Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Просвещение и пед. Мысль в Византии.

  • Иоанн Дамаскин

  • 7.Система воспитания в середине века в западноевропейских государствах.

  • 8.Школа и педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Франсуа Рабле).

  • Мишель Монтень

  • Франсуа Рабле

  • 10.Педагогические взгляды Дж. Локка. Д. Локк

  • 1. Школа и воспитание в древнем Египте


    Скачать 121.02 Kb.
    Название1. Школа и воспитание в древнем Египте
    Анкорpedagogika_ekzamen.docx
    Дата29.03.2018
    Размер121.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpedagogika_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #17344
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Цицерон был оратором, иполитическим деятелем, и философом, и педагогом. Сущность человека он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. Нужно воспитывать такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм.

    Квинтилиан был первым римским учителем риторики на государственном содержании, автором сочинения «Наставление оратору» он изложил свои представления об обучении риторике. Он обращал внимание воспитателей на необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, выдвигал требование сделать процесс обучения естественным и радостным для детей посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельности, состязаний в искусстве произнесения речей и др. Обсуждая проблемы организации процесса обучения, он выделял в нем три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение. Квинтилиан говорил о важности школьного образования, выделяя такие положительные факторы, как соревновательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития, укрепление «усердия к учению» и т.п. В произведении «О воспитании оратора» роль семьи в деле воспитания детей определялась в плане подготовки их к поступлению в школу.

    6. Просвещение и пед. Мысль в Византии.

    Ранний этап связан с длительным процессом превращения Византии из позднеантичного, рабовладельческого общества в централизованную монархию. На самое его начало – IV в. – приходится деятельность византийских богословов, видных христианских мыслителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.

    Глубокие перемены в экономике и социальной организации общества оказали решающее влияние на темпы и формы развития культуры и просвещения. Их расцвет в Византии приходится на IX–XII столетия. Начало этого подъема обычно связывается с деятельностью разносторонне образованного императора Константина VII Багрянородного (905–959), по указаниям и при непосредственном участии которого открывались новые учебные заведения и создавались труды энциклопедического характера по самым различным отраслям знаний-логике, философии, истории и т.д. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых, поручив им обучать тех, кто желал бы получить образование.

    Высокий социальный статус образования и образованности – одна из примечательных особенностей Византии. Создавались школ, в том числе и грамматических, т.е. повышенного типа, где обучались даже иноземцы – дети «латинян», а также «скифов. В таких школах учителя и ученики находились на полном содержании государства, воспитанники получали общее образование.

    В школах Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным еще в эллинистическую и греко-римскую эпоху, образование имело мирской уклон. Даже при некоторых церквах Константинополя существовали светские школы. Особое внимание уделялось переписке сочинений греко-римских мыслителей, их толкованию и комментированию. Идеалом образованной личности в Византии считался человек, получивший традиционное эллинистическое образование, сочетавший христианско-православное мировоззрение с греко-римской литературно-гуманистической образованностью.

    Воспитание:

    Высокая культура домашнего воспитания – характерная черта византийской жизни . о воспитании детей заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители. В знатных семьях мальчика 5–7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

    На первой ступени обучения – в школах грамоты – дети получали элементарное образование. Курс обучения, , длился 2–3 года, а дети начинали учиться с 5–7-лет¬него возраста. Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания текстов наизусть. Большее внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юношества общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике.

    Создание высшей ступени образования – характерная черта византийской цивилизации. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 г. и получила наименование «Аудиториум». Основной метод преподавания – лекции и ком¬ментарии преподавателей, которых называли «консулами философии», «главами риторов».

    .

    Иоанн Златоуст, один из наиболее известных проповедников идей восточной христианской церкви. Он пропагандировал методы воспитания, как наставление и беседа.

    Иоанн Златоуст считал в воспитании обращаться необходимо к свободе воли, нравственности. Вследствие такого подхода он порицал применение в воспитании методов авторитарного давления, принуждения.

    Нравственная цель воспитания, как и для многих других мыслителей, его современников, стояла на первом месте. Учить любви к ближнему – назначение педагога-христианина.

    Иоанн Дамаскин, выдающегося мыслителя Византии. Он полагал, что главную роль в воспитании играет книжное учение, интеллектуальное развитие человека.

    Симеон Новый Богослов- византийский религиозный деятель мистического направления, философ и поэт – продолжил восточно-христианскую традицию в развитии педагогической мысли. Цель обучения –развитие способностей проникать духовным взором в мир божественный, т.е. – мистическое просвещение. По Симеону, путь к познанию пролегает через постижение учеником-послушником человеческой природы, божественной в своей основе.

    7.Система воспитания в середине века в западноевропейских государствах.

    В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V–Х вв. – раннее средневековье, XI–XIII вв. – развитое, или «высокое», средневековье и XIV–XVI вв. – позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

    В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, – знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

    Основное внимание как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, чтение сочинений на религиозные темы. Особенно это относилось к ученикам «внутренних» школ.

    В раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучения: элементарный уровень, включавший овладение чтением, письмом, счетом, пением, – учащиеся достигали его приблизительно за пять лет; для среднего уровня предназначался курс так называемого тривиума, куда входило изучение латинской грамматики, риторики и диалектики; и, наконец, повышенный, содержавший полный курс «семи свободных искусств», в котором к тривиуму добавлялись еще четыре науки – арифметика, геометрия, астрономия и музыка – так называемый квадривиум.

    новый вид религиозной философии – схоластика .Она способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие

    Курс обучения в школах был рассчитан на 6–8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года – богословия, церковной истории и права, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия.

    Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населения. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были раз-личны по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения.

    форма обучения- ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников.

    Для рыцарского воспитания мальчика в возрасте 10–12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь истинный» и учил грамоте. В 14–16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари.

    Идеал рыцарского воспитания, стал впоследствии эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности.

    Девочки из знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Они осваивали грамоту, изучали иностранные языки , рукоделие, музыку, чтение религиозных книг. Обычно же девочки получали домашнее воспитание.

    Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание разностороннего развития ребенка восприняло фактически античное представление о гармонии души и тела, дополнив его необходимостью труда, как средства развития в общей системе воспитания личности.

    Постепенное сведение образования к элементарному обучению в течение двух-трех лет, несмотря на количественный рост школ различного направления, приводило к снижению общего уровня образованности. Единственными учебными заведениями, сохранявшими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, – коллегия.

    8.Школа и педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Франсуа Рабле).

    Основываясь на понимании человека как природного един¬ства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, – подготовить физически и духовно здорово¬го, активного и жизнестойкого гражданина, – физическое вос¬питание как компонент формирования гармонической лично¬сти в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в антич¬ные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания целостной личности.

    Английский мыслитель Томас Мор (1478–1535) выдвинул идею об обязательном участии всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Т. Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к избранной профессии. В XIX в. Эта идея нашла отражение в концепциях трудового воспитания и обучения. Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения, получившим название «филологический» гуманизм, который постепенно утратил общемировоззренческое значение. Гуманитарные знания, приобретаемые за счет досуга, дававшие образованному человеку внутреннюю свободу, уводили его от собственно гуманистического идеала, что в результате привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал воспитания раз¬носторонне развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность.

    Мишель Монтень в своем труде «Опыты» предложил концепцию человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего. Основу знаний, по Монтеню, составляет опыт. Ребенку, писал он, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путем. Педагогическая философия М. Монтеня предвосхитила многое из того, что получило развитие у просветителей XVIII в.

    Споры гуманистов о содержании образования, отвечавшего бы духу времени, проявлялись в различных трактовках его содержания и предполагаемых результатов: с одной стороны, развитие личности как таковой, с другой – ее соответствие требованиям жизни, что находило отражение не только в сочинениях педагогов, но и в литературных произведениях. В частности, француз Франсуа Рабле подверг острой критике средневековые ханжество и аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

    9.Дидактические идеи Я.А. Коменского ( принципы, правила, методы, организация обучения)

    Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно.

    Исходя из этого образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Он выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов. Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет). На этапе дошкольного образования, когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания он называл трудовое и нравственное. На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей. Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

    Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты. В организации обучения Я.А. Коменский вначале отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Впоследствии он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире, и создал учебник нового типа – «Открытая дверь языков и всех наук», в котором явления окружающего мира давались в их целостности и единстве с позиций различных наук. Он полагал, в основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

    1. Наглядное обучение, что нашло отражение в «золотом правиле» дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

    2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

    3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только, то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». В этой связи особую значимость приобретала ясность преподавания, заключающаяся в отчетливом разъяснении всех положений без особенного углубления в детали, но в отчетливо прослеживающейся логике.

    4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

    Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются: а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

    10.Педагогические взгляды Дж. Локка.

    Д. Локк английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали с эпохой Английской революции XVII в.

    Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретической основой для выдвижения Д. Локком положения о том, что результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека.

    Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – «незаполненный чистый лист», неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств. Все это, по Д. Локку, приводит к тому, что люди добиваются разных успехов. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людей становится как бы естественным явлением.

    Концепция воспитания и образования детально изложена Д. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания – обучению танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, так как это необходимо «для деловых занятий в реальном мире».

    Он выступил как подлинный реформатор, выдвинув на первый план развернутую программу реального образования, включавшую изучение естественнонаучных дисциплин, на¬ряду с которыми предлагалось изучение истории, права, эти¬ки, а также стенографии и бухгалтерии. Для совершенствова¬ния разума Д. Локк считал также необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы.

    Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм мора¬ли.

    В общем, цель и задачи воспитания человека Д. Локк трактовал в широком социальном и фило¬софском контексте взаимодействия личности и общества, выдвигая на первое место становление гражданина, форми-рование характера, нравственных качеств человека, способ¬ного реализовать высокие идеалы. Таким образом, во взаи¬модействии личности и общества приоритетное значение, по Д. Локку, принадлежало индивидуальному началу, кото¬рое, однако, должно быть связано с общественными инте¬ресами.

    Д. Локк полагал, что физический труд – различные виды ремесленных и сельско¬хозяйственных работ – снимает усталость от учебных заня¬тий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

    Развивая во многом педагогические идеи Я.А. Коменского, Д. Локк рассматривал гуманное отношение к ребенку как принцип, определяющий выбор педагогических средств. Догматизм обучения и подавление личности воспитанника им решительно отвергались: ребенок – существо, обладающее самоценностью и потому требующее к себе уважения. Содержание и все средства воспитания и обучения должны соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Д. Локк подчеркивал, что едва ли можно найти двух детей, в воспитании которых можно было бы использовать совершенно одинаковые методы и приемы.

    Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми приемами, применять наглядность, практически закреплять приобретенные знания и умения и т.д.

    Задумываясь над вопросом о пределах возможностей воспитания, он полагал в то же время, что учет природной конституции ребенка и специфики индивидуальных способностей позволит воспитателю максимально расширить границы развивающего обучения.

    Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Телесные наказания им, по традиции, не исключались, но признавались наименее пригодной из всех мыслимых мерой, способной породить лишь «душевную пришибленность» ребенка. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта