Роль Горького в детской литературе. 1. Роль Горького, Чуковского, Маршака в становлении и развитии детской литературы
Скачать 82 Kb.
|
План
Введение Актуальность темы в том, что одно из древних искусств – это литература, а также сопутствующая ей книжная иллюстрация, т.к. она занимает особое место в жизни современного ребёнка. Дети, даже в дошкольном возрасте, способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Глубокую настоящую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по словесным богатством речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную, стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. Еще В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник». Ребенок - это человек, который только ещё входит в боль полный для него неизведанного, заманчивого, интересного. Художественная книга для детей разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народные литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает и о самих детях, и о взрослых, она заглядывает в самые отдалённые утолки всего земного шара, излагает увлекательные, научные и технические проблемы. Наконец, она вводит своих читателей в жизнь человеческого общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов. Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни. Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения. Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения. Цель работы заключена в изучении произведений авторов советской детской литературы. Задачи исследования: - проанализировать авторские работы М. Горького, К. Чуковского, С. Маршака; - определить роль указанных авторов в становлении и развитии детской литературы; - подвести итоги совместной работе писателей. Объект исследования – процесс развития советской детской литературы. Предмет исследования – ролевой вклад авторов в развитие и становление детской литературы. 1. Роль Горького, Чуковского, Маршака в становлении и развитии детской литературы Чуковский К.И. (1882-1969) – один из основоположников детской литературы 20 века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Вопросами детской литературы он начал заниматься в 1907 году как критик бездарности некоторых известных детских писательниц (Чарская). В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово» - за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств. Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др., однако, считал, что и здесь не знают ребенка. Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Чуковский считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка». Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им – это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным («до этого не унижались писатели»). Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми. «Заповеди для детских поэтов» - глава в книге «От двух до пяти». Эту книгу Чуковский писал на протяжении больше 60 лет. Это фундаментальный труд о самом ребенке, его психике, освоения им окружающего мира, его творческих способностях. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Дети заимствуют у народа и страсть к перевертышам, и к «лепым нелепицам». Чуковский доказывал педагогическую ценность перевертышей тем, что ребенок оттого и смеется, что понимает истинное положение дел. Впервые С. Маршак и М. Горький встретились в 1904 г. Но задолго до этой встречи Маршак услышал имя Горького, прочел в сборниках товарищества «Знание» его рассказы. Как бы случайно взятый псевдоним Был вызовом, звучал программой четкой, Казался биографией короткой Тому, кто был бесправен и гоним. Мы, юноши глухого городка, Давно запоем Горького читали, Искали в каждом вышедшем журнале, И нас пьянила каждая строка. Горький оказался совсем не таким, каким знал его Маршак по открыткам: вместо длинноволосого парня в косоворотке с мечтательно-хмурым лицом перед ним был зрелый, уверенный в себе боец, в котором «чувствовалась та подобранность, та целеустремленность и сдержанная сила, что придает каждому движению человека значительность, достоинство и даже изящество». Не один раз после этой встречи будет писать портрет А.М. Горького С.Я. Маршак, и каждый раз по-новому, внешние изменения в облике Горького были отражением больших внутренних сдвигов, происходивших в нем [1]. У Маршака, полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно совершаются какие-то происшествия, перемены. Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; не теряя цельности, оно разбивается на ряд маленьких стихотворений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр. Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным. «Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, / Чемодан, / Саквояж, / Картину, / Корзину, / Картонку/ И маленькую собачонку» («Багаж»). Уже само это перечисление настраивает читателя иронически по отношению к даме и к ее дорожной неприятности. В стихотворении «Вот какой рассеянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон. В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Эти циклы — россыпь самых разных стихотворных форм, среди которых маленький читатель легко выберет строфу себе по вкусу [2]. В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печать, сочувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид животных. Особая заслуга Маршака - создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу». Первый политический памфлет для дошкольников — «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализма и капитализма — не была сама по себе новой в детской литературе, но под пером Маршака получила блестящее художественное решение. В 1943 году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев. Она написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступаю! олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова. Но Маршак не ограничился пересказом давно бытующего сюжета, а расширил и обогатил его. В пьесе-сказке Маршака вечный конфликт между трудолюбием и праздностью приобретает социальные черты благодаря разработке сюжетной линии, связанной с маленькой королевой и ее придворными. В то же время включение этой линии не нарушило связи пьесы с народной сказкой. Композиция пьесы интересна тем, что действие то разворачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец; «западные» королева, профессор, гофмейстерина, канцлер, послы, прокурор). Ввод в сказочную ситуацию начинается у Маршака с того момента, когда падчерица попадает в лес. И в самом лесе, и в его обитателях, и в двенадцати месяцах года автор выделяет лучшие, добрые начала, помогающие победе добра над злом. С помощью характеристики, которую дают девочке месяцы, автор подчеркивает трудолюбие своей героини, ее доброту, приветливость: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая...» - так отзывается о девочке Январь. Он и остальные месяцы олицетворяют собой светлый, добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира создается Маршаком на основе традиций фольклора. В статье «Горький и дети» С.Я. Маршак, вспоминая этот период своей жизни, писал: «34 года назад, когда я был учеником Ялтинской гимназии, Алексей Максимович, тогда еще молодой, рыжеусый, в широкополой черной шляпе, пришел на дачу Ярцева, где я жил, и сказал мне: «Есть у меня для Вас два ученика. Хорошие ребята. Такие великолепные круглые затылочки. Пришли ко мне учителя просить, а я послал их к Вам. Поучите их» [3]. Короткая живая зарисовка, сделанная в статье, дает возможность увидеть молодого Горького и в то же время почувствовать, с какой теплотой вспоминает об этом эпизоде С.Я. Маршак. Я воды из родника Зачерпнул и замутил И перо из тростника В то же утро смастерил, И, раскрыв свою тетрадь, Сел писать я для того, Чтобы детям передать Радость сердца моего! Это было написано как раз в тот год, когда А.М. Горький познакомился с К.И. Чуковским и начал строить план создания настоящих художественных книг для детей. «Сейчас одна хорошая книга, - говорил Алексей Максимович, - сделает больше добра, чем десятки статей». В первые годы Советской власти разворачивается большая организационная работа по созданию книг для детей. А.М. Горький редактирует первый советский журнал для детей «Северное сияние», в издательстве «Парус» выходит целая серия книг для детей. С.Я. Маршак в эти годы работает в детских колониях, а затем в детском городке в Краснодаре. В краснодарский период родился Маршак - писатель для детей: в 1922 г. вышел сборник 13 пьес-сказок, написанных Маршаком совместно с Е. Васильевой, - «Театр для детей». В 20-е годы, годы становления детской литературы, С.Я. Маршак делал то, о чем мечтал А.М. Горький до революции. Большую благотворную роль в создании советской литературы для детей сыграл кружок при Институте дошкольного образования (ныне Ленинградский педагогический институт им. Герцена) под руководством О.И. Капицы. Члены кружка - писатели, педагоги и литературоведы - радовались каждой новой удаче молодых авторов, горячо обсуждали произведения детских писателей, заботливо растили кадры литературы для детей. Но не следует думать, что легким и простым было рождение новой детской книги - как и все живое, она рождалась в муках: были частные издательства, выпускавшие по-старинке книги Л. Чарской и А. Круглова, «мутноглазых» и «душителей детства», по выражению М. Горького; были и в среде советской общественности люди, примитивно понимавшие задачи советской детской книжки; были некоторые педагоги, главным оружием которых были старые учебники педагогики и всемогущий лозунг: «Ребенок этого не понимает». 2. Основные итоги творческого пути писателей За время многолетнего перерыва Горький стал первым советским писателем, основоположником советской литературы, а начинающий поэт - зачинателем новой литературы для детей. Казалось бы, за эти годы, жизненные и творческие пути Горького и Маршака настолько разошлись, что возобновление теплых дружеских связей уже невозможно. Но были годы, когда писатели жили, вдали друг от друга, когда на долгие годы связь между ними была прервана. Эти годы, прожитые отдельно, не разъединили писателей настолько, чтобы прервать их дружеские отношения. Горький и Маршак, разделенные на 20 лет событиями и потрясениями в общественной жизни, жили очень близкими интересами. Это и позволило возобновиться их дружбе. Можно сказать, что в отношениях Горького с Маршаком были свои отливы и приливы. С 1927 г. и до конца жизни Горького, продолжался мощный прилив - дружба стала более осознанной и необходимой для обоих. С.Я. Маршак говорит о том, каким «странным» был его путь к детской литературе. Он вспоминает свои наблюдения за жизнью детей в Англии, когда вдали от Родины он как-то особенно остро почувствовал необходимость заняться вопросами воспитания растущего поколения. Еще одна дорожка, приведшая его к большому пути литературы для детей - это поэзия Вильяма Блейка и народные детские песенки. Организация в Краснодаре Детского городка, где на сцене самодеятельного театра шли его пьесы-сказки, помогла сделать окончательный выбор. Кроме того, шутливо замечает Маршак, у него дома растут сыновья - маленькие читатели, заказывающие отцу все новые и новые книги. В этом письме С.Я. Маршак делится своими самыми сокровенными мыслями о детской литературе, раскрывает понимание ее особенностей. «Очень важно достигнуть в детской книжке четкости, пословичности, - пишет он. - Как говорит мой товарищ по работе художник Лебедев, текст книжки дети должны запомнить, картинки вырезать, - вот почетная и естественная смерть хорошей детской книжки». А.М. Горький пристально следил за ростом детской литературы: радовался успеху А. Пантелеева и Г. Белых, книгам М. Ильина, в своих альманахах печатал подготовленные С.Я. Маршаком научный очерк М. Бронштейна и повесть молодого прозаика Ив. Шорина. В конце 1929 - начале 1930 гг. на страницах «Литературной газеты» развернулась дискуссия «За действительно советскую детскую книгу», которая ставила три задачи: - вскрыть всякого рода халтуру в области детской литературы; - способствовать становлению принципов для создания действительно советской детской литературы; - объединить квалифицированные кадры настоящих детских писателей. С первых же статей, открывших эту дискуссию, стало ясно, что она пошла по опасному пути, по пути травли лучших детских писателей. Произведения Чуковского и Маршака были подведены под рубрику «бракованной литературы» и попросту халтуры. Некоторые участники дискуссии «обнаружили» «чуждую направленность литературного дарования» Маршака, сделали вывод о том, что он «явно чуждый нам по идеологии», а его книги «вредные, бессодержательные». Начавшись в газете, дискуссия скоро охватила и некоторые журналы. Дискуссия раздувала ошибки талантливых авторов и пропагандировала нехудожественные произведения некоторых писателей. Характер нападок, тон, которым эти нападки выражались, были абсолютно недопустимы, о чем и заявила группа ленинградских писателей в своем письме: «нападки на Маршака носят характер травли». 19 января 1930 г. в дискуссии принял участие А.М. Горький, выступив со статьей «Человек, уши которого заткнуты ватой». Отстаивая право детей на забаву, на шутку, на радость, он сравнил людей, мешающих ребенку играть и смеяться, с человеком в футляре, уши которого заткнуты ватой. В своей статье А.М. Горький прямо заявил, что «нельзя позволять безграмотным Кальмам травить талантливых Маршаков». А.М. Горький в своем предисловии к сборнику «Сказки 1001 ночи», вышедшем в 1929 г., в полный голос заговорил «О широте и силе культурного влияния сказок», которые развивают фантазию и обогащают язык ребенка. Совершенно прав был Луначарский, когда вопрос о сказке связывал с оценкой творчества Чуковского и Маршака, потому что участники дискуссии, обвиняя этих талантливых детских поэтов в незнании специфики литературы для детей, тем самым наносили урон самой детской литературе. А.В. Луначарский был редактором первого сборника статей по вопросам детской литературы, который вышел в 1931 г. в разгар дискуссии о сказке. В предисловии к этому сборнику он писал, что прав Б. Бухштаб в своей статье о поэзии для детей, когда «он не может не отметить большого яркого дарования Маршака» [4]. Таким образом, дискуссия, проходившая в декабре 1929 - январе 1930 г., была чревата печальными последствиями. Лозунг «За действительно советскую детскую книгу», на первый взгляд такой революционный и верный, на деле прикрывал борьбу со сказкой, с выдумкой в детской литературе, с талантливыми детскими писателями, со всем направлением забавной книги для детей. Заключение Итак, Горький по достоинству оценил поэтические достижения С.Я. Маршака и то плодотворное направление в советской детской литературе, которое тот возглавлял. Творчество Маршака во многом помогло Горькому осмыслить процесс становления советской литературы для детей и дало ему возможность в своих высказываниях опираться на лучший опыт создания детских книг. В своих статьях в «Правде» и «Литературной газете» Горький защищал то, что делал С.Я. Маршак с группой талантливых писателей и художников. А.М. Горький выступает как учитель и наставник советских писателей, объединяет разрозненные группы и в своих литературно-критических статьях обобщает опыт развития нашей литературы, требует от художественных произведений подлинной художественности, настоящего мастерства. Для Маршака дружеская поддержка Горького была особенно необходима. В письме к Горькому он благодарит его за защиту того дела, которому посвятил всю жизнь. Он признается, что «совсем было приуныл», так как критика его работы в ходе дискуссии «приняла самый непозволительный оборот», но после статьи А.М. Горького появилась уверенность в том, что он стоит на правильном пути в понимании принципов развития детской литературы. Поразительно то, как глубоко вникал Горький в дела детской литературы, в написанные произведения Маршака и Чуковского. А.М. Горький в начале 30-х годов намечает вместе с С.Я. Маршаком создание специального детского издательства. В 1932 г. создается комиссия по подготовке тематических планов для будущего Детиздата. Эту комиссию, созданную Горьким, возглавил Маршак. Им была проделана огромная работа по организации первого в мире издательства для детей. От организаторов этого нового дела требовалась настойчивость, точное понимание задач и знание интересов детей. Так дружными совместными усилиями были созданы основополагающие статьи по вопросам детской литературы. Чуковский, Горький и Маршак навсегда останутся в истории советской литературы соратниками и единомышленниками. Список использованных источников Горький М. О детской литературе. / М.: Детгиз, 1952. – С. 157. Детская литература. Крит. сб., под ред. А.В. Луначарского. М.-Л., 1931. - С. 5. 3. Маршак С. Горький и дети. «Пионер», 1939, № 6, - С. 21. 4. Чуковский К., «Горький в воспоминаниях современников». Гослитиздат, 1955. – С. 582. |