семинар 4 (Автосохраненный). 1. Развитие русских земель после монгольского нашествия Южная и Северная Русь Великое княжество Владимирское и удельные княжества Северовосточной Руси Борьба московских и тверских князей за главенство на Руси
Скачать 91.84 Kb.
|
Византийское наследие Византия не только тесно сотрудничала с Русью в экономическом и военном плане, но и оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. Поэтому еще до официального решения в 988 году киевским князем Владимиром сделать Русь полностью православной, её жители уже принимали православие, самый яркий пример – княгиня Ольга. Принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги. Приняв крещение от Византии, Русь вместе с ним унаследовала и многие культурные традиции в области архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Словом, влияние византийской культуры на становление и развитие русской сложно переоценить. Византийское искусство оставило в наследие человечеству своё превосходное умение возведения храмов, иконописания, вышивания и другие богатства. После падения Византии подавляющее большинство византийцев – от аристократов и учёных до ремесленников и воинов – бежало от турок, часть – в православную Русь, часть – в Италию. Многовековые связи между средиземноморскими народами оказались сильнее религиозных разногласий. И византийские учёные заполнили университеты Италии, а отчасти даже Франции и Англии. Византия помогала Руси стать православным государством: Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы, древнейшие русские храмы построены строго по византийскому образцу. Также часть подданых Византийской империи переезжали на Русь. После захвата османами Константинополя в 1453 году пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог – дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. Во второй половине XVIII века в Российской империи времён Екатерины II существовал проект возрождения Византии, так называемый «Греческий проект». Российская империя тогда вела войны с Османской империей, и план предусматривал, в случае безоговорочной победы над турками и взятия Константинополя, создание новой «Византийской империи». Императором этой возрождённой Византии должен был стать Константин Павлович, великий князь, сын наследника Павла Петровича (будущего Павла I) и внук Екатерины. Вольтер призывал Екатерину дойти в войне с турками до Стамбула, вновь превратить его в Константинополь, разрушить Турцию, спасти балканских христиан. И даже дал практический совет: для большего сходства с подвигами древности использовать в степных боях против турок колесницы. Однако взятия Константинополя не произошло, и о плане впоследствии забыли. Случалось, что русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния. Правоприемницей Византии как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Идейное противостояние в Московской Руси Иосифляне и нестяжатели Во второй половине 15-го - в 16-м веке двумя главными течениями в русской православной церкви было нестяжательство, основоположником которого был Нил Сорский, и иосифлянство, идеологом которого был Иосиф Волоцкий. Течения эти были прямо противоположны друг другу, что не помешало канонизировать обеих их руководителей. Иосифа Волоцкого - победителя в споре с нестяжателями, канонизировали через 64 года после смерти (в 1579 г.), а вот точная дата канонизации Нила Сорского как общерусского святого неизвестна (вероятнее всего - вторая половина 18 века), что, вообще, достаточно редкий случай (подробнее про исследования, связанные с его канонизацией, можете прочитать тут и тут). Водораздел между иосифлянами и нестяжателями проходил по отношению к церковному имуществу. Согласно правилам, установленным Нилом Сорским в основанным им Нило-Сорской пустыни, скит не мог рассчитывать на чей-то чужой труд, нельзя было приобретать никакую собственность, даже на заработанное своими руками. Это жесткое требование Нил (а затем и его преемники) распространял на весь монастырь: не полагалось братии владеть ни землей, ни селами. Всё это и называлось «нестяжательством». Иосифляне же являлись сторонниками приращения церковных богатств. Также они продвигали идею «божественного происхождения» царской власти и преемственности Русского государства от Византии, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453 г. и фактически стали официальными идеологами самодержавия (монах Филофей, выдвинувший знаменитый тезис - "Москва - Третий Рим" принадлежал к иосифлянам). Различным было и отношение по вопросу смертной казни еретиков. Если иосифляне безусловно выступали за смертную казнь для них, то нестяжатели исходили из того, что такие меры противны духу Евангелия и несогласны с природой Церкви, которая не должна действовать средствами мира сего: насилием, страхом и т.д. В идеологическом споре иосифляне победили - нестяжатели были осуждены на церковном соборе 1531 г., а многие их сторонники казнены или отправлены в ссылку. Новгородская ересь В конце XV в. перед русской церковью возникла проблема: страну захлестнуло еретическое движение. Ересь, по основным центрам ее распространения, называется новгородско-московской или, по источникам, ересью "жидовствующих". Возникло еретическое движение в Новгороде незадолго до присоединения его к Москве. По всей вероятности, произошло следующее: в Новгород прибыл некий иудей Схария, которому удалось привлечь на свою сторону часть новгородских священников. Среди них наиболее часто упоминаются Денис и Алексей. Однако перед верующими еретики стремились показать себя истинно православными и пользовались большим уважением у своих прихожан. Подобное положение привело к распространению ереси в Новгороде. Еретики отрицали поклонение иконам, считали ненужным институт монашества, признавали основными церковными книгами Пятикнижие, отрицали христианский догмат о Троице. Долгое время существование еретического кружка оставалось тайной для церковных и светских властей. Распространению ереси способствовало и то, что Иван III, посетив Новгород, перевел главных еретиков Дениса и Алексея в Москву, где они получили места в центральных московских храмах. После этого еретичество стало распространяться и в столице Русского государства. Еретиками стали доверенное лицо великого князя виднейший дипломат дьяк Федор Курицын и жена старшего сына Ивана III Елена Волошанка. Более того, еретики смогли добиться назначения на пост митрополита своего сторонника Зосимы (1490 - 1494). Существование ереси было обнаружено случайно архиепископом Новгорода Геннадием. Им же и были выявлены некоторые тайные еретики. По требованию Геннадия в 1490 г. часть еретиков была осуждена на церковном Соборе. Однако наказание было довольно мягким: покаявшихся разослали по монастырям в заключение. Главные же руководители ереси оказались необнаруженными, и ересь продолжала распространяться. Настоящим вдохновителем борьбы с ересью стал уже известный нам Иосиф Волоцкий, который посвятил обличению еретиков специальную книгу - Просветитель, в которой пришел к выводу о необходимости смертной казни для нераскаявшихся еретиков. Раскаявшиеся же должны были находиться в строжайшем заключении; причем, по мнению Иосифа, можно было верить раскаянию только тех людей, которые покаялись до начала преследований ереси. Деятельность волоцкого игумена привела к тому, что основные покровители еретиков сходят со сцены: Зосима был лишен митрополичьей кафедры, Елена Волошанка попала в заключение. Наконец, в 1504 г. церковный Собор осудил еретиков, причем часть из них была приговорена к смертной казни через сожжение. Всего было казнено полтора десятка человек (что не идет ни в какое сравнение с жертвами инквизиции в Западной Европе). После Собора 1504 г. еретическое движение резко пошло на убыль, хотя через 50 лет церкви снова пришлось столкнуться с подобным явлением. 2. Функционирование системы зависимости русских земель от Золотой Орды в первой половине XIV в. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья. В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослава II (1238-1247) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку (пайдзу) – своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо закачивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли. Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Так, например, в 1552 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1552 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политика Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». В города посылали бесерменов (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани («выхода») был очень велик, одна только «царева дань», т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали на турой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась «запросами» - единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50-60-х годах XIII в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей. Куликовская битва Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 г. близ впадения реки Непрядвы в Дон, является ключевым событием в истории борьбы Руси против монголо-татарского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. Об этом свидетельствует не только славный для Руси исход, но и события, предшествовавшие сражению. В эти же годы Золотая Орда переживала процессы дробления и распада. Ханы менялись на престоле с фантастической частотой, правители обособляющихся орд искали счастья в военно-грабительских набегах на Русь. Москва оказывала поддержку соседним княжествам в отражении агрессии. Особенную известность приобрела битва на реке Воже в 1378 г. Вторгшееся в Рязанскую землю войско мурзы Бегича было разгромлено московским отрядом, которым командовал князь Дмитрий. Дело шло к решающему столкновению. Для хана Мамая, захватившего власть в Орде, поход против Москвы имел стратегическое значение: победа позволила бы укрепить его власть, приостановить распад и восстановить контроль над Русью. Что касается князя Дмитрия, то победа над ордынским войском укрепила бы главенствующую роль Москвы, подтолкнула объединительные процессы и ослабила тяжелую зависимость от Орды. Мамай собрал под свои знамена отряды покорных Орде народов Поволжья и Северного Кавказа, наемников из генуэзских колоний в Крыму. Он рассчитывал на помощь литовского князя Ягайлы и рязанского князя Олега, обещавших помощь, но в последний момент не оказавших ее. В войске князя Дмитрия были представлены княжеские дружины едва ли не всех земель Северо-Восточной Руси (не пришли только рязанские и новгородские отряды). Летопись хранит рассказ о встрече Дмитрия с игуменом Троице-Сергиевой лавры Сергием Радонежским, благое ловившим воинов на победу и давшим князю двух мужественных воинов-монахов — Ослябю и Пересвета. Местом сбора русского войска стала не Москва, а Коломна: Дмитрий хотел опередить неприятеля, вступить с ним в сражение, пока тот не соединился с союзниками. Историки приводят различные оценки численности русских и ордынских войск (от 50 до 400 тыс. человек). По мнению большинства исследователей, силы были примерно равны (по 100— 120 тыс. человек). Нет единства и в описании Куликовской битвы. Чаще всего ее ход представляют так. 8 августа, в день Рождества Богородицы, перейдя Дон, русские заняли позиции на Куликовом поле. Овражистое, окруженное дубравами, оно лишало ордынскую конницу маневра и делало невозможным окружение русского войска с флангов. Князь Дмитрий, переодевшись в одежду простого ратника, мужественно бился на поле брани. Поначалу успех сопутствовал Мамаю. Сломив сопротивление передового и сторожевого полков, он вклинился в распоряжение большого полка и попытался разгромить полк левой руки. Здесь были сосредоточены все силы ордынцев. Мамай допустил ошибку. Именно в этот момент правый фланг ордынской рати попал под удар засадного полка во главе с воеводой Дмитрием Боб-роком и серпуховским князем Владимиром. Спрятав засадный полк в дубраве, князь Дмитрий проявил недюжинный полководческий талант. Растерявшиеся ордынцы в панике бежали, бежал и Мамай, через некоторое время убитый в Крыму. Причины победы в битве, длившейся, по всей видимости, более десяти часов, в целом понятны: бесспорное полководческое искусство проявил Дмитрий (сбор войск в Коломне, выбор места сражения, расположение войска, действия засадного полка и др.). Мужественно сражались русские воины. Не было согласия в ордынских рядах. Но главными факторами победы признают следующие: на Куликовом поле впервые сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя; русские воины были охвачены тем духовным подъемом, который, по словам Л. Н. Толстого, делает победу неизбежной: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть». Куликовская битва принесла московскому князю Дмитрию почетное прозвище Донской. Победа была трудной. Ожесточение битвы живет в словах современника: «О горький час! О година крови исполнена!» Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительни-цы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет, в 1382 г. хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг к освобождению был сделан 8 августа 1380 г.); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания. Взаимоотношения монголо-татар и русских княжеств в первой половине 15 в. После присоединения Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От неё отделились Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства, жившие в постоянной вражде между собой. Заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчиняться хану и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому- то перейти - оно перешло к Руси. Куликовская битва Ей предшествовали два крупных нападения монголо-татар на Русь. В 1377 г. русские отряды потерпели поражение на р.Пьяне. Последствием явилось взятие Нижнего Новгорода, его разграбление и сожжение. На следующий год возглавляемые лично Дмитрием русские сумели отразить новое нашествие большого войска мурзы Бегига. Состоявшаяся битва на р.Боже в Рязанской земле показала подготовленность русского войска к сражениям с Золотой Ордой. В 1380 г., когда Мамай двинулся на Русь, под стягами Дмитрия собрались воины из большей части Руси. Войско включало не только дружины, но и народное ополчение: "от начала бо такова сила русская не бывала". Дмитрий проявил себя талантливым и мужественным полководцем, приняв решение переправиться через Дон, и там принял бой. События, предшествовавшие Куликовской битве, ход сражения, его итог хорошо известны. Вместе с тем необходимо указать, что существуют не до конца решенные вопросы относительно численности войска, подробностей и конкретностей битвы, даже ее места. Значение Куликовской битвы трудно переоценить. Это была первая победа над главными силами Орды. Успех в сражении показал единственный путь к свержению монголо-татарского ига, который лежал в дальнейшем объединении русских земель, центром которого становится Москва. Однако иго еще не было сброшено. Более того, после похода хана Тохтамыша в 1382 г. была взята Москва и вновь наложена дань. Перед смертью Дмитрий Донской (1359-1389) составил завещание, согласно которому передавал старшему сыну Василию владимирский великокняжеский престол как свою вотчину, не упоминая о ханскем ярлыке. Тем самым происходит слияние территории Владимирского и Московского княжеств. Москва становилась главным городом Руси, спор Москвы и Твери был решен окончательно в пользу Москвы. Ее границы достигали на севере Новгорода, на востоке - Нижнего Новгорода, на юге - доходили до "дикого поля". Освобождение от ига В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Во главе ордын ских войск стоял Ахмед-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно. Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес со крушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось. Свержение татаро-монгольского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного разви тия. Сильно возрос международный авторитет Московского княжества, как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала су ществовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно с этого времени объединение русского государ ства вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского госу дарства, хотя термин “Россия”, “Российское государство” формально в политический лексикон входит во времена правления Ивана IV. Стояние на реке Угре Перед решающим сражением войска хана Ахмата двинулись через Литовское Княжество в сторону Москвы. Большая Орда так и не дождалась военной поддержки от короля Казимира. Ахмат решил вторгнуться через Литовские земли, так как знал, что через охраняемую русскими полками Оку войскам не пробраться. Согласно истории и картам того времени, польско-литовское княжество находилось западнее Руси. Поэтому хан собрался пробраться с западной стороны через реку Угру, находящуюся на территории нынешних Смоленской и Калужской областях. Князь Иван III узнал об этом намерении и начал готовиться к нападению со стороны Угры, и также отправил брата Андрея и своего сына к Калуге и к Угре. М. Ходарковски предполагает, что у хана Большой Орды не было такой цели, чтобы появиться неожиданно и запугать. Он как раз-таки хотел подавить князя Московского именно тем, что у него огромные войска, а не внезапностью. Князю Ивану стало известно, что его братья подавили мятежи, и он их простил и отправил к Оке. Сам же князь со своим отрядом 3 октября отправился в город Кременец, а свои полка направил к Угре. Русские войска тянулись вдоль берега на большую длину. 8 октября хан Ахмат пытался пробраться через Угру, но Иван Молодой (сын Ивана III) смог защитить берег реки. Потом ещё несколько дней ордынцы пытались пробраться, но каждая попытка заканчивалась неудачей и обстрелом от русских войск. Хан отступил от реки, а полки Ивана III встали у противоположного берега наготове к появлению противников. Началось так называемое Стояние. Все преимущества были на стороне Ивана III: подмога братьев, неожиданно поразившая ордынцев эпидемия, крымский хан напал на Подолию в Литовском княжестве, поэтому Казимир никак не смог бы помочь Орде. Хан предложил Ивану, чтобы он или его приближенные пришли к нему. В качестве посла Иван отправил одного человека. Хан предложил, чтобы они выплатили долг за неуплату дани за прошлые несколько лет. Переговоры прошли, хан так и не смог ничего добиться. Получив отказ в выплате дани, Хан Ахмат решил дождаться холодов, чтобы перебраться по льду через реку. 22 октября Угра начала покрываться льдом. Иван не стал уже выжидать, а решил сменить оборонительную тактику и совершить решающее нападение 28 октября. Диверсионный отряд князя пробрался к тылу хана Ахмата в Боровске. Сам хан узнал, что столицу Орды хотят захватить, но принял решение не преследовать русский отряд, так как не было преимуществ, не было уже достаточно провизии. Ордынцы 11 ноября направил обратно к Орде. Так случилось окончательное поражение татаро-монголов и освобождение Руси от ига. Известно, что на обратно пути войска Ахмата разграбили 12 литовских городов, чтобы отомстить Казимиру, не оказавшему им военной поддержки. Итоги 4. Структура феодального землевладения Феодальное землевладение в России существовало в двух основных видах — в виде вотчины и в виде поместья. Термин вотчина в русских источниках феодального периода употребляется для обозначения владения землей, отличающегося наследственным характером прав землевладельца. Этот термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые вотчины возникли уже в период существования Древнерусского государства, а в XI-XV вв. стали преобладающей формой феодального землевладения. Вотчина состояла часто из нескольких владений, разбросанных на большой территории и хозяйственно слабо связанных друг с другом. Вотчинами владели главным образом бояре, а также монастыри, церкви, высшее духовенство. В XV- XVI вв., в связи с процессом централизации и объединения русских земель вокруг Москвы, многие бояре лишились своих вотчин, а их земли перешли дворянам. Решающее значение для судьбы вотчинного землевладения имела опричнина Ивана IV, в ходе которой большое количество вотчин было ликвидировано, а их владельцы казнены. Другим видом феодального землевладения было поместье. Поместное землевладение носило условный характер. Впервые термин поместье встречается в летописи 1483- 1484 гг. Первоначальное его значение — владение по месту службы дворян. О поместьях и «помесчиках» упоминается в Судебнике 1497 г. Поместье не могло передаваться по наследству, продаваться и т. п. Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем был сделан в Соборном уложении 1649 г. Указ от 23 марта 1714 г. о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Вотчинные земли Вотчинные земли в узком смысле слова (т.е. как собственность удельных князей) сохраняли право судебного иммунитета, однако судебные права относительно боярских земель (для тех бояр, что не являлись преемниками удельных князей, но получили земли в собственность, выслуживаясь при дворе у князя) и более мелких категорий земельных собственников подлежали утверждению верховной власти, выдававшей грамоты в подтверждение данных прав. Грамоты эти были в первую очередь выгодны именно для государства, так как позволяли исключить из сферы иммунитета наиболее важные (и доходные) преступления. При ИванеIII и его сыне ВасилииIII были изданы уложения, запрещавшие вотчинникам Твери, Рязани, Оболенска, Белоозера продавать свои земельные владения "иногородним" или записывать их в монастыри без особого на то разрешения государя. Членам Суздальского, Ярославского и Стародубского княжеских домов было запрещено отчуждать свои наследственные вотчины "без великого князя ведома" [Данный запрет был подтвержден затем в 1551 году, в правление ИоаннаIV.]. Приобрести такие вотчины могли только прямые наследники умершего князя (что, безусловно, весьма увеличивало число выморочных княжеских уделов). Любые сделки с перечисленными видами земельных владений оказывались, таким образом, под контролем государства, нарушение же установленной процедуры "доклада" приводило к отчуждению вотчины в пользу князя [СкрынниковР.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный (далее— Иван Грозный...), в 2-хтт. Т.1. Смоленск, 1996. С.52.]. Таким образом, в первые же десятилетия того периода истории России, который можно назвать уже вполне московским (70-егг. XVв.– 30-егг. XVIв.), государство стало активно вмешиваться в сферу частных имущественных отношений, в пределы и способы реализации права собственности, в том числе касательно традиционных московских областей и древних боярских фамилий. Служилое землевладение Поме́стная систе́ма — порядок служилого землевладения, установившийся в Русском государстве в XV и XVII веках. Юридические основы «Поместной системы» Русского государства были закреплены в Судебнике 1497 года. В основе поместной системы лежало поместье — участок казённой (государственной) земли, данный государем (великим князем, царём) (на срок службы или пожизненно) в личное владение служилому человеку (дворянам) под условием службы одновременно как награда за службу (государственную, в основном военную) и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца. Поместное владение стало складываться в стройную и сложную систему с правления Ивана III. Тогда начали вырабатываться точные правила раздачи казённых земель в поместное владение служилым людям. Эти правила стали необходимы при усиленном наборе (выборе) служилых людей и при усиленной раздаче им казённых земель в местное владение. В XVI веке иногда происходила массовая раздача поместий. Первая массовая раздача земель служилым людям, в виде поместий, была произведена в Новгородской и других землях (краях) при Великом князе Иване III Васильевиче. Наиболее известный случай подобной раздачи относится к 1550 году, когда из разных уездов на службу было призвано около тысячи служилых людей, городовых дворян и детей боярских, которым были розданы поместья в Московском и ближайших уездах общей площадью 176 775 десятин пахотной земли. Всё это позволило сформировать многочисленное поместное войско и разрядные полки. Вскоре после завоевания Казани правительством были составлены списки служивых людей с разделением их на разряды по качеству вооружения (род оружия), размерам вотчинного и поместного владения и по окладам денежного жалованья. Поместная система оказала разностороннее и глубокое влияние на государственный и хозяйственный склад русского общества. Поместное владение постепенно уравнивалось с вотчинным. Во-первых, владельцы вотчин стали служить на тех же основаниях и по тем же принципам, что и помещики. Во-вторых, поместья постепенно стали переходить по наследству. Сначала они переходили наследникам помещика с разрешения или по распоряжению монарха, а наследники были обязаны нести службу, потом служба перестала быть обязательным условием наследования. В XVIII веке поместье было признано полной собственностью помещика со всеми правами распоряжения. Таким образом поместная система способствовала развитию частного землевладения в России, превратив огромное количество казённой земли, которой были наделены помещики, в их частную собственность. При царе Петре I, в соответствии с его Указом о единонаследии, от 1714 года, который юридически закрепил слияние поместий с вотчинами в единый вид дворянской земельной собственности, поместная система перестала существовать. Положение земледельцев и крестьянский «выход» Крестьянский выход - в Русском государстве 11-17 вв. право крестьян на переход от одного феодала кдругому. В 11-15 вв. ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 установилединый срок выхода крестьянского (см. Юрьев день). Запрещен в 80-х гг. 16 в. Полностью отменен Соборнымуложением 1649. Судебник 1497 Судебник 1497 года (судебник Ивана 3) – нормативно-правовой акт, объединяющий и регулирующий все нормы права, существовавшего на Руси. |