Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Какие два основных направления развития первобытного искусства Вы знаете

  • 4. Как Вы думаете, почему столь велика роль мегалитов в древней культуре

  • 1 лекция. Лекция Культура и искусство древнего Казахстана


    Скачать 104.28 Kb.
    НазваниеЛекция Культура и искусство древнего Казахстана
    Дата25.03.2022
    Размер104.28 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1 лекция.pdf
    ТипЛекция
    #415878

    № 1 лекция
    Культура и искусство древнего Казахстана
    Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекций):
    Культура и искусство древнего Казахстана.
    1.Искусство древнего Казахстана: монументальные и малые формы. Жилище древнего человека
    2. Петроглифы
    3.Монументальные формы искусства древнего Казахстана.
    Краткое содержание данной лекции: Первобытное искусство Казахстана - интересный и малоизученный пласт культуры, составляющий основу, из которой впоследствии сформировался цельный мир традиционных художественных образов. Изначально первобытное искусство развивалось по двум направлениям: монументальные и малые формы. Первое направление – монументальные формы: наскальные рисунки в пещерах и мегалиты. Второе направление: памятники искусства малых форм, мелкая скульптура, глиняная пластика, резьба по камню, кости и дереву. Самым известным памятником наскального искусства Восточного Казахстана является грот Акбаур, который находится в 38 км от города Усть-Каменогорска на горе Коржимбай. Грот является древней астрономической площадкой. Символические знаки Акбаура отражают северо-западный участок звездного неба. Из отверстия в гроте древние наблюдали за движением Солнца, Луны, планет и созвездий.
    Необходимость астрономических наблюдений у кочевых народов Евразии заключалась в их общем отношении ко времени: Время Священно. А время в основ¬ном определялось по чередованию дня и ночи, по смене лунных фаз - недель и месяцев. Небесные светила, в первую очередь Солнце и Луна, а также созвездия были составной частью культа Неба. От знания времени наступления начала года, сезона, зависела подготовка и проведение того или иного обряда и праздника, согласованность ежегодного и многолетнего хозяйственного циклов. Памятниками наскального искусства в Западном
    Казахстане зафиксированы на полуострове Мангистау, плато Устюрт и в горах
    Мугоджары. Среди наскальных изображений каменного века самым древним считается грот Толеубулак в Мугоджарах, являющийся святилищем. Рисунки в гроте представлены символическими знаками и резными линиями. Солярные символы представлены чашечными углублениями и изображениями лабиринтов, свастики, кругов с вписанными в них крестами, решетками. В рисунках этого грота отсутствуют зооморфные и антропоморфные персонажи.
    По репертуару изображений грот Толеубулак не имеет аналогов в
    Центральной Азии. Исследователи считают, что рисунки-символы в гроте следует трактовать как символическое изображение мужского и женского начал и культа плодородия.
    2. Петроглифы Тамгалы выделяются своей уникальностью даже в много- образии наскального искусства всей Центральной Азии. С 2004 года Тамгалы
    являются объектом, включенным в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Это место имело сакральное значение для древнего населения. Древние художники хорошо знали особенности горных пород. Материалами для каменных гравюр служили гранит, порфир, диорит, песчаник, сланец-фил-лит.
    Техника выполнения включала следующие способы: точечная выбивка, прочерчивание и скальная живопись. При этом мастера не только искусно использовали материал, но и учитывали «расположение каменных полотен- плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, относительно Солнца. Практически по всему миру, в том числе и Казахстане, встречаются сооружения из огромных каменных глыб и плит, именуемые мегалитами. Они представляют собой культовые объекты поклонения первобытных людей, выполненные из одного или нескольких блоков грубо обработанного камня. Природное изобилие различных пород камня - гранита, диорита, песчаника, мергеля, известняка, порфира явилось одним из условий развития очагов древнего монументального искусства
    Казахстана. Мегалиты широко распространены в Центральном, Юго-
    Восточном Казахстане (Тарбагатай), в Семиречье и Западном Казахстане
    (восточно-прикаспийская зона). К простейшим формам мегалитов относятся менгиры, дольмены, цисты, плиточные ограды и др. Менгиры – культовые камни, представляющие собой большие, вкопанные вертикально или под углом в землю каменные плиты высотой от 1,5 и более метров. Возле менгиров совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие церемониальные действия. Менгиры были одиночными, или стоящими параллельными рядами, образующими каменные аллеи. Несмотря, на смену культур и этносов, происходящих на протяжении многих веков в казахской степи, неизменным остается почитание менгиров. Менгиры – это языческие святилища, у которых совершались не только культовые обряды, но и обряды, связанные с размножением стада, посева и сбора урожая.
    На территории Казахстана обнаружены менгиры в виде МЕГАЛИТЫ.
    (Тестовые задания и) вопросы (для текущего, рубежного и промежуточного контроля) к данной лекции:

    1.Какие два основных направления развития первобытного искусства Вы знаете?
    2.Кратко охарактеризуйте их.
    3. Назовите ключевые образы наскального искусства.

    4. Как Вы думаете, почему столь велика роль мегалитов в древней культуре?


    написать администратору сайта