Главная страница
Навигация по странице:

  • 1,5 тыс. кинофильмов

  • Рубежный контроль по культурологии. Культурология рк 2. 1. Развитие киноиндустрии в Казахстане хх века


    Скачать 78.71 Kb.
    Название1. Развитие киноиндустрии в Казахстане хх века
    АнкорРубежный контроль по культурологии
    Дата18.11.2021
    Размер78.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология рк 2.docx
    ТипДокументы
    #275751
    страница1 из 2
      1   2

    1. Развитие киноиндустрии в Казахстане ХХ века.

    в отличие от других видов искусства, киноискусство родилось и развивалось на высокой ступени развития в XX веке - веке научных и технических свершений, скачка культуры и переворота в общественных отношениях.

    Первый киносеанс на территории Казахстана состоялся в 1910 году. низкий уровень кинотехники, экономич. отсталость края, разбросанность населения стали причиной того, что фильмы демонстрировались нерегулярно и не везде.

    Начальные шаги кино в Казахстане относятся к 1925 году. Это были съемки V съезда Советовреспублики. Первый документальный фильм о Казахстане появился в том же 1925. С момента появления этого фильма кинематограф начинает проявлять интерес к темам из жизни трудящихся Казахстана.

    Первые художественные фильмы, посвященные Казахстану, вышли на экран в конце 20 – нач 30 г. В кинокартинах "Мятеж", "Песни степей", "Джут", "Турксиб", "Тайна Каратау", "Вражьи тропы" затрагиваются различные стороны жизни казахского народа. Они заложили фундамент казахского киноискусства.

    В создании и развитии национального киноискусства Казахстана принимали участие такие известные деятели, как МухтарАуэзов; Габит Мусрепов; АбдильдаТажибаев и т.д. они принесли в нац. киноискусствобогатыйопыти традиции различных жанровказахскойхудож. литературы: прозы, поэзии, драматургии. Это явилось решающимшагом в становленииотечественной кинематографии как национального искусства

    В 1929 году в г. Алма-Ата была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста "Востокфильм". Это отделение должно было стать базой для создания в дальнейшем киностудии в Алма-Ате, но было закрыто из-за слабости технической базы, отсутствия сценариев для кино.

    Таким образом, процесс становления казахстанского кинематографа на первом этапе был довольно трудным и имелряд  недостатков - отсутствие зрелой худ. литературы, актеров, композиторов, материально-технической базы, квалифицированных инженерно-технических кадров и высокой культуры производства. Но к 50-м годам эта проблема была практически ликвидирована и уже во второй полов. ХХ века наблюдается подъем отечественной киноиндустрии.

     Развитие художественного кино 

    Художественные фильмы сыграли  немаловажную роль в развитии культуры казахского народа и оказали влияние  на рождение и развитие национального  киноискусства республики. Прежде всего, их появление вызвало в Казахстане огромный интерес к кинематографу. Руководители республики стали больше заниматься вопросами кино, добивались создания новых фильмов о Казахстане, разрабатывали мероприятияпо организации материально-технической  базы кинопроизводства в Алма-Ате  и подготовке кадров кино.

    Летоисчисление казахского художественного кинематографа  начинается с ленты "Амангельды", выпущенной в 1938 году. Это был первый опыт создания национального фильма, и осуществлялся он на базе киностудии "Ленфильм". Выход на экраны фильма "Амангельды" стал огромным событием культурной жизни республики

    война помешала молодой казахской  кинодраматургии осуществить многие планы. В 1941 году в Алма-Ате работает Центральная Объединенная киностудия (ЦОКС), в состав которой входят, помимо Алма-Атинской, эвакуированные сюда студии "Мосфильм" и "Ленфильм"

     Кинематограф «оттепели»: 60-е годы

    Наибольший расцвет национальный культур проявился, когда были сняты фильмы, вступающие в спор с советской идеологией. В те годы это можно было делать только намеками, характером изображения.

    с 1964 по 1972 год кинематограф Центральной Азии продекларировал основные национальные мифы, ожидания народов каждой из пяти республик, создал незабываемые образы сильных героев[8].

    В 60 годы казахские  кинематографисты обращаются к теме Великой Отечественной войны.

    С 1967 в Казахстане начат  выпуск мультипликационных фильмов. Первым казахстанским мультфильмом был  фильм "Почему у ласточки хвост  рожками" А.А. Хайдарова.

    В целом, можно смело утверждать, что кинематограф 60-х годов подготовил почву для появления фильмов, буквально моделирующих процесс  нациостроительства в Казахстане.

     Казахстанское  кино в 80-90-е годы. 

    Годы с эпохи перестройки, являются периодом мощного сдвига. Казахстанские кинематографисты развивали отечественного национального кинематографа, апеллируя к корням традиционной казахской ментальности.

    Во-первых, режиссеры вышли на улицы, в реальные дома, квартиры, осознанно не строя декорации и не приукрашивая реальность.

    Во-вторых, полный отказ от профессиональных актеров.

    В-третьих, изменился герой. Он остается победителем, но уже немного ироничен, немногословен и отстранен

    В-четвертых, к 80 годам советские люди устали от нравопоучительногокино, что переставали воспринимать что-либо всерьез. Советские реалии сначала высмеивались, уничтожались в сознании людей

    В-пятых, развенчивалась не только советская ментальность, но и этническая(в отрицательных чертах), чтобы расчистить пространство для новых, только зарождающихся ментальностей.

     независимого Казахстана

    Период с 1991 по 1997 год  был чрезвычайно важным для отечественного кинематографа. Это былпериод изживания постсоветских комплексов и постколониального синдрома.

     В картинах этого периода была рассказана правда  об установлении советской власти. Все факты, о которых долгие годы замалчивала советская идеология, периода  коллективизации, Великой Отечественной  войны, годов сталинских репрессий,  нашли отражение в лучших картинах  этого периода. Большое внимание было уделено восстановлению  исторической справедливости.

     В эти годы идет поиск национальной идентичности, поэтому так часто заявляется желание найти Землю обетованную ("Путешествие в никуда", "Айналайн"). Все еще слабо ощущение дома - "Где твой дом, улитка? ", "Квартирант", "Шанхай". Практически нет ни одной картины, где был бы показан процесс формирования семьи. Наоборот, присутствует тема разрушения семьи - "Разлучница", "Сон во сне".

    Картины отражают дух и настроение своего времени. В фильмах наблюдается движение от эйфории от приобретения независимости в 1991 к депрессии от нерешенных социальн. и экон. проблем к 1997-1998 г. 

    Начиная с 1998 года, в казахстанском  кинематографе наблюдается  поворот к установлению в кино позитивных ценностей, отображению  формирования семьи и стабилизации ситуации в обществе в целом.

    2. Духовные традиции и инновационные процессы в современной казахской культуре.

    Возрождение духовной культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. Определение путей дальнейшего развития, критериев и механизмов реализации оптимального соотношения в нем традиций и новаций является сложным вопросом в общественном управлении культурой. В демократическом обществе нет и не может быть прямого властного вмешательства государства в развитие духовной культуры. Государство должно обеспечить свободу развития культуры, право на культурную самобытность народа, охрану культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурного процесса.

    Инновациоонные процессы

    Одним из серьезных факторов, влияющих на развитие духовной культуры является глобализация, при которой цивилизации втягиваются в мировые транснациональные отношения, финансовые, торговые и информационные потоки, что ведет к переносу политических, социально-экономических моделей, к обогащению, но и к унификации и стандартизации культурных ценностей. 

    Действительно, интенсификация глобальных миграционных и информационных потоков порождает в мире немало взрывоопасных проблем. Сегодня любое некорректное высказывание в отношении иной культуры вызывает масштабные протесты и рост насилия в мире.

    В последнее время одним основных глобальных вызовов стало смешение различных культур в единый, неконтролируемый поток. Усиление неравноправного взаимодействия народов, усугубляющегося  экономическим неравенством, порождает опасения в утрате собственной национальной идентичности. Это вызывает неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей, порождает в разных культурных системах жесткую ответную реакцию, которая при отсутствии толерантности принимает зачастую острые конфликтные формы.

    Для этого, а также для активного познания мировой культуры необходимо освоение иностранных языков. Решение этой задачи находит государственную поддержку в проекте развития трехъязычности. Это закономерное и актуальное требование времени.

    Развитие казахского языка как государственного, расширение сферы его применения — не просто утверждение одного из главных атрибутов суверенитета. Это направлено, прежде всего, на укрепление патриотизма, а значит, является делом чести каждого гражданина Казахстана.

    Духовная культура. Одной из основных характеристик казахстанской культуры является открытость и созидательное взаимодействие с другими народами, культура мира и ненасилия. Главное достижение Казахстана – межэтническое согласие, мир и стабильность. В Казахстанской модели ключевые роли в достижении мирного сосуществования разных культур, традиций и религий - непрерывный диалог между ними, объединяющий общество и регулярно обогащаемый новыми идеями духовный стержень межэтнич. и межконфессионального согласия.

    География и история Казахстана объективно обусловливают сосуществование в его культуре западных и восточных ценностей. В западной культуре человек рассматривается как активное существо, ориентированное на преобразование внешнего мира в соответствии со своими потребностями: отсюда динамичность западной культуры, ее технико-технологическая нацеленность, создающая цивилизационные преимущества. В восточной культуре человек более нацелен на созерцание, на приспособление к миру: отсюда традиционность восточной культуры, ее нацеленность на гармонию с природой.

    У Казахстана есть значительные стартовые преимущества, заключающиеся в его полиэтничности, объединяющей, как восточную тюркскую, так и западную славянскую культуры. Как мы видели, развитие взаимодействия этих культур в истории не всегда было бесконфликтным, но главное, что народам Казахстана удалось вынести из этой истории – интерес и уважение к культурам друг друга, подкрепленные неплохой осведомленностью об их сути.
    3. Основные жанры современного казахского искусства: литература,живопись, театр, архитектура, музыка, кино, телевидение.

    Процесс глобализации и интеграции, происходящий в современном обществе, обусловил распространение в литературе Казахстана модернистских и постмодернистских тенденций. В творчестве поэтов, прозаиков наблюдается использование различных типов письма, включение слов и выражений из разных национальных языков и языков духовной культуры, интерес к «потоку сознания».

    В произведениях писателей сочетаются проза и поэзия, книжный и разговорный стили, встречается научная терминология. «Большое внимание они уделяют текстотворчеству, используя курсив, различные шрифты, вставные фрагменты с заглавиями или без». В свои произведения писатели вводят «реальные или условные дневники, письма, документы» [4, с. 163]. Например, в романе А. Жаксылыкова «Поющие камни» используются выражения: «белая волжанка», «роковой фолиант», «гравитационная сила вашей неуклонности»; в «Круге пепла» Д. Накипова применяются словосочетания: «хрямкнуть воробья», «серебристая сепия елей», «дурацкий фонтан», «эгоцентр мозга» и т.п.

    Произведения казахстанских писателей содержат множество реминисценций, аллюзий, цитат. Характеризуя своих героев, они проводят параллели с известными литературными персонажами. Нередко в их произведениях звучат высказывания поэтов, мыслителей различных эпох (например, в романах А. Нурпеисова «Последний долг», Г. Бельгера «Дом скитальца», «Отчаяние» Р. Сейсенбаева, тетралогии А. Жаксылыкова «Сны окаянных»).

    Живопись А. Есдаулетова, Б. Бапишева, К. Хайрулина, А. Бектасова, А. Менлибаевой, А. Ахата, А. Муратбаева, А. Бекеева, Б. Тургынбая, Ж. Болеева вбирает колористические, декоративные, метафорические приемы, выражает симбиоз пластических основ и кочевого наследия европейского модернизма, усиливающий современное звучание архаических традиций – знаков, символов, мифов. Кочевой архепрототип оживает в произведениях указанных мастеров в виде системы символов, создающий таинственное, неведомое и напряженное.

    Современное изобразительное искусство Казахстана находится в непрерывном, бурном движении, в процессе непрерывного творческого эксперимента, через сосуществование разнообразных манер и стилистик, пластических и живописных подходов к миру, от противоположных друг другу до различающихся лишь тонкими нюансами мировидения. Художники иногда предоставляют зрителю трудно воспринимаемые, творческие проявления через беспредметное искусство или фигуратив, авангард или классический реализм, неопримитивизм или абстракцию, символизм или экспрессионизм, которые раскрывают индивидуальное видение реальности, авторские системы метафор и пластические коды, варъируя от генезиса и величия окружающей действительности до действующих в ней законов и правил, реализуя создание живописных легенд о мироздании.

    Уникальность казахстанской архитектуры состоит в сочетании европейского и восточного направлений, которое позволило выработать неповторимый евразийский стиль. Его необходимо развивать в современных условиях. Поэтому строительство новых крупных объектов ведется с учетом всего архитектурного облика города или района, что особенно заметно на примере Астаны. Молодая столица обретает качественно новый облик благодаря зданиям, выполненным в европейских традициях с азиатским колоритом.

    Создание в Казахстане в кратчайший срок новую столицу – Астана, с великолепными архитектурными ансамблями, бесспорно, принадлежит первому президенту Казахстана Нурсултан Назарбаеву. И он фактический является генеральным архитектором и строителем Казахстана

    На протяжении всего рассматриваемого периода репертуар театров наряду с историчес­кими спектаклями во многом определяли национальная классика и спектакли фольклорной тематики. Классика всегда привлекает внимание своей содержательностью, художественнос­тью, ценностными ориентирами, созвучием современным темам и проблемам. В классичес­ких произведениях режиссеры искали идеи и образы, соотносимые с новыми реалиями сов­ременности. Особенности формирования и становления казахского театра, а также своеобразие наци­онального стиля актерского искусства и режиссуры в большой мере обусловлены фолькло­ром. Темы, сюжеты, искусство слова, образная и жанровая система фольклора, фольклорная символика и принципы создания характеров, — все это преломлялось и трансформировалось в театре сообразно законам сценического искусства. На протяжении всей истории казахского театра появляются разные сценические версии пьес М.Ауэзова «Енлик-Кебек», «Каракоз», «Абай» (совместно с Л.Соболевым), Г.Мусрепова «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ахан-серэ — Актокты». 

    Казахстанский хип-хоп

    и рэп-сцена начали появляться в стране после Распада Советского Союза . Хип-хоп легко процветал в Казахстане благодаря использованию русского в его песнях, что облегчает казахстанским рэперам достижение популярности в других русскоязычных странах . Казахские группы, такие как Тристар , начали появляться на MTV Россия . Хип-хоп, пожалуй, самый популярный жанр современной музыки в Казахстане, особенно среди молодежи. В 2013 году американский рэпер Канье Уэст был в частном порядке приглашен президентом Нурсултаном Назарбаевым для выступления на свадьбе своего внука. Известными казахстанскими рэперами являются Джах Халиб , Натан и Скриптонит .

    Позже, в 2010-х, казахский хип-хоп повлиял на развитие жанра Q-pop музыки. Известными казахстанскими рэперами являются Джах Халиб , Натан и Скриптонит pop или Qazaq pop сравнительно новый музыкальный жанр Казахстана. Этот термин был впервые введен в употребление в 2015 году. Q-pop происходит от K-Pop, хип-хопа, вестерн-попа и J-Pop соответственно. Казахстанская развлекательная компания Juz Entertainment считается пионером этого жанра, ее мужская группа Ninety One дебютировала в 2015 году. Такие артисты, как Moonlight, Newton, Juzim и CrystalZ, также вносят свой вклад к жанру.
    Лауреат премии казахстанский певец Димаш Кудайберген сочетает поп-музыку с элементами классической музыки и традиционной казахской народной музыки.

    Казахстанские фильмы в большинстве своем – или комедийные, в так называемом «тойском» стиле, или легкие боевики. Много фильмов, эксплуатирующих тему казахстанского менталитета или традиций – они рассказывают о взаимоотношениях свекрови и невестки, сватов, о проблемах «родственного» блата, или, например, организации больших свадеб в кредит. В числе таких картин – «Той любой ценой», «Свадьба на троих», «Свадьба.kz», «Келинка тоже человек», «Келинка Сабина» и др.

    За последние пять лет в стране было произведено порядка 1,5 тыс. кинофильмов – правда, это число включает в себя как художественные, так и документальные и анимационные фильмы.

    .
    4. Музеи Казахстана и их роль в сохранении культурного наследия.

    Музеи это особая коммуникативная система, которая является частью культурного пространства страны, они могут выполнять роль посредника в «диалоге» современных культур, что говорит о важности изучения культурного наследия, хранящегося в фондах музеев.

    В основе специфики экспозиционно – выставочной работы музеев с палеонтологическими коллекциями лежит научно-исследовательская деятельность, результатом которой является презентация подлинных свидетельств развития природы. Экспозиция в данном случае выступает как основной канал коммуникации.

    Историко-краеведческие музеи Казахстана имеют палеонтологические экспозиции, отражающие биологическую историю региона в соответствии с определенной научной концепцией. Как правило, они строятся как на собственных материалах музея, так и на материалах, поступивших из других собраний.

    Выставки музеев организованы по тематическому принципу в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовые, из других собраний, комплексные) и от места размещения. Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конкретных проблем, результаты полевых экспедиций. Уровень технической оснащенности музея часто не позволяет это показать в стационарной экспозиции, поэтому выставки привлекательны для посетителей, пробуждают интерес к музею, способствуют развитию музейной коммуникации.

    По данным статистического агентства, в республике число музеев на 1 января 2003 года составило 121, из которых 116 имеют государственную форму собственности и 5 - частную. Наибольшим числом экспонатов располагают музеи Алма-Аты и Восточно-Казахстанской области. Число посещений музеев в 2002 году, констатируют статистики, увеличилось на 21,5%. Максимальное число посещений приходилось на музеи Алма-Аты, Астаны и Восточно-Казахстанской области. По мнению заместителя директора по научной работе Государственного музея искусств Казахстана, золотая пора для музеев еще впереди.

    5. Молодежная субкультура и проблемы духовных, моральных, эстетических и религиозных ценностей.

    Категория «молодежная субкультура» в той или иной форме, всегда присутствовала в жизни человечества. Развитие человеческого рода невозможно без смены поколений. При этом старшие, заботясь о молодых и о себе, создают условия, которые в современном мире получили название «условия для социализации». Молодежную субкультуру нельзя рассматривать вне общего контекста социального, экономического, нравственного, социально-психологического уровней развития общества. Появление молодежной субкультуры на макроуровне обусловлено резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией. Речь идет о необходимом обязательном образовании. Ускорение темпов жизни рождает чувство эфемерности как нового качества «скоротечности» повседневного бытия, нарастание ощущения мимолетности и непостоянства всего.

    Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для них.

    Проблемы духовных и моральных ценностей во многом отличаются от тех же ценностей доминирующей культуры. Так как во многом именно они определяют появление субкультуры. Для молодежной субкультуры важны ценности молодости (личностные ценности жизненного самоопределения, поиска смысла жизни, своего социального статуса, любви и понимания других людей; значимость яркости, эмоциональности в восприятии мира; протест против взрослых, в том числе их воспитательного воздействия; важность общения со сверстниками и авторитета в молодежной среде; значимость игры, романтики), что создает конфликт, так как у превосходящей по численности культуры в наше время на первое место выдвигается забота о близких, создание крепкого союза с последующим продолжением рода, стабильность, образование (среднее, а затем и высшее) с применением его в деле (работа), при этом стараются выложить свои силы на максимум для окончания обучения с отличием и показания высоких результатов.

    Проблема религиозных ценностей. Остро стоит вопрос от отхождения молодежной субкультуры от принятых религиозных стандартов. В основе этого лежат ценности неформального образа жизни, который отрицает устоявшиеся ориентиры, ценности и традиции общества. Они стремятся быть не такими, как все, быть уникальным. И отрицание традиционных обязанностей человека перед семьей и обществом подразумевает отрицание религии. Иногда это характеризуется полным неверием в религиозные общества и силы, а иногда это характеризуется приверженностью к новой религии или к той, которая противоположна устоявшейся в обществе религии.

    Проблема эстетических ценностей ярче всего отличает неформальное общество от доминирующего. Приверженность к новым символам, знакам, ритуалам, внешнему виду ярко отличает такое общество, так как для них характерна яркая одежда, нетипичные сочетания вещей, прически, иногда макияж и даже поведение. Основавшийся в обществе гармоничный стиль, удобный фасон и спокойный образ и характер жизни на фоне эстетики неформального общества может сильно не совпадать. Из-за чего создаются социальные и культурные противостояния.

    6. Культурные паттерны и духовные ценности казахстанской праздничной культуры.
    Говоря о культурных паттернах и духовных ценностях казахстанской праздничной культуры, стоит отметить то, что в настоящее время они подверглись влиянию многих народов, которые проживают на территории страны. И это прекрасно, ведь в нашей многонациональной стране нет места отвращению и отторжению другой культуре. Есть много примеров, когда праздник весны – Наурыз- празднуется не только казахами, но и русскими, татарами, узбеками и другими нациями. А также принято праздновать и новый год, иногда пасху в знак уважения к культуре других народов!
    Но если рассматривать исконно казахскую праздничную культуру, то, их можно разделить на национальные, государственные, религиозные и профессиональные. Кроме того, есть торжества, отмечающиеся в узком кругу. Итак, первая группа праздников – национальные – сложилась в течении долгого отрезка времена, в процессе исторического развития общества. Они отражают в себе любовь к родной природе, сильный дух человека, сокральность, жизненный цикл человека. Во-вторых, они отражают в себе любовь к ближнему, всем известно, что на празднования приглашают всех родственников и даже путников, соседей. Эта традиция сложилась еще со времен жизни в юртах, когда на праздник угощали проходящих мимо кочевников или странствующих. Человек, который испытывает счастье в день праздника в своей юрте, должен поделиться и с другим, кем бы он ни был в виде угощения или приглашения за стол. В-третьих, на праздники всегда надевали национальные костюмы, мужчины примеряли в эти дни меха пойманных животных. В-четвертых, в традициях и по сей день сохраняется музыкальное сопровождение застолья. В руки брали домбру и исполняли традиционные кюи, в эти моменты все собравшиеся вместе подпевали домбристу. Такой ритуал сплочал семью вместе. В-пятых, по окончанию празднования, гостям раздавали угощения, по уходу гостей на столе не должно было ничего остаться. Тогда считается, что хозяин очага щедрый и уважает гостей. Большое внимание уделялось жизненному циклу человека, особенно при его рождении. Это связанно с верой в то, как ребенок начнет свою жизнь, так она и сложится. Поэтому при рождении устраивают гуляния, в основе этой традиции лежит духовное верование, что духи в первые дни рождения малыша могут его украсть, а шумные празднования их отгоняю. Затем через определенные промежутки времени проводят обряды. Это и тусау кесу, и обряд наименования, когда ребенку дают имя. Также особо внимание уделяют развитию физического здоровья человека. С этим связаны многие скачки на лошадях, потому что данное животное в казахской культуре является священным.
    Современные праздники, а именно государственные, обращают большое внимание на сплочение всех граждан страны. Потому что в наше время, которое подвержено частой разрозненности, неуважению, нетерпимости, необходимо поддерживать государство и уделять должное внимание всем национальностям на территории страны. Например, День языков, объявленный 22 сентября Указом Президента. Главная его особенность в том, что он уже несколько лет показывает, что единство народов в Казахстане ценится и приветствуется Но еще государственные праздники связаны и с определенной датой, значимым в истории событием. Их отмечать могут, как каждый гражданин, так и отдельные группы лиц, относящиеся к общественно-политической деятельности. К государственным праздникам можно отнести: день Победы, день Столицы, день Конституции, день единства всех народов, новый год, международный женский день и другие.

    Профессиональные праздники Республики Казахстан принято отмечать людям, которые относятся к важным профессиям. Они не имеют государственный статус и не являются выходными, но продолжают оставаться важной частью страны. Профессиональные праздники как особый способ поддержки и мотивации трудящихся на благо страны. В пример приведем дни: медика, полиции, строителя, защитника Отечества. День печати и государственной символики, а также День финансиста значимы для становления государственности.


    1. Генезис и принципы культурной политики: «Закон РеспубликиКазахстан о культуре».

    Исторически сложившаяся и получившая интенсивное развитие за годы независимости инфраструктура отрасли служит базовой платформой для дальнейшего развития казахстанской культуры.

    Динамика развития инфраструктуры носит стабильный положительный характер. Так, за последние 10 лет более чем на 50% увеличилось количество музеев, учреждений клубного типа и организаций, осуществляющих кинопоказ; практически на 30% возросло количество театров; на 20% увеличилось число библиотек. Системная государственная поддержка отрасли также определяется стабильным финансированием.

    В стране открыты уникальные по своей архитектуре Центральный концертный зал «Казахстан», самый масштабный в Центральной Азии Театр оперы и балета «Астана-Опера», Национальный музей Республики Казахстан, призванный стать крупнейшим в стране местом свода знаковых ценностей культурного наследия. Инфраструктура отрасли позволяет обслуживать в среднем более 90,5 миллионов человек в год. По данным социологических исследований, уровень удовлетворенности населения услугами культуры составляет 66-67%. Соотношение доли государственного и частного сектора составляет соответственно: 94,9% и 5,1%.

    Практически все существующие направления, жанры и стили получили свое развитие в классической, народной и массовой культуре. Казахстанское музыкальное, изобразительное, кино- и театральное искусство достойно представлено на различных международных фестивалях искусств, выставках, форумах, биеннале и конкурсах. Лучшие казахстанские мастера искусств имеют возможность стажироваться на самых престижных площадках мирового искусства.

    На театральных площадках страны ежегодно ставятся более 10 тысяч спектаклей, 300 из них - это новые постановки отечественных и зарубежных хореографов, балетмейстеров, режиссеров, произведения творческих конкурсов «Тәуелсіздік толғауы».

    Активно развивается отечественная киноиндустрия. На киностудии АО «Казахфильм» обеспечена полная современная технологическая цепочка кинопроизводства, позволяющая снимать фильмы разных жанров и форматов. Производственная мощность кинобазы составляет более 100 фильмов в год. Казахстанские картины принимают участие в международных кинопоказах и фестивалях. Ряд картин-призеров вышли в зарубежный прокат: фильм «Жаужүрек мың бала» появился в широком прокате в Сингапуре (картина демонстрировалась на казахском языке с английскими и китайскими субтитрами); фильм «Студент» Д. Омирбаева выходит в прокат во Франции; фильм «Солнечные дни» (реж. Н. Туребаев) - в прокате в Германии.

    По поручению Главы государства ведется работа по расширению фонда Казахской национальной электронной библиотеки (КазНЭБ), призванного стать основным интеллектуальным ресурсом нации. Объем электронного каталога составляет 18 000 библиографических записей. Ежегодно по запросам дистанционных пользователей принимаются и отрабатываются в среднем 1 500 заказов на изготовление е-копий книг.

    В рамках популяризации казахстанской культуры за рубежом мероприятиями в формате дней культуры за последние несколько лет охвачены практически все страны СНГ, ведущие государства Европы и Азии, Ближнего Востока.

    В ходе реализации Государственной программы «Мәдени мұра» был осуществлен комплекс мероприятий, результатом которых стали открытие новых памятников истории и культуры, консервация, реставрация и реконструкция значимых историко-культурных объектов, создание базы для целостной системы изучения культурного наследия страны.

    В рамках уникальных проектов «Қазақтың дәстүрлі мың күйі», «Қазақтың дәстүрлі мың әні» и «Батырлар жыры» систематизированы лучшие образцы народного творчества.

    В Список всемирного наследия ЮНЕСКО включены памятники культуры - мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, а также объект природного наследия «Сарыарка — степи и озера Северного Казахстана». Восемь казахстанских объектов Семиреченского отрезка Шелкового пути: Талгар, Каялык, Карамерген, Актобе «Степнинское», Орнек, Кулан, Костобе, археологический комплекс «Акыртас» вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе серийной транснациональной номинации «Шелковый путь: сеть маршрутов Чанань-Тянь-Шанского коридора».

    В целом, потенциал отрасли достаточно высокий, о чем свидетельствует стабильная динамика роста потребления культурных услуг. Только за последние десять лет на 35% повысился показатель посещаемости театров, на 18% выросло число постоянных читателей библиотек, в 5 раз увеличилось количество зрителей кинотеатров.

    Однако при интенсивном росте показателей отрасли в целом, по-прежнему низким остаются социальный статус и престиж работников сферы культуры и искусства. Среднемесячная заработная плата работников отрасли составляет 61-72% от аналогичного показателя по всем областям деятельности в республике. Фонд заработной платы по указанному виду деятельности составляет 1,3% от общего фонда заработной платы по стране. Динамика создания новых рабочих мест в сфере культуры свидетельствует об отставании отрасли от среднереспубликанского показателя занятости.


    1. Ассамблея Народа Казахстана и ее роль в культурном творчествеказахстанского общества.

    1 марта 2020 года Ассамблее народа Казахстана исполнилось 25 лет. АНК является уникальным в своем роде общественно-политическим институтом. АНК на регулярной основе подтверж­дает свою значимость и востребованность, представляя собой принципиально новый институт граждан­ского общества. Ассамблея на сегодняшний день не имеет аналогов в мире. Главной задачей АНК является реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Идея создания Ассамблеи исходила из недр казахстанского общества. Создание совершенно новой, уникальной структуры началось с малых ассамблей в регионах. Идея создания Ассамблеи была впервые озвучена Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году, на Форуме народа Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. История АНК неразрывно связана с историей становления суверенного Казахстана. Сегодня Ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия, толерантности в обществе и единства народа. Кроме того, АНК оказывает содействие государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. Ассамблея обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

    На современном этапе Ассамблея народа Казахстана сконцентрировала свою работу на вовлечении этносов в процессы модернизации, решение общегосударственных задач. Была принята обновленная Концепция развития АНК (до 2025 года), которая отражает задачи модернизации общественного сознания, социальной политики. В целом, за годы независимости Ассамблея проделала большую эволюцию от консультативно-совещательного органа до учреждения, обладающего конституционным статусом. Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией. Важной составляющей процессов духовно-культурной интеграции является модернизация исторического сознания как консолидирующей для всех этносов основы единства, фундаментальной основы нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа. Ассамблея народа Казахстана останется одним из важнейших механизмов формирования гражданской идентичности в XXI веке и воспроизводства ее в каждом новом поколении граждан страны.

    В условиях глобализации это является одним из условий сохранения суверенитета и независимости, фактором национальной безопасности.   Таким образом, предстоит дальнейшее усиление роли Ассамблеи в обеспечении мира и согласия в обществе, процессах всесторонней модернизации, а также активное участие в духовном обновлении казахстанского общества.

    9. Национальная идея «Мәңгілік Ел». Основные паттерны культурногосогласия.

    В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

    «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития  созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев  и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.

    Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

    Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

    Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ - символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи. Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел».

    Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. 
    Основой национальной идеи «Мәңгілік Ел» являются семь общенациональных ценностей.

    Основные ценности, объединяющие всех казахстанцев, являющиеся основанием общественного согласия в казахстанском обществе

    1)   Независимость Казахстана и Астана. 

    2)   Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе
    3)   Светское общество и высокая духовность

    4)   Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях

    5)   Общество Всеобщего Труда

    6)   Единство истории, культуры и языка.

    7)    Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных

    Механизм реализации идеи «Мәңгілік Ел» в образовании и воспитании
    Поскольку культурное согласие является одним из основных составляющих идеи «Мәңгілік Ел» ,существует 5 принципов модели межэтнического согласия

    I. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.

    II. Создание всех условий для развития культуры и языков этносов Казахстана.

    III. Толерантность и ответственность.

    IV. Консолидирующая роль казахского народа.

    V. Единство народа Казахстана.
      1   2


    написать администратору сайта