Главная страница
Навигация по странице:

  • Для атеизма характерна

  • Из учебника (не Медведева) - можно прочитать для себя – это история атеизма

  • 11. Роль традиции в истории религии. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Отношение религии к традиции

  • 12. Исторические типы религий. БИЛЕТ ГОТОВ

  • 13. Особенности религий первобытного общества. БИЛЕТ ГОТОВ

  • 14. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Лао-цзы

  • 15. Религии Древней Индии. Веды, индуизм. БИЛЕТ ГОТОВ

  • Религиоведение билеты. Религиоведение_билеты. 1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. Билет готов


    Скачать 78.09 Kb.
    Название1. Религиоведение в системе гуманитарного знания. Билет готов
    АнкорРелигиоведение билеты
    Дата27.05.2022
    Размер78.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРелигиоведение_билеты.docx
    ТипДокументы
    #552471
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Атеи́зм - в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. Это простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

    Для атеизма характерна:

    · убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы)

    · в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий.

    Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

    Сознание – отражение мира, образ мира. Но сознание имеет фантазию, а это не результат существ.,а наоборот,приписывание существ-му возможно несуществующее признаки.

    Др.форма неверия – наука и искусство.

    Религии выступает против мировоззрен.интерпретаций научных данных.

    Атеизм сыграл немаловажную роль в утверждении научного метода мышления, доказывая, что мир может и должен быть объяснен из него самого, естественными причинами, без ссылок на сверхъестественное, чудо. Есть только одна истина — та, которую в процессе познания, опираясь на опытные данные, усилиями собственного разума добывает человек. Атеизм видит в человеке творца своей судьбы и мира, в котором тот живет. Атеизм пронизан гуманистическим пафосом: человеку дана только одна жизнь, другой не будет, и если он хочет счастья и добра, справедливости и человечности, то вправе рассчитывать только на самого себя в стремлении устроить свою жизнь на разумных и справедливых началах. Атеизм способствовал широко развернувшемуся в XVI—XVII вв. процессу секуляризации — освобождению искусства, морали, права, науки, философии, политики от церковного контроля, диктата религиозной догмы, т. е. рождению светской культуры.

    Сложилась давняя, очень популярная точка зрения, согласно которой возникновение и функционирование атеизма по отношению к теизму рассматривалось как первично-вторичное. «Атеизм мог быть только отрицанием теизма и, следовательно, предполагал теизм, который в свою очередь появился в сознании людей... в качестве отрицания предшествующего предтеизма»,— так выразил эту позицию современный индийский философ Д.Чаттопадхъяя.

    Ряд моментов здесь вызывает недоумение и несогласие.

    1. Атеизм с точки зрения содержания характеризуется исключительно негативно, представляется голым отрицанием. Теория, которая состоит лишь из набора решительных «нет», не вызывает уважения и не заслуживает внимания. Кстати, это всегда чувствовалось официальным атеизмом, который посему прибегал к «фиговому листку», говоря, что, подвергая критике, атеизм дает свое решение вопроса. Но такая критика всегда была «от лукавого», ибо самостоятельных вопросов, не связанных с теизмом, атеизм не имел.

    2. При таком подходе атеизм оказывается зависим в своем происхождении от теизма, он вторичен. В этом чувствуется какая-то ущербность и необязательность атеизма. Атеизм в такой же степени предполагал теизм, как и наоборот. Теизм и атеизм есть не различные противоположные явления культуры, а противоположности единого целого. И как таковые они обусловливают друг друга, нуждаются друг в друге.


    Из учебника (не Медведева) - можно прочитать для себя – это история атеизма

    В Древней Греции с наибольшей полнотой атеизм был развит в учении Эпикура (342—271 до н. э.). Чтобы жить достойной человека жизнью, нужно освободиться от страха смерти, от власти суеверий. “Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить”. Человек должен понять главное: никто извне, “свыше”, не вмешивается в его жизнь. Он должен полагаться во всем на себя самого, стремясь к счастью в земной жизни, потому что никакой другой ему не дано: смертно не только тело, но и душа. Эпикур полагал, что причиной веры в богов являются страх и бессилие людей.

    В античные времена атеистами называли всех, кто отрицал божества, государственные культы или народные верования. Их преследовали. Покушение на веру в богов воспринималось и оценивалось как покушение на существующий строй. Платон усматривал в атеизме “величайшее из зол”, источник смут, беззако­ния и безнравственности. Надо было обладать большим мужест­вом, чтобы, подобно Критию, жившему в конце V — начале IV в. до н. э., открыто заявить, что он не признает никаких богов, не признает перед лицом беззакония и произвола по отношению к слабым и беззащитным.

    В Новое время атеизм получил развитие в связи с буржуазными революциями и зарождением естествознания. Французские мате­риалисты XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций рассматривали рели­гию и церковь как опору деспотизма и тирании. В религиозных учениях они видели предрассудки и суеверия, воплощение невежества, обрекающего человечество на слепоту и рабство. Они считали лицемерной религиозную мораль, утверждали несовмести­мость религии с наукой и просто со здравым смыслом, разумным пониманием человеческих интересов.

    В развитии атеизма видную роль сыграл немецкий философ Л. Фейербах (1804—1872 гг.). Вне природы и человека, как считал Л. Фейербах, нет ничего. Бог — создание человеческой фантазии. Богу человек приписывает свои черты, он их как бы проецирует вовне, “отчуждает” от себя и переносит на “небо”. И чем больше он приписывает Богу, тем больше опустошает себя.

    Критика религии подводит к выводу о необходимости сломать те условия, которые порабощают человека, добиться подлинно человеческих отношений между людьми... “Мы хотим здесь, уже на Земле, построить царство небесное”, — писал Г. Гейне.

    Религия классового общества в понимании марксиз­ма — это “сердце бессердечного мира”, “дух бездушных порядков”. Религия в этом смысле — “опиум народа”. Согласно прогнозу К. Маркса, она сама собой исчезнет, отомрет. Религия служила инструментом господства части людей над другими. Но религия может выступать и как инструмент критики, обличения греховного мира, мира несовер­шенного. В истории религия нередко выступала именно как форма протеста против социальной несправедливости.

    В XIX в. развитие естествознания привело к разрушительным последствиям для традиционного теологического понимания мира как творения бога и дало мощный стимул развитию атеизма. Центральная роль здесь принадлежала дарвинизму. Согласно этому учению, виды существующих ныне живых существ не вышли готовыми некогда из рук творца, как говорится об этом в Библии, а являются результатом длительного процесса развития.

    Одним из представителей атеизма, базирующегося на естествоз­нании, был австрийский медик, основатель психоанализа 3. Фрейд. В критике религии он видел путь к освобождению человека от власти иллюзий. 3. Фрейд искал научное объяснение веры в бога. Он видел в религиозности детскую стадию развития человечества, как бы воспроизводящую отноше­ния между детьми и отцом.

    В европейском и русском революционном движении про­шлого века критика религии была составной частью классовой борьбы, служила различным политическим целям. В. Белинский писал в 1845 г., что в словах “Бог и религия” он видит “тьму, мрак, цепи и кнут”, духовную опору самодержавия и крепостничества.

    . Крупней­ший идеолог анархизма М. Бакунин считал государство и религию признаками низкой ступени развития общества. Идеи Бакунина оказали влияние на разви­тие тактики политического террора в революционном движении. Атеизм служил обоснованием террора, истолковывался как оправ­дание того, что политика должна быть свободна от моральных обязательств: цель оправдывает средства.

    На теорию и практику атеизма в России оказали влияние и традиции радикально-революционной борьбы с религией, сведе­ние ее к чисто классовому явлению, и отрицание в религии общечеловеческого содержания.

    Это сказалось на воинствующем характере антирелигиозной пропаганды в Советской России, кото­рая представляла религию как орудие эксплуататорских классов. Развернувшиеся преследования верующих и духовенства в годы сталинского террора, разрушение храмов и многие другие варвар­ские методы борьбы против религии и принудительное насаждение атеизма в общественном сознании дискредитировали атеизм. По вполне понятным причинам, но тем не менее совершенно непра­вомерно, в результате многие отождествляют атеизм с теми прими­тивными, вульгарными и подчас антигуманными его проявления­ми, которые ассоциируются с конкретными чертами “воинствую­щего”, “научного” атеизма как составной части идеологии тотали­тарного режима, “казарменного социализма”. Но это неверно.

    11. Роль традиции в истории религии. БИЛЕТ ГОТОВ

    Традиция – воспроизводство в пространстве и времени того, что было и что есть, и что должно быть.

    Отношение религии к традиции может быть раскрыто в нескольких аспектах:

    1. Религия воспринимается как основа традиции, гарант непрерывности исторического процесса. Религия, понятая как связь человека с Абсолютом, тяготеет к сохранению неизменности бытия той среды, в рамках которой оно существует.

    2. Понимание традиции как сущностного признака религии, в характеристике религии как традиционного явления. Такое восприятие религии обусловливается природой религиозного миропонимания. Исконность, устойчивость, неизменяемость религии есть аргумент ее истинности. Реформы в области религии воспринимаются не как изменение, новообразование, а как возврат к истинной, древней религии.

    · Традиционность религии выявляется и на уровне психологическом. Человеку нужна неизменность религии.

    · Бережное отношение религии к своей истории приводит к тому, что прошлое сохраняется в качестве наследия, а новое наслаивается на старое – «религиозный палимпсест».

    · Отдельные элементы религии обладают разной степенью устойчивости. Обрядово-ритуальная сторона более устойчива, чем идеологическая и мировоззренческая. Это определяет своеобразие религиозного палимпсеста: новое идейное содержание – в старых обрядово-культовых формах.

    3. Понимание традиции как стороны религиозной истории – вопрос религиозной традиции. Атеистические исследователи, говоря о традициях религии, сводили ее к наследованию, сохранению элементов прошлого времени. «побежденные религии,… исчезая, …продолжают собственное существование в ряде элементов новой религии». При таком подходе традиция оказывается результатом сознательной деятельности «победившей» религии. Но традиция должна быть осмыслена не сточки зрения взаимодействия своего и чужого, а только с позиций собственного развития религии.

    Существо традиции заключается не в передаче опыта как знания, а в передаче опыта предстояния. «передается прежде всего онтологическая реальность, та новизна экзистенциальной ситуации человека, которая связана с появлением Богочеловека и Богочеловечества. Традиция – передача небывалого и для человека невозможного: вхождения в Бога. Традиция не позволяет нам оставаться неподвижными, требуя движения к Богу», - так характеризует существо традиции православия о. Андрей (А.В.Кураев)

    При всех отличиях, которые отделяют исторические формы религии друг от друга, сущность религиозной традиции оказывается одинаковой. Для самых ранних форм религии, которые по существу представляют собой обрядово-культовую систему, приобщение к традиции выражалось в самом факте участия в отправлении обряда. В восточных формах религии, для которых нехарактерно представление о боге как о личности, вхождение в традицию осуществляется или через общение с гуру, или через медитацию, или другим каким–либо образом.


    12. Исторические типы религий. БИЛЕТ ГОТОВ

    Религии могут быть:

    1. монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

    2. родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

    3. народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

    4. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).



    13. Особенности религий первобытного общества. БИЛЕТ ГОТОВ



    Примитивные религии существовали в первобытнообщинном строе Этим религиям присуща мифологическая нерасчлененность сознание, единство природного и сакрального, отсутствие религиозных учреждений и организаций, деперсонифицированность богов (вера в сверхъестественные силы, а не в лицо).

    К таким религиям относятся фетишизм, тотемизм, анимизм и магия

    Фетишизм - вера в необычайные силы определенных предметов - фетишей, являющихся объектами поклонения Признаки фетишизма встречаются и в современных мировых религиях, например в христианстве сверхъестественные свойства и приписывают освященной воде, иконам, святым Мощам.

    Тотемизм - вера в кровном родстве рода с определенным материальным предметом или живым существом, считается отцом рода, его \"тотемом\" Род или племя носят имя тотема, потому что считают что он их оберегает.

    Анимизм - вера в душу человека и других живых существ Эта религиозная система способствовала формированию таких представлений как вера в бессмертие души, реинкарнацию (переселение душ) и т.д.

    Магия - это колдовские ритуалы, через которые люди стремились повлиять на поведение животных, других людей, стихийные силы природы, изменить их в нужном направлении Магические обряды были у всех народов, отличаясь по форме, содержанию и продолжительности Отдельные магические ритуалы вошли в современные религиозные системами.
    14. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм. БИЛЕТ ГОТОВ



    В Китае существует традиция конфуцианства и даосизма. Идея пути в Конфуцианстве: путь – это путь правильного поведения на границе между несдержанностью и осторожностью. В Конфуцианстве – почитание императора и отца. Основатель конфуцианства - мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в VI-V вв. до н.э. Первоначально учение Конфуция воспринималось не как религия, а в качестве философско-этической системы. Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами - гуманностью и чувством долга. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, который он хотел бы видеть в китайском обществе: 1) строгое повиновение старшим.

    В Китае рациональное начало еще в древности оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо, а в качестве пророка выступал не вероучитель (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец Конфуций.

    Ицзин - наиболее ранний из известных в истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в V веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия. «Кни́га Переме́н» — название, закрепившееся на Западе. Название Книги перемен объясняется тем, что главная идея, лежащая в ее основе, — это идея изменчивости. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонически включается в мир, то есть несёт ли она несчастие или счастие.

    Даосизм. Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая. Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте.

    Дао:

    1)многозначно, это бесконечное движение.

    2)своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира.

    3) господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") - первооснове и закономерности бытия всего сущего. В Даосизме: путь – высший закон мироздания, это путь слияния с пустотой, с дао. В Даосизме – истинный император – тот, кого никто не замечает. Принцип «увэй» - результатом действий не должно быть никаких изменений. У Даосизма – монахи и алхимия, которое со временем перерастает в фэншуй. Эликсир жизни – это внутренняя алхимия, которая базируется на медитации, дыхании пупком – это путь бессмертия.

    Конфуцианство и даосизм объединяет то, что у них нет понятия греха, но есть понятия миропорядка, человеколюбия (это отношение к человеку так, какое положение он занимает в обществе).



    15. Религии Древней Индии. Веды, индуизм. БИЛЕТ ГОТОВ

    Индуизм (3000 лет назад) – религиозная система, тесно связанная с историей и спецификой соц.структуры народов Южной Азии (Индия и т.п.)

    Веды ( 12 в до н.э.)– сборник гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев.

    Ведическая религия — это сложный, постепенно развивающий­ся комплекс религиозных и мифологических представлений и соот­ветствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскаль­зывают частично архаические индоевропейские представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей тер­ритории) индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям). Завершается формирование этого комплекса на фоне мифоло­гии и культов туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является политеистической, для нее харак­терен антропоморфизм, причем иерархия богов не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписы­ваются различным богам.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта