СОЦИОЛОГИЯ. 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта
Скачать 25 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ Группа Сч19Э371 Студент Кулешов Н.Р. МОСКВА 2019 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта. Начало оформления научного способа социального самопознания положил О.Конт. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свое главное произведение - “Курс позитивной философии”, в котором он не только дал науке название, но и определил место новой дисциплины на вершине иерархически выстроенной пирамиды научного знания, поскольку ее объект был наиболее сложным из всех. Социология понималась О.Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. Поэтому в классификации наук он ставил социологию выше других наук. О. Конт выдвинул идею позитивного метода, согласно которому, истинная наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов, т.е. тех, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения, эксперимента. Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его теории на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга учения О. Конта «Порядок и прогресс». Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование Главный закон социального прогресса у О. Конта – это закон трех стадий. Согласно этому закону индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии люди познают мир, одушевляя все явления и процессы, предполагая за ними действие сверхъестественных сил, божеств. На метафизической стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предначертание, главный способ их образования посредством сущностей или абстракций. На третьей, позитивной стадии, реальной, или научной стадии достигается высшее, подлинно научное знание как результат исследования и описания действительности. Позитивный, высший этап у О. Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется туманно. О. Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук. Эта классификация включает шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственные, обусловленные спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии находится социология. 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера. Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в трудах Герберта Спенсера, английского ученого, как и О. Конт, положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции общества и природы. В 1850 г. вышел в свет первый научный труд Спенсера – «Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем современного Спенсеру общества в их взаимосвязи. Главное социологическое произведение Г. Спенсера – «Основания социологии» в трех томах. В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции, не допуская вмешательства государства в общественные процессы. Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных. 3.Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма Эмиль Дюркгейм– основатель французской социологической школы. Э. Дюркгейм полагал, что существует реальность особого рода, которая не изучается ни одной наукой. Эту реальность образуют социальные факты. Социология должна заниматься исследованием и объяснением социальных фактов. Социальные факты характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Свой подход к пониманию предмета и метода социологии он сформулировал в виде «правил». В социологии Э.Дюркгейма можно выделить три раздела: – социальную морфологию; – социальную физиологию; – общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру общества, его материальную форму. Изучает географическую основу жизни народов; объем народонаселения, плотность, распределение по территории. Социальная физиология исследует жизненные проявления общества и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую, эстетическую науки. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. Тема социальной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. По существу солидарность для него – синоним общественного состояния. Силой, создающей общественное целое, Э. Дюркгейм считал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже степень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Важную роль в социологии Дюркгейма играла трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Мораль Эмиль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества. Эмиль Дюркгейм подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие социальной аномии (буквально – беззакония). Эмиль Дюркгейм заложил основы функционального подхода к изучению общества. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения. |