Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Природа и сущность религии. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Сущностные характеристики

  • 3. Социально-исторические условия возникновения религии. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Причины необходимости религии

  • История возникновения религиоведения (не уверена, что это нужно. Вопрос же про религию, а не про религиоведение)

  • 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Способность к абстрагированию.

  • Способность к опережающему отражению действительности.

  • 5. Структура религии, социальные функции. БИЛЕТ ГОТОВ

  • 6. Пророк – создатель новой религиозной идеи. БИЛЕТ ГОТОВ

  • 7. Реформатор и миссионер в истории религий. БИЛЕТ ГОТОВ

  • 8. Святой в истории религии и культуры. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Виды святых

  • Исповедники

  • 9. История религии как диалог. БИЛЕТ ГОТОВ

  • 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Религиоведение билеты. Религиоведение_билеты. 1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. Билет готов


    Скачать 78.09 Kb.
    Название1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. Билет готов
    АнкорРелигиоведение билеты
    Дата27.05.2022
    Размер78.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРелигиоведение_билеты.docx
    ТипДокументы
    #552471
    страница1 из 4
      1   2   3   4



    1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. БИЛЕТ ГОТОВ

    Предмет религиоведения: что такое религия и в чем ее сущность?

    Предметы бывают: 1) естественные – возникли сами по себе, не имеют отношения к человеку: звезды, моря. 2) искусственные – созданы человеком (одежда, любовь, стол, ненависть)

    Науки делятся на : науки, изучающие явления, и науки, изучающие созданное человеком (общественные). Последние в свою очередь делятся на:

    1)ЛОГОС - политология; 2) гуманитарные – ВЕДА, связанные с человеком (религиоведение). Гуманитарные науки формируют человека и отвечают на интересующие его вопросы, дают понять ценность изучаемых явлений.

    Религиоведение существует примерно с 17 века.
    Хотя религиоведение вместе с теологией (богословием) являются двумя формами постижения феномена религии, путать их не надо. Теология как наука о Боге тоже отвечает критериям научного знания, но она преимущественно занимается разработкой определенного религиозного учения, приспособлением его к новым условиям. Религиоведение не разрабатывает, а лишь изучает и анализирует религию, оно не имеет такого субъективного толка как теология.

    Религиоведение, и как наука, и как учебная дисциплина изучает только религию, но те или иные стороны религии изучаются целой системой наук: философией, историей, культурологией, историей культуры. И результаты исследований этих наук используются в религиоведении. Ядром теоретического религиоведения выступает "философия религии". К теоретическому направлению в религиоведении также относится "социология религии" и "психология религии". Кроме того, есть историческое направление в религиоведении, или "история религии". В определенном смысле религиоведение является своеобразным комплексом взаимосвязанных научных, прежде всего гуманитарных дисциплин. Поэтому эта наука и дисциплина позволяет составить целостное представление о таком сложном явлении как религия. А синтезированые знания лучше интегрируются и используются в других близких дисциплинах. Можно сказать, что религиоведение помогает изучению других гуманитарных дисциплин

    2. Природа и сущность религии. БИЛЕТ ГОТОВ

    Многие люди считают, что религия - исторически преходящее явление. Но на самом деле религия вечна, имманентна (присуща) жизни человека.

    РЕЛИГИЯ (по Энгельсу) – фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни.

    РЕЛИГИЯ – вера в Абсолют.

    РЕЛИГИЯ – сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практического духовного освоения мира и область духовного производства.

    Неизбежность религии в обществе не означает абсолютную веру всех людей.

    Сущностные характеристики:

    1)Выражение глубинных связей общества. В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем.

    2) Аспект жизнедеятельности человека и общества. Религия – не случайное образование, навязанное извне. Религия необходимо проявляется на определенном этапе развития общества. Она включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

    3)Способ выражения и преодоления человеческого отчуждения. Отчуждение – это превращение человеческой деятельности и ее продуктов в силы, господствующие над людьми. У человека возникает потребность в освобождении от власти чужих сил, он ищет удовлетворения в идеях, ритуалах очищения, покаяния и т.п. Религия смягчает последствия отчуждения.

    4) Религия – отражение действительности. Религия отражает несвободу и зависимость людей.

    5) Религия – феномен культуры.

    3. Социально-исторические условия возникновения религии. БИЛЕТ ГОТОВ
    «Религия» является производным от латинского «religion», что означает в переводе «набожность», «святыня», «предмет культа». Христианские апологеты считали, что религия это, прежде всего, связь человека с Богом.
    Религиозные верования были порождены бессилием человека перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества и его производительных сил. Из-за ограниченности трудового опыта, в силу своей зависимости от грозных сил природы, первобытный человек не мог возвыситься до правильных представлений об окружающем мире и о самом себе. «Уже верное отражение природы — дело трудное, продукт длительной истории опыта. Силы природы представляются первобытному человеку чем-то чуждым, таинственным, подавляющим. На известной ступени, через которую проходят все культурные народы, он осваивается с ними путем олицетворения. Именно это стремление к олицетворению создало повсюду богов...»
    Ещё в конце мустьерского времени видели какие-то неопределённые и слабые зачатки тех ложных фантастических представлений о человеке и об окружающей его действительности, которые лежат в основе каждой религии. Но только в верхнем палеолите наряду с творческой фантазией развивается и пустоцвет религиозной фантастики.

    Причины необходимости религии:

    1. Психологическая необходимость религии. Слезы, жалобы - механизм облегчения внутренних страданий. Но слушать постоянные жалобы никто не будет. Проблема - некому высказаться. И тогда человек обращается к Богу с помощью молитвы с просьбой о защите, о помощи. Молитва с помощью физической энергии оказывает благотворное влияние на человека. Религия - утешитель и помощник человека, когда он становится страдающим существом.

    2. Гносеологическая потребность религии (познание). Религия предполагает ответы абсолютного характера, в ней не надо сомневаться.

    3.Нравственная необходимость религии. Формы утешения: психотерапия, искусство. Религия будет существовать всегда. После того, как Адам и Ева вкусили яблоко, у них появился стыд. Они попали под контроль нравственного начала. Отличительная черта человека: он – существо нравственного поведения. Общество без системы нравственного регулирования не живет. Помимо законов нужен внутренний регулятор.

    4. Идеологическая необходимость религии. Религия и власть заинтересованы друг в друге.

    5. Социальная необходимость религии. Потребность есть и размножаться – без этих потребностей нет жизни. Но есть разница между тем, как удовлетворяют эти потребности животные и человек. Разница – труд. Труд – целесообразная деятельность человека по изменению вещества природы таким образом, чтобы видоизмененное существо природы смогло удовлетворить человеческую потребность. Социальное отчуждение – почва рождения религии. Религия - не что иное, как фантастическая отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни (Энгельс). Природа труда есть объективное основание для возникновения религии. Религия – результат социального отчуждения, форма духовного отчуждения и форма выхода из этого отчуждения. Религия имманентна и выполняет в обществе четкие задачи.
    История возникновения религиоведения (не уверена, что это нужно. Вопрос же про религию, а не про религиоведение)

    1)Эпоха нового времени 17-19 вв. (новизна нового времени в том, что в 17 веке появляется рационализм, новый тип мышления, бога убрали с пьедестала и поставили туда человеческий разум). Считали, что бог создал мир рационально, все можно объяснить. Появляется Ньютон с теорией о солнце. Как мыслил рационалист: Рациональна не только природа, но и человеческая жизнь. История объективна. Рационализм говорит, что религия – предмет для исследования.

    2) История становится аналитической наукой

    3) Этнография и археология накопили эмпирический материал. Люди полагали, что есть только одна вера, но ученые открывают новые. Необходимо наличие религиозной веры, чтобы изучать религию. Но с др. стороны вера мешает изучению религии. Мы должны четко разделять границы возможности науки. Религия- факт объективной истории.

    4. Гносеологические и психологические предпосылки религии. БИЛЕТ ГОТОВ

    1. Психологическая необходимость религии. Слезы, жалобы - механизм облегчения внутренних страданий. Но слушать постоянные жалобы никто не будет. Проблема - некому высказаться. И тогда человек обращается к Богу с помощью молитвы с просьбой о защите, о помощи. Молитва с помощью физической энергии оказывает благотворное влияние на человека. Религия - утешитель и помощник человека, когда он становится страдающим существом.

    2. Гносеологическая потребность религии (познание). Религия предполагает ответы абсолютного характера, в ней не надо сомневаться. Формы познания: Научное (решает конкретные частные вопросы, но не решает мировоззренческих вопросов, их решает религия, философия и искусство, самый точный ответ дает только религия) наука никогда не приведет к исчезновению религии, наука всегда конечна, чувственное, религиозное (отвечает на вопросы, находящиеся за гранью научного сознания) обыденное, философское, художественное знание. Все эти формы знания необходимы, нельзя ограничиться только одной.

    Гносеологические корни религии (Вольтер, Дидро, Руссо):

    · Способность к абстрагированию. Понятие бога – результат абстракции. Образ бога – абстракция, совокупность качеств человека, идеальный образ человека вообще..

    · Способность к фантазии. Сознание – образ действительности. Но сознание еще и творчество, оно может оперировать с теми образами, которые есть в нем. Образ бога может быть результатом деятельности фантазии.

    · Способность к опережающему отражению действительности. Бог – результат ошибок опережающих действий. Сознание может создавать образы будущего, но они могут не подтверждаться. Следовательно, религиозные образы могут быть результатом деятельности сознания.

    5. Структура религии, социальные функции. БИЛЕТ ГОТОВ

    Религия

    1) религиозное сознание - совокупность теоретических взглядов, концепций. Это система идей. Религиозная наука – теология, религиозная психология, религиозная идеология.

    В религиозном сознании присутствует вера. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении, наступлении события, о каком-либо результате и т.п.Содержание веры обуславливает символический аспект религиозного сознания.

    Религиозное сознание отличается наглядностью и образностью (иконы, скульптуры, мифы, притчи и т.п.) Образ =>переживания=>эмоции, религиозные переживания.

    Религиозное сознание включает в себя языковое выражение. Это религиозная лексика (чудо, душа, крест, монастырь, ангел, аминь и .п.)

    2) религиозное отношение – система обрядов, культурных праздников. Это материальное воплощение религиозного сознания. Могут быть культовыми(крещение – крестный отец, крестный сын) и внекультовыми (учитель-ученик)

    3) религиозные организации (церковь, секта)

    4) религиозная деятельность – ВНЕКУЛЬТОВАЯ – в духовной и практических сферах ( миссионерство, производство средств религиозного культа, преподавание богословию и т.п.); КУЛЬТОВАЯ - оживление религиозного сознания, удовлетворение религиозных потребностей (пение в храмах, чтение псалмов, богослужение и т.п.)



    ФУНКЦИИ:

    Мировоззренческая - в религии присутствует определенный тип взглядов на человека, общество, природу. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с т.з. которых осмысливаются мир, общество, человек. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, ктоверует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, морального падения.

    Компенсаторная - религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования.

    Коммуникативная - общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Два плана общения: 1. Верующие друг с другом и 2. Верующие с Богом, ангелами, душами умерших.

    Регулятивная - с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознание и поведением индивидов, групп.

    Интегрирующая-дезинтегрирующая - в одном отношении объединяет, в другом разъединяет индивидов, группы, институты. Они способствуют сохранению/ослаблению устойчивости личности, отдельных социальных групп, общества.



    6. Пророк – создатель новой религиозной идеи. БИЛЕТ ГОТОВ

    Пророк – субъект религиозного творчества, благодаря деятельности которого создаются новые религиозно-нравственные учения.

    1. Человек, который обладает абсолютной верой в своё избранничество.

    2. Это избранник Богов. Миссия пророка – донести до людей правду, истину Бога.

    3. Человек, обладающий даром слова – дар ораторского искусства, поэтический дар

    4. Человек, обладающий железной волей и смелостью.

    5. Человек, обладающий абсолютным политическим и историческим слухом.

    «Нет пророка в своем отечестве». Пророк вынужден выступать в роли учителя, но человек не любит, когда его учат. Пророк приходит, когда мир находится в состоянии слома, в роковые минуты. Это ситуация безвременья – прошлый мир ушел, а нового еще нет, нет устойчивости бытия. Пророк дает людям новую религиозно-нравственную парадигму, которая помогает человеку обрести смысл бытия. Основная масса общества пророка не принимает, т.к. очень сложно перечеркнуть старое и жить по новым законам. Вхождение новых ценностей в мир уже существующих всегда драматично. Новое должно доказать свое право на существование.

    Пророк предлагает человеку новое, которое не воспринимается => нужно время. Пророк в своих речах выражает интересы времени и общества. Это человек, обладающий чутьем, которое помогает ему уловить тонкие токи истории. Пророки=аналитики истории. Они критикуют настоящее с позиций будущего, которое они видят. Пророки выступают в роли законодателей.

    Если не будет «вторых», которые последуют за пророком, то его идеи канут в лету. Деятельность «вторых» - это материализация идей пророка. Это либо изменение под влиянием соц.-исторического процесса, либо под влиянием собственной деятельности пророка.

    7. Реформатор и миссионер в истории религий. БИЛЕТ ГОТОВ

    Реформатор – человек, который не меняет вещество концепции пророка, но преобразует ее.

    1)АПОСТОЛ ПАВЕЛ: понимает, что нужно убрать напряжение между власть имущими и Христом. Павел вводит утверждение – «всякая власть от Бога» => дружеские отношения между христианством и властью. Иисус и его последователи иудеи. Задача Иисуса достучаться до сердец людей. Задача Павла – «нет эллина и иудея», т.е. христианство не посягает на национальную идентичность. Павел придал учению Христа наднациональный характер.

    2)ЛЮТЕР: Лютер (XVI в.) выступил против индульгенций – бумажек об отпущении грехов. Католическая церковь была проводником в мир небесный. Лютер убрал церковь. «Спасение дается верой». В средневековье знали 2 вида деятельности: 1) Профаническая – создание материальных ценностей. 2) Сакральная – создание духовных ценностей. 16 век – зарождение рыночных отношений. Лютер придал профанической деятельности сакральный смысл – работай хорошо и честно и будет тебе счастье. => люди с новой психологией, открытые для рыночной конкуренции. Люди-новые европейцы, с новой трудовой этикой.

    Миссионеры – агитаторы, пропагандисты. Они берут готовое учение и распространяют его людям, которые это учение еще не знают. Миссионер сталкивается с проблемой культурной совместимости. Например, Крещение Руси. К Владимиру приехали представители разных религий. Владимир посылает разведчиков узнать, что за религии. Разведчики рассказывают про каждую религию (+ и -) => выбрали христианство. Критерий выбора – красота богослужения и культурная совместимость.

    Христианство – религия, пришедшая с Византии, подходит по культурной совместимости. В душе славянина сидит восприятие мира по красоте.

    Русские миссионеры никогда не прибегали к силе оружия. В 14 веке Стефан пермский решил стать миссионером. Он разорвал языковую границу: -выучил язык коми-зыряне, -создал азбуку для них, -перевел евангелие на их язык. => Христианство распространилось на север Руси.



    8. Святой в истории религии и культуры. БИЛЕТ ГОТОВ



    Святой – человек, который приобретает составляющую святость (божья благодать). Его жизнь служит примером для остальных.

    Это герои религиозной истории. Герой – совершает то, что масса совершить не может. Героический поступок – переход ч/з норму. Героев тоже раскручивают, они рез-тат PR. Святой уходит из этого мира, он иной, отказывается от всего (уходит от родителей, обет безбрачия).

    Житие – жизнь святого, то как он становится святым, набирал божьей благодати. Он оказывает мощное влияние на общую культуру. Они пример жизни в нравственном идеале, доказ-во того, что возможно достигнуть идеалы пророка.

    Виды святых:

    1. Мученики– люди, добровольно принесшие себя в жертву, утверждая этим правду веры и свою преданность ей.

    2. Святители- в православной церкви святые из епископского чина, почитаемые церковью как представители отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысл Божий о Церкви в её движении к Царству Небесному.

    3. Исповедники– те, кто перетерпел во имя веры много зла, гнет заключения, ссылки, но в отличие от мучеников не был лишен жизни

    4. Отшельники– аскеты, вели отшельническую жизнь, служа во славу учения самим фактом отречения от мира.

    5. Юродство- безумие. приносят в жертву свой разум, таким образом служат нравственному исцелению общества

    С точки зрения истории религии, святые являются ярким примером осуществления религиозных идеалов – укрепляют веру и указывают путь к спасению.

    С точки зрения истории культуры, они способствуют познанию глубин человеческого духа, выступают в роли судьи, формируют своеобразную духовную традицию. Деятельность святых выходит за рамки религии и выполняет социокультурные функции. Потребность общения со святыми породили паломничества – поиск общения с реально ставшей святостью. Уход от мира дает святому моральное право выступать в роли учителя, кроме того он может быть также и судьей.

    Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, в 1981 году собор РПЦ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов. Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно, но в православной русской традиции, особенно среди мирян, наиболее чтимыми святыми являются Иоанн Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский, князь Владимир, а также местночтимые святые.

    Католическая церковь почитает святых, подчёркивая, что поклонение подобает одному лишь Богу, а молитвы святым носят характер просьбы о заступничестве. Показательно, что в литаниях, обращённых ко Христу, употребляется возглас «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым, «Молись о нас!». В католической церкви существует разделение праведников на собственно святых и блаженных. Процесс причисления праведника к лику святых называется канонизацией, в то время, как причисление к числу блаженных — беатификацией.

    Блаженный — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника. Разделение процессов беатификации и канонизации было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации.

    9. История религии как диалог. БИЛЕТ ГОТОВ



    Творческое мышление диалогично. Когда человек что-то сочиняет, ему нужен оппонент, критики. Он сам размышляет, пытается оценить себя. У каждого художника свой собственный язык, он вводит в свои произведения чужой язык (цитаты, эпиграфы, созвучие в композиции и т.д.). Искусство – это постоянный диалог.

    Формы диалога:

    1. Традиция и новая вера. Традиция всегда претендует на абсолют, что новое не нужно вводить. Новая религия сомневается в абсолютности традиций, традиции же сомневаются в необходимости религии. Традиции критикуют новое с позиции здравого смысла. Традиция пытается найти несуразности в новых идеях. Новая религия же пытается показать не абсолютность традиции, то есть ее ограниченность.

    Никодим и Иисус: Никодим согласен признать, что Иисус – Бог, но он не верит в идею перерождения, так как она противоречит традиции (здравому смыслу). Он воспринимает это как материальное перерождение, а Иисус говорит о духовном.

    2. Вера и иноверие. Каждая вера исходит из претензий на абсолют, значит другая вера – ложь.

    Связи не равноправны в исламе и христианстве. Ислам воспринимает христ-во как своих родителей. А христ-во негативно относилось к исламу. Мухаммед – венчающее звено в цепи пророков – так считают в исламе.

    3. Вера и ересь. – признак развитости религиозного сознания. Появляется, когда религиозное сознание возникает на уровне теологии. Где есть догмат, есть ересь – любое отклонение от догмата – ересь.

    Проблема в том, что Иисус – сын божий, с др стороны он называет себя сыном человеческим, т.е. одновременно и тот и тот. Но его прибили к кресту – убили. Кого убили? Человеческую или божественную сущность? Если человеческую – то это язычество поклоняться такому. А если это бог – то что это за бог, кот м. убить => признали ересью 1-й вар-т.

    4. Вера и неверие.Неверие – атеизм (не признает существование единого бога создателя). «Теос» - бог, «а» - не – это мировоззренческая концепция, которая признает существование демиурга, который творит все в этом мире. Атеизм не признает идею бога создателя.

    Другой смысл – атеизм понимается как безбожие. Это критика идеи бога. Атеисты не доказывают, что бога нет, тк это доказать нельзя. Не всякая критика идеи бога яв-ся атеизмом. Атеизм – это рациональная критика (анализ) рациональных аргументов, высказанных в защиту иррациональной идеи «бог существует». Напр, мир отражается в сознании – возникает образ. Образ яв-ся образом реально существующего предмета. В сознании людей есть образ бога (отражение реально существующего бога), а если есть образ, то есть и бог. Сознание – это зеркало, но сознание с ф-цией воображения. Напр, есть ч-к+есть рыба и человеч-е сознание м. придумать русалку. А есть ли она – вопрос. Бог – это рез-тат творческого сознания ч-ка.

    Другими формами неверия выступают наука и искусство.

    Религия борется не против научных учений, а против философской мировоззренческой интерпретации. Борется против того, какие выводы делают люди. Религия должна учитывать достижения науки нового времени. Религия должна не опровергать научные гипотезы, а дать им собственную интерпретацию.

    Религия тяготеет к аскетизму, а искусство к гедонизму. Искусство создает новую реальность, выполняет задачи, реализующие духовные потребности – искусство как сила человеческой души. Искусство делает человека человеком. Искусство близко религии, так как решает те же задачи. Искусство яркий пример творчества.
    Логика развития религиозного сознания

    Первобытность. Всеобщая одухотворенность природой – анимизм. Не было богов. Религии естественные, дописьменные

    Религии национально-государственные. Политеизм, появляются боги, которые являются олицетворением важных природных явлений – солнца, воды, земли и т.п. А также появляются человеческие экзистенции: добро, зло, любовь и т.п. БДЭто уже искусственные религии. Появляются Священные тексты, священнослужители, Древние цивилизации, личностная автономия религии.

    Религии мировые. Монотеизм – единобожие. Феодализм – наши дни. Мировые религии – это буддизм, христианство, Ислам. МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ:иудаизм, христианство, ислам.

    10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии. БИЛЕТ ГОТОВ


      1   2   3   4


    написать администратору сайта