Главная страница

Религиоведение билеты. Религиоведение_билеты. 1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. Билет готов


Скачать 78.09 Kb.
Название1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. Билет готов
АнкорРелигиоведение билеты
Дата27.05.2022
Размер78.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРелигиоведение_билеты.docx
ТипДокументы
#552471
страница3 из 4
1   2   3   4

Ведические тексты — это литература преимущественно рели­гиозного содержания, хотя ведические памятники не только являют­ся ценным источником информации о духовной жизни своего вре­мени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и т. д.

Черты ИНДУИЗМА: 1) иерархия ритуально неравных групп людей 2) роль брахмана как посредника в общении людей с богами; 3) Веды – священный текст.

Исторически Индуизм оформился в 2 основных направления: Оба поддались воздействию мощного комплекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические культы, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала, значение кровавой жертвы были очень велики.

1)ВИШНУИЗМ – на первом плане образ бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях – аватарах (герой индийского эпоса Рама, праведный царь-победитель демона, Кришна – бог-защитник).

2)ШИВАИЗМ – на первом плане бог Шива, его главная функция использовать накопленную подвижническую энергию на разрушение и воссоздание мира. У Шивы есть жена - Кали. Она повелевает демонами и насылает болезни и катастрофы.

В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного начала, имеющего три ипостаси: Вишну, Шива, Брахма.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности Истины.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма) Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой (Брахману).

4 периода определенных норм общественных установлений для индуистов, в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а также в зависимости от его возраста.

  1. Брахмачарья - ученичество

  2. Грихастха - главенство в семье

  3. Ванапрастха - отшельничество

  4. Саньяси - аскеза и отрешение от земного

16. Религии античного мира. БИЛЕТ ГОТОВ

Античная культура неразрывно связана с древними мифами. Без мифов Древней Эллады, наверное, невозможно представить не только Рим, но и всю западноевропейскую цивилизацию. Мифы являлись неотъемлемой частью существования общества, они закрепляли первые познания человеком окружающего мира, ценности и нравственные устои.
Античная мифология отлична и от египетской, и от восточной, и от славянской, хотя также является язычеством. Выделим основные черты античной мифологии.
1) ПОЛИТЕИЗМ - многобожие. Как известно по сохранившимся источникам, Древняя Греция верила не в одного Бога (как в христианстве), а в целое множество богов и богинь. Был составлен огромный пантеон богов, с главными и второстепенными божествами. Каждый бог был закреплен за определенным занятием: Гефест - кузнечное дело, Аполлон - покровитель искусств и т.д. Верховный и главный - бог Зевс;
2) АНТРОПОМОРФНОСТЬ БОГОВ - человекоподобие. Античные божества – те же люди, только немного красивее, сильнее, могущественнее, т.е. наделены сверхчеловеческими силами. Иными словами, они представляли собой образец телесной гармонии и красоты. Античные боги не только похожи на людей, но им также, как и людям, присущи достоинства и недостатки: бранятся (Гера, Афродита и Афина), дерутся, ревнуют (Гера - Зевса). Более того, они также подвластны судьбе и року;
3) ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО и СВЕРХЕСТЕСТВЕННОГО МИРОВ. В античной мифологии нет абсолютного разделения на мир земной и мир небесный. Боги свободно перемещаются с неба на землю или берут человека к себе на Олимп: Афродита - Париса, Афина – Геракла, Зевс очень часто спускается к земным людям в разных ипостасях (дождя, быка, света) и т.д. Да и древний эллин выступает как равный: может отругать богов (Ахиллес Афродиту) или даже подраться с ними. К тому же боги наделяли человека болезнями, определяли их поступки, ссорили между собой различные племена;
4) АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ - ОСНОВА ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ.
Без такой мифологии античная культура не существовала или была бы совсем иной. Мифология определяла все: образ мышления, устройство мироздания, искусство и философию, спортивные состязания и военные походы. Первые литературные произведения – Гомера, Гесиода, Эсхила - строятся на основе мифов. Философия: также отражает мифологический тип сознания: греческие мыслители принимали древних богов за те или иные философские категории, строя из них целую философскую систему.

Греческая религия красочна, напоминала фольклор, каковым по сути и являлась. Греческие мифы отображали мировосприятие античного человека. Греческая мифология – это отражение природы, окружающего мира в чувственно-конкретных образах и в виде одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными. Мир-космос понимался как одушевленное сферическое тело, населенное людьми и богами. Первоначально греки населяли природу духами и божествами, имевшими полуживотный облик: сиренами – полуженщинами, полуптицами; нереидами – полурыбами; сатирами, покрытыми шерстью, с козлиными ногами, рогами и хвостом; кентаврами – полулошадьми и т.п. Греки почитали женские божества земного плодородия – Гею, Деметру. Важную роль играл патриархальный культ предков. Существовали мифы о браках богов с земными женщинами, потомки которых стали основателями знатных родов. В их честь строились святилища и храмы.

Религия Древнего Рима. Религия Древнего Рима охватывает три этапа:

1. Древняя римская религия (религия общины). Этот этап завершился в VI т.. до н.э.

2. Классическая римская религия (религия республиканского Рима) - V-и т.. до н.э.

3. Религия Римской империи (I-IV т.. Н.э.).

1. Сведений о древнеримской религии сохранилось немного. Очевидно, это была религия общины с элементами тотемизма, фетишизма, магии, анимизма. Особенно почитали римляне капитолийской волчицу, которая, по легендам, вскормила основателей города Рема и Ромула. Римляне поклонялись Юпитеру - богу неба, света, повелитель погоды и дождя, носителя победы; Юноне - богине брака, материнства, женщин, супруге Юпитера; Минерве - богине плодородия, покровительнице мирного труда и ремесел, наук и мудрости, медицины и искусства; Марсу - богу войны.

2. Республиканский Рим унаследовал древнюю религию царской эпохи. Но она не могла устоять перед влиянием эллинской (греческой) культуры, и уже в III т.. до н.э. в римскую религию пришли греческие культы. Греческие боги Деметра, Дионис, Кора, Меркурий стали римскими Церера, Либер, Прозерпины, Гермесом, культ бога-целителя Эскулапа - культом Асклепия подобное. В начале II т.. до н.э. окончательно сформировался культ 12 главных богов: Юпитера, Юноны, Нептуна, Минервы, Марса, Венеры, Алоллона, Дианы, Вулкана, Вести, Меркурия.

3. Во II т.. н.э. в Римской империи распространилось митраизм. Прагматично мыслящие римляне восхищались рассуждениями о добре и зле. Некоторое время культ Митры был державним.Серед восточных культов, которые проникали в Римскую империю, была и новая религия, которой предстояло большое будущее, - христианство. Большую роль в его распространении и утверждении сыграл апостол Павел.


17. Зороастризм (МАЗДЕИЗМ): возникновение, вероучение, культ. Авеста. Историческая судьба. БИЛЕТ ГОТОВ



Спитамид Заратуштра жил примерно в 10-7 веках до н.э. в восточных районах Иранского нагорья. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

Основа концепции – проработанная идея дуализма. Изначально существует 2 равновеликих божества. Светлое божество – Ахура Мазда, Темное божество – Ангромайнью. Борьба богов определяет борьбу противоположных начал везде и всюду. Это вечная борьба.

У каждого из божеств есть помощники. Человек же находится в ситуации выбора – куда двигаться. Чтобы преодолеть зло, необходимо рождение спасителя от чистой непорочной девы Сайойшит. Спаситель должен будет объединить силы бога и человека, и только тогда зло будет побеждено.

Авеста – собрание священных текстов зороастрийцев.

1) ВЕНДИДАД – собрание ритуальных кодексов, рассказывает, как сохранить чистоту и противостоять злу.

2) ВИСПЕРЕД – сборник религиозных песнопений, молитв и заклинаний.

3) ЯШТ – описание культов, обрядов. 22 гимна, посвящённых Ахура Мазде, Амешаспентам и различным язатам (божества, помощники и свита Ахура Мазды).

4) ЯСНА (гяты) – собрание песнопений. Наиболее значимая книга, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна». Объединяет 72 главы довольно разнородного содержания.

Зороастризм был религией иранских империй (6-7 вв. н. э ) В 3 веке н.э. в зороастризме происходят реформы. Мани – реформатор. 1) Дуализм зороастризма доводится до конца. Свет – от Бога, Тьма - от дьявола. 2) Человек – смесь 2-х миров, образ смешанного мира. => преодоление материи. Тело – это воплощение зла. 3) Вся природа от дьявола.

К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.

18. Буддизм: возникновение, вероучение, разновидности. Священные тексты. БИЛЕТ ГОТОВ



Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основатель Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

1)Жизнь во дворце, бросает семью, уходит.

2)Аскетская жизнь, открывается истина. Он становится проповедником.

3)Ходит по горам, появляются ученики. Учение его процветает. Гаутама умирает

4) Рождается Будда.

4 благородных истины

1. Мир есть страдания. Болезнь, старость и смерть — удел всех существ. Будда придает страданиям онтологический смысл. Страдания – это закон бытия.

2. У страданий есть причина – это жажда бытия, ненасытное стремление. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить в полной мере. Карма - круги сансары.

3. Прекращение беспокойной неудовлетворенности. Зная причину, можно уничтожить следствие. Надо избавиться от желаний.

4. Восьмеричный путь спасения. Нужно избегать крайностей: мирских желаний и аскетизма Правильные взгляды, намерения, поступки, речь, образ жизни, усилия, память, сосредоточение.

Реальным бытием обладают только дхарма - частичка, которая обладает психической энергией.

Сансара - уровень дхарм, который мы воспринимаем. Определенный уровень бытия (цветочки, деревья). Жизнь - река. Сущность бытия на уровне сансары - страдание. Нужно перейти на уровень нирваны. Закон кармы: благие поступки ведут к благим последствиям.

Смерти как в европейском понимании в буддизме не существует. Была собака, умерла - распалась на дхармы, потом они собрались в новую комбинацию и получился человек.

Переход в нирвану происходит, когда дхармы перестают двигаться.

После смерти Гаутамы начали появляться вопросы, на которые у него не было ответов. Последователи начали отвечать на них сами, и буддизм начал делиться на:

1) ХИНАЯНА – южный буддизм, малый путь спасения. Спасения достигает только тот человек, который становится монахом - бхикшу. 2)МАХАЯНА – северный буддизм – большой путь спасения. Каждый человек несет в себе частичку Будды, ее можно взращивать. Бодхиссатва - человек достигает нирваны, но из любви к людям возвращается в круг сансары и является для людей проводником. 3) ВАДЖРАЯНА – алмазная колесница спасения. Можно достичь нирваны, погрузившись с помощью Гуру в эзотерическую практику.

Представитель махаяны - Бодо или Бодхихарма - приехал в Китай и стал учить китайцев дхъяне (сосредоточению). Начали разрабатывать сосредоточение не в покое, а в движении. Возникает чань-буддизм - китайский вариант буддизма. Он проник в Японию, и возник дзен-буддизм.

В 16 веке ваджраяна перешла из Китая в Монголию и возник ламаизм.

Священный текст буддизма – ТРИПИТАКА – три корзины мудростей. Это свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. 1) ВИНАЯ-питака – тексты для людей, которые хотят стать монахами. 2) СУТТА-питака – тексты разного жанра, стихи, рассказы и т.п. 3) АБХИДХАРМА-питака – книги для интеллектуалов, учение Будды о человеческом сознании, философия, логика, психология.

В 14 веке нашей эры на территории Тибета складывается течение буддизма – ламаизм. На территории России сейчас ее исповедуют Калмыкия, Бурятия, туринцы и частично Алтайский Край.

19. Исторические и духовные предпосылки христианства. Символ веры. Основные таинства. Культ, праздники. БИЛЕТ ГОТОВ



Христианство возникло не на пустом месте. 1 век н.э. на Востоке Римской империи. Оно появилось как оппозиция к иудаизму римской власти (1-3 века). Социальная действительность требовала новой идеологии, которая смогла бы освободить от абсолютной власти Рима.

С 4 в. Начинается история христианской церкви при императоре Константине. Раньше на христианство были гонения, а при Константине христианство стало преобладающей религией.

325 год – Первый Вселенский собор христианских церквей в Никее. Там принят никейский Символ Веры: Бог как единство трех ипостасей (Святая Троица).

ОСНОВНЫЕ ТАИНСТВА: (5 век): К таинствам относятся: крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, исповедь.

Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином.

Таинство миропомазания совершается после крещения. Во время миропомазания на человека нисходит благодать, ему передаются дары Святого Духа, укрепляющие в жизни духовной. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши, другие части тела. Таинство покаяния связано с прощением грехов верующего, которое совершает сам Иисус Христос, хотя «внешне» грехи отпускает священник.

Таинство покаяния в православии связано с таинством причащения (евхаристии). Во время причащения, являющегося центральным событием в ходе литургии, верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина), чтобы приобщиться к вечной жизни. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословления супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать.

Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Молитва, являющаяся главной формой духовного общения верующего с Богом.

787 год - КУЛЬТ: 7 Никейский 2-й Вселенский собор. Необходимость изображения священных лиц и событий и поклонение им. До этого не было икон, они запрещались, так как воспринимались как идолопоклонничество.

1054 год – РАСКОЛ в христианстве: православие (Восточный Рим, Византия) и католицизм (Западный Рим). Православие подчиняется светской власти. Католицизм занял лидирующие позиции и оказал влияние на все сферы жизни общества.

ПРАЗДНИКИ в православии:

1) Пасха

2) Двунадесятые – Рождество Христово, Троица (Пятидесятница), Сретение Господне, Крещение Господне (Богоявление), Преображение Господне, Вербное воскресенье, Вознесенье Господне, Воздвиженье Креста Господне. Это праздники, которые связаны с Иисусом Христом и с Богородицей (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещенье, Успение Божьей Матери)

3) Великие праздники: Обрезание Господне, Рождество Иоана Крестителя Апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтече, Покров Божьей Матери.

4) Церковные и юбилейные памятные даты





20. Библия. Происхождение, структура. Библия как памятник культуры. БИЛЕТ ГОТОВ



Библия – собрание священных текстов христиан.

Священное Писание - собрание книг, признаваемых Церковью богодухновенными, т.е. написанными избранными Богом людьми по вдохновению и Откровению Святого Духа. Таким образом, подразумевается, что автором Священного Писания является Бог, несмотря на то, что эти тексты были записаны разными людьми и в разное время. Церковь считает, что богодухновенность есть сверхъестественное действие, посредством которого Святой Дух оказывает воздействие на волю, ум и способности автора-человека, не лишая его, однако, свободы, присущей человеческой личности. О единстве Библии говорит и общая тема всех входящих в нее книг, которую можно охарактеризовать как историю человеческого спасения. В Библии повествуется преимущественно о действиях Бога, осуществляемых Им для спасения людей посредством договоров (заветов), заключенных между Ним и людьми; их смысл состоит в попечении Бога о человеке и в определении обязанностей человека по отношению к Богу. Поэтому две основные части Библии носят названия Ветхого Завета и Нового Завета.

Ветхий Завет - договор, заключенный между Богом и народом Израиля - формировался на протяжении почти одного тысячелетия (с XIII по IV века до н.э.) на основе древней мифологии Ближнего Востока, записи исторических фактов из жизни еврейского народа, описания их обычаев, нравов и древнего права, размышлений о смысле жизни и предназначении человека. Книги Ветхого Завета написаны на еврейском языке, так как Бог Яхве говорил только для палестинских евреев на их языке (отдельные фрагменты записаны на арамейском и халдейском языках). Перевод на греческий язык для евреев, живших в Греции и не говоривших на еврейском языке (так назыв. Септуагинта), был осуществлен в III веке до н.э.

Порядок следования книг Ветхого Завета в христианской Библии отличен от порядка следования этих же книг в еврейской Библии (Священного Писания иудаизма, возникшего в V века до н.э.); это отличие имеет богословское значение. Важнейшая тема еврейской Библии - история еврейского народа, избранного Богом, и средоточием ее является Пятикнижие (Тора, или Закон, который Бог дал израильтянам при посредстве Моисея). Вторую по значимости часть составляют книги пророков (Невиим) - первых и последующих. Третью по значимости часть еврейского канона составляют так называемые Писания (Ктувим). Поскольку средоточием христианской Библии является Новый Завет, Ветхий Завет рассматривается лишь как подготовка к нему. Поэтому в христианской Библии книги Ветхого Завета не выстроены вокруг Торы, а устремлены к Новому Завету. Они делятся на а) исторические (Пятикнижие переосмысливается как составная часть единой исторической картины мира); б) учительские (или книги Премудрости); в) пророческие, которые понимаются в первую очередь как предвозвещение о Христе и поэтому располагаются в конце Ветхого Завета, образуя своего рода переход к Новому Завету. Всего католическое и протестантское издания Ветхого Завета содержат 39 книг. Православное издание Ветхого Завета содержит кроме того еще 11 второканоничесих (апокрифических) книг, а также существенные добавления к каноническому тексту книг Есфирь, Даниила и Второй книге Паралипоменон.
Новый Завет создавался на протяжении I - IV веков христианами и для христиан, и потому получил такое название (как новый Договор между Богом и христианами). Католическое, протестантское и православное издания Нового Завета содержат одни и те же 27 книг. Это - 4 Евангелия (от греч. "благая весть"), Деяния Святых Апостолов (автор Лука), 21 Послание Апостолов и Св.Павла, а также Откровение Иоанна Богослова (или Апокалипсис). Новый Завет был записан на древнегреческом языке

Многие тексты не были канонизированы и вообще не вошли в Библию как неясные по происхождению, слишком противоречивые и не совсем согласующиеся с общепринятыми канонами (так назыв. апокрифы). К ним относятся, например, около 50 различных Евангелий, несколько апокалипсисов, деяний, посланий, писем и разных фрагментов, включая Логии - 14 изречений Христа, обнаруженные на рубеже XIX-XX веков.
4 взгляда на библейский текст:

1) Библия – священная книга, книга откровений.

Принцип монотеизма – вера в единого Бога.

Принцип творения – Бог=демиург, творец, он – начало начал всего, что обладает бытием.

Принцип грехопадения – у человека есть возможность выбора, свободная воля. Человек изначально греховен, т.к. является телесным существом.

Принцип завета, договора

2) Библия – историческое произведение. Это свидетельство реальной истории. Как оформилось древне-еврейское гос-во, система землепользования, соц.структура (рабы, землевладельцы и т.п.)

3) Библия – это философское произведение. Библия – это не философский трактат, это практическая философия. В Библии разрешены вопросы, которые входят в компетенцию философии. Персонажи Библии – это не философы – это мудрецы.

4) Библия – эстетико-художественная культура. В Библию включены художественные книги, они являются фольклорным мотивом (книга Иова). Библия – почва и арсенал европейского искусства. Библия пронизывает своими идеями все сферы.



21. Православие и католицизм: сравнительный анализ. БИЛЕТ ГОТОВ

Отличия в религиозном сознании.

1.Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

2.Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

3.Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

Отличия в религиозных отношениях.

1.Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

2.В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

Отличия в организациях.

1.Различное понимание единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3.Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

4.Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

5.В Католической Церкви есть один общий центр - Римская церковь во главе с Папой Римским. В Православной церкви общего центра нет, они все равны друг перед другом (Русская, Грузинская и т.д.)

22. Возникновение протестантизма. Основные направления. БИЛЕТ ГОТОВ
Протестанти́зм — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. П. возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католической Церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. Как такового единого центра протестантизма не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей. П. отличается от других направлений в христианстве тем, что церкви и деноминации в рамках этого течения самостоятельны и очень разнообразны. П. отвергал институт монашества, культ Мадонны, святых, ангелов, иконопочитание.

Основные направления протестантизма:

Лютеранство- самое древнее направление П. Лютер отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание, но не Священное Предание. А это значило, что надо отказаться, в том числе, от культа святых, почитания икон и других священных изображений. Суть доктрины Лютера: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путем соблюдения заповедей, бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и, таким образом, претендует на роль Бога.

Кальвинизм- направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Также: признание богодуховенства только Священного писания - Библии; отсутствие монашества; отрицание помощи духовенства в спасении людей; признание доктрины предопределения. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности.

Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму, однако официально церковь именует себя католической[10]. Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях, традициях Апостольской Церкви, историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Цвинглинианство - радикальное религиозное движение в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Основными элементами учения анабаптистов, которые отличали их от других, современных им течений в христианстве были следующие:понимание сущности христианства как ученичества, понимание Церкви как братства, выражение христианской жизни в любви и непротивлении.

Меннони́тство — одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества — меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие с интересами государств, в которых они проживали, породил специфическую форму пассивного протеста — каждый раз, когда государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию.


23. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты. БИЛЕТ ГОТОВ



Иудаи́зм - национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:о священных книгах,о сверхъестественных существах,о Машиахе (Мессии), о пророках,о душе,о загробной жизни,о пищевых запретах, о субботе.
Главная идея ИУДАИЗМА: верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем.

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты: 1) им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми (свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др). 2) им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным”. 3) запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной).

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.



Принципы веры

· Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

· Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

· Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

· Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

· Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

· Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество

· Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

· Учение о приходе Машиаха (Мессии).





24. Крещение Руси. Основные этапы Русской Православной церкви. БИЛЕТ ГОТОВ



Креще́ние Руси́ (988 г) — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения,

с 988 года (когда крестился князь Владимир) начинается процесс христианизации всей Русской земли. Уже в X–XI веках в ряде русских городов появляются епископские кафедры, а в 1051 году был поставлен первый митрополит из русских, Иларион.

ЭТАПЫ РПЦ:

1)Эпоха Киевской Руси. В XI веке появляются прекрасные монастыри и очаги духовности (например, Киево-Печерский монастырь). Уже в первые десятилетия существования христианства на Руси искореняется жестокое отношение к рабам, появляются суды. Светские правители мыслились тоже слугами Божьими, и они Церковью призывались к активному христианскому образу жизни, который смог бы послужить примером и всем людям. Многие князья первых столетий Христианской Руси были канонизированы, народ их любил и почитал.

2) Эпоха московского княжества. С XIV–XV веков в России начинается обширное монастырское строительство и градостроительство. Монахи содержали школы, богадельни, больницы. При монастырях устраивались библиотеки, переписывались и размножались древние рукописи. В 1589 году в России установлено патриаршество. Патриарх стал духовным отцом всего русского народа. В смутные и тяжелые годы Патриарх говорил за весь народ и страдал также за весь народ.

3) 17 век – время раскола на русскую церковь и старообрядчество. Церко́вная рефо́рма патриарха́ Ни́кона — предпринятые в 1650-х-1660-х годах богослужебно-канонические меры в Русской церкви и Московском государстве, направленные на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

4) Синодальный период (Петр 1), подчинение церкви власти. При Петре I Православная Церковь испытывает кризис. Упраздняется патриаршество, и все церковные дела передаются в ведомство чиновника, поставленного государем. Ведомство называется Святейший Синод, а возглавляет его Обер-прокурор Святейшего Синода. Упадок испытывает монашество. В строй православной культуры вторгаются элементы западного (католического и протестантского) благочестия.

5) Советский период до 1941 года – церковь в загоне, господство теизма. Упразднены функции Православной Церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством. Противостояние государства и Церкви.

6) 1941-1991. Потепление отношений, но Церковь продолжает находиться под постоянным контролем государства.

6) Современный период. Улучшение положения Церкви. 27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ на московский патриарший престол был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), по инициативе которого была проведена реформа административной структуры Московской Патриархии, в частности создан ряд новых синодальных учреждений (отделов), а Церковь стала более активно присутствовать в жизни общества.



25. Раскол в русском православии. Разновидности старообрядчества. БИЛЕТ ГОТОВ



Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в сер. 17 в, когда произошел раскол. РАСКОЛ - религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от РПЦ старообрядчества. К сер. 17 в.накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской православной церкви.

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА: 1) Была нужна централизация церковного управления; 2) Никон преследовал цель доказать приверженность РПЦ православию и неоспоримое преимущество РПЦ перед остальными христианскими церквами.

Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от прежней, «истинно православной». Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами, сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной или господствующей, своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви (бояре, крестьянство, низшее духовенство, купечество). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу.На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами.

Наиболее важные изменения и нововведения:

  1. Двоеперстие сменилось троеперстием

2) Исус =>ИИСУС

3) Обход храма при крещение по солнцу – стало ПРОТИВ солнца

Уход Никона породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и возвращение к прежним церковным чинам и обрядам. В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658 г. сосредоточилась на решении двух основных задач — закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никона.

Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в РПЦ. Разделение старообрядчества на два основных направления - поповщину и беспоповщину - произошло в середине 90-х годов XVII века, когда среди последователей «старой веры» необычайно остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников «дониконовского», старого становления к этому времени почти не осталось в живых.

ПОПОВСТВО - возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века. Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян. По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.

БЕСПОПОВСТВО - Возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. Старообрядцы, отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников. Они утверждали: 1) Церковь не является безусловно необходимой для спасения души; 2) Каждый христианин есть священник; 3)Отказ от большинства церковных обрядов.



26. Религия Ислам: происхождение, вероучение. Коран. БИЛЕТ ГОТОВ

Рождение ислама - ответ на вызов времени, попытка решения каких-то проблем.

Стать мусульманином проще, чем буддистом или православным.

Родина Хиджаз (территория аравийского полуострова) 8 в. н.э. Мухамад родился в г. Мекка. Судьба была к нему неблагосклонна. В момент его рождения умер его отец, через 6 лет умерла мать. Он остается на 2 года с дедом, после чего дед умирает. Мухамад остается с дядей Абу-Талибом. После смерти своей жены и дяди Мухамад бежит из Мекки с группой своих учеников. Это ХИДЖРА – переселение.

Мухамад был честен, не способен врать, он слышал голоса, когда находился в состоянии экстаза.

622 в – начало мусульманской эры.

К концу жизни Мухамада почти весь Аравийский п-в принял утверждения Мухамада. После себя он оставил:

-религию Ислам

-организацию УММА

Умма – новый тип социальной организации (объединение не по крови, а по духу), где преодолеваются этнические границы. Умма – это светское образование + религия, и разъединить их никак нельзя.

Коран – это личностная книга, автором которой является Мухомад. Это запись речей Мухомада после его смерти. Коран содержит в себе основные идеи мусульманского вероучения.

Столпы Ислама.

  1. Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад его пророк. 1)абсолютный монотеизм 2) Мухаммад - посланник, пророк. он был тем, кому удалось донести истину до людей

  2. Намаз - пятикратная ежедневная молитва. Единство жестов, поклонов и речевых фраз.

  3. Пост. Абсолютное воздержание от пищи, воды, чувственных ощущений, смеха в течение световых суток на протяжении 30 дней Рамадана.

  4. Хадж - паломничество в Мекку. Хотя бы раз в жизни прийти пешком в Мекку.

  5. Альзакят - милостыня. Хотя бы раз в году отдать часть своих денег (10%) на нужды мечети.

Нравственное качество - подать милостыню - возведено в ранг религиозной обязанности. Равенство мужчин и женщин, религии и науки, преодоление языковых границ. Джихад - “борьба против неверных” - неправильное толкование. Джихад - идея защиты веры. В некоторых аятах разрешено убийство врага веры.

Истинным является аят, высказанный позже по времени.
Два мощных направления - шииты и суниты.

Вахаббизм возник во 2 половине 28 века. Идея - “восстановление чистых идей ислама”. В середине 19 века - бахаи, или бахаизм. Претендует на синтетический мировой характер. Симбиоз идей ислама, буддизма, христианства с отголосками зороастризма + современные тенденции.
27. Новые религиозные направления и организации. БИЛЕТ ГОТОВ

На сегодняшний день доминируют буддизм, христианство и ислам.

В 20 веке происходит бурное развитие новых религиозных образований. Многие называют их нетрадиционными. Но тогда встает вопрос: с какого момента новые религии можно называть нетрадиционными? С какой стати их так называть?

Нетрадиционными обычно называют новые религиозные течения, распространившиеся в 60 - 90-е годы прошлого века в рамках направлений христианства и привлекшие к себе, прежде всего, молодежь и интеллигенцию. Некоторые из этих религий имеют многовековую историю, другие - несколько десятков лет. Тем не менее, у них имеются некоторые общие черты:

1) оппозиционность к господствующим в данном обществе ценностям и идеалам;

2) наличие элементов социального протеста, чаще всего пассивного;

3) синкретический (смешанный) характер вероучения, где переплетены философские учения, элементы различных традиционных религий и их нравственных доктрин, мистика;

4) иерархическая организация, включающая в себя подчинение воле авторитарного лидера;

5) жесткие нравственные и поведенческие правила жизни;

6) коллективные формы культуры.
Причины развития сект:

1) Две мировые войны. 17 век - век рационализма, когда все зависело не от воли Бога, а от человеческого разума. Искусство - рациональный процесс. 3 века люди жили с мыслью, что с помощью разума смогут построить счастливое общество. Мировые войны уничтожили эти представления. Поэтому картину нужно дополнять с помощью философии, искусства и религии

2) Слом политических систем. “Роковые минуты истории”. потеря смысла бытия.

3) Увлечение восточной экзотикой.
Наиболее часто выделяют четыре группы:

1. Неохристианские объединения: "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Церковь унификации" и др. Для этих исповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделении руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.

2. Сайентологические (от слова sciens - наука) или наукообразные направления. Классический представитель - "Церковь сайентологии" Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека.

3. Неоориенталистские культы: "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский узел - буддийский центр", "Миссия Божественного света" и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуальная направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуистских и буддийских учений.

4. Сатанинские группы - "церковь Сатаны" - провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства. Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет четких границ.
28. Религия и право. Законодательство в области государственно-церковных отношений

Религия, также как и право, – явление нематериального характера. Религия идеальна; она существует исключительно в сознании людей. При этом, подобно праву, религия выступает одним из основных социальных регуляторов; испокон веков она регламентирует поведение человека в обществе, упорядочивает отношения между людьми. Именно на это, в частности, направлены знаменитые библейские заповеди, одна из которых – «Не убий!» – по своему смыслу совпадает со ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, запрещающей убийство и рассматривающей его как общественно опасное деяние, как преступление против личности.

Вместе с тем, в отличие от права, религия уделяет существенное внимание не только образу жизни человека, его поведению, но и образу его мышления. Так, другая заповедь декалога гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего у ближнего твоего!» Причем верующие убеждены, что подобные предписания были даны людям сверхъестественным образом, и от исполнения данных требований зависит если и не посюсторонняя их жизнь, то уж загробная (потусторонняя) – точно.

Исходя из этого религию можно охарактеризовать как упорядоченную совокупность правил мышления и поведения, основанную на вере людей в сверхъестественные потусторонние силы, которые в той или иной степени определяют судьбу каждого человека. При этом, однако, термин «религия» не является юридическим понятием; ни в одном правовом акте нет его определения. Религия и право во многом параллельны по отношению друг к другу, только религия в первую очередь ориентирована на духовную, внутреннюю жизнь человека, а право – на внешнюю, поведенческую. Так, для права не столь уж существенно, чем руководствуется человек при соблюдении законов, главное, чтобы он их соблюдал; тогда как для религии мотив праведного поведения первоочереден. И если человек ведет себя внешне праведно, но делает это из каких-либо корыстных побуждений, то с точки зрения религии он все равно остается грешником и совершает недостойный в духовном отношении поступок.

В настоящее время в нашей стране религия находится вне пределов правового регулирования; Конституция России в ст. 28 лишь гарантирует каждому человеку право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1   2   3   4


написать администратору сайта