Главная страница

Тащиан А.А. Философия (общий курс). Лекции. 1. предварительное определение предмета философии философия переводится с греческого на русский как любовь к мудрости


Скачать 343.2 Kb.
Название1. предварительное определение предмета философии философия переводится с греческого на русский как любовь к мудрости
АнкорТащиан А.А. Философия (общий курс). Лекции.pdf
Дата21.08.2018
Размер343.2 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТащиан А.А. Философия (общий курс). Лекции.pdf
ТипДокументы
#23309
страница4 из 4
1   2   3   4
забытием предмета (и, значит, небытием. Тогда оно возвращается к форме своей непосредственности, к вере, противопоставляя ей себя как опосредствованного.
7.4. Непосредственное знание. Итак, в критицизме мышление достигло сознания противоречия мышления и предмета. Значит, само мышление определенно только как конечное. Но ведь познание должно быть или есть в себе, как раз напротив, преодоление противоположности между мышлением и предметом, их единство. Более того, сама эта противоположность есть именно в мышлении. Значит, само же мышление и должно

33 быть или есть в себе единство себя самого и своего предмета. Однако, вспомним, что мышление определилось для себя как только конечное. Поэтому здесь мышление совершает следующую ошибку, которую, впрочем, оно не могло не совершить, ибо сама эта ошибка есть не что-то внешнее, чего можно было бы избежать, но его собственная определенность. Итак, мышление принимает сущую для себя определенность как конечного за ту, каковой оно только и может быть, те. есть в себе. Тогда для постижения бесконечного оно вынуждено отказаться от этой своей определенности. Но это вместе стем означает, что оно должно отказаться от себя самого, поскольку эта определенность составляет его бытие. Так как мышление мыслит себя только опосредствованным, обусловленным, конечным, то для достижения единства, непосредственности себя как сознания и своего предмета, мышление проповедует самоотречение и возврат к тому, что для него как определенного конечным образом есть не оно само, а нечто отличное – к вере (интуиции, откровению и т.д. и т.п.), но что в себе есть оно само в форме своей непосредственности. Непосредственное знание рассматривает мышление как деятельность, постигающую только особенное и потому неспособную на постижение истины как всеобщей. В целом возражения этой точки зрения мышления против самого мышления таковы мышление как постижение особенного имеет своим содержанием категории, которые являются ограниченными определениями, те. формами обусловленного, опосредствованного. Поэтому мышление, двигаясь в них, не может совершить переход к истинному, бесконечному. Другими словами, хотя предметом мышления является бесконечное, истинное, безусловное, мышление превращает его в обусловленное и опосредствованное, и, таким образом, вместо истины мы получаем ложь. Однако, утверждая, что истиной содержания является лишь форма непосредственности, непосредственное знание по причине односторонности этой формы делает столь же односторонними, значит, конечным свое содержание. Всеобщему

34 она сообщает односторонность абстракции. Значит, то непосредственное единство предмета и сознания (предмета и мышления, веры, чувства, интуиции, которое постулируется в качестве истины непосредственным знанием есть только абстрактное единство, для которого все особенное содержание вне его самого. Следовательно, постулируемая бесконечность непосредственного содержания есть лишь мнимая бесконечность, имеющая своим пределом само конечное и наделе являющаяся формой конечного. Значит, при всей видимой отрицательности рассудочно конечного в непосредственном знании, в действительности мы имеем все тоже рассудочно конечное. Поэтому рассматриваемое непосредственное знание оказывается ничем иным, как возвращением к принципу абстрактной метафизики. Законен вопрос определенно или неопределенно постулируемое непосредственное единство. Если оно неопределенно, то его для сознания (мышления) нет. Такое абстрактное единство ничтожно. Если оно определенно, и при этом его определенность не может быть определенностью мышления (табу непосредственного знания, то это означает, что оно заимствует свою определенность, свое содержание из представления, чувственности, делая его совершенно произвольным
(верить-то можно во что угодно так богом, те. всеобщим, основываясь на своем чувстве, сердце, интуиции, непосредственном знании, считают и корову, и обезьяну, и Христа. Любой самый низменный и постыдный по своему содержанию поступок также можно оправдывать ссылкой на искренность, те. непосредственность, своего чувства, своей веры и т.д. и т.п. Итак, поскольку непосредственному знанию приходится признать, что в себе оно определенно, постольку оно, разумеется, не есть в этой определенности непосредственное, но опосредствованное. Однако, поскольку само опосредствованное есть для нее ее отрицательное как формы мышления, постольку это непосредственное знание есть еще тип конечного мышления.

35 Этот тип мышления справедлив в том, смысле, что в нем высказывается та мысль, что разумное, истинное не может быть ограниченным, конечным рассудочным. Однако, это же мышление упускает из виду, что сам рассудок есть нечто иное, как наличная и, значит, непосредственная форма самого разумного, требующая своего опосредствования, в результате которого восстанавливается непосредственность разума.
7.5. Спекулятивно-диалектическое мышгление. По своей форме логическое определяется тремя моментами 1) рассудочное абстрактное, 2) диалектическое (отрицательно-разумное), 3) спекулятивное (по- ложительно-разумное). Рассудочное мышление ограничивается неподвижными определениями, которые оно считает обладающими самостоятельным существованием. Его принцип – aliud-aliud (или-или). Диалектическое же есть снятие конечных определений самих себя и их переход в свою противоположность. Если это диалектическое рассматривать в абстракции от рассудочного, то оно есть скептицизм. Однако, скептицизм, взятый сам по себе, сам есть только одностороннее отрицание и, значит, в себе еще только рассудочное. Поэтому такая внешняя диалектика справедливо называется только софистикой. Впрочем, необходимо помнить, что это диалектическое есть результат саморазложения рассудка, а не только какая-то внешняя рефлексия. Поэтому диалектика есть имманентный переход одного конечного определения в другое, посредством чего мышление уясняет себе, что рассудок содержит свое отрицание в самом себе. Но этот отрицательный результат диалектики как результат есть также и положительное, так как в себе он содержит как снятое то, что результатом чего он является. И как это конкретное определений в их противоположности (тождество различенного или различенное в себе тождество, это есть спекулятивное или положительно-разумное.
1   2   3   4


написать администратору сайта