной жизни - традиции, обычаи, правила поведения человека.



Один из самых влиятельных теоретиков социологии - Макс Вебер (1864 -1920). М. Вебер – немецкий социолог и политолог, широко известный своими работами в области социологии, политологии и религиоведения: «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919), «Политика как профессия» (1919), «Хозяйство и общество» (1921). Отправной пункт в социологии М. Вебера – действующий человек, который представляет собой «атом социальных наук».



М. Вебер определяет социологию как науку, которая занимается изучением социального действия. Социология «понимает» социальное действие и тем самым стремится объяснить его причину. 

При этом понимание означает познание действия через объяснение его субъективного смысла. Вместе с «субъективным смыслом» представляется все многообразие идей, идеологий, представлений и т.п., регулирующих и направляющих человеческую деятельность. В силу этого взгляды М. Вебера называют «понимающей социологией».



Таким образом, в ХIХ - первой половине XX вв. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества.



В 20-60-е гг. ХХ века началось бурное развитие эмпирической социологии. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенство» общества. Особую известность в этот период получила Чикагской школа (А. Смолл, Д. Дьюи, Дж. Мид, Т. Веблен, Р. Парк, Э. Беджесс). В центре изучения ученых данной школы оказались проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации.

Развитие социологии в ХХ веке породило много школ, теорий и течений, которые придерживаются самых различных концепций, взглядов как по общим позициям, так и по частным проблемам.



Именно в ХХ веке и начале ХХI веке социология широко охватывает страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. В настоящее время трудно найти такое место в мире, где бы не была представлена социологическая наука.

ХХ век начала ХХI века называют также веком развития социологии вглубь. Она охватывала все новые и новые области знания, открывала многие пограничные темы (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые  были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др.).



В ХХ веке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые в 1946 г. создали Международную социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.

.   



Центром мировой социологии на первом этапе являлись три европейские страны: Франция, Германия и Англия. На следующем этапе эту эстафету подхватили США, которые являются передовыми и по сей день,  получившие  на развитие огромную помощь от государства. Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 году в Чикагском университете.   



Кратко рассмотрим некоторые теории и концепции социологической науки современности. Остановимся на тех из них, которые внесли весомый вклад в социологию.

Cтруктурный  функционализм. Наиболее значительной теоретической концепцией первой половины ХХ века явилась теория структурного функционализма Т. Парсонса (1902-1979). Базовой идеей является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними.





Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизменённым названием – структурализмом во Франции, который развивали М. Фуко, К. Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которая была признана и самим её создателем – Т. Парсонсом.  





Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных подсистем, ибо такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.





Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм. Т. Парсонс в совместной с Э. Шилзом работе «К общей теории действия» осуществил заметный сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки улучшить структурный функционализм идеей эволюции свелись к усложнению системы и увеличению её адаптивной способности.





Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить великий А. Эйнштейн – создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Введённая Парсонсом система новых понятий, его теоретико-методологические положения оказали большое влияние на современную социологию.





Роберт Кинг Мертон (1910-2003), - крупнейший современный американский социолог, внесший большой вклад в разработку структурного функционализма и ряда специальных областей социологии. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т.д. Основные труды – «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.



Р.К. Мертон, пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путём введения понятия «дисфункция», то есть заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Р. Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы.





Социал-дарвинистские концепции

Данная разновидность социологических концепций возникла как попытка соединения историко-эволюционного подхода к обществу со структурно-функциональным анализом. Людвиг Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист, его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др. Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах социопсихического группового взаимодействия.



Объект социологии – социальная группа, а предмет социологии – исследование системы их взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории, исследующей все человечество в целом). Социальная группа – надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов целиком и полностью.



Густав Ратценхофер (1842-1904) – австрийский военный деятель, философ, социолог. В своих работах «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает социологию как особую философскую науку (макросоциологию), выступающую в роли основы всех социальных наук и практической политики.





Уи́льям Грэм Самнер (1840-1910) – американский социолог. Основные принципы социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание имущественного неравенства не является препятствием социальному прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы людей между собой и с окружающей природой.



Основополагающими мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх.

К достоинствам социал-дарвинистских концепций можно отнести стремление выявить единство законов общества и живой природы, подчеркивание роли конфликтов в жизни общества и т.д. К недостаткам можно отнести сведение социальных закономерностей к биологическим (натурализм, редукционизм), сведение всей социальной жизни к борьбе за выживаемость (борьба за существование как основной закон общественной жизни), ударение на противоречивости.



Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали интерпретировать поведение с точки зрения того значения, которое личность или группа придаёт тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), как создатель теории символического интеракционизма, сосредоточил своё внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого.



По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств – символов (жест – значение жеста – реакция).



Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста – спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.

Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него).



Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Критика этой теории связана с тем, что символические интеракционисты пренебрегают исследованием биологических, генетических факторов, мало уделяют внимания проблемам бессознательного, в результате чего затрудняется познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).       



Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т.д. С одной стороны, признак истинно социального существа – это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди – это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.



Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем: 1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга; 2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.



Ча́рлз Хо́ртон Кули (1864-1929гг.) – представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» – одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»).



Чарльз Райт Миллс (1916-1962) представитель «новой социологии», положившей начало критической социологии, социологии действия. Миллс – американский социолог и публицист леворадикальной  политической ориентации, призывал к возрождению важной традиции классической социологии и, прежде всего, её гуманистических и просветительских идеалов. С точки зрения учёного центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих определённую роль в политических, экономических и военных институтах различных обществ, то есть изучить эту властвующую элиту, которая во многом определяет лицо современного общества.





Теория социального конфликта. Хотя конфликт был объектом изучения в социологии ХIХ и начала ХХ века, в середине прошлого века интерес к нему заметно угас. В результате этого общество в социологии стало представляться  как стабильная система.

Все теории социального конфликта формировались в результате критического осмысления структурно-функциональной теории Т. Парсонса. При этом основным недостатком его теории считалось то, что в ней слишком важную роль играют понятия «интеграции» и «согласия» и не отводится места борьбе за власть, отстаиванию материальных интересов.



Ральф Дарендорф (1929-2009) – один из наиболее известных современных немецких социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта. В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что основным объектом интереса и причиной социальной нестабильности является не капитал, а власть. С его точки зрения, властью может быть наделено ограниченное количество членов общества, а поскольку власть даёт заметные преимущества в получении разного рода выгод от других, она неизбежно является объектом притязаний и борьбы. При этом тот, кто обладает властью, стремится к сохранению положения, а тот, кто её не имеет, требует её перераспределения.



Феноменологическая социология.  Традиция рассматривать социальные феномены как конституируемые (становящиеся объектами) посредством интерпретирующей деятельности членов общества была заложена австрийским, а впоследствии американским философом и социологом Альфред Шюцем (1899-1959) в 50-х годах ХХ века. Анализируя структуру повседневного мышления, А. Шюц разработал концепцию интерсубъективного мира повседневной жизни.



Этот мир, с его точки зрения, существовал до нашего рождения и интерпретировался нашими предками как социальный мир. С этой интерпретацией можно познакомиться в семье и школе. В организованности интерсубъективного мира можно убедиться и при личном знакомстве с ним. Наличный опыт взаимодействия подтверждает или отвергает наши ожидания типичных соответствий.



Такой подход к анализу структуры социального мира позволил А. Шюцу уточнить содержание понятий, которыми оперировали функционалисты, исследуя социальную структуру общества как социальной системы: социальное действие, социальная функция, социальная роль. Социальное действие, с точки зрения А. Шюца, - это продуманное, спроектированное поведение человека во взаимодействии с другими людьми.



Бихевиоризм. Творческий импульс этой теории состоит в том, что она на первое место выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальной системы, которая происходила в рамках структурно-функционального подхода. Другой особенностью этого направления была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определённых социальных организаций и институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.

Бихевиоризм существует, в основном, в двух крупных теориях – теории социального обмена и символического интеракционизма.



Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастаютразличные социальные образования (власть, статус и т.п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Джордж Хомансу (1910-1989) Основные работы – «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии.



Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие – это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения – это рациональный искатель выгоды.



Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:



1.    чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2.    если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3.    чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;

4.    если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.



С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т.д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.



Питер Блау (1918-2002) – американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955г.), «Обмен и власть социальной жизни» (1964г.) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию.  П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения. 



Обмен – специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений. Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:

1.    чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;



2.    чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);

3.    чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);

4.    с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;

5.  чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т.д.



Социометрия (лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.

Джекоб Морено (1892-1974) – американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии.



Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе.

Различаются следующие термины:



- «социономия» – наука об основных социальных законах,

- «социодинамика» – наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,

- «социометрия» – система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,

- «социатрия» – система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

 



Следующий этап развития социологии характеризуется тем, что наиболее динамично развивается американская социология. Для неё присущи конкретизация исследований и внутренняя дифференциация по отраслям. В социологии всё отчётливее выделяются узкие предметные сферы и области научного исследования. Вырисовывается основная тенденция американской социологии – технократизм – идеология развитого индустриализма. В этот период большое значение получают концепции индустриального технологического общества, общества всеобщего благоденствия. Возникают новые отрасли социологического знания – политическая социология, социология науки, социология массовых движений и др.



Именно в США вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Мичиганского – в конце ХIХ – начале ХХ вв. сформировались крупные научные школы. Десятки тысяч проведённых в первой половине ХХ в. эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Если европейцы под научной социологией понимали, прежде всего, теоретическую науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, то американцы сводили научную социологию, прежде всего, к эмпирической, созданной по образцу классического естествознания. Благодаря новому взгляду на природу социологии, Америка вскоре опередила Европу в деле создания научной социологии.



Таким образом, всей западной социологии ХХ века были присущи: 1) утверждения о переломном характере современной эпохи; 2) неспособность описать происходящие социальные сдвиги в рамках классических социологических концепций. Поэтому возникла проблема выработки новой парадигмы социального мышления. Речь идёт о смене фундаментальных социально-философских ориентиров в области социологии.  



Для классических теорий социологии (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм) базисной теоретической моделью, или парадигмой, была модель «трудового общества», стержень которой составлял труд, его обмен и распределение. Сегодня же речь идёт о создании новой картины социальной реальности, что получило реализацию в концепциях постиндустриального, информационного, посткапиталистического, постмодернистского общества. Все эти концепции, различаясь по аспектам анализа общества, едины в том, что рассматривают современное общество как совершенно новый этап социально-экономического развития, который отличают следующие черты:



1)    информационное, или постмодернистское общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием;

2)    не труд, а информация выступает системообразущим фактором нового общества, новой социальной реальности;

3)    система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;

4)    человек в рамках нового общественного устройства перестаёт быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом.



Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести ни к каким другим основаниям, подобным «системе производства» или «биологической организации» индивида.

Кроме того, для современной западной социологии характерны обращение к истории, психологизация социологии и растущая связь с философией. В новом качестве формируется и социальная философия, которая пытается избавиться от крайностей позитивизма и утилитаризма, тормозящих выход современной западной социологии из кризиса, в состоянии которого она сегодня ещё находится.



Несмотря на множество концепций и школ, направлений западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам – позитивному и неопозитивному, с одной стороны, и понимающей социологии – с другой. В рамках этих полюсов можно выделить основные концепции и школы современной западной социологии: теоретическая социология, историческая социология, феноменологическая социология и структурный функционализм, теория модернизации, критическая теория, символический интеракционизм и этнометодология, социография и социобиология, французская социологическая школа, дюркгеймская социологическая школа и др.   



Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и даёт возможность представить перспективу общественного развития.

  

  


написать администратору сайта