1. Школа и воспитание в древнем Египте
Скачать 121.02 Kb.
|
1. Школа и воспитание в древнем Египте. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. В Др. Египте огромную роль играло семейное воспитание. Египтяне уделяли заботе о детях много внимания, , по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на характере воспитания и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире. Ребенку надо было научиться слушать и слушаться. Физические наказания, были эффективным способом достичь повиновение. Авторитет отца и наставника был священен. Существовал обычай передавать профессию по наследству от отца к сыну. Институт «семейной школы»: Чиновник воин или жрец готовил своего сына к профессии, который тот должен посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны. Государственные школы в Др. Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме этого обучали математики, географии, учили астрономии, медицине, и языкам других народов. Чтобы научиться читать ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь пользоваться беглым упрощенным и классическим способами написание иероглифов. В итоге таких занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым – для светских нужд и уставным, на котором писали религиозные тексты. В эпоху Др. царства писали на глиняных черепках, кожи и костях животных. Но уже и в эту эпоху для письма стали использовать папирус, изготовленный из болотного растения. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. Ученики переписывали тексты, которые содержали знание. На первоначальной стадии обучали прежде всего техники изображение иероглифов и не уделяли внимание их значению. Позднее школьников обучали красноречию, которое являлось важнейшим качеством писцов. В эпоху нового царства (5 век до н.э.) в Египте появились новые школы, где готовили врачевателей. В школах Др. Египта дети учились с раннего утра и до позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспощадно карались. Должность писца считалась очень престижной. Дети получали от отцов наставление о том, что обучение в такой школе обеспечит на долгие годы, даст возможность разбогатеть и занять высокое положение. 2 Школа и воспитание в Др. Индии. История Др. Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский – до 6 в. до н.э. и буддистский – с 6 в. до н.э. Воспитание и учение детей носило семейно-школьный характер, роль семьи была главенствующей. Произошло образование четырех каст. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – шудры (наемные работники, слуги, рабы). Воспитание и обучение детей основывалась на идеи, что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота промыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность, бесспорность. Главными целями воспитания детей высших каст были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самосознанию. У детей также воспитывали чувства: любовь к природе, самодисциплина, чувство прекрасного, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считалось содействие общему благу. Образцы воспитание черпались прежде всего в сказаниях о Кришне. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было привести к нахождению истины. Первая ступень воспитания была прерогативой семьи. Оно начиналось после ритуала просвещения во взрослые – «упанаяма». Сроки «упанаямы» и содержание дальнейшего образование небыли одинаковыми для представителей высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8 летнем возрасте, кшатриев – в 11 летнем, вайшья – в 12 летнем. Наиболее широкой программа обучения была у брахманов; состояла в усвоении традиционного понимание вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по такой же, но сокращенной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья – в сельском хозяйстве и ремеслах. Образование продолжалось до 8 лет, затем следовали еще 3-4 года, когда ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью. Возникновение буддизма, главной задачей воспитание было внутренние совершенствование человека через самопознание. В этот период возник слоговой алфавит – брахми. К 3-му веку до н.э. выработались варианты алфавитно-слогового письма. В этот период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» и в светских школах. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучение учеников в «школах веды» отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение здесь носило практический характер. Содержание обучение школ при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине. В дальнейшем началось обучение в школах чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала складываться двухступенчатая система образования: начальные школы («толь») и школы полного образования («аграхар»( сообществами ученых и их учеников) Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам. Выделялись три основных типа - брахманизм, буддизм и исламизм, преобладавший в период средневековья. Вследствие этого в Индии сложились и три системы воспитания: брахманская, буддийская, мусульманская. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания: Брахманизм идеология которого основывалась на признании фатальной неизбежности кастового расслоения общества, освященного Богом, по-прежнему делил людей. В II–I вв. до н.э. стали открываться школы, доступные трем высшим кастам, где с 8 лет начинали обучаться брахманы, с 12 лет – кшатрии и вайшья. Содержание образования носило религиозный характер, предполагало также изучение элементов математики, истории, этики, астрономии, грамматики, философии. Курс обучения предусматривал, кроме того, разнообразные физические упражнения. Обучение осуществлялось преимущественно в устной форме. Для брахманов оно длилось, как правило, 8 лет и состояло в заучивании гимнов и других религиозных текстов. Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. господствующей в Индии была идеология буддизма. Буддийская система образования по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола. воспитания было преимущественно религиозно-философским; позднее было введено обучение грамматике, лексике, медицине. образование было в основном религиозным, с которым уживалось сообщение специальных знаний. Общепринятые догмы религии распространялись по множеству каналов во всех слоях общества, достигая самых низших. При этом образование было всеобщим достоянием. В эпоху европейского средневековья в Индии возникла и другая система образования – мусульманская. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений – мектебы и медресе. Обучение в мектебах велось на арабском, в медресе – только на арабском. Мектебы создавались при мечетях и были аналогичны индуистским элементарным школам. Медресе были повышенными учебными заведениями, которые готовили молодых людей к профессии учителя, священнослужителя, судьи, врача и т.п. По религиозным обычаям, посещение любых учебных заведений для женщин было невозможно. Однако почти в каждой богатой семье содержались учителя для обучения девочек. Широкой известностью пользовалась школа для девочек, созданная Акбаром при его дворце. 3.вопрос: Школа и воспитание в Древнем Китае. В школах учились дети свободных и состоятельных людей, существовала иероглифическая письменность, которой владели, пишущие жрецы. е.. В начале II в. н.э. появляется бумага. Пос¬ле изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом. в XIII–XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой. В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось направление, наиболее конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли в последующем. Конфуций (551–479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу. Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Школьного обучения, должно начинаться в возрасте 7–8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению; через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассуждениям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, учащемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозаключения, «твердо стоять в науке». Конфуцианский подход к обучению заключался в: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям – поэтому в Др.Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения. Ввпервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. становлением неоконфуцианства. Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфуцианских классических книг, акцентируя внимание на усилении принципа подчинения личной воли общественным законам и нормам морали. обучение мальчиков грамоте начиналось с 6–7-летнего возраста в начальной школе за умеренную плату. Девочки получали воспитание в семье. Начальное обучение, длилось 7–8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение уделялось каллиграфии. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены. Кто успешно их выдерживал, продолжали образование на второй ступени. Обучение на второй ступени длилось 5–6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфуцианское четверокнижие. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые. 4.Система воспитания в древнегреческих государствах. В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе получает распространение слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но невежественного человека, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Афинах юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образование. Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; приучали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться. С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и делили на «школы послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться». Грамоту же спартанцы изучали только ради «потребности жизни». С 13-летнего возраста подростки обучались в «школах для гимнастических упражнений». В этих государственных учреждениях подростков упражняли в военном искусстве, они участвовали в учебных сражениях и походах. Начиная с 14 лет мальчики подвергались публичным испытаниям, которые подразделялись на гимнастические, показывав свои успехи в физической подготовке, и мусические, состязания в пении. В демократических Афинах до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. По достижении 7-летнего возраста для части афинских детей начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях попечение о маленьких школьниках возлагалось на раба воспитателя, педагога. Афинские учебные учреждения были частными, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа школ – мусические и гимнастические – палестры Мусическое воспитание охватывало поэзию, музыку, танцы, науки и творчество в целом. В мусических школах дети заучивали отрывки из классической литературы: Гомер, Софокл. Юноши из благородных семей, которые завершали обучение в мусических школах и палестрах, продолжали обучения в гимнасиях. С 18-летнего возраста афинские юноши должны были состоять в эфебии, государственной организации для подготовки свободнорожденных молодых людей к военной и гражданкой службе. В VI в. до н.э. в Др.Греции начали складываться философские школы. Древнейшей из них была пифагорейская, основателем которой являлся Пифагор (VI в. до н.э). Демокрит (около 470/460 до н.э.), основатель материалистического взгляда на мир и человека. Он разработал основы новой теории познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главное в котором – учить следовать положительному примеру родителей; упражнять детей в навыках правильного поведения; приучение ребенка к труду, а не принуждение к нему. И все же основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе прежде всего с помощью убеждения. Сократ Он рассматривал воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека и характеризовал воспитание как «второе рождение». Вся его философская деятельность была неразрывно связана с педагогической. В своей педагогической практике Сократ широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником осуществлялся им поиск истины. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям, сближаясь в этом с софистами. Платон был учеником Со¬крата, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. На базе одного из трех афинских гимнасиев, Платон основал философскую школу – Академию), которой сам руководил. Для упорядочения организации школьной жизни Платон использовал водяные часы-будильник, звонком призывавшие в определенное время учеников к занятиям. Содержание образования в Академии было следующим: здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам и получила яркое отражение в сочинениях самого Платона. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные. Аристотель являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. Сенсорное восприятие Аристотель трактовал в качестве основы познания. Инструментом познания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В трактовке этики Аристотель исходил из понимания цели всех человеческих дел как счастья, которое достигается в процессе духовного труда, мышления и познания. Духовный труд он ставил выше физического. Воспитание детей с 7-летнего возраста находится под контролем государства-полиса. Главная цель воспитания – формирование у молодежи добродетели. Аристотель полагал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни, и предложил свою концепцию воспитания и образования. Аристотель придерживался возрастной периодизации развития детей. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого – в школе. Касаясь методов обучения, Аристотель полагал, что они должны опираться на способность к подражанию: повторение, следование примеру, образцу соответствуют природе ребенка и доставляют ему чувство удовлетворения и радости. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют использования постоянных и достаточно продуманных упражнений, частых повторений. 5. Система воспитания в древнем Риме. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других древних народов, имели в своей основе практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было здесь типично патриархальным. По римским обычаям, отец имел право даже лишить жизни сына-младенца или продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной. Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический идеал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати – нобилей – продолжало господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Профессия учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы, сами искали учеников и получали плату с родителей. Школы повышенного типа – грамматические – первоначально открывались греческими учителями. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для молодежи аристократического происхождения существовали, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства одновременно давали своим учащимся знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на умственное образование Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества, с целью формирования правящей элиты. Школьный курс «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. |