социолокия. Практическое зад. Маскальчук В.В. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта
Скачать 21.02 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ___________________Социология__________________________________ Группа ___Го19Э271___ Студент В.В. Маскальчук МОСКВА 2019 Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта Главный закон социального прогресса у О. Конта – это закон трех стадий. Согласно этому закону индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии несовершенный человеческий разумущё не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения. Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира – научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества — рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения. Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию. Понимающая социология М.Вебера. Главная идея Вебера – обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений, – нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах. В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер рассматривает отдельного осмысленно действующего индивида. Общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Однако в отличие от крайнего индивидуализма неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов», в чем тот получает свое признание и «социально общее». Ориентация на другого – один из центральных методологических принципов социологии Вебера. Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в них присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Вебер выделяет четыре вида социального действия: · ценностно-рациональное, подчиненное сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, вне зависимости от успеха; · целерациональное, характеризующееся ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, с учетом возможных реакций окружающих; как и в какой мере их можно использовать в своих целях; · аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта; · традиционное – диктуется привычками, верованиями, обычаями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса Осознание многоуровневости социологической теории сподвигаетТённиса одним из первых создать иерархическую систему понятий. Поэтому он разделяет социологию на: Чистая (изучает общество в состоянии статики (неизменности). Особое внимание уделяется устойчивым социальным структурам (семья, труд, религия), их значению в формообразовании общества как целого). прикладная (исследует общество в аспекте динамики. Здесь основным предметом являются механизмы и закономерности социального реагирования на внешние и внутренние изменения, особенности общественной саморегуляции) эмпирическая (занимается исключительно анализом статистических данных). В основе человеческой социальности, согасно Тённису, лежит воля. Существует два типа воли: естественная (сущностная) и рациональная (избирательная). В первом случае воля преобладает над мышлением, во втором наоборот – мышление над волей. Естественная воля в качестве основы формирует специфический вид социальных отношений, который Тённис именует «общность» (Gemeinschaft), рациональная воля же создает собственно общество (Gesellschaft). Отношения между людьми в общности(Gemeinschaft) строятся на личном знакомстве и, соответственно, сущностном знании друг друга, доброжелательности и априорном доверии. Такие отношения характеризуются искренней открытостью и подлинной глубиной чувств. Общность может принимать как вид родственных связей, так и добрососедских отношений. В качестве примеров общности можно назвать первобытные племена, религиозные коммуны, цеховые объединения, деревни, кланы и др. Общество (Gesellschaft), возникающее вследствие объединения людей на основе рациональной воли, напротив представляет собой связь между незнакомыми людьми. И поскольку незнакомые люди не могут естественным образом доверять друг другу, общество функционирует засчет искуственно созданных социальных институтов, регулирующих и регламентирующих человеческую жизнь |