1 Предпосылки возникновения немецкой классической философии
Скачать 22.22 Kb.
|
1) Предпосылки возникновения немецкой классической философии. Предпосылки возникновения немецкой классической философии: - классическая немецкая литература (Лессинг, Гете, Шиллер, Гейне); - философия Просвещения; - пантеистический рационализм Спинозы; - Великая французская революция (1789-1794); - немецкий протестантизм. НКФ - высшая точка развития классической философии, парадоксальным является то, что это самая развитая философская школа возникает в самой отсталой стране тогдашней Европы. Несмотря на пышное название “Священная Римская империя германских наций”, Германия - лоскутное одеяло Европы”, так как состояла из более чем 300 фактически самостоятельных государств, имевших свои границы, армии, таможни, валюту и т.д. Об экономическом развитии в таких условиях было трудно даже мечтать. Германцы отставали и в политическом отношении: раздробленность и феодальные порядки не давали возможности экономического и политического прогресса. Вся энергия нации выплеснулась в сфере духовности. Так называемый компенсаторный эффект считался первой предпосылкой возникновения НКФ. Вторая общно-политическая предпосылка - Великая французская революция (1789 г.): немецкие философы тщательно отслеживали и философски интерпретировали подготовку. Ход и результаты этой революции: социальная революция является наиболее рельефным проявлением диалектического развития. И диалектика как метод и особый подход к бытию получила в НКФ наиболее полное выражение. Не случайно НКФ называлась “немецкой теорией французской революции”. Третий вид предпосылки - философские, две функциональные проблемы, которые были поставлены, но не решены Новым временем и Просвещением: 1) Границы и возможности человеческого познания. Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Юма поставили под сомнение не только познавательные способности человека, но и существование не философии как науки. Если единичным реальным предметом, по Юму, является ощущения и представления, но в качестве инструмента познания на этом поле философию может заменить онтология. 2) Проблема обоснования возможности свободы человека и религиозной философии, и механический материализм были по своей сути фаталистичны: либо божественное проведение, либо законы механики, которым подчиняется человек как часть природы фактически лишает его свободы; раз нет свободы, то нет нравственности и добродетели. 2) Хронологические рамки. Периодизация. В немецкой классической философии можно выделить следующие периоды. – Просветительский или подготовительный (вторая половина XVIII в.). – Становления. (70-е гг. XVIII в. – начало XIX в.). – Наивысшего расцвета (первая половина XIX в.). – Материалистический (середина XIX в.). 3) Специфика – Просветительский или подготовительный (вторая половина XVIII в.). На передний план выдвигаются проблемы идейной борьбы буржуазии с феодальным деспотизмом, необходимости национального единства, отстаивания идей гуманизма и роли искусства в социальном прогрессе. Основные представители: Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гёте, Ф. Шиллер. – Становления. (70-е гг. XVIII в. – начало XIX в.). Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804), который совершил «коперниковский переворот» от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту (подобно Копернику, который в движении видел не столько звёзды, сколько позицию наблюдателя); не субъект вращается вокруг объекта, а объект – вокруг субъекта, то есть наше сознание придаёт предмету ту форму всеобщности необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Основные идеи Канта изложены в работах «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждений» (1790). Философская деятельность Канта условно делится на два периода. До 70-х годов – докритический период, после 70-х годов – критический. В докритический период его творчество было в большей степени связано с естествознанием. – Наивысшего расцвета (первая половина XIX в.). Это период перехода от субъективного к объективному идеализму в немецкой классической философии и создания двух выдающихся систем объективного идеализма. Создателем первой системы является Фридрих Вильгельм Шеллинг, который заложил основы диалектического подхода к пониманию природы, которую рассматривал как бессознательную форму жизни разума, единственным предназначением которой является порождение сознательной формы; отстаивал идеи непрерывного динамического процесса развития от простейших форм к сложным путём взаимодействия противоположных сил. Логическим продолжением его идей стала философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), создавшего систему объективного идеализма, основой которой является принцип тождества мышления и бытия. Важнейшим достижением философии Гегеля стала последовательная разработка диалектического метода (основных законов диалектики). – Материалистический (середина XIX в.). Этот период связан с творчеством Людвига Фейербаха (1804-1872), который разработал оригинальную концепцию антропологического материализма и дал последовательную критику гегелевского идеализма. Основа философских взглядов Фейербаха – материалистическое учение о природе. Он утверждал, что природа есть единственная реальность, а человек – её высший продукт, завершение. В человеке, и благодаря ему, природа ощущает и мыслит себя. 4) ?????????? 5) Основные законы диалектики в философии следующие: 1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития. Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм. Мешает просмотру контента 2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел. 3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода. Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим. Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие: содержание и форма; всеобщее, единичное, особенное; действительность и возможность; явление и сущность; случайность и необходимость; следствие и причина. 6) Тезисы, раскрывающие основные идеи НКФ. Онтология Гегеля В «Науке логики» немецкий философ выделяет следующие виды бытия: Чистое (вещи и пространство, которые соединены между собой). Наличное (все разделенное). Для-себя бытие (абстрактные вещи, которые противопоставляются всему остальному). Элементы Духа: Бытие (количество, качество). Сущность (действительность, явление). Понятие (идея, субъект, объект). Механика (пространство, время, материя, движение). Физика (вещество, формообразование). Органика (зоология, ботаника, геология). Субъективны (антропология, психология, феноменология), объективный (право, мораль) и абсолютный (философия, религия, искусство) дух. |