Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Какой город явился центром Возрождения

  • 2.5. Как называли деятелей французского Просвещения в) энциклопедисты.2.6. Какую человеческую способность романтики ставили на первое место

  • 2.7. Какая страна считается родиной современной массовой культуры

  • Культурология Вариант 2. 1. Система ценностей и идеал человека культурологический аспект


    Скачать 17.28 Kb.
    Название1. Система ценностей и идеал человека культурологический аспект
    Дата28.02.2022
    Размер17.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология Вариант 2.docx
    ТипДокументы
    #376510

    1. Система ценностей и идеал человека – культурологический аспект.

    1.1. Что такое ценности?

    Мораль можно определить как особую форму нормативно-оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации и интериоризации. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни – экономической, политической, социальной и духовной, она определенным образом обусловлена типом общества.

    К моральным ценностям относятся добро, зло, любовь, справедливость, долг, ответственность, совесть, стыд и т. д. Все они имеют в языке морали разное назначение и фиксируют разные аспекты нравственности. Так, добро ориентировано на ценностно-нормативный аспект содержания морали, а совесть, стыд указывают на духовно-психологические механизмы и способы, которые регулируют поведение личности. Особое место в системе моральных ценностей занимает совесть.

    1.2. Какую роль играет система ценностей в общественной жизни?

    Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и моральные нормы человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

    Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существующих в обществе систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности, каково соотношение ценности и оценки, какие ценности для человека главные, а какие второстепенные, — являются ныне жизненно важными.

    1.3. Что такое идеал человека?

    Идеал, это сущность совершенства. Но усреднённый современный человек не стремится к совершенству. Для него важнее не то, каким он станет, а то, что у него будет. У современного человека стремление обладать какими-то вещами первично перед стремлением овладения талантами, навыками, знаниями. Поэтому у среднего представителя современного общества нет идеала как такового. Представление идеала у него заменено шаблоном поведения от пользования теми или иными вещами. В этом все стремления подавляющего большинства людей. Но истинная последовательность в другом,-сначала человек стремится к идеалу совершенствования, развивая таланты, навыки, знания, и уже с их помощью производит полезные и нужные вещи для своего дальнейшего развития.

    1.4. Каково соотношение идеала человека и ценностных ориентаций в обществе?

    Как форма осмысления жизни и образ совершенства идеал:

    • является нерасчленимым, неструктурированным образованием;

    • имеет оценочный и одновременно эмоционально-чувственный характер

    отличается от повседневной действительности;

    • определяет способ мышления и деятельности человека;

    • является духовным выражением определенной нормы;

    • извне регулирует целостное и активное отношение человека к настоящему, будущему и даже к прошлому;

    • обладает побудительной силой к действию;

    • обеспечивает обобщенный, панорамный план будущего и стабильность стратегических, смысло-жизненных характеристик.

    Ценности выступают как критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор; или как некие концепции желаемого, которые характеризуют индивида или группу и определяют выбор типов, средств и целей поведения.

    Ценностные ориентации - это другое понятие, связанное с направленностью личности. Ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его деятельности, поведения. Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей - составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития.

    1.5В чем проявляется культурная обусловленность системы ценностей? Раскройте на примерах ее связь с религией, социально-политическими отношениями, образованием.

    Культура представляет собой символическую систему, ибо все ее ценности и смыслы определяются через соответствующие значения. Бауман утверждает: «Культура занимается тем, что делает вещи отличными от того, чем они были и могли бы быть без нее, и тем, что сохраняет их в этой искусственной форме. Культура занимается также тем, что внедряет и сохраняет порядок и борется против всего, что отклоняется от этого порядка, нарушает его и, с ее точки зрения, выглядит как хаос».

    2. Тестовые задания


    2.1. Когда установилось патриаршество на Руси?

    б) в 1587 году.


    2.2. Кто такие трубадуры и труверы?

    а) рыцари-музыканты во Франции.


    2.3. Какой город явился центром Возрождения?

    б) Венеция.

    2.4. Какой жанр театральной музыки был изобретен во Флоренции конца 16

    века?

    в) балет.


    2.5. Как называли деятелей французского Просвещения?

    в) энциклопедисты.


    2.6. Какую человеческую способность романтики ставили на первое место?

    г) чувство.


    2.7. Какая страна считается родиной современной массовой культуры?

    г) США.

    2.8. Распространенным примером культурных заимствований является

    б) религия.

    2.9. Формационная концепция связана с именем

    б) К. Маркса.

    2.10. Демографические проблемы связаны с

    б) международным терроризмом.


    написать администратору сайта