Рубежный контроль по культурологии. Культурология рк 2. 1. Развитие киноиндустрии в Казахстане хх века
Скачать 78.71 Kb.
|
1 2 Первое. Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства. Второе. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана. Третье. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами. Четвертое. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны. Пятое. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство - через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур 10.Развитие культурного туризма и его роль в формировании иреализации государственных программ «Туған-ел», «Сакральнаягеография Казахстана», «Современная казахстанская культура вглобальном мире», «Цифровой Казахстан. Методологии культурных,культуральных исследований. На современном этапе туристская деятельность постепенно превращается в индустрию туризма, динамично развивающуюся сферу услуг. Активизации предпринимательской деятельности на данном секторе рынка, не только определила новую отрасль в экономической структуре ряда государств, но и позволила сделать ее приоритетным экономически образующим сектором национальных экономик ряда государств мира. В статье 2 Закона Республики Казахстан от 3 июля 1992 года июнь 2001 год «Закон о туристской деятельности в Республике Казахстан» «О туризме», под «туризмом» понимается «система и форма проведения человеком активного отдыха с целью познания тех или иных регионов, государств, их культуры и традиций и связанное с этим передвижение за пределами постоянного места жительства». Сегодня индустрия туризма Казахстана самостоятельное звено хозяйственной структуры; экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющего спроса на различные виды отдыха и развлечений. Этому способствовал коммерческий характер туризма, позволил не только развивать новые формы туризма, но и формировать новые организационные формы деятельности - туристские фирмы. Современный туризм как экономическое явление имеет индустриальную форму, выступает катализатором ускоренного развития национальной экономики, создает новые рабочие места, способствует росту национального дохода, развитию местной инфраструктуры и росту уровня жизни местного населения. Индустрия туризма характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемости, вкладываемых в нее инвестиций, т.е. туризм способен оказывать благотворное влияние на экономику страны, в которой он развивается Благодаря развитию таких туристических мест таких как Музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР», . Щучинско-Боровская курортная зона, Высокогорный спортивный комплекс «Медео», Горнолыжный курорт «Шымбулак», Большое Алматинское озеро, Культурные объекты Алматы (Парк «28 Панфиловцев», Горнолыжный курорт «Кокжайляу», Капчагайское водохранилище,Комплекс «Средневековый Сарайшык, Дворцовый комплекс «Акыртас», «Айша биби», Мавзолей «Карахан», Космодром «Байконыр» Это может способствовать решению таких важных задач, как: привлечение иностранных и внутренних инвестиций в развитие туристской индустрии; формирование высокого уровня государственного и частного менеджмента для обеспечения четкой координации действий центральных и региональных уровней власти; содействие развитию частных инициатив; формирование информационного пространства отрасли; Также развития культурного туризма внесет немаловажную роль в таких государственных программ как «Туған-ел», «Сакральная география Казахстана», Важно отметить, что Казахстан - колыбель культурного наследия, а сейчас, в современном мире, наши талантливые соотечественники доказывают, что мы можем достигать успеха не только по политическим, экономическим, спортивным, но и в культурным свершениях и для реализации этих программ туризм поможет с открытием новых культурных мест Казахстана ,для поднятие патриотического духа народа больше показывать исторически значимые места и также продвигать и презентовать культурные наследие нашего народа на мировой арене .А также туризм поможет привлечь больше зарубежных туристов и тем самым увеличит цифровую экономику и инфраструктуру Казахстана Для развития туризма нужно проводить раскопки и искать новые исторические и культурные места ,для этоко проводятся культурные исследования- это междисциплинарное поле исследований культуры той или иной старны. Существует несколько методов культурного исследования Аксиологический метод – позволяет рассматривать культуру как систему ценностей, которая формируется в процессе преобразования окружающего мира и самого человека. Ценностное понимание мира человека определяет сущность культуры. · Диалектический метод – предполагает изучение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления. · Системный метод – предполагает анализ культуры как системы культурных феноменов, позволяет рассматривать культуры, находящиеся в единстве и формирующие своим взаимодействием целостность. · Структурно-функциональный метод - используется при необходимости выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. · Компаративный метод (сравнительно-исторический) - используется при изучении культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами, при сравнении культур по какому-либо основанию. · Типологический метод – основан на выявлении типов культур, обобщении характеристик культурных типов и выявление типов связей между элементами культуры. Феномен казахского Просвещения. Ч. Валиханов и его творчество. И.Алтынсарин как видный просветитель и педагог. XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным. Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся просветитель, ученный и исследователь. «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды», «Описание Кашгара или Алтышаар» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены. Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик. Им впервые в казахской стели была открыта женская школа и написаны учебники для казахских детей: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку» (1869). Как выдающийся и образованнейший человек своего времени Ибрай внес неоценимый вклад в развитие народного образования. 12.Абай как великий казахский поэт и мыслитель. Абай Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, мастер художественного слова. Реальное имя — Ибрагим. Прозвище Абай (каз. Абай "внимательный", "осторожный"), полученное бабушкой Зере, осталось за ним навсегда. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона. В общечеловеческой системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык, отмечает мыслитель, открывается окно в огромный мир, человечность и широта взглядов обязывают изучать языки других народов, ибо только таким образом можно человеку-мыслителю почувствовать связь с гениями мирового духа. Абай написал около 170 стихотворений и 56 переводов, несколько поэм. Отдельным произведением стоит прозаическая поэма "Қара сөз" — "Слова назидания" ("Қара сөздер"), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих строках поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Также Абай известен как композитор. Создал более двух десятков мелодий, которые популярны и в наше время. 13.Проблемы сохранения культурного наследия казахского народа вусловиях глобализации. Искусство сохранения культурного наследия сродни инстинкту самосохранения. Подобное состояние обостряется особенно в условиях поиска национальных идентичностей, сопровождаемых процессами глобализации. Государства постсоветского пространства на протяжении относительно короткого исторического периода столкнулись с комплексом проблем сферы духовного и культурного развития. Среди них: уход в прошлое былых приоритетов единого культурного пространства и появление новых парадигм национальной идентификации; девальвация коллективистских взглядов и возрождение на их руинах разных по своей идейной и мировоззренческой направленности ценностей. Последние и определили, в конечном счете, судьбы ряда традиционных сообществ и государственных формирований. Эволюция процесса демократизации непосредственным образом определила многообразие и реальный контент общественных структур. В то же время по ряду показателей идеалы плюрализма и мультикультурализма не оправдали себя и даже вызвали обратные процессы. В этих условиях ключом к сбережению нации, стабильности общества, национального единства и общественного согласия стал ориентир на богатое историческое и культурное наследие этносов. Тем более, что возрастающие темпы глобализации актуализировали задачу выработки универсальной модели сохранения этнической самобытности и неповторимости. Ситуация с сохранением культурного достояния в Казахстане выгодно отличается. Начало ХХI века началось со складывания основ мирного и стабильного общества. Темпы социально-экономического роста и стабильного состояния общества развития как бы сами по себе обратили взоры государства на вопросы культуры, в том числе ее охранные аспекты. Для Казахстана это усугублялось тем, что многие артефакты, имеющие отношение к его историко-культурному достоянию, оказались в силу ряда исторических обстоятельств за пределами страны. Утверждение параметров положительного имиджа независимого Казахстана также способствовало культурному возрождению. Как известно, мощным стимулятором и источником выработки устойчивого национального иммунитета является хранилище исторического материального и духовного прошлого. Поэтому свою важную роль сыграли факторы, связанные с формированием национального самосознания. Согласно принятой ЮНЕСКО «Конвенции о всемирном культурном и природном наследии», а также «Рекомендации об охране культурного и природного наследия» ответственность за сохранность и прерогатива регулирования нормативной системы в этой сфере ложится на плечи государственных структур. 14.Реализация программы «Мәденимұра», проекта музеи-заповедники, культурных и природных памятников Казахстана. Обращение к культурному наследию в Казахстане началось в 2004 году. Государство обернулось лицом к общественному мнению относительно необходимости принять меры в вопросе о сохранении и преумножении культурного наследия и достояния земли казахов. Именно тогда была принята Государственная программа «Культурное наследие», что по-казахски переводится как «Мəденимұра».В ее реализацию включились в первую очередь институты общественно-гуманитарного направления Министерства образования и науки и Министерства культуры Республики Казахстан. На сегодняшний день можно говорить о трех этапах реализации этой программы: I этап – 2004-2006 гг.; II этап – 2007-2008 гг.; III этап – 2009-2011 гг. В ходе реализации Государственной программы был обеспечен комплекс мер по открытию новых памятников истории и культуры, консервации, реставрации и воссозданию значительных историко-культурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры; созданию целостной системы изучения огромного пласта культурного наследия, в том числе фольклора, традиции и обычаев; обобщению многовекового опыта национальной литературы и письменности, созданию на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. В течение первого этапа реализации программы были завершены реставрационные работы на тридцати пяти памятниках истории и культуры. Проведены археологические исследования тридцати городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана. Организованы научно-исследовательские экспедиции в архивы и библиотеки России, Китая, стран Западной Европы для выявления и приобретения рукописей, раритетных изданий, книг и архивных документов, имеющих историческое значение в культурном наследии казахского народа. Состоялись прикладные, научные исследования уникальных историко-культурных, архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значение для национальной культуры, а также работы по восстановлению и переносу на современные аудионосители фонозаписей выдающихся исполнителей-музыкантов устной профессиональной традиции, находящихся в фондах, архивах и хранилищах страны. При разработке Программы «Культурное наследие» на других этапах было намечено продолжить работы по реставрации и консервации объектов историко-культурного наследия. Кроме того, впервые были предприняты шаги по изучению и воссозданию памятников истории и культуры в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана, реставрацию копий древнетюркских каменных изваяний с руническими надписями, найденными на территории Монголии и других стран. В целях развития духовной и образовательной сферы, обеспечения сохранности и эффективного использования культурного наследия страны масштабный проект «Культурное наследие» включил в себя разработку теоретических проблем исторической науки и издание лучших образцов национальной литературы и письменности, достижений мировой научной мысли, культуры и литературы с различных языков. Поэтому весьма своевременным стало издание серий книг «Тарих – адамзатақыл-ойыныңқазынасы» – «Мировая историческая мысль» в 14-ти томах, «История Казахстана в зарубежных источниках» в 14-ти томах , «Материалы по истории Казахстана в русских источниках» в 10-ти томах, «История Казахстана в античных источниках» в 2-х томах, «Материалы по этнографии казахов» в 2-х томах и др. Итоги данной программы: из зарубежья возвращено более 5 тысяч ценнейших архивных документов; изданы 442 наименования книг по истории и культуре Казахстана; проведены 40 археологических, 26 научно-прикладных исследований, отреставрированы 73 важнейших памятника истории и культуры. Вывод: опыт реализации программы «Культурное наследие» в Республике Казахстан (2004-2011 гг.) показал высокую востребованность опеки государства в деле по сбережению и приумножению материальных и интеллектуальных ценностей прошлых поколений.Бережное отношение к своему историческому наследию в условиях наднационального делового предпринимательства и стирания этнических границ свидетельствует о приоритете морально-этических ценностей и четкой протекционистской политике государства, которое стремиться к укреплению своего национального авторитета на международной арене. 15.Развитие городской культуры в современных условиях. Городская культура — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры. Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим положением, численностью населения и размерами, но также специализацией: есть текстильные города, горной промышленности и шахтерские города, центры автомобильной промышленности, города науки, города-курорты и тому подобные. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры. Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного и инженерного назначения. Таким образом, современный город представляет собой социально-пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. 16. Проблема культурной, информационной безопасности. В век повсеместных технологий, где информационные системы проникли в каждую сферу жизнедеятельности человека, очень важно уметь защищать свои данные. Во-первых, в повседневной жизни человек сталкивается с хранением своих персональных данных: в телефоне, например, пароли от социальных сетей, данные из книги контактов и так далее. Во-вторых, практически во всех профессиональных сферах люди сталкиваются с работой в каких-либо информационных базах данных. В связи с этим очень важно, во избежание утечки информации, уметь правильно с ней работать. На данный момент разработано множество комплексов мер и правил по ее защите. Но недостаточно только одних мер, необходимо, что бы данные правила выполнялись интуитивно. А для этого надо развивать так называемую «культуру» информационной безопасности с раннего возраста. К актуальным угрозам, связанных с информационной безопасностью можно отнести: несанкционированное получение информации, то есть нарушение конфиденциальности; вредоносное и нежелательное программное обеспечение, хакерские атаки и спам; нарушение авторских прав и прав интеллектуальной собственности и многое другое. Таким образом, видно сколь многие аспекты информационного общества подвержены опасности, именно поэтому так важно с малого возраста прививать людям привычку защищать свои персональные данные и с уважением относится так же к чужим. 17.Глобализация и проблема самоидентификации этнорегиональных культур. В глобализирующемся обществе происходит трансформация доминирующих оснований этнокультурной идентичности, которая приобретает новые модификации, соответствующие данному времени. В условиях общественных трансформаций принципиальное значение приобретает ориентация на будущее, предполагающая, что традиции прошлого реализуются без потерь на новой инновационной основе. На сегодняшний день ряд экспертов определяют глобализацию как общемировую экономическую, образовательную информационную и культурную тенденцию, нивелирующую национальную самобытность исторических культур народов мира, отвечающую интересам крупных монополий и экономически сильных стран. Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности. Мир, возникающий в результате глобализации, может сформироваться, как монокультурный мир и будет нанесен мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур. Заметим, что в одной из основополагающих деклараций ЮНЕСКО главной целью определено «стремление к миру и безопасности в межнациональном сотрудничество с опорой на образование, науку и культуру при всеобщем уважении справедливости, роли закона, прав человека и фундаментальных свобод», при равных возможностях образования для всех, свободном обмене идеями и знаниями. С одной стороны, глобализация способствует ускорению и увеличению объема информации, получаемой индивидом, в целом, расширению его кругозора. С другой стороны, глобализация ведет к углублению культурного неравенства. По уровню образования, обеспеченности персональными компьютерами на душу населения, наличию личных библиотек, доле средств, выделяемых из бюджета, и т.д. страны «золотого миллиарда» на порядок опережают страны-аутсайдеры. Практически ни одна из стран «третьего мира» (кроме Индии) не имеет собственного национального кинематографа, национального театра и т. д. Глобализация способствовала углублению различия и в темпах культурного развития между странами-лидерами и аутсайдерами. Если ранее показатели уровня человеческого потенциала постепенно сближались, что рождало определенный оптимизм у тех, кто принадлежал к «третьему миру», то к настоящему времени стало ясно, что страны-аутсайдеры в обозримой исторической перспективе не смогут сблизиться со странами-лидерами, а скорее всего даже будут отставать еще в большей степени. «Глобализация способствовало превращению европоцентризма в идеологическое обоснование правомочности претензий Запада, как на лидирующее положение в мире, так и на осуществление гуманитарной экспансии и насильственное изменение «кодов культур» других народов, которое, по мнению идеологов глобализации, пока живут «вне истории». К тому же глобализация ведет к понижению статус национальных языков. Важно отметить, что именно язык активно воздействует на своего носителя, не только отражает, но и создает национальный характер. Верно сказано: «если язык формирует представителя народа — носителя языка, причем формирует его как личность, то он должен играть такую же конструктивную роль и в формировании национального характера.» Язык становится хранителем культурно-значимой информации, однако некоторые формы языковых единиц для современного человека имплицитны, это обуславливается многоуровневыми историческими трансформациями. В процессе данной трансформации, происходит появление так называемых безэквивалентных языковых единиц – обозначения специфических для данной культуры явлений, не нашедших своего аналога в других языках, то, что является «непереводимым». Таким образом, в условиях глобализирующегося мира для понимания и развития диалога разных культур необходима и духовная модернизация, выработка новой системы ценностей для достижения цивилизационного синтеза при сохранении культурного плюрализма. По крайней мере, это выход за пределы стереотипов и догм «закрытых» культур, преодоление «мертвых традиций», во многом мешающих различным странам и народам справиться с такими глобальными проблемами, такими, как нищета и голод, неграмотность и низкий уровень здравоохранения. В данном случае, диалог — это способ организации совместной жизни людей на нашей планете, ибо диалогичность есть спектр разных форм соприкосновения, взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего, что свойственно всем переходным периодам. 18.Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана. Культура играет важную роль в сохранении этнической самобытности, базовых ценностей и нравственных ориентиров. Созидательная роль культуры также очевидна в развитии современного мира, в укреплении творческих и дружественных связей между разными государствами. Сегодня культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья нации, социальной стабильности, национальной безопасности. С начала построения Независимости казахстанская культура стоит в числе государственных приоритетов. Профессиональные эксперты единодушно называют тридцатилетие Независимости Республики Казахстан эпохой Ренессанса казахстанской культуры. Феномену национальной культуры посвящены научные исследования и многочисленные статьи, с которыми в эпоху цифровых технологий любой желающий без труда может ознакомиться и сформировать свое собственное суждение. Культура Казахстана – это богатейший пласт истории казахского народа, формировавшийся на протяжении многих столетий. Под влиянием суровой красоты степи и нелегкой жизни кочевников появилась та казахская культура, которую мы знаем сегодня. Щедро накрытый дастархан, нарядные и в то же время функциональны жилища-юрты, небывалой красоты изделия из войлока, одежда и головные уборы с искусными узорами, конные игры, искусство красноречия, состязания акынов – всё это культура Казахстана, разнообразная и очень самобытная. Современный Казахстан переживает период национального возрождения; в докладе президента Н. А. Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке. Очень много различных понятий, характеризующих культуру Казахстана, и каждое заслуживает отдельной статьи. Предметы быта, такие как: Юрта, Степные зергеры, Пиала, Национальная одежда казахов, Тюбетейка, Саукеле. Музыкальные инструменты: домбра, кобыз. Множество специальных названий для профессий и положения в обществе: Акын, Бий, Жырау, Каган, Хан, Батыр. Множество терминов обозначающих праздники и мероприятия. Государством созданы прекрасные условия: построены светлые, современные учебные здания с концертными залами, кинозалами и галереями, лучшими музыкальными инструментами и киноаппаратурой. Выделяются государственные гранты для обучения молодежи в школе, колледже, бакалавриате, магистратуре и докторантуре − молодежь имеет прекрасные возможности для развития своих дарований. Ежегодно студенты и магистранты обучаются по программе академической мобильности за границей. В наше время всеобщей глобализации художник выражает не только узконациональную позицию. Его взгляд устремлен в мировое пространство: в его поле зрения попадают другие культуры и способы взаимодействия с ними. В этом случае этическим критерием выступает не национальная или религиозная этика, а общечеловеческие ценности. Сейчас полагаю наиболее важным обратиться к морально-этической стороне развернувшейся публичной дискуссии. Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности. Для казахского народа это очень сложная и во многом болезненная проблема, поскольку речь идет о восстановлении утраченной традиции. 19.Принципы толерантности и проблемы формирования национального единства, солидарности и национального мировоззрения казахского народа в парадигме медиа-культуры. Толерантность — ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана. Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений. Третий этап (с 2002 по 2007 годы). Включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов - Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 г., Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. Четвертый этап начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана. 20.Мировая культура в ХХ веке. Культура и глобальные процессы современности. ХХ век занимает не просто особое, но, можно сказать, во многом уникальное место в истории мировой культуры. Культура, как интегрирующее начало общественного развития, получила небывалое до тех пор мощное развитие в двух основных сферах человеческого производства – материальной и духовной. Для культуры ХХ века характерна не замкнутость, не закрытость, а взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. То был период, с одной стороны, небывалого подъема, развития национальных культур, а с другой, - их сближения, взаимосвязи. Именно в ХХ столетии усилились тенденции в становлении единых оснований общечеловеческой культуры. Может быть, в ХХ веке понятие «мировая культура» впервые приобретает качественно новое содержание. Почему же? Да потому, что в этот исторический период резко, небывало возросла и продолжает нарастать интенсивность различных межчеловеческих связей: коммуникационных, политических, экономических, научно-технических, духовных. Материальная жизнь человечества. Тысячу лет тому назад люди вступали в новое тысячелетие с предзнаменованием, близким к безумию. Религиозные лидеры на основании библейского пророчества предсказывали скорый конец мира. Они опасались, что в 1000 году «Воля Божья» уничтожит мир. Конец ХХ века, который недавно встретило человечество, показал, что человеческий разум обеспечил невиданное развитие экономики, техники, точной науки, средств связи и коммуникаций. По масштабам достигнутого в мирное время прогресса ХХ век был наилучшим среди своих предшественников: – резко возросла продолжительность жизни человека и ее комфортность; – медицина стерла с лица земли многие тяжелейший заболевания; – в результате достижений сельского хозяйства, предотвративших голод, было спасено больше жизней, чем умерло от голода за всю предшествующую историю; – были созданы теория относительности и квантовая теория, что ознаменовало прорыв науки в область микромира и больших скоростей; – наука решила проблему расщепления атомного ядра и человечество овладело качественно новым видом атомной энергии; – важнейшее значение имело возникновение кибернетики как отклик научного познания и техники середины ХХ столетия на социальную потребность в решении точными средствами проблем управления и организации; – символом НТР столетия стали ЭВМ, получившие широкое распространение в научных исследованиях, производственных процессах, а затем и в управлении; – произошла массовая информатизация общества: практически реализуется возможность мгновенной передачи информации, в том числе различной корреспонденции, с континента на континент. Банки данных содержат в своей памяти тексты объемом в сотни тысяч книг, что создает безграничные возможности для хранения и передачи любой информации. Духовная жизнь человечества в ХХ столетии небывало изменилась. Человек, родившийся в начале века, и доживший до его конца, оказался в совершенно иной духовной атмосфере. Сегодня люди мыслят и чувствуют совсем не так, как их предшественники начала века. Изменения затронули все стороны и уровни духовной культуры: – ценностные ориентиры масс и концепции теоретиков; – художественные вкусы и эстетические теории; – естественно-научные взгляды и представления об историческом процессе; – человечество небывало обогатилось в науке и технике: за последние сто лет сделано открытий больше, чем за всю предыдущую культурную историю человечества; – подлинным духовным богатством современного общества стало знание, в результате чего жизнь нынешнего человека, основанная на знаниях, все более воплощает идеи свободы и творческого развития; – ярче, разнообразнее стала художественная культура: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура. Культура – очень широкое и многоаспектное понятие. Это система ценностей, норм, идей, символов, а также стереотипов, в которых отражается историческое наследие, традиция, выражающая самобытность группы или общества. В соответствии с различными человеческими ценностями, существует элитарная культура и массовая.В основном, глобализация культуры направлена на усреднение этих ценностей, формировании культуры «для всех». Исследовательница В.И. Самохвалова утверждает: «Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным еѐ симулякром (индустриально производимой массовой культурой) и вообще не может быть окончательно осуществлена без ценностного разложения культуры» . Таким образом, глобализационные процессы в культуре приводят к развитию именно массовой культуры. Элитарная культура остается культурой небольшого слоя социума. Массовая же культура имеет повсеместное распространение в современной действительности, и потому еѐ необходимо изучать. В статье «Массовая культура как проблема современного общества: общетеоретический анализ», А. В. Швецова и А. В. Норманская приводят ряд факторов, повлиявших на актуализацию феномена массовой культуры в современном мире: «…объективные процессы глобализации мира и культуры, выражающиеся в сближении культур различных народов и интенсификации культурных контактов различных стран; возрастание возможностей и влияния средств массовой информации и информационных технологий;усиление коммерческой составляющей культурной индустрии; увеличение значимости компенсаторной функции культуры, предлагающей современной личности виртуальные варианты успешных жизненных сценариев, а также переживания и эмоции, недостающие в реальном мире…». 21.Культура и природа. Воздействие природы на культуру. Воздействие культуры на природу. 22.Культурная политика Казахстана. Программа «Рухани Жанғыру» 23.Музыкальное творчество Курмангазы, Таттимбета, Жаяу Мусса. КурмангазыСагырбайулы (1818–1889 гг.) – гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Курмангазы родился на территории Букеевской Орды, в урочище Жидели. Первым наставником Курмангазы в игре на домбре стал Ханбазар. Главным его учителем был кюйшиУзак. Свой кюй«Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836–838 годов в Букеевской Орде ИсатаюТайманову. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе родной земли, безграничной Степи слышатся в кюеКурмангазы «Сарыарка». В конце 1880 года Курмангазы окончательно переехал в селение Сахма Астраханской губернии, где и похоронен. Сохранилось более 60 кюевКурмангазы. У композитора есть и танцевальные кюи: «Балбырауын», «Қызылкайың». Имя Курмангазы присвоено Алма-Атинской консерватории и Государственному оркестру казахских национальных инструментов Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929 гг.) – выдающийся народный композитор, поэт-публицист. Жаяу Муса родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горах Павлодарской области. Он учился в русской школе в Омске, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай» («Ох, девушки»). Обладая острым языком и замечательным даром акына, он создал свою самую знаменитую песню «Аксиса» («Белый ситец»). За эту песню знаменитый бий Муса Чорманов отнял у Мусы единственного коня. С этого времени певца в народе прозвали Жаяу Муса («пеший Муса»), В 1860 году за свои революционные взгляды Жаяу Муса был выслан в Тобольск. Через два года он принял участие в походе полковника Черняева на Шымкент и Аулие-Ату, но, столкнувшись с жестокостью Черняева, бежал на родину. Недруги не оставили его в покое, сослав на солдатскую службу. Вместе с царскими войсками он побывал в Польше и Литве. Вернувшись на родину, стал знаменитым на всю Степь акыном. Жаяу Муса был знаком с Ш. Уалихановым, сочинил музыку к стихотворению Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться». Одно из своих стихотворений он посвятил Абаю. Жаяу Муса сам сочинил тексты к более 70-ти своим песням. ТаттимбетКазаигаиулы (1815–1862 гг.) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Таттимбет родился на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Он был из рода каракесек Среднего жуза. Таттимбета привлекали кюи-легенды и эпические кюи, созданные в ХІІІ–ХVІІ веках. В 1842–1845 годах Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе, но по собственному желанию оставил должность. В 1855 году в составе делегации побывал в Петербурге, присутствовал при коронации Александра II. Сохранилось свыше 40 кюевТатимбета. Таттимбету принадлежат классические образцы традиционных юоев: «Бозайгыр», «Бозторгай», «Алшагыр». К лучшим произведениям казахской инструментальной музыки относятся его кюи «Саржайлау», «Былқылдақ», «Көкейкесті» 24.Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературе на рубеже XIX- XX вв. Первые письменные произведения на староказахском языке, появляются еще в золотоордынский период XIV века (Кутб, Сейф Сараи и Катиб). Продолжением постзолотоодынского периода можно назвать "ДастанЕдыге" XV века, "ТаварихГузидеНусратНама" XVI века, "Дафтар Чингиз нама" XVII века. Также стоит упомянуть «Джамиaт-таварих» КадыргалиЖалаири, начало XVII века[1]. Казахская литература нового периода начинает складываться во второй половине XIX века под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Чокан Валиханов, ИбрайАлтынсарин и Абай Кунанбаев. Начало XX века стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы. Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, — романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик МиржакипДулатов, автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (1910), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера, был реформатором казахского литературного языка. В конце XIX — начале XX веков группа «книжников», в которую входили НуржанНаушабаев, Машур-ЖусупКопеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы — Ахмет Байтурсынов, МиржакипДулатов, Магжан Жумабаев, после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции. 25.Толерантность как результат межкультурной коммуникации. Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархической системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к системе отношений, базирующихся на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Вместе с тем глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур: нарастающее многообразие мира, увеличивающаяся социальная поляризация, рост религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. Здесь возникает потребность в консенсусе, который предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно при учете интересов другого. Динамика отмеченных процессов зависит от того, каким образом культурные достижения различных сообществ включатся в движение человечества к своему единству и целостности. В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Иными словами, подавляющая часть этнических групп отстаивает местные интересы, которые признаются приоритетными по отношению ко всем другим. В этой ситуации терпимость по отношению к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным. Но авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм малопродуктивны. Необходимым условием выживания народов в современном мире является интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры. Это означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества. Таким образом, глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур. Но при этом усиление взаимозависимости человечества с необходимостью ставит проблему воспитания культуры толерантности. Разные виды внутри межкультурных коммуникаций, взаимодействий реализуются в так называемой культуре повседневности, пристальное внимание к которой характерно для современной культурологии. 26.Информационная революция. Темп развития технологической цивилизации определяется в значительной степени темпом накопления профессиональных знаний. Общая сумма потенциально доступных человеческому обществу знаний зависит от достигнутого на данном историческом этапе уровня эффективности процесса «отчуждения» индивидуально генерируемых «знаний» от автора – их первичного источника и начального носителя: человека, который первым овладел тем или иным новым технологическим приемом, методом, средством и т.д. Информационная революция - качественное преобразование общественных отношений в результате кардинальных изменений в способах отчуждения знаний, способах обработки и передачи информации. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций.Разные авторы насчитывают от трех до семи революций. Не обсуждая дальше число революций отметим основные вехи в развитии информационных отношений. Возникновение информационных отношений следует считать появление языка и письменности. Первую смену информационных отношений произвело изобретения книгопечатания в XV веке, которое сделало доступным информационные ресурсы "массовому" пользователю, не только избранным монахам. Массовое тиражирование текста без его искажения позволило поднять образование на качественно новую ступень и предопределило быстрое развитие науки. Следующий этап смены отношений начался с изобретения электричества и телеграфа в начале XIX века и завершился созданием компьютера в середине XX века. Последнюю смену отношений вызвало создание персонального компьютера и сети интернет. Некоторые учёные понимают под информационной революцией только процесс становления информацию главным ресурсом и ценностью современной мировой цивилизации, а также предопределил образование постиндустриального общества (информационного общества). Информационная революция стала прямым продолжением и следствием научно-технической революции и повсеместного внедрения высоких технологий. Создание и применение информационных технологий оказалось наиболее рентабельным и динамично развивающимся сегментом мировой экономики, опередившим собственно промышленное производство. Компьютер позволил вывести процесс обработки информации на принципиально новый уровень, что повлекло за собой перемены в науке, образовании, бизнесе и др. Появление новых средств связи (глобальные компьютерные сети, мобильная и спутниковая связь, телекоммуникации) максимально сблизило производителей и потребителей информации, нивелировало расстояния, этнические и социальные различия, оказавшись важным фактором процесса глобализации. 27.Жан-Жак Руссо, Иоганн Готфрид Гердер о культуре. Жан-Жак Руссо́ — франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.Идеи Руссо были столь противоречивы, культурпессимистичны, что дало повод Вольтеру назвать их «пасквилем, направленным против рода человеческого», а нынешним исследователям культуры поставить под сомнение просветительство Руссо. С точки зрения Руссо, культура своим появлением обязана нашим порокам (культура есть порча!). Наука, в частности, есть результат высокомерия, гордыни и роскоши. Культура с ее расслабляющими благами и удовольствиями отдалила человека от матери-природы, подорвала его физическое и нравственное здоровье, привела к вырождению и гибели. Руссо считал, что в погоне за счастьем человек развивает свои задатки, формирует многообразные средства удовлетворения, потребностей, создает культуру. Именно в этом ее назначение. Однако ради собственного благополучия он пожертвовал свободой и собственным достоинством. Именно поэтому Жан-Жак Руссо отвергает существующую культуру. «Культуру можно сравнить с ужасным мечом, — писал он Вольтеру, — воткнутым в молодой, здоровый ствол. После того как железо вошло в дерево, его никоим образом не следует вытаскивать, ибо тогда дерево погибнет. Но все же было бы лучше, если бы железо никогда не входило в дерево». Иными словами, культура не более чем ошибка. Все развитые цивилизации ошибочны. Культура, опирающаяся на разум, ошибочна, ибо разум может ошибаться, а чувства — никогда. Культура чувств выполняет главенствующую роль в познании и творчестве. Огромное значение в концепции Гердера занимает взаимная связь природы и культуры. Данный метод, получивший название космологического, Гердер позаимствовал из философии и умозаключений его современника – Иммануила Канта, представленные в его произведении "Всеобщей естественной истории и теории неба" в середине XVIII столетия. История человечества, с точки зрения Гердера, берет свое начало с истории развития природы, так как она является продолжением природы, достигая с каким-то временем высокого уровня. А человек есть окончательное звено эволюции. Культура оказывает помощь в становлении человека и является тем признаком, который отличает его от животного. Можно сказать, что культуру стоит считать вторым рождением человека. Тщательно и ответственно изучая культурный феномен, Гердер сумел выделить в ней два начала: над природную культурную сущность; историческую причину развития данного феномена. Элементами культуры по Гердеру стоит считать: язык, государственное образование, семью и отношения внутри ее, религию, искусство, науку. Гердер говорил о том, что культура «захватывает человека и формирует его голову и члены его тела». Лишь культура является тем началом, которое способно интегрировать людей, создавая на их основе одно человеческое общество. 28.Определение культуры. Субъект культуры. Культура - это совокупность всех видов, способов и приемов человеческой деятельности и самих результатов этой деятельности, проявляемая, накапливаемая и передаваемая последующим поколениям в виде артефактов, т.е. неделимых единиц культуры (предметов, процессов или явлений искусственного происхождения). Культура - это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности. Приведенные формулировки определяют культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей. Нет смысла отрицать это. Тем не менее культурология не останавливается на формальной констатации того, что входит в культуру, что ей принадлежит, чем она является. Важен и ответ на вопрос, почему так, а не иначе. В попытках ответить на него необходимо прежде всего осмыслить историю становления и развития понятия культуры. Субъект культуры - это активное самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективорованного мира "второй природы". Человек творец природы, но, чтобы стать творцом, культуры, человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо. Человек становится субъектом культурного творчества лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразование внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Подлинным культурносозидающим субъектом является человечество, общество. Мировая культура - это результат совокупной деятельности родового субъекта - человечества. Первичным субъектом культуры является личность.Личность обладает определенным культурным потенциаломЛичность как субъект нередко сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей, индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура не всегда создает для этого условия. 29.Культура и личность 30.Культура и общество 1 2 |