Главная страница

Сам. раб. литература. 1 семестр выучить основные понятия резюме (фр.) (краткий вывод, обобщение, итог)


Скачать 174.5 Kb.
Название1 семестр выучить основные понятия резюме (фр.) (краткий вывод, обобщение, итог)
Дата26.04.2019
Размер174.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСам. раб. литература.doc
ТипДокументы
#75364

1 СЕМЕСТР
Выучить основные понятия:

РЕЗЮМЕ (фр.)

  1. (краткий вывод, обобщение, итог)

  2. Краткая самохарактеристика




  1. Мы (Я) (сделали, увидели, услышали, прочитали, обсудили, рассмотрели, выписали)…….

  2. И (узнали, выяснили, определили….), что…..

  3. В результате я понял(а) , (мы поняли) или пришёл (пришли) к выводу, что….


Виды (роды) литературных произведений и жанры им соответствующие:

  • ЭПОС (рассказ, повесть, роман, сказ, былина, очерк и др.)

  • ЛИРИКА (стихотворение, элегия, песня, ода и др.)

  • ДРАМА (пьеса, комедия, трагедия, трагикомедия)

  • ЛИРО-ЭПОС (поэма, баллада, роман в стихах)

Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, социалистический реализм.
Тема произведенияо чем?

Главная мысль – для чего написано произведение? Что хотел сказать нам автор?


  1. Реализм — правдивое изображение действительности, показ типичных характеров в типичных обстоятельствах.



Роман – эпическое (прозаическое) произведение большого объема, в котором на длительном промежутке времени действует множество персонажей и изображаются важнейшие события эпохи.






При создании эпического произведения используются следующие средства эпического изображения: портрет (внешний и внутренний), пейзаж (описание природы), описание местности, интерьер (внутреннее описание помещения) и экстерьер (помещение снаружи), речь, поведение (поступки), говорящие названия, символика цвета.
Антитеза – противопоставление.

Аллегория – иносказание.

Нигилист – 1) человек, отрицательно относящийся ко всему общепризнанному; 2) представитель русской разночинной интеллигенции, отрицательно относящийся к устоям, традициям дворянского общества и к крепостничеству.

Аристократ – представитель высшего, привилегированного слоя общества. Богатый, знатный человек с безукоризненными манерами и прекрасным образованием.

Либерал – 1) сторонник прогресса и свободы, выступающий за свободу предпринимательства, парламентский строй и демократические права личности, установленные путем реформ. Высшими ценностями для либералов являются частная собственность и прибыль, часто любой ценой. 2) излишне терпимый, лояльный человек, многое позволяющий окружающим.
Западники – либералы-реформаторы, выступающие за развитие России по западному образцу, на основе западноевропейских ценностей: индивидуализм, рационализм, парламентаризм, католичество.

Славянофилы – либералы-реформаторы, выступающие за развитие России на основе традиционных российских ценностей: православие, самодержавие, общинность (коллективизм), народность, духовность.

Почвенники– выступали за развитие России на основе (почве) традиционных ценностей и принятие только того западного опыта, который может прижиться на нашей почве.
Драма – произведение, написанное для сцены.

Структура драматического произведения: завязка, кульминация, развязка.

Кульминация — пик, вершина, высшая точка, апогей.

Конфликт – противоборство сторон, мнений, проявляющееся в явной или скрытой форме.

Ремарка – 1)пояснение автора к основному тексту, содержащее характеристику обстановки, внешности действующих лиц, особенностей их поведения; 2)пометка, замечание, дополнение.
Меценатсостоятельный человек, оказывающий безвозмездную помощь поэтам, писателям, художникам, музыкантам и ученым.
Обломовщина — пассивное отношение к жизни, лень, бездеятельность, апатия.

Менталитет

Душа

Характер

Классическая литература

Проклятые вопросы русской действительности

Основные ценности русской культуры

Западноевропейские ценности

Литература первой половины 19 века – золотой век.

(обзор произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя)
А.С. Пушкин
(1799-1837)
«Восстань, пророк! И виждь, и внемли

Исполнись волею моей,

И обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей!



  1. 10-15 фактов биографии

  2. «Продолжить строку»


3 )Выучить стихотворение (не менее 12 строк).

Как понять и выучить стихотворение?

  1. Внимательно прочитать. Изучить историю создания и записать в тетрадь.

  2. Выписать и пояснить непонятные слова.

  3. Выписать и охарактеризовать изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, антитезу, аллегорию, риторический вопрос и т.д.

  4. Определить тему (о чем?).

  5. Определить главную мысль (Для чего написано? Что хотел сказать автор?)

  6. Актуальность (современность) стихотворения, свое мнение, отношение к прочитанному (интересно, доступно, понятно, красиво или наоборот).


«Если жизнь тебя обманет».

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись, час веселья, верь, настанет!

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

*******

«Во глубине сибирских руд»

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.   

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:   

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.   

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут!    

Изобразительно-выразительные средства: 

Во глубине сибирских руд (рудники, где работали заключенные); Оковы тяжкие падут (наступит свобода);    темницы рухнут (тюрьмы как символ несвободы самодержавия исчезнут) братья меч вам отдадут (меч – символ борьбы, который сохранили те, кто остался на свободе) – аллегории.

гордое терпенье, скорбный труд, высокое стремленье, верная сестра, мрачном подземелье, желанная пора, мрачные затворы, свободный глас – эпитеты.

Надежда   разбудит, свобода примет радостно у входа – метафоры.

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

(В.Г Белинский).

Задание: Доказать, что роман «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни начала 19 века.

Для этого выписать из текста романа высказывания (не менее 10) о составляющих жизни человека и общества (одежда, мода, пища, интерьер, образование, воспитание, развлечения, уклад жизни, круг интересов и чтения, транспорт, экономика, политика, торговля, семья и т.д.). Например:

1)Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь. (образование)

2) Сперва madam за ним ходила

Потом monsir её сменил. (воспитание дворянских детей французскими гувернё рами).


Вывод:Итак, мы выписали

М.Ю. Лермонтов

(1814-1841)

«Люблю Россию я… Но странною любовью»

«А он, мятежный, просит бури…»
1.Проанализировать и выучить стихотворение (не менее 12 строк).

«Молитва»

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

1839

Изобразительно-выразительные средства: 

минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная, святая прелесть – эпитеты. С души как бремя скатится – сравнение. Слов живых – метафора.

И так легко, легко – лексический повтор.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени».

«История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» (журнал Печорина)

1.Душа́ — нематериальное начало жизни, иногда противопоставленное телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека (упокой душу грешную, душа отошла, душа в пятках).

2.Душа́ – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни, внутренний мир человека (душа не лежит, всей душой, от всей души душа нараспашку и т.д.)

3.Душа – главное лицо, вдохновитель (душа компании).

4.Душа – человек (нет ни души, среднедушевой доход, подушевое финансирование)

Душа́ совокупность психических явлений, бессмертная, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая
Выписать из романа «Герой нашего времени» фразы (не менее 10), в которых отражается душа (внутренний мир) персонажа.
Задания: 1) Дать толкование предложенным фразам из романа «Герой нашего времени», указать, из какой части романа они взяты, и к какому герою относятся; 2) Дать толкование приведенным фразам, указать, из какой части романа они взяты, и к какому герою относятся. А также самостоятельно найти и выписать высказывания, раскрывающие внутренний мир (душу) героев. Указать из какой части и о ком эта фраза; 3) Первое задание плюс второе (5 фраз) и сделать вывод о том, как через высказывания мы узнаем об особенностях внутреннего мира человека.
Образец: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» («Княжна Мери», автор о Печорине) – неискренность, лицемерие, несоответствие поведения внутреннему миру.

  1. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате.

  2. Да и какое дело мне до радостей бе дствий человеческих.

  3. Женщины любят тех, кого не знают.

  4. Мне это надоело, и я вышел, твердо решившись достать ключ этой загадки.

  5. На дне лодки я нашел половину старого весла, и кое-как, после долгих усилий, причалил к пристани.

  6. Но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней ( о женщине) было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело

  7. Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело.

  8. Отвечал я ему, стараясь подделаться под его тон.

  9. Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, глухих, кривых, немых, безногих, безруких, горбатых, и прочих.

  10. Я колебался, я, не охотник до сентиментальных прогулок по морю, но отступать было не время.

  11. Я лгал, но мне хотелось его побесить.

  12. Я никогда не делался рабом любимой женщины.


Н.В. Гоголь: «Русский национальный характер в поэме «Мертвые души».

«Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» (народная мудрость).

Характер ( = душа во 2 зачении) – совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от наследственности, среды, воспитания в раннем детстве и самовоспитания, и проявляются в его поступках.

Национальный характер (менталитет) – совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития.


Русский национальный характер – совокупность психических качеств русского народа, которые складываются под влиянием климата, территории (пространства), социально-экономических условий и определяют его историческую судьбу.




Черты русского характера:

коллективизм (общинность), приоритет духовного над материальным, преобладание чувств над разумом, жизнестойкость, выносливость, неприхотливость, смелость, смекалка, долготерпение, незлопамятность, открытость, простодушие, отвага при защите Родины, склонность к риску, пренебрежительное отношение к собственной и чужой жизни, надежда на «авось», подражание иностранцам и преклонение перед ними, презрение и зависть к богатым, покорность перед вышестоящими, страх перед начальством, надежда на доброго начальника, привычка искать виновных на стороне и неумение признавать свои ошибки, удивительная способность создавать трудности, с тем, чтобы героически их преодолевать, особая реакция на слово, которое воспринимается больше душой, чем разумом, мечта о лёгком обогащении……

Фразы из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”, отражающие черты русского национального характера.

Задания: 1) определить в представленных фразах те или иные черты русского менталитета (Например. Какой русский не любит быстрой езды. – склонность к риску, пренебрежительное отношение к собственной жизни, к законам, надежда на «авось»); 2) найти подобные фразы самостоятельно и определить, какие черты национального характера они отражают; 3) К заданиям 1) и 2) сделать вывод о русском национальном характере в поэме «Мертвые души».


  1. Несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как немец.

  2. У нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца.

  3. Так как русский человек в решительные минуты найдется, что сделать, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения.

  4. И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он через несколько времени уже встретился опять с теми приятелями, которые его

тузили и как ни в чем не бывало заговорили о погоде.

  1. Русский человек задним умом крепок.

  2. Русский возница имеет доброе чутье место глаз, и всегда куда-нибудь да приезжает.

  3. Селифан почувствовал свою оплошность, но так как русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват, то тут же вымолвил он …

  4. Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу.

  5. Нет житья русскому человеку: все немцы мешают.

  6. Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.

  7. «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.

  8. Живой и бойкий русский ум.

  9. Эх, русский народец! Не любит умирать своею смертью!

Образец вывода: Таким образом, 1) мы проанализировали фразы о русском национальном характере 2)и выяснили, что…. 3)……можем утверждать, что поэма «Мертвые души» – это ……….. (продолжить самостоятельно)


Русская классическая литература (классика, от лат. классикус - образец) — это произведения, в которых с высокой художественной силой освещаются вечные темы (любовь и дружба, Родина, дом, семья, характер, душа, природа, быт и т.д.) и поднимаются проблемы, актуальные (современные) во все времена.

Творческая работа (сочинение)

Темы:

  1. Что я знаю о Пушкине или (Лермонтове или Гоголе).

  2. Как понять внутренний мир персонажа по произведению?

  3. Пословицы и поговорки о душе (по словарю С.И. Ожегова).

  4. Русский национальный характер в поэме «Мертвые души» и в жизни.

  5. Что я узнал (понял) нового о произведениях русской литературы первой половины 19 века (золотой век)?

  6. Почему изученные произведения относятся к лучшим образцам классической литературы?

  7. Что нового я узнал и чему я научился на уроках литературы?



Как написать сочинение?

Выбрать тему, наиболее близкую и доступную.

Определиться, какой тип сочинения вы будете писать: повествование, описание, рассуждение либо свободной композиции эссе).

Подобрать материал.

Повествование, описание, либо соединяющее в себе все типы текстов пишутся по следующей схеме:

1.Написать вступление. О чем узнали или прочитали, если это фильм или книга, указать автора и название, если событие, то кратко раскрыть суть. Как это повлияло на выбор темы? Раскрыть ваше понимание темы. Почему выбрали эту тему?

2. Основная часть.

Раскрывается суть темы, подробно излагается все, что связано с вашей темой, приводятся примеры из жизни или из текста.

3. Заключение.

Подводится итог написанному, делается обобщение, высказывается отношение к описанному. При этом используются такие выражения: в заключение я хотел бы подчеркнуть…., подводя итог сказанному, я хотел бы отметить…, таким образом, все вышеизложенное наводит на мысль, что…, итак, я думаю, что….и так далее.


Общественно-политическая и культурная ситуация в России второй половины 19 века (1850-1900).

Лекция (тетрадь).

Исторические события:

1.Кавказская война (1817-1864)

2.Крымская война (1853-1854)

3.Русско-турецкая война (1877-1878)

4.Отмена крепостного права (1861)

5.Развитие капитализма

6.Распространение идей марксизма (Карл Маркс), рост революционно-народнического движения.

7.Убийство Александра 2 (1881)

8.Реакция: поиски виновных, запрет на свободомыслие, аресты, ссылки и т.д.

9.Начало реформ.

10. Трагедия на Ходынском поле в день коронации Николая 2 (1898).

Проклятые вопросы русской жизни:

  1. Кому на Руси жить хорошо?

  2. Кто виноват?

  3. Что делать?


Пути решения: Реформы и революция
Реформы: либеральные и радикальные


Процесс улучшения жизни путём изменения законов

Либерал – 1) сторонник прогресса и свободы, выступающий за свободу предпринимательства, парламентский строй и демократические права личности, установленные путем реформ. Высшими ценностями для либералов являются свобода, частная собственность и прибыль, как правило, любой ценой. 2) излишне терпимый, лояльный человек, многое позволяющий окружающим.
Радикал – 1) сторонник демократических реформ 2) сторонник крайних, решительных мер.

Три основные концепции:

Западники – либералы-реформаторы, выступающие за развитие России по западному образцу, на основе западноевропейских ценностей: индивидуализм, рационализм (разумная расчётливость), парламентаризм, католичество.

Славянофилылибералы-реформаторы, выступающие за развитие России на основе традиционных русских ценностей: православие, самодержавие, общинность (коллективизм), народность, духовность.

Почвенникивыступали за развитие России на основе (почве) традиционных ценностей ( ) и за принятие только того западного опыта, который может прижиться на нашей почве.
Мы (Россия) и они (Запад)

Русские ценности

Западноевропейские ценности

Коллективизм

(общинность )

Индивидуализм

Духовность (дух), душевность ( душа)

Рационализм (интеллект)

самодержавие

Парламентаризм

православие

Католичество


Развитие литературы

(Характеристика литературного процесса второй половины 19 века).

Сделать тезисный конспект по учебнику Обернихиной (стр. 109-116).

А.Н. Островский

(1823-1886)

Колумб Замоскворечья

1) Мини-конспект «Биография Островского» плюс названия его произведений (записать и выделить)

Почему Островского назвали Колумбом Замоскворечья?

2)Драма «Бесприданница» (1878)

Драма: 1) социально-бытовая пьеса с глубоким психологическим конфликтом;

2) тяжёлое событие, несчастье, переживание, причиняющие страдания.

Вопросы для устной работы на уроке:

1. Где происходит действие?

2. Назвать действующих лиц. Кто из них представляет среднее сословие, нарождающийся класс дельцов-предпринимателей?

3. Почему драма называется «Бесприданница»?

4. Назвать завязку, кульминацию, развязку.

5.Как развязка драмы характеризует людей, окружавших главную героиню?

Вопросы и задания к драме А.Н. Островского «Бесприданница».

Выбрать одно зада ние из трёх!!!!

1.Задание: Имеют ли высказывания данных героев отношение к устной народной речи (фольклору) ? Почему? Найти подобные высказывания в тексте или привести свои примеры.

Паратов: “Еду-еду не свищу, а наеду – не спущу”, “У каждого свой вкус: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик”

В ожеватов: “Не нашему носу рябину клевать: рябина – ягода нежная”

Карандышев: “Не все то золото, что блестит”

2.Задание: Найти в тексте высказывания, раскрывающие те или иные черты характера персонажа. Какие черты присущи человеку, произносящему подобные фразы?

Х.Огудалова: “Без хитрости не проживёшь.” (Хитрость, расчетливость, беспринципность)

Кнуров о Ларисе: “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.”(воспринимает женщину как вещь, расчетливость)

Паратов: “Для меня ничего заветного нет, если выгодно, что угодно продам ”

(материальное преобладает над духовным, корыстолюбие, беспринципность)

3.Задание: В прив еденных ниже фразах найти указания на конкретные исторические события. Найти в тексте подобные фразы, указывающие на эпоху, время, в котором происходят события.

Паратов “Вот кто виноват, что австрийцы турок одолеть не могут.” Вожеватов – Робинзону : “Ну, зачем я тебя туда (на выставку в Париж) возьму, с какой стати?” Клетку что ли, сделать – да показывать тебя.”

Кнуров – Ларисе: “Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку.”

Паратов “Я у бурлаков русскому языку обучался.”

Фильм «Жестокий романс», 1984 год.

сценарист Э. Рязанов

По мотивам пьесы «Бесприданница».

Посмотреть фильм «Жестокий романс», поставленный по мотивам драмы «Бесприданница».

1) Найти общее и различное между драмой «Бесприданница» и фильмом «Жестокий романс», поставленному по мотивам этой драмы.

2) А) Перечислить понравившиеся, запомнившиеся эпизоды (не менее 10);

Б) Указать, где завязка, кульминация и развязка.

Дискуссия: «Кто она такая Лариса Огудалова?»

Жертва обстоятельств.

Легкомысленная, слабовольная девушка.

Жертва корыстных, бездушных людей.

Другие варианты.

Как выступать по дискуссионным вопросам?

  • Сформулировать свое утверждение (тезис).

  • Привести аргументы (доказательства), которые могут быть взяты из текста и личного опыта.

  • Сделать вывод.

Посмотреть фильм «Несколько дней из жизни Обломова» и записать в тетрадь, что такое обломовщина?

Эпоха русского романа

Вторая половина 19 века – период расцвета русского романа, отличительными чертами которого являются: описание значимых общественных процессов, наличие высоких идеалов и героев, готовых умереть ради них, освещение вечных тем, актуальных во все времена.
И.А.Гончаров – 2
И.С. Тургенев – 6
Н.С. Лесков – 2
Ф.М. Достоевский – 6
Л.Н. Толстой – 2
И. С. Тургенев (1818-1883)


    1. «Берегите наш язык……



«Во дни сомнений…..

Аристократ – представитель высшего, привилегированного слоя общества. Богатый, знатный человек с безукоризненными манерами и прекрасным образованием.

Либерал - западник –

2.10-15 интересных фактов из биографии Тургенева (любой учебник за 10 класс )

3.История создания и смысл заглавия романа «Отцы и дети».
(учебник под редакцией Кутузова стр. стр.236-240 )

Прочитать 1-10 главы, найти средства эпического изображения и сделать закла дки, подписав, что именно вы нашли: портрет, интерьер, пейзаж, описание местности, речь, поведение, образ жизни, говорящие названия, символика цвета и т.д.)


Столкновения главных героев: Базарова и Павла Петровича Кирсанова

1)Заполнить таблицу, найдя в тексте (главы 6,10) фразы, содержащие указание на столкновение двух общественно-политических течений и людей их представляющих. Образец в

таблице ниже.



Евгений Васильевич Базаров

разночинец, революционер-демократ, нигилист (свободомыслящий человек, который отрицательно относится к существующему укладу жизни и ни во что не верит)

Павел Петрович Кирсанов

дворянин, либерал-реформатор,

аристократ(представитель высшего общества, имеющий прекрасное образование, воспитание и безукоризненные манеры)

1.Дрянь,аристократишка.





2.Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы,…… русскому человеку они даром не нужны.

Аристократизм – принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные и пустые люди………

А что же ему, по-вашему, нужно?

3.Рафаэль гроша медного не стоит.


Рафаэля чуть ли не за дурака считают

Немецкие немцы мне не по нутру …Раньше были Шиллер, Гетте, а сейчас



2)Выучить определения: спор, полемика, дискуссия, диспут, демагогия, дебаты. Это нужно для того, чтобы доказать, что происходило между Базаровым и Павлом Петровичем.

Виды словесных взаимодействий
Дебаты (от французского debats - прения) – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями. Активное задавание провокационных вопросов.

Дискуссия (от латинского discussio – рассмотрение, исследование) –Коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в беседе, в печати.
Диспут (от латинского disputare – рассуждать, спорить) – публичный спор на научную или общественно важную тему. Решение не принимается.
Полемика (от французского polemique – враждебный, воинственный) – открытая публичная борьба, враждебные личностные выпады.
Спор (рус.-столкновение личных мнений)- отстаивание личной позиции между людьми, переход с темы на личности.

Демагогия (греч. извращение фактов) создает ложное впечатление правды и искренности; преднамеренное искажение фактов.


Написать

Сочинение-рассуждение «Как называется словесное взаимодействие между Базаровым и Павлом Петровичем?»
Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. По 1 стих. На выбор
Выучить и проанализировать по одному стихотворению Фета и Тютчева

Четверостишия Тютчева:

1.

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить!

(примечание: аршин – старинная мера длины, равная 0,716 м)

2.

Не то, что мните вы – природа;

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык!

3.

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных.

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик отобразится в них.

Образец анализа:

«Последний катаклизм»

  1. Стихотворение написано в 1830 году. В нем автор обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение. Слово "катаклизм" имеет более привычные нам синонимы: Апокалипсис, Армагеддон, конец света, рисующие последний день творения. Однако Тютчев – оригинальный поэт-философ, для которого последний день окажется первым днем нового творения.

  2. Тема (о чем?). Это стихотворение о конце света, всемирном потопе.

  3. Главная мысль (для чего?). Стихотворение написано для того, чтобы напомнить людям о том, что последний час пробьет, и люди будут наказаны за свои грехи. Бог с сожалением посмотрит на залитую водой землю и приступит к следущему творению..

  4. Средства выразительности: последний час, земных частей, божий лик (эпитеты). Пробьет последний час – аллегория.

  5. -Это стихотворение очень актуально и произвело на меня огромное впечатление описанием неотвратимости конца света.

Как беден наш язык!

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Фет

«Чудная картина»
Чудная картина,

Как ты мне мила!

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И хрустящий снег,

И саней далеких
Одинокий бег.
2 семестр

Ф.М. Достоевский

(1821 – 1881)

«Жизнь – везде жизнь… Главное не во внешних обстоятельствах, которые окружают человека, а в том, что у него внутри».

(из письма Достоевского брату из тюрьмы)

Завет (наставление, совет потомкам, (высок.) Достоевского: «Смысл бытия не в том, чтобы только жить, а знать, для чего жить

10-15 фактов из биографии , стр. 252 – 289

История создания, смысл заглавия и жанр романа «Преступление и наказание».

Вопросы и задания по роману


  1. История создания, смысл заглавия и жанр романа «Преступление и наказание» (учебник Обернихиной, стр. 263 – 276 учебник Кутузова, стр. 308-311 или любой учебник для 10 класса).

  2. Прочитать 1 – 7 главы, сделать закладки на тех страницах, где имеются средства эпического изображения (портрет, интерьер, описание местности, пейзаж, речевые характеристики, говорящие имена, символика цвета).

  3. Составить конспект «Суть теории Раскольникова» (часть 3, глава 5).

  4. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге (изложение).

  5. Подготовиться к дискуссии на тему: «Антигуманная теория Раскольникова» (Что произойдет на земле, если теория Раскольникова восторжествует?).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить кроссворд по роману (прочитанным главам).

  2. Написать сочинение на одну из тем: а) Что произойдет на земле, если теория Раскольникова восторжествует? б) Почему теория Раскольникова является антигуманной?

  3. Для 2 и 3 уровня усвоения («4» и «5»). Привести примеры говорящих имен. Рассказать о символике цвета в романе (Какие цвета предпочитает автор и почему?).


Н.А. Некрасов

(1821-1878)

Я лиру посвятил народу своему…..

Революционер-демократ

1)Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны»

1.История создания

2. Изобразительно-выразительные средства

3. Тема

4. Главная мысль

5. Мнение


2) Цикл «О погоде», часть вторая «До сумерек», стих 2.

1.Выписать ключевые слова. Например: жестокой рукой, чуть жива, лошадь-калека и т.д.

2.Выписать слова или фразы, отражающие эмоционально-психическое состояние лошади, толпы, погонщика и автора.

3. В каком произведении описывается похожая история?

4.Кого подразумевает автор под лошадью и погонщиком?

5.О чем этот отрывок? (тема)

6.Для чего он написан? (главная мысль)

7.Какие чувства и эмоции вызвал текст у вас?

За семестр: (ТЕТРАДЬ)

1)4 стиха: ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ТЮТЧЕВ, ФЕТ.

2)произведения:

ОСТРОВСКИЙ «Бесприданница»,

ТУРГЕНЕВ «Отцы и дети»(10 глав+роман).

ЛЕСКОВ «Очарованный странник», «Левша».

3) Текущие работы:

Сочинения:

1)По Лит. 1 пол.19 века(7 тем на выбор, см. стр. 18),

2)Как называется словесное столкновение Павла

Петровича и Базарова?

2 СЕМЕСТР

Л.Н. Толстой

(1828 – 1910)

1)«Люди, как реки…. В одном месте река узкая, бурная и холодная, в другом – широкая, спокойная и тёплая. Так и люди: не бывает только плохих или только хороших людей. Каждый человек в различных ситуациях бывает разным»

2)«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость» (1857)

Очерк жизни и творчества

Рождение, родители

Детство

Юность

Учеба

Войны

Творчество


Вопросы и задания к роману «Война и мир».

  1. Взгляды Толстого (Учебник за 10 класс (стр. 335-341) или лекция).

  2. История создания, смысл названия и жанр романа «Война и мир» (стр.301 – 304).

  3. Изображение высшего света в романе (том 1, часть 1, главы 1 – 7). (Где происходят основные действия? Кто присутствует? О чем говорят? Какие черты присущи предс тавителям высшего общества? (ответы на вопросы). 10 фраз, раскрывающих внутренний мир героев. Образец:

  1. Это было время, когда наши деды не только говорили, но и думали по-французски (Автор. Галломания (подражание всему французкому)

  2. Наполеон велик (Пьер, восхищение Наполеоном)

  3. Князь Василий говорил, как актёр роль старой пьесы (лицемерие, неискренность)

  1. Военные сражения в романе (Шенграбенское (т.1,ч.2,главы 16-21), Аустерлицкое (т.1, часть 3, главы 14 - 19), Бородинское (т. 3,часть 2,главы 30-39): планы-конспекты основных событий в тетради).

  2. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (беседа).

Бородинское сражение – слава русского оружия!

(т. 3,часть 2,главы 30-39):
Задания для самостоятельной работы:


    1. Кто присутствует в салоне А.П. Шерер? Когда и где это происходит?

    2. Расположить сражения в хронологическом порядке, указав год..

    3. Назвать участников Шенграбенского сражения. Кто командовал?

    4. Стойкость и мужество этого человека спасли русскую армию от разгрома…

    5. Как называли современники и историки Аустерлицкое сражение?

    6. Кто командовал русской армией под Аустерлицем?

    7. Кто совершил героический поступок в Аустерлицком сражении?

    8. Какие сражения были проиграны? И почему?

    9. Когда произошло Бородинское сражение, его участники и герои.

    10. Итог и следствие Бородинского сражения.

Анализ эпизода (подведение итогов Аустерлицкого сражения) по фильму С. Бондарчука «Война и мир». Как проявляются люди в этой ситуации?

Человек на войне (творческая работа на одну из тем): 1)«Причины поражения русских войск в сражениях»

2)«Истоки мужества русских солдат на Бородинском поле»

3)«Проявление личностных качеств в экстремальных ситуациях»).


А. П. Чехов

(1860 – 1904)

Краткость – сестра таланта”

В человеке все должно быть прекрасно: !”

Хорошее воспитание не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделает кто-то другой”

Если жена изменила тебе; радуйся что она изменила тебе, а не отечеству.”
Прочитать рассказы «Ионыч» и «Человек в футляре».

Ответить на вопросы:

Как зовут героев?

Где происходит действие?

Какие эпизоды запомнились больше всего?

Что объединяет эти произведения?

А. П. Чехов, рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».

Изучение произведений А.П.Чехова начинаю с его известных крылатых фраз, так ярко характеризующих самого писателя.

При изучении рассказов из чеховской трилогии предлагаю задание найти фразы героев и самого автора, характеризующие их самих. Иван Иваныч, реагируя на историю Беликова (“Человек в футляре”) восклицает: “Нет, больше жить так невозможно!” Здесь звучит глубокое понимание жизни, ответственности за все окружающее, желание изменить мир, боль за его несовершенство. На что осторожный, поверхностно мыслящий Буркин говорит: “Ну, это уже вы из другой оперы. Давайте спать!” В рассказе “Крыжовник” Иван Иванович произносит очень актуальный монолог, характеризующий его как человека думающего, понимающего жизнь. “… Все тихо, спокойно, и протестует только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания…. Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…”

Или вот этот горячий призыв Ивана Ивавновича: “Счастья нет, и не может быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!”

Человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар!” – высокое понимание смыла человеческой жизни.

Серьёзное, трепетное отношение к любви, лишенное меркантильности звучит в следующих словах: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более значимого, чем счастье или несчастья, грех или добродетель в их ходячем смысле или не нужно рассуждать вовсе”

Рассказ «Ионыч»

Историю доктора Старцева очень интересно постигать через его фразы, которые располагаем ступенчато, тем самым показываем путь духовной деградации человека (от молодого, умного Дмитрия Ионовича до толстого, обрюзгшего, злобного Ионыча).

Эта работа выглядит примерно так:

Недурственно!

А приданого они должно быть не мало дадут…

Ох, не надо бы полнеть!

Сколько хлопот, однако!

Он вспомнил про зеленые и красные бумажки, и

огонек в душе погас.      

Это вы про каких Туркиных говорите?

В каждой из этих фраз содержится указание на душевное состояние персонажа, а все вместе они дают трагическую картину духовной деградации личности, не способной к чувствам, душевным порывам и ответственности.


Викторина «По страницам прочитанных произведений»


Россия на рубеже веков (обзорная лекция с элементами беседы)
Основные исторические события.

Духовное состояние общества.

Развитие искусства и культуры (живопись, музыка)

Русская литература начала века.

Реализм начала века.
А. И. Бунин « Темные аллеи»
А.И. Куприн «Негласная ревизия»

А.И. Куприн «Негласная ревизия»

Психологическая картина падения героя. Путь от преуспевающего, уважаемого, неподкупного ревизора до раздавленного позором, неудачливого любовника, опорочившего честь мундира и свое имя.
1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.


10.

А.М. Горький «Страсти-мордасти».


Модернизм. Поэзия Серебряного века.

Модернизм (от фр. Модерн – новый, современный) – новейшее течение в русской литературе, противопоставившее себя реализму.

Серебряный век (конец 19 – 20 годы 20 столетия)– это расцвет русской поэзии, который характеризуется обилием новых течений и ярких имен в литературе, которые вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.
Символизм. А.А. Блок

Поэзия прекрасной ясности в творчестве А.А. Ахматовой.

Футуризм и поэзия В.В. Маяковского.




написать администратору сайта