Главная страница

морфология волшебной сказки. 1. Собирание материала


Скачать 41.78 Kb.
Название1. Собирание материала
Анкорморфология волшебной сказки
Дата06.05.2022
Размер41.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKonspekt_Morfologia_volshebnoy_skazki.docx
ТипДокументы
#515671











План

Тезис

Цитаты

Примечание

1.Собирание материала.

«Дело не в количестве материала. Дело в ином – в методах изучения».

Пестрота, красочность, детальность, многообразие сказочного материала приводят к тому, что четкость, точность в постановке и решении вопросов становится куда более длительной и трудной. Настоящая работа не преследует прямой цели изложить историю изучения сказки.

Например, физико-математические науки обладают многоуровневой классификацией, единой терминологией, методикой, совершенствовавшейся преемственностью от учителя к ученикам, у нас же этого нет и не надо. Это в корни усложнит работу, делая её более непонятной и объёмной.

2.Классификация сказок.

Сказки делятся на три вида.

Самое обычное деление сказок – это сказки чудесного содержания, бытовые и о животных.

Предложено В.Ф.Миллером. Эта классификация, по существу, совпадает с классификацией мифологической школы (мифические, о животных, бытовые).

3.Распределение сказок по разрядам.

В своей известной работе «Психология народов» Вильгельм Вундт делит сказки на семь видов.

Предложенное деление В.Вундта:

А. Мифологические сказки-басни;

Б. Чистые волшебные сказки;

В. Биологические сказки и басни;

Г. Чистые басни о животных;

Д. Сказки «о происхождении»;

Е. Шутливые сказки и басни;

Ё. Моральные басни.


Wundt W. Völkerpsychologie. Bd.|| Leipzig, 1960. Abt 1. S. 346 ff.

4.Распределение сказок по сюжету.

В своей работе «Сказка. Разыскание по сюжетосложению народной сказки» Волков Роман Михайлович определяет, что в фантастической сказке присутствует пятнадцать сюжетов.

Предложенное деление:

Р.М.Волкова:

А. О невинно гонимых;

Б. О герое-дурне;

В. О трех братьях;

Г. О змееборцах;

Д. О добывании невест;

Е. О мудрой деве;

Ё. О заклятых и зачарованных;

Ж. Об обладателе талисмана;

З. Об обладателе чудесных предметов;

И. О неверной жене и т.д.

Р.М.Волков Сказка. Разыскание по сюжетосложению народной сказки.

T. 1. Сказка великорусская, украинская, белорусская. Гос. изд. Украины, 1924.

Можно сделать небольшой вывод, что неблагополучно обстоят дела с делением сказок на разряды, но при делении на сюжеты получается полный хаос. Принцип деления как таковой отсутствует.

Данная классификация, по заявлению самого автора, «не является научной… она не более как условный указатель, ценность которого весьма сомнительна».

5.Деятельность Антти Аматуса Аарне -один из основателей финской школы.

Деятельность финской школ представляют собой в настоящее время вершину сказочного изучения. Рабата этой школы базируется на систематизации постепенно накапливающихся вариантов отдельных сюжетов сказки.

Представители финской школы добывают и сравнивают разные сюжеты по их мировому распространению. Материал группируется геоэтнографически по выработанной системе, затем делаются выводы об основном строении, распространении и происхождении сюжетов. Работы этой школы исходят из неосознанной предпосылки, что каждый сюжет есть нечто органические цельное, что он может быть выхвачен из ряда других и изучаться самостоятельно.

Однако, данный метод достаточно противоречив, ибо определить, где кончается один сюжет с его вариантами и где начинается другой, можно лишь после межсюжетного изучения сказок и точной фиксации принципа отбора сюжетов и вариантов. Где один исследователь будет видеть новый сюжет, другой будет видеть вариант, и наоборот.

6.Список разрядов и подразрядов А.А.Аарне.

А.А.Аарне, оказавший делу изучения сказки крупнейшую услугу благодаря шифровки сказки, систематизирует и классифицирует их на три основных разряда. А волшебные сказки, в свою очередь, делит еще на подгруппы.

Основные разряды следующие:

1. Сказки о животных;

2. Собственно сказки;

3. Анекдоты.

Введение подразрядов – одна из заслуг А.А.Аарне, ибо до него деление на роды, виды и их разновидности не разрабатывалось.

Волшебные же сказки у А.А.Аарне охватывают следующие категории:

1.Чудесный противник;

2.Чудесный супруг или супруга;

3.Чудесная задача;

4.Чудесный помощник;

5.Чудесный предмет;

6.Чудесная сила или умение;

7.Прочие чудесные мотивы.

Данный указатель А.А.Аарне важен как практический справочник.

Но сам А.А.Аарне нарушает свои принципы и инстинктивно правильно озаглавливает один из своих подразрядов «о глупом черте». Таким образом видно, что с классификацией сказки дела обстоят весьма неблагополучно. А классификация – одна из первых и важнейших ступеней изучения, базис, на чем все строится.

Но этот указатель опасен. Он внушает неправильное представление. Четкого распределения вообще не существует, либо является фикцией. Близость сюжетов между собой и невозможность объективного отграничения приводят к тому, что при соотнесении текста с одним из типов, не знаешь, какой номер выбрать. Они часто лишь весьма приблизительны. Пример: так в собрании сказок А.И.Никифорова из 125, 25, то бишь 20%, отнесены приблизительно и условно, они отмечены скобками.

Никифоров А.И. Сказочные материалы Заонежья, собранные в 1926 году. Сказочная Комиссия в 1926 г. Обзор работ. Л., 1927.

7.Сюжеты и мотивы сказок

А.Н.Веселовский понимает под сюжетом комплекс мотивов. Мотив же может примыкать к различным сюжетам.

«Серия мотивов – сюжет. Мотив вырастает в сюжет. Сюжеты варьируются: в сюжеты вторгаются некоторые мотивы, либо сюжеты комбинируются друг с другом. Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положения-мотивы». Для А.Н.Веселовского мотив – это что-то первичное, а сюжет же – вторичное, некий акт творчества, соединения. Но учение А.Н.Веселовского о сюжетах и мотивах представляет собой только общий принцип. Толкование его термина «мотив» в настоящее время – не применим. Под мотивом он понимает простейшую единицу повествования, признаками которого являются образный и одночленный схематизм, поэтому он – неразлагаем. Но это не так, и, вопреки суждению А.Н.Веселовского мотивы имеют вариативность, и они более чем разлагаемы и последняя разложимая единица не представляет собой логического целого.

А.Н.Веселовский Поэтика. Т ||. Вып. 1 поэтика сюжетов. СПб., 1913. Введение , гл. | и ||.

8.Межсюжетное сравнение сказок. Переменные и постоянные величины.

Для сравнения волшебных сказок мы выделяем их составные части по особым приемам и затем сравниваем их по составным частям. В результате получается морфология, то есть описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому.

Сравним следующие случаи:

1. Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство (Аф. 171).

2. Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство (132).

3. Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство (138).

4. Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство (156); и т.д.

В приведенных примерах присутствуют как постоянные, так и переменные величины. Меняются только названия действующих лиц вместе с их атрибутами. Не меняются их действия, или функция. Отсюда вывод, что сказка нередко прописывает стандарт, по которому герои выполняют действия. Это дает возможность изучать сказку по функциям действующих лиц.




9.Определение функций действующих лиц.

Под функцией понимается поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. Одинаковые поступки могут иметь различное значение, и наоборот.

Приведенные наблюдения могут быть коротко сформулированы следующим четырьмя тезисами:

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части языка.

2. Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно.

3. Последовательность функций всегда одинакова.

4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению.

Так как мы изучаем сказки по функциям действующих лиц, то привлечение материала может быть приостановлено в тот момент, когда обнаружится, что новые сказки не привносят новый материал для изучения, не дают новых функций. Поэтому наш рабочий материал – сто сказок, что вполне сносно для практика, так как не увеличивает объем работы до чрезвычайно больших размеров. Остальной материал – контрольный, представляет большой интерес для исследователя, но не имеющий более широкого интереса.


А.Н.Веселовский Указ. соч. С. 3.

В.Шкловский Указ. соч. С. 23.

10.Функции действующих лиц.

Выделение родов и видов.

Для каждой функции дается: 1) краткое изложение её сущности; 2) сокращенное определение одним словом; 3) условный знак её. Введение знаков впоследствии позволит сравнить построение сказок схематически. Основная задача – выделение родов. Виды же не относятся к морфологии, ибо далее подразделяются на разновидности, что дает начало систематике.

Сказка обычно начинается с некоторой исходной функцией. Перечисляются члены семьи, или будущий герой путем приведения его имени или положения. Эта ситуация не является функцией, но представляет собой важный морфологический элемент. Определение этого элемента исходная ситуация. Условный знак – i.

Вслед за начальной ситуацией идут функции:

1. Один из членов семьи отлучается из дома (определение – отлучка, обозначение e);

2. К герою обращаются с запретом (определение – запрет, обозначение б). Далее подчеркивается внезапное наступление беды. Для пущего эффекта подчеркивается благополучие. Например, у царя – прекрасный сад с золотыми яблоками. То бишь, аграрное благополучие – представляет особую контрастную форму для последующей беды. Роль запретов иногда играет приказание;

3. Запрет нарушается (определение – нарушение, обозначение b). Формы нарушения соответствуют формам запрета. В сказку вступает новое действующее лицо – антагонист. Его роль – нарушить покой счастливого семейства, причинить какой-либо вред, ущерб.

4. Антагонист пытается произвести разведку (определение – выведывание, обозначение в);

5. Антагонисту даются сведения о его жертве (определение – выдача, обозначение w). Очень часто в виде диалога;

6. Антагонист пытается обмануть жертву, чтобы овладеть ею или её имуществом (определение – подвох, обозначение г). Антагонист прежде всего принимает чужой облик с целью ввести в заблуждение;

7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (определение – пособничество, обозначение g). Особую форму обманного предложения и соответствующее согласие представляет собой обманный договор. Согласие вынужденное, потому что нету иных путей;

8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (определение – вредительство, обозначение A). Это важная функция. Она придает движение сказки, поэтому первые семь функций – подготовительные, так как вредительство – завязка;

8-а. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (определение – недостача, обозначение a);

9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (определение – посредничество, соединительный момент, обозначение B). Эта функция вводит в сказку героя;

10. Искатель соглашается или решается на противодействие (определение – начинающееся противодействие, обозначение C). Иногда этот момент не упоминается словами, но волевое решение предшествует исканию. Этот момент характерен героям-искателям, ибо у изгнанных, убитых, околдованных героев нету воли к освобождению, поэтому этот момент отпадает;

11. Герой покидает дом (определение – отправка, обозначение ↑). Это нечто иное, ежели отлучка, обозначенная e. Знак ↑ обозначает путь героя, безразлично, искателя или нет. Элементы ABC↑ представляют собой завязку сказки.

12. Герой допытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (определение – первая функция дарителя, обозначение Д). В действие вступает новое лицо – даритель, снабдитель. Герой подвергается некоторым очень различным действиям, но все же получает волшебный предмет;

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя (определение – реакция героя, обозначение Г). В большинстве случаев реакция может быть положительной и отрицательной;

14. В распоряжение героя попадает волшебное средство (определение – снабжение, получение волшебного средства, обозначение Z). Этими волшебными средствами могут быть: животные, предметы, качества. После получения средства следует его применение или помощь, если живое существо. Этим герой теряет сове значение, ибо помощник сам выполняет все. Но морфологическое значение герое очень велико, так как его намерения являются стержнем рассказа;

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (определение – пространственное перемещение между двумя царствами путеводительство, обозначение R). Обычно объект поисков находится в «другом», «ином» царстве. Это царство может лежать как далеко по горизонтали, так и высоко или глубоко находится по вертикали. Способов много, но для глубин и высот есть специфические формы. Доставка, как особая функция, иногда выпадает. Герой доходит пешком. В таком случае функция R не фиксируется;

16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (определение – борьба, обозначение Б). Следует отличать от элемента Д. Различия в последствиях. Если герой в ходе борьбы получает волшебный предмет – то элемент Д, а если получает объект поисков – то Б;

17. Героя метят (определение – клеймение, отметка, обозначение К);

18. Антагонист побеждает (определение – победа, обозначение П). Победа встречается и в негативной форме;

19. Начальная беда или недостача ликвидируется (определение – ликвидация беды или недостачи, обозначение Л). Данная функция образует пару с вредительством (А). Этой функцией рассказ достигает своей вершины;

20. Герой возвращается (определение – возвращение, обозначение ↓). Возвращение обычно совершается в тех же формах, что и прибытие. Иногда возвращение имеет характер бегства;

21. Герой подвергается преследованию (определение – преследование, погоня, обозначение Пр);

22. Герой спасается от преследования (определение – спасение, обозначение Сп). На спасении от преследования многие сказки кончаются. Но это далеко не всегда. Словом, повторяются завязочные вредительства, иногда в тех же формах, иногда в разных. Этим дается начало новому рассказу. Многие сказки состоят из двух рядов функций – ходами. Новая беда создает новый ход;

8bis’. Братья похищают добычу Ивана (самого его сбрасывают в пропасть). Элемент А;

10-11bis’. Герой вновь отправляется на поиски. Этот элемент иногда опускается. Элемент С↑. Элемент В(отсылка) в этих случаях всегда опускается;

12bis’. Герой вновь подвергается действиям, ведущим к получению им волшебного средства. Элемент Д;

13bis’. Герой вновь реагирует на действия будущего дарителя. Элемент Г;

14bis’. В распоряжение героя попадает новое волшебное средство. Элемент Z;

15bis’. Герой доставляется или привозится к месту нахождения предмета поисков. Элемент R. В этом случае он доставляется домой. Далее идут новые функции, то бишь продолжение основной линии повествования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну (определение – неузнанное прибытие, обозначение X);

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания (определение – необоснованные притязания, обозначение Ф);

25. Герою предлагается трудная задача (определение – трудная задача, обозначение З). Это один из любимейших элементов сказки. Задачи даются вне связи с повествованием, они разнообразны;

26. Задача решается (определение – решение, обозначение Р). Формы решения соответствуют формам задач;

27. Героя узнают (определение – узнавание, обозначение Y);

28. Ложный герой или антагонист изобличается (определение – обличение, обозначение O). Сильно связана с предыдущей функцией;

29. Герою дается новый облик (определение – трансфигурация, обозначение Т);

30. Враг наказывается (определение – наказание, обозначение Н). Также имеет место быть великодушное прощение – Нneg;

31. Герой вступает в брак и воцаряется (определение – свадьба, обозначение С꘎꘎). Этим сказка завершается. Также присутствуют неясные элементы, пришедшие из анекдотов и легенд, они обозначаются N.

Точное определение «Герой волшебной сказки» - это персонаж, или непосредственно пострадавший от действий вредителя в завязке (resp. ощущающий некоторую нехватку), или согласившийся ликвидировать беду или недостачу другого лица. В ходе действия герой – это лицо, снабженное волшебным средством или помощником, пользуется или обслуживается им.

Выводы:

1) Количество функций ограничено, их всего 31. Но если прочесть их подряд, то видно, как с логической и художественной необходимостью одна функция вытекает из другой. Ни одна функция не исключает последующей, и наоборот. Все они принадлежат одному стержню, а не нескольким;

2) Очень большое количество функций расположено попарно (запрет – нарушение, борьба – победа и т.п.). Другие функции могут быть расположены по группам. Так, вредительство, отсылка, решение противодействовать и отправка из дома (ABC↑) составляют завязку. Испытание героя дарителем, его реакция и награждение (ДГZ) также составляют некоторое целое. Наряду с этим имеются одиночные функции (отлучка, наказание, брак и т.п.)

11.Ассимиляция способов исполнения функций.

При всей схожести и одинаковости функций, где герой выполняет одно и тоже действие, случай может быть определен по-разному.

Так, например, Иван прости у Яги коня. Она предлагает выбрать лучшего из табуна. Герой выбирает правильного и берет его. Действие Яги – испытание героя дарителя, после чего следует получение волшебного предмета. Но вот в другой ситуации, где герой хочет жениться на дочери Водяного, второй предлагает выбрать из 12. В этом-то и проявляется ассимиляция одной формы с другой. Критерием, показывающим это, является определение функции по её последствиям. В первом случае – получение волшебного средства (Д), во втором же – добыча невесты и брак, то бишь трудная задача (З).

Таким образом, все задачи, вызывающие поиски, должны рассматриваться как В, вызывающие получение волшебного средства, рассматриваются как Д. Все остальные задачи, рассматриваются как З с двумя разновидностями, где есть сватовство и свадьба, и где нет.

12.Двойное морфологическое значение.

Это явление, которое сходно с ассимиляцией, показывает, что способы выполнения функций влияют друг на друга, одинаковые формы применяются к различным функциям. То бишь одна форма переносится в другое место, принимая новое значение или одновременно сохраняя старое.

Пример будет служить сказка номер 179, где поцеловать с разлета на коне царевну – трудная задача (З), которая перенесена в начало повествования. Она же и вызывает отправку героя, то есть подходит под определение соединительного момента (В). Характерно, что эта задача дана в форме клича, подобно тому кличу, который объявляет отец похищенных царевен («Кто разыщет мох царевен» и т.п.) В этом случае клич одновременно и соединительный момент (В), и трудная задача (З). В этом случае трудная задача перенесена в завязку, исполняясь как В, но оставаясь все также З.




13.Вспомогательные элементы для связи функций между собой.

Функции образуют основные элементы сказка, те элементы, на которых строится ход действия. Наряду с этим имеются составные части, которые не определяют развитие, но все равно важны.

Можно наблюдать, что функции не всегда следуют одна за другой. Если следующие друг за другом функции исполняются различными персонажами, то второй персонаж должен знать, что до этого произошло. В связи с этим в сказке выработалась целая система осведомлений, иногда в художественно очень ярких формах; иногда сказка эти осведомления пропускает, и тогда персонаж действует ex machine, или они всезнающи; с другой стороны, оно применяется и там, где оно вовсе не необходимо. Этими осведомлениями функции связываются одна с другой в течение хода действия.




14.Вспомогательные элементы при утроениях.

Утраиваться могут как отдельные детали атрибутного характера, так и отдельные функции, пары функций (преследование – спасение), группы функций и целый ход.

Повторение может быть или равномерным (три задачи, три года служить), или повторение дает нарастание (третья задача самая трудная, третий бой самый страшный), или же два раза дается отрицательный результат, а третий – положительный. Иногда действия могут механически повторятся, но иногда надо, во избежание дальнейшего развертывания действия, ввести какие-то особые элементы, приостанавливающие развитие и вызывающие повтор.




15.Мотивировки.

Под мотивировками понимаются как причины, так и цели персонажей, вызывающие их на те или иные поступки

Мотивировки иногда придают сказке совершенно особую, яркую окраску, но все же мотивировки принадлежат к самым непостоянным и неустойчивым элементам сказки. Помимо вышеперечисленного, они представляют собой элемент менее четкий и определенный, чем функции связки. Большинство поступков персонажей середины сказки мотивированны ходом действия, и только нанесения вреда требует некоторой дополнительной мотивировки. К тому же, совершенно одинаковые, сходные поступки мотивируются по-разному.

Например, изгнание и высаживание на воду мотивируются так: 1)ненавистью мачехи; 2)спором о наследстве братьев; 3)завистью; 4)боязнью конкуренции (Иван-купец); 5)неравным браком (Иван – крестьянский сын и царевна; 6) подозрение в супружеской неверности и т.д. и т.п.

16.Распределение функций по действующим лицам.

Многие функции объединяются по известным кругам. Эти круги в целом и соответствуют исполнителям. Это – круги действий.

Сказка знает следующие круги действий:

1.Круг действий антагониста (вредителя). Охватывает: вредительство (А), бой или иные формы борьбы с героем (Б), преследование (Пр);

2.Круг действий дарителя (снабдителя). Охватывает: подготовку передачи волшебного средства (Д), снабжение героя волшебным средством (Z);

3.Круг действий помощника. Охватывает: пространственное перемещение героя (R), ликвидация беды или недостачи (Л), спасение от преследования (Сп), разрешение трудных задач (Р), трансфигурация героя (Т);

4.Круг действий царевны (искомого персонажа). Охватывает: задавание трудных задач (З), клеймение (К), обличение (О), узнавание (У), наказание второго вредителя (Н), свадьбу (С);

5.Круг действий отправителя. Охватывает только отсылку (В, соединительный момент);

6.Круг действий героя. Охватывает: отправку и поиски (С↑), реакцию на требования дарителя (Г) и свадьбу (С). Первая функция характерна для героя-искателя, герой-жертва выполняет все остальные в обход этой;

7.Круг действий ложного героя. Охватывает также отправку в поиски (С↑), реакцию на требования дарителя – всегда отрицательную (Гneg) и в качестве специфической функции – обманные притязания (Ф).

Таким образом, сказка знает семь действующих лиц. По этим же персонажам распределяются и функции подготовительной части (e, б – b, в – w, г – g), но распределение здесь неравномерно. И по этим функция определить персонажей нельзя. Кроме того, есть специфические персонажи для связок (жалобщик, доносчик, клеветник), а также специальные предатели для функции w (выдача сведений: зеркальце, долото, веник указывают, где искомая жертва). Сюда же относят персонажей Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.

17. Распределение функций по персонажам кругов действий.

Возможны три случая распределения означенных кругов по отдельным сказочным персонажам.

Этими тремя случаями являются:

1.Круг действий полностью соответствует персонажу. Яга, испытывающая и награждающая героя – чистый даритель, Конь, доставляющий героя в пункт назначения – чистый помощник;

2.Один персонаж охватывает несколько кругов действия. Железный мужичок, дарующий Ивану силу и, впоследствии, помогающий убить антагониста – одновременно и даритель, и помощник;

3.Обратный случай: один круг действий распределяется по нескольким персонажам. Так, если змей убит, он не может преследовать, поэтому вводятся специальные персонажи: жены, дочери, сестры и т.п. Элементы испытания героя, его реакция на это испытание и награждение (ДГZ) иногда также распределяются, хотя такое распределение чаще бывает художественно неудачны.

Бывают и моменты, когда герою не требуется помощник. Он как бы сам себе помощник. Также и помощник может исполнять функции героя, делать за него всю «грязную работу».

18. Способы включения в ход действий новых лиц.

Каждая категория персонажей имеет свою форму появления, к каждой из них применяются особые способы, какими персонаж включается в ход действия. Чаще всего таких форм четыре.

Формы эти следующие:

1.Антагонист (вредитель) появляется в ходе действия два раза. В первый раз – внезапно, со стороны (прилетает, подкрадывается и т.п.), а затем исчезает. Во второй – входит как отысканный персонаж, обычно в результате путеводительства;

2.Даритель встречен случайно, чаще всего в лесу (избушке) или в поле, на дороге, на улице;

3.Волшебный помощник включается как дар. Этот момент обозначен знаком Z;

4.Отправитель, герой, ложный герой, а также царевна включаются в начальную ситуацию. Только о ложном герое в начальной ситуации ничего не говорится, ибо это узнается позже, впоследствии выяснения конфликта или решения задачи. Во второй раз он вводится как отысканный герой, причем герой может увидеть вначале его, а позже – вредителя.

Это распределение можно считать сказочной нормой.

Но бывают и отступления. Если в сказке нет дарителя, то формы его появления переходят на следующего персонажа – именно на помощника.

19.Об атрибутах действующих лиц и их значении.

Номенклатура и атрибутика действующих лиц представляют собой переменные величины сказки. Под атрибутами мы понимаем совокупность всех внешних качеств персонажей: их возраст, положение, внешний облик, пол и т.д. Эти атрибуты придают сказке ее яркость, красоту и обаяние.

Изучение атрибутов персонажа создает лишь следующие три основные рубрики: облик и номенклатура, особенности появления и жилище. К этому прибавляется ряд других, более мелких, вспомогательных элементов. Например, Баба Яга костяная нога, нос в потолок врос и т.п. Сказки сохраняют в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Сказка постепенно метаморфирует, и эти трансформации, метаморфозы сказок также подвержены известным законам. Все эти процессы и создают такое многообразие, в котором разобраться чрезвычайно трудно. И тем не менее возможно перевести в систему. Постоянство функций сохранится и позволит перенести ещё и элементы, которые группируются вокруг функции. Наилучший способ создать данную систему – это составить таблицу. О таблицах сказок говорил А.Н.Веселовский, но он не верил в её возможности.

Изучение атрибутов дает возможность научного толкования сказки. С исторической точки зрения это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собой миф. Эта мысль достаточно дискредитирована сторонниками мифологической школы. Однако же она имела сильных сторонников в лице В.Вундта.

20.Способы сочетания рассказов.

Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие. Это развитие названо ходом. Каждое новое нанесение вреда или ущерба, каждая новая недостача создает новый ход.

Одна сказка может иметь несколько ходов, и при анализе стоит определить, из скольких. Один ход может следовать непосредственно за другим, но они могут и переплетаться, начатое развитие приостанавливается, вставляется новый ход. Выделить нелегко ход, а вот правильно – всегда. Однако если условно определить сказку как ход, то не стоит утверждать, что количество ходов соответствует количеству сказок.

Способов соединения ходов несколько:

1.Один ход непосредственно следует за другим;

2.Новый ход наступает раньше, чем кончился первый. Действие прерывается эпизодическим ходом. После окончания эпизода наступает и конец первого хода;

3.Эпизод, в свою очередь, также может быть прерван;

4.Сказка может начинаться сразу с двух нанесений вреда, из которых сперва может ликвидироваться полностью одно, а потом второе;

5.Два хода могу иметь общий конец;

6.Иногда в сказке имеется два искателя. В середине первого хода герои расстаются.

Таковы главнейшие способы соединения.




21.Одна сказка.

Способы соединения ходов не играют никакой роли. Четких признаков нету. Одну сказку мы имеем в 8 случаях.

Одну сказку мы имеем в следующих случаях:

1.Если вся сказка состоит из одного хода;

2.Если сказка состоит из двух ходов, один из которых оканчивается положительно, другой – отрицательно;

3.При утроение целых ходов;

4.Если в первом ходе добывается волшебное средство, но применяется во втором;

5.Если до окончательной ликвидации беды вдруг ощущается какая-либо нехватка или недостача, что вызывает новые поиски, то есть новый ход, но не сказку;

6.Когда в завязке дается сразу два вредителя;

7.Также, когда первый ход включает бой со змеем, а второй начинается с похищения добычи братьями, сбрасывания героя в пропасть и т.д., а затем притязания ложного героя (Ф) и трудные задачи (З). Это наиболее полная и совершенная форма сказок;

8.Где герои расстаются у подорожного столба, также могут считаться цельными сказками (Но, судьбы двух братьев могут создать совершенно новую сказку, поэтому, возможно, что придется исключить этот случай из ряда цельных сказок).

Но разделение сказок по принципу форм появления персонажа невозможно, иначе можно было бы сказать, что всякий первый ход лишь подготавливает и вводит персонажей для следующего хода.

22.Определение волшебной сказки.

Волшебная сказка есть рассказ, построенный на правильном чередовании приведённых функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и при повторении других.

При таком определении термин «волшебная» теряет свой смысл, ибо легко можно представить себе волшебную, фантастическую, феерическую сказку, построенную совершенно иначе. С другой стороны, и некоторые немногочисленные не волшебные сказки могут быть построены по вышеуказанным схемам по элементам. Волшебные сказки можно было бы назвать сказки, подчиненные семиперсонажной схеме. Это очень точный термин, но неудобный и некрасивый. Поэтому, если определять с исторической точки зрения, то лучше подойдёт ныне отброшенное название мифическая сказка.




23. Разделение сказок по существу.

Чтобы предостеречь себя от логических ошибок, заметим, что правильная классификация состоит из трех образцов.

Данное разделение производится трояким образом:

1.По разновидностям одного признака (деревья лиственные, хвойные);

2.По отсутствию и наличию одного и того же признака (позвоночные и беспозвоночные);

3.По исключающим друг друга признакам (парнокопытные и грызуны среди млекопитающих).

В пределах одной классификации примеры могут меняться лишь по родам, видам и разновидностям или другим степеням градации, но каждая степень требует выдержанности, единообразия приема.




24.Общий тезис работы – полное единообразие строения волшебной сказки.

Узнать, произошла ли сказка из одного источника не представляется возможным, так как в плоскости изучения сказки по ее параллели с религией и дальнейшим углублением в быт и хозяйство она изучалась еще очень мало.

Если все волшебные сказки так единообразны по своей форме, то не значит ли это, что все они происходят из одного источника? На этот вопрос морфолог не имеет права ответит. Здесь он передает свои заключения историку или сам им становится. Единый источник может быть и психологическим в историко-социальном аспект, и может быть бытовым.

По правде говоря, морфологическое изучение сказки покажет, что быта она содержит очень мало. Здесь от быта к сказкам имеются известные переходные ступени, и быт отражается в них косвенно.

25.Психология сказочника и его творчества.

Новые сказки всегда являются лишь комбинациями или разновидностями видоизменения страх, как будто у народа нету никакого творческого начало. Но это не так.

Можно точно разграничить те области, в которых сказочник никогда не творит, а в каких более или менее свободно творит.

Сказочник связан, не творит в следующих областях:

1.В общей последовательности функций, ряд которых развивается по указанным функциям, из схем элементов;

2.Сказочник не свободен в замене тех элементов, разновидности которых связаны с абсолютной или относительной зависимостью;

3.Сказочник не свободен в иных случаях в выборе некоторых персонажей со стороны их атрибутов, если требуется определенная функция. Однако это несвобода весьма относительна;

4.Есть известная зависимость между начальной и следующими функциями.

С другой же стороны сказочник свободен и применяет творчество в следующих образцах:

1.В выборе тех функций, которые он пропускает или, наоборот, которые применяет;

2.В выборе способа, вида, каким осуществляется функция. Именно этим путем создается витиеватость, порождающая новые сюжеты, новые сказки;

3.Скачочник совершенно свободен в выборе номенклатуре и атрибутов действующих лиц. Здесь, теоретически, полная свобода;

4.Сказочник свободен в выборе языковых средств. Эта богатейшая область не подвластна изучению морфолга, изучающего строение сказки.

Стиль сказки представляет собой явление, которые должно быть изучено специально.

Вопрос о композиции и сюжете, о сюжетах и вариантах:

Все содержание сказки может быть изложено в коротких фразах: родители уезжают в лес, запрещают детям выходить на улицу, змей похищает девушку и т.д. Все сказуемые дают композицию сказок, все подлежащие, дополнения и другие – определяют сюжет. Та же композиция может лежать в основе сюжетов. Похищает ли змей царевну или черт крестьянскую, или поповскую дочку, это с точки зрения композиции безразлично. Но данные случаи могу рассматриваться как разные сюжеты.

26.Заключение.

Резюмировать тезисы нет необходимости – они помещены в начале, ими проникнута вся работа. Положения, приведенные Владимиром Проппом, хотя и кажутся новыми, но интуитивно приведены не кем иным, как А.Н.Веселовским (По словам самого автора работы «Морфология волшебной сказки»).

«Дозволено ли в этой области поставить вопрос о типических схемах… схемах, передававшихся в ряду поколений как готовые формулы, способные оживиться новым настроением, вызвать новообразование?.. Современная повествовательная литература с её сложной сюжетностью и фотографическим воспроизведением действительности, по-видимому, устраняет самую возможность подобного вопроса; но когда для будущих поколений она очутится в такой же далекой перспективе, как для нас древность, от доисторической до средневековой, когда синтез времени, этого великого упростителя, пройдя по сложности явлений, сократит их до величины точек, уходящих вглубь, их линии сольются теми, которые открываются нам теперь, когда мы оглянемся на далекое поэтическое творчество, - и явление схематизма и повторяемости водворятся на всём протяжении» (А.Н.Веселовский 1913,2).





написать администратору сайта