социология. Социология. 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта
Скачать 24.28 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология Группа Ет20М611 Студент А.С.Бакланов МОСКВА 2019 1). Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта. Социальная динамика — представляет собой историческое социальное развитие, основанное на прогрессе умственного развития человека и постепенном прохождении всех стадий развития на изучении законов развивающегося общества. «Социальная динамика – это такое самоизменение общества, которое (в отличие от изменений биологических сообществ) не ведет к его разрушению, ликвидации, а, напротив, обеспечивает его общее поступательное развитие (хотя и сопровождающееся, подчас, более или менее существенными «кризисами»). Огюст Конт провел большую работу по изучению социальной динамики. Характер социальной динамики несколько отличается от социологического характера. Социальная динамика рассматривает общество в развитии. Развитие общества рассматривается с точки зрения духовно-нравственных отношений между людьми. Основным законом социальной динамики (закон прогресса) является развитие духа в силу всеобщей гармонии во всех областях общества. «...каждый подъем духа вызывает – в силу всеобщей гармонии- соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях: искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции. Первоочередная задача социальной динамики - познание законов социальной жизни. За основную идею социальной динамики Конт берет плавное развитие человечества. Эта идея взята из биологии. Развитие умственное первостепенная задача общественного развития. Это решающий фактор в развитии человечества. Согласно Конту, единение статики и динамики дает нам целостность представления об обществе. Взаимосвязь всех частей общества может быть понята только в единстве целого. Конт реально оценивал роли великих людей, ссылаясь на естественный процесс общественных явлений, на уровень развития цивилизованного общества, на политический режим общества. Изучая историю становления и развития социологии, возникает вопрос что же послужило для возникновения новой науки. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как представления развивались столетиями. Разные учения, разные эпохи. В работах многих ученых прослеживалось развитие данного учения об общественной жизни: в работах Платона «Античная философия 4 века до н.э.», Аристотеля, в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса. Социальная динамика – это стадия прогресса. Прогресс характеризует человеческое общество, выделяя определенную специфику и отделяет социологию от биологии. Прогресс человечества заключается в том, что веками передается накопленный опыт из поколения к поколению. Теория прогресса Конта является антропологической по своей сути. Человечеству присуще улучшать условия своего существования, развиваться интеллектуально, морально, физически. В этом и заключается социальный прогресс. Для социальной динамики Конт определяет последовательность развития. Социальная динамика использует исторический метод познания человека и общества. Прогресс и развитие человеческого общества не равнозначны. Социальная динамика признает отклонения, возникающие в ходе развития общества. Используя исторический метод периоды могут чередоваться между органическими и критическими. Но в целом у Конта социальное развитие как улучшение общества, рост прогресса. Если при социальной статике рассматривается солидарность в пространстве, то социальная динамика рассматривает солидарность временную. Социальная динамика анализирует каждое состояние общества, рассматривая результаты предыдущего опыта и при необходимости будущего. Конт рассматривает результаты предыдущих поколений и их влияние на развитие будущих поколений. 2). Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах: - эволюционной теории, - органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма), - учении о социальной организации - структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов: 1. рост, увеличение в объеме, 2. усложнение структуры, 3. дифференциация функций, 4. рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны: - интеграция - переход от простого к сложному, объединение индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. - дифференциация - переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. - возрастание порядка - переход от неопределенного к определенному Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем: 1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции. 3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. 4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции. Вывод: Эволюция - это всегда развитие, рывок вперед. Социальная эволюция, как и любая другая эволюция, имеет свои причины возникновения, предпосылки и возникать сама по себе не может. Поэтому я согласна с Г. Спенсером в том, что социальная эволюция является следствием деятельности самих людей. И главную роль в эволюционистской социологии играет такой социальный институт, как политический, потому как именно он, создавая определенные социальные условия, способствует развитию социальной стороны жизни общества. 3.) Психолого-эволюционистские концепции общественного развития. Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 – начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как переход от простых этапов к сложным, на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупными представителями психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд (1841-1913)гг. и Франклин Гиддингс (1855-1931)гг. Рассмотрим идеи, которые были предложены Л.Уордом. Главными его работами выступают: «Динамическая социология» (1883), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903). Л.Уорд был основателем и первым президентом Американского социологического общества (1906 - 1908)гг. Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни. Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса. Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек – наполовину природное, наполовину общественное существо. В первом случае – с генезисом – социолог имеет в виду естественный, природный прогресс. Во втором случае – с телезисом – речь идет о прогрессе, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими. В учении Л.Уорда концепция социальных сил, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то можно сделать вывод, что базой социологии служит психология. Первичной социальной силой оказываются желания – голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные – интеллект, моральные, эстетические силы – желания. Главным среди вторичных сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами, и таким образом, превращаются в социальные силы. Базой для удовлетворения первичных потребностей является труд, причем обман выступает как разновидность труда. Поведение человека в соответствие с концепцией Уорда, может определяться, помимо желаний, также репродуктивными силами, к которым он относит любовь. Все это – стимулы индивидуального поведения, включающие в себя желания и репродуктивные силы. Но Уорд говорит еще о психологических факторах цивилизации, которые он подразделил на три группы: 1. различные проявления души – чувства, волевые акты, эмоции. |