Главная страница
Навигация по странице:

  • Душа человека

  • 6. Психологические взгляды Аристотеля.

  • Аристотель (384-324 гг. до н.э.)

  • Материя

  • 7. Психологические концепции эллинизма.

  • 8.Общие итоги развития античной психологии и крушение античной цивилизации.

  • 9.Возрождение идей Аристотеля на Востоке. Авиценна, Альгазен, Аверроэс.

  • История психологии. Билеты история психологии. 1. Роль истории психологии в структуре подготовки психолога


    Скачать 438.25 Kb.
    Название1. Роль истории психологии в структуре подготовки психолога
    АнкорИстория психологии
    Дата19.11.2021
    Размер438.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты история психологии.docx
    ТипДокументы
    #276637
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Он впервые подчеркнул ведущее значение в жизни человека активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами.

    Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату — воспитанию личности.

    Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем размышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует Сократ впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

    Платон. В развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии происходит в борьбе двух противоположных течений — материализма и идеализма.

    Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей.

    Согласно Платону, нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти красивые отдельные вещи прекрасными? Стало быть, должно существовать нечто такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего единичного, конкретного и преходящего, т.е. должно существовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира и названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму.

    Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие — это мир идей. Небытие — это материальный мир, созданный богом из четырех стихий (воды, земли, воздуха и огня). Чувственный мир, который мы наблюдаем, — представляет собой результат проникновения бытия в небытие, так как все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее (они есть иска­женные подобия или тени идей), а с другой стороны — конкретные вещи причастны к небытию или материи (они ею наполнены).

    Таким образом, чувственно постигаемое человеком есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.

    .Душа человека не зависит от тела. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства.

    Первое доказательство основано на принципе противоположности. Мир полоон противоречий: прекрасное–безобразное; добр–зло; сон–бодрствование и т.д..

    Второе доказательство бессмертия души строится на основе теории воспоминания. Но вспоминать душа человека может только то, что она могла уже знать в прошлом. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело.

    Третье доказательство основано на положении о тождественности идеи и души, о принадлежности и близости ее ко всему божественному. В противоположность телу, душа человека и идеи незримы, несоставимы и неразложимы, а поэтому они не подвержены разрушению и вечны.

    Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа содержит в себе начало жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь

    У человека Платон выделял два уровня душивысший и низший.

    Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

    Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя уровнями — низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений (воля, мужество, храбрость, бесстрашие); помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей (в пище, воде), влечений и страстей — в печени.

    Из приведенной схемы строения души видно, что фактически Платон выделял три ее уровня. Образно это трехчленное разделение души называют “колесницей души”, где пылкий конь тянет возницу к божеству; вожделеющий — к земле, но оба они управляются разумом.

    6. Психологические взгляды Аристотеля.

    Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. Попытку снять противополож­ность двух полярных точек зрения осуществляет ближай­ший ученик Платона Аристотель (384-324 гг. до н.э.), один из самых крупнейших философов древности.

    Подоб­но Демокриту, Аристотель был ученым энциклопедистом, внесшим вклад по существу во все области современного ему знания. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.

    Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из централь­ных проблем философии, поскольку, по его мнению, “по­знание души может дать много нового для всякой исти­ны, главным же образом для познания природы".

    Аристотель был пер­вым, кто написал специальный трактат “О душе”.

    Психологическая концепция Аристотеля была тес­но связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Ари­стотелем как результат постоянного взаимопроникнове­ния двух начал — пассивного (материи) и активного нача­ла, названного Аристотелем формой.

    Материя – это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции каче­ственную определенность. Материя и форма представля­ют собой начала взаимно предполагаемые и неотделимые друг от друга. Материя не может существовать не офор­мляясь. Точно также форма не может существовать без материальной основы. Материя пассивна, форма актив­на. Являясь организующей и качество образующей силой, форма составляет сущность вещей. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им расте­ния, животные или человек.

    Учение Аристотеля о мате­рии и форме и о душе как форме живого имело ряд важ­нейших следствий.

    Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний пер­воматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в ма­териальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Душа и тело неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Однако эту точку зрения Аристотеля нельзя считать последовательно материали­стической, она дуалистична, поскольку, устанавливая единство души и тела, философ в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два самостоятельных начала.

    Наряду с обоснованием единства души и тела Арис­тотель вслед за материалистами доказывал, что объектив­ным содержанием и источником психического является внешний мир. Особенно наглядно это видно из его объяснений процесса познания. По мне­нию же Аристотеля, чувственный образ — это не тот са­мый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно от­тиску печати на воске или бумаге без самой печати.

    Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом фор­мы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий:

    1. воздействующего объекта;

    2. промежуточной среды и

    3. ощущающей способности.

    Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чув­ственные образы — это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чув­ствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

    Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувствен­ные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение од­них впечатлений с другими, был назван Аристотелем “общим чувствилищем”. Общее чувствилище — это централь­ный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Основными функциями общего чувствилища являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь пос­тупающими.

    В качестве основного механиз­ма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ас­социации. Последние различались на ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впе­чатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувствилище выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Все эти чувствен­ные формы являются ни чем иным как промежуточными звеньями или этапами постепенного преобразования и трансформации чувственности в мысль.

    Мышление, по Аристотелю, невозможно без чув­ственного опыта. Мысль представлялась великому фи­лософу как высшая форма психического, объединяющая собой массу чувственных форм. Другими словами, мыш­ление — это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое.

    Однако в вопросе о природе мышления полностью преодолеть идеализм Аристотель не смог. Он выдвигает положение о существовании родового разума, который в противоположность индивидуальному мышлению, зави­симому от тела и исчезающему со смертью человека, с телом органически не связан, не разрушим, вечен и пре­делами жизни человека не ограничен.

    Аристотель разрабатывает и другие специфические свойства души — стрем­ления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений (воли) также вызываются естественными причинами. Ими являются потребности организма и вне­шние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Подобно познавательным процессам, аффек­тивные состояния всегда сопровождаются внутрителес­ными изменениями, а стремления завершаются внешни­ми двигательными актами, образующими в конечном ито­ге целостное поведение.

    Общую двигательную активность человека Аристо­тель связывал с кровью, в которой он видел основной ис­точник жизнедеятельности организма. В аристотелевской гумораль­ной теории темперамента основой различий в уровне об­щей подвижности являются разные состояния одной и той же жидкости (крови), а не четырех, как это было в учении о типах темперамента Гиппократа. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мыш­цам. Через нее они связываются с сердцем, которое и вы­ступало в качестве центрального органа души. Что каса­ется головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови. Таким образом, в вопросе о субстрате психики Аристо­тель примыкает к Эмпедоклу, выражая сердце-центричес­кую точку зрения.

    Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о трех способностях души. Растительные способности души обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Растительные функции являются основой, на кото­рой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются ос­тальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синте­зы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие ос­новой формирования понятий и ума. Соотношение между названными тремя видами способностей таково, что низшие способности входят обязательно в высшие, т.е. высшие способности необхо­димо включают в себя низшие, как бы развиваются из них.

    Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах. Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части; во-вторых, аристотелевская схема строения души проник­нута идеей развития. Это видно из того, что, с одной стороны, от­дельные способности души выступают как последователь­ные этапы ее эволюции, а с другой — развитие индивиду­альной человеческой души представлялось Аристотелю как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.
    7. Психологические концепции эллинизма.

    Психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Существовало несколько точек зрения на эти вопросы.

    Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом.

    Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней;

    - аскезы - отказ от комфорта и благ, которые дает общество, как правило, ходили в ветхой одежде, очень мало ели, не имели постоянного жилья, могли спать и под открытым небом, не мыться.

    - ападейкии - человеку внушали мысль о необходимости игнорировать знания, накопленные обществом; при этом утверждалось, что неграмотность также может являться достоинством.

    - автаркии - человека приучали не обращать внимания на общественное мнение, на похвалу и порицание людей.

    Фактически киники, стремясь к независимости, демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативную реакцию, негативизм по отношению к обществу, эпатируя общественное мнение. Не достигалась чаще всего и та нравственная цель, которую они ставили перед собой, - обретение свободы и покоя.

    Эпикур (материалист). В центре его научных интересов стояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека.

    Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпикур выделил четыре части души, три из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвертая часть - «душа души» есть только у человека и связана с чисто психическими, а не психофизическими функциями души - чувствами, мышлением, нравственностью. Таким образом, Эпикур в соответствии с задачами психологии своего времени модернизировал учение Демокрита, продемонстрировав, как с позиции атомистической теории можно проанализировать качественные отличия между психикой человека и животных.

    Стоики говорили о внутренней независимости, автономии человека. Однако в отличие от Эпикура они подчеркивали необходимость ранней социализации, подчинения законам, действующим в данном обществе, говоря о том, что каждый должен честно выполнять возложенные на него обязанности, диктуемые его ролью. Так в психологии впервые появляется термин роль - один из наиболее важных в современной науке. Эта школа разработала более приемлемую для большинства людей этическую концепцию, и постепенно получила широкое распространение. Она зародилась еще в Древней Греции. Закладывали основы стоической этики деклассированные люди - бывший борец Зенон, отпущенный на свободу раб Хризипп. У них, естественно, не было денег на покупку земли для своей школы, часто не было даже своего дома. Поэтому свои беседы они вели, прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов - стое. Отсюда и название этой школы - стоики, которое со временем стало нарицательным, обозначая твердость духа и постоянство. Стоики разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, состоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселенной, в том числе и души и тела человека. Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божественное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением) присуще всей природе. В этой школе была развита и концепция Гераклита о том, что четыре основных элемента природы - огонь, воздух, вода и земля -находятся в постоянном взаимодействии и взаимопревращении, т. е. «все находится во всем и все возникает из всего». Однако эти превращения подчиняются определенным законам, прежде всего закону «мирового года», определяющему возникновение мира из огня, его расцвет, закат, гибель, а затем новое возрождение. Эти законы стоики приложили к развитию души, доказывая, что она после смерти тела умирает, поскольку атомы души, как утверждал и Демокрит, рассеиваются в воздухе. Однако умирает душа не сразу, а постепенно, теряя изначальную форму и концентрацию атомов. Это время, по мнению стоиков, дается человеку на то, чтобы его мысли, открытия, переживания вместе с атомами его души в процессе дыхания передались другим людям. В этой идее прослеживаются взгляды Аристотеля на передачу знаний, преображенные с учетом концепции атомизма. Изучение процесса познания стало главным для психологов древней (греческой) стой. Это отразилось и на их понимании души, которую они называли «хорошо выделанным папирусом для записи». Стоики выделяли восемь частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Остальные части - это пять органов чувств (обоняние, осязание, вкус, слух и зрение), а также мышление и речь. Шесть низших частей души общие у человека и других живых существ, а мышление и речь присущи только человеку. Существенной переработке подверглась в школе стоиков и теория истечений. Ярко выраженный рационализм стоиков сделал ощущения лишь подсобным материалом для мышления - ведущего процесса познания. В этом процессе они выделяли пять ступеней - ощущение, память, воображение, фантазию и мышление (внешнее и внутреннее).

    Идея Логоса, выражающегося в слове и связанного с разумом, мыслью, стала центральной для стоиков. С их точки зрения, логика - это учение и о мышлении, и о речи, раскрывающее их диалектическую взаимосвязь. Разработанную этой школой концепцию речи по праву можно назвать первой в науке теорией значения слов. Раз мысль обозначается словом, то и разница между ними в том, что мысль - это обозначаемое, а слово (символ) - обозначающее. Мысль и слово связаны с реальным предметом, составляя, таким образом, «треугольник отношений»: слово-мысль-предмет, так как слово правильно передает мысль и адекватно реальному предмету, который верно отражен в мысли.

    Одним из главных в концепции стоиков является вопрос о свободе духа. Ни одно из положений их учения не может сравниться по важности с этим утверждением. Однако провозглашая абсолютную свободу личности, они подчеркивали, что свобода духа не тождественна свободе действия. Противопоставляя духовную, внутреннюю свободу свободе поведения, свободе внешней, стоики исходили из того, что в мире есть только три категории - благо, зло и безразличие. Благо - все то, что соразмерно с природой человека, в том числе выдержка, умеренность, разум. Зло - излишества, аффекты. А безразличие - это то, что относится только к внешней стороне жизни людей, т.е. богатство и бедность, смерть, болезнь или здоровье. Понимание того, что ни богатство, ни власть ничего не прибавляют к внутренней силе человека, помогает ему преодолевать аффекты и не впадать в ярость или отчаяние при разорении либо болезни.

    Таким образом, один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того мира, в который попадает.

    Понимание своей роли и своего предназначения в жизни дает чело-

    веку ощущение свободы, которая, таким образом, является познанной необходимостью.

    Итак, главный нравственный закон стоиков гласил: личная свобода проявляется в том, что каждый человек может сохранить свою сущность, свое достоинство в любых, самых тяжелых обстоятельствах. Человек с ранних лет должен понять, что он не в силах изменить свою судьбу, уклониться от нее.

    8.Общие итоги развития античной психологии и крушение античной цивилизации.

    Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу с использованием тех объективных знаний, которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии, в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

    Появился панпсихизм- направление, которое считает весь мир одушевленными наделенным душой. Выделились некоторые функции души, например, энергетическая, побуждающая тело к активности.

    Исследования окружающего мира привели ученых к мысли о том ,что архе-тот элемент без которого не может существовать мир и всё в нем.
    - Так, Фалес считал, что первоосновой, душой является вода.

    - Анаксимен началом считал воздух.

    - Эпикур считал, что воздух и движение -пневма- одна из составляющих души.Позже появилась идея о том ,что воздух, вода или земля не могут быть первоосновой.

    - Гераклит- подобие индивидуальной души и мирового Логоса.

    - Демокрит- детерминизм: все возникает по необходимости. Монистический материализм: объяснение психического из физического.

    - Анаксагор- роль телесной организации в проявлении психического.

    - Гиппократ- учение о темпераментах.

    - Софисты (Горгий, Протагор)- «Человек — мера всех вещей»; интерес к коммуникативным аспектам поведения человека.

    - Сократ-диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика.

    - Платон - проблематика универсальных форм мышления. Диалогичность познания. Конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни.

    - Аристотель- целевая детерминация развития человека. Функциональный подход к душе. Уровневая структура души.

    - Стоики - способы совладения с жизненными кризисами.

    - Эпикурейцы - категория случайности в психической жизни. Психотерапевтическая позиция в отношении страха смерти.

    - Плотин- явление самосознания.

    - Гален - обнаружение роли нервной системы

    Анализ развития психологии с VII-VI вв. до н.э. до III—IV вв. н.э. показывает, что именно в этот период были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе исследования психики, развивался сам предмет психологической науки.

    Ведущие проблемы, которые ставили психологи античности, - движущие силы и механизмы психического развития, регуляция поведения человека, качественные отличия его психики от психики других живых существ, особенности процесса познания — стали главными и для психологов последующих поколений, определили место психологии в системе других наук.

    В психологии античности был заложен и категориальный строй этой науки, началось изучение таких категорий, как образ, мотив, переживание, поведение, личность. Достижения первых психологов, так же как их заблуждения и ошибки, стали основой для построения следующих концепций, открыв перед психологией бесконечный путь развития в познании психики.

    Возникновение концепции неоплатонизма в III в. ознаменовало появление новых взглядов на психику и предназначение человека. Хотя в ней еще сохранялись традиционные для античной науки вопросы развития познания, новый подход к их решению способствовал распространению христианства и появлению сакральной (основанной не на разуме, а на вере) психологии.

    Таким образом, концепция неоплатонизма завершает этап античной психологии. Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активности души связано с именем известного римского ученого и богослова Августина Аврелия, который известен в истории науки как Августин Блаженный. Его учение ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению, им -открывается новый этап в развитии психологии — эпоха средневековой психологии.

    9.Возрождение идей Аристотеля на Востоке. Авиценна, Альгазен, Аверроэс.

    Авиценна(Ибн-Сина).

    Авиценна. Один из самых выдающихся врачей в истории медицины.

    В своих трудах разработал теорию двух истин, которая имела огромное значение для психологии и других наук в средневековый период. Это теория в психологии помогла вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые истины-вера и знание.

    -Изучая предмет познания, Ибн-Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других-единичное, то, что характеризует именно эту вещь.(такие разные свойства есть во всех окр.предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук).

    -Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическоми особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что она, будучи активной силой, способна физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций. 
    Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн Синой, исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом.По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи. 
    Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок,противоположных эмоциональных установок (потребность в пище - с одной стороны, страх - с другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта