философия. 1. Речевые портреты
Скачать 18.72 Kb.
|
1.Речевые портреты Цель данного проекта – развитие умения анализировать речевое поведение человека, проводить самоанализ речевого поведения, уметь оформлять результаты своих наблюдений в письменной форме. Работа с литературными произведениями развивает умение целенаправленного чтения и точного цитирования. «Речевой портрет литературного героя»: выписать из произведения художественной прозы (любого автора) короткие цитаты – авторские описания речи и речевого поведения одного из героев (на протяжении всего произведения). – Письменно. Ответ: В языке Обломова выросшего в деревне, простонародные слова встречаются довольно часто, например:" Дёрнуло меня, брякнуть; "Трескает он картофель да селёдку" ;"намедни" и др. Но в основном язык персонажей романа Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения (например, когда Захар сравнил его с "другими" людьми или в сцене изгнания Тарантьева) она принимает взволнованный характер. Обломов – человек ленивый, не видящий смысла в жизни, и именно эта черта характера больше всего отражается в его речи. - ”В десять мест в один день - несчастный! ”- ”Вот только работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да дома еще – ой, ой! ” -”И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный! ” НАПИШИТЕ, ЧТО ВЫ ИМЕННО ХОТИТЕ. ЗАЧЕРКИВАЯ ЗАДАНИЕ НИЧЕГО НЕ ПРОЯСНЯЕТСЯ! «Портрет-наблюдение»: описать речевое поведение своего хорошего знакомого в различных ситуациях общения. (Используйте «Параметры речи-дискурса») – Письменно. Характерные черты Поведенческий портрет до систематического наблюдения Поведенческий портрет после систематического наблюдения 1) Внешний вид. Предпочитает свободную не стесняющую одежду и не особо сильно занимается своей внешностью в целом. Но использует косметику в основном чтобы изменить представление о ее лице. Волосы обычно собраны в высокий хвост или пучок. Тщательно, но быстро, подбирает одежду, сочетает ее с аксессуарами. Желает более походить на девушку индийской национальности, использует автозагар, ярко выделяет брови и изменяет очертание губ и лица в целом. Волосы собирает в хвост или пучок, не любит распускать их. Более всего внимательно подходит к маникюру.2) Мимика. Предпочитает мимически не проявлять эмоции. В моменты удивления широко открывает рот и смотрит наверх на долю момента. 3) Пантомимика. Предпочитает жестикулировать во время разговора. Походка спокойная, плечи обычно сгорблены. Во время эмоционального разговора активно жестикулирует. Чаще всего вскидывает руки вверх. Не старается держать ровную осанку.4)Речь Речь эмоциональная, иногда переходящая на громкий тон. Проговаривает слова довольно быстро. Обычно она довольно немногословна, но когда речь заходит о том, что ей не нравится, начинается довольно эмоциональный на повышенных тонах разговор. При разговоре положительного характера спокойна. Предпочитает вести со знакомыми разговор на трех языках : хинди, русский, английский.5)Поведение в общении с другими. Не вступает в конфликты, предпочитает не обращать внимание на проблему. Предпочитает закрыть глаза на появляющуюся проблему с каким-либо человеком. Не общительна. Старается не показывать свои эмоции другим, чужим, людям.6)Поведение относительно себя. Предпочитает по минимуму контактировать с другими. Не сильно заботится о своем состоянии. К себе относится критично. Строит четкий план своих действий, который должен быть четко выполнен.7)Примеры вербальных шаблонов. Нельзя выявить без систематического наблюдения «Братец, ну ты же меня понимаешь»(по отношению к знакомым девушкам) «Речевой автопортрет»: описать свое речевое поведение в различных ситуациях, отметить изменения в речи. (Используйте «Параметры речи-дискурса») – Письменно. Общаясь с разными людьми у меня разное поведение. Если человек превышает мои знания, то я буду нервничать из- за этого будут появляться речевые дефекты. Появление союза а после каждого слова появление слов паразитов. Из за незнания у меня есть привычка тараторить, в этот момент мне кажется, что человек от скорости моей речи не поймет о чем я говорил. ПАРАМЕТРЫ РЕЧИ-ДИСКУРСА ТЕМА дискурса: какие темы предпочитает: а) отвлеченные, б) личные; насколько легко переходит от одной темы к другой, есть ли связки при переходе; склонен вводить новые темы или «подхватывает» чужие; насколько упорен, вводя свою тему. СТРАТЕГИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ в дискурсе: часто ли использует занимательные рассказы, истории, анекдоты; их роль в беседе (оживить общение, проиллюстрировать тему и т.п.). ТЕМП дискурса: темп (скорость) самой речи, быстрота смены ролей говорящий/слушающий, отношение говорящего к «нормальной» паузе (неловкая, затянувшаяся, органичная, торопливая и т.п.), частота одобрительных сигналов, подтверждающих активное слушание. АКУСТИКА дискурса: громкость голоса, высота, плавность/резкость перехода от высокого к низкому (мелодика), тембр, дикция, устойчивость голоса. ДВИЖЕНИЯ (мимика, жесты, поза): активность жестикуляции, мимики, пантомимики, направленность взгляда, продолжительность взгляда, предпочитаемое расстояние, «геометрия» общения. |