Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • практическое социология. Практическое задание Чигаева Е.С.. 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта


    Скачать 27.05 Kb.
    Название1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта
    Анкорпрактическое социология
    Дата26.06.2022
    Размер27.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание Чигаева Е.С. .docx
    ТипДокументы
    #615909

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ


    Группа Ср20М591

    Студент
    Е.С. Чигаева


    МОСКВА 2021
    Оглавление

    1.Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

    2.Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    3.Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.

    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта
    Огюст Конт является основоположником социологии как самостоятельной науки. Этот французский философ внёс немалый вклад в становление социологии как науки.

    Согласно его идеи, социологию можно поделить на две части: социальная статика и социальная динамика. Данные термины Конт взял из биологии. Конт полагал, что философия не должна основываться на фантазии, а должна на бесспорном фактическом материале наук.

    Социальная динамика - это теория прогресса, появление нового. Именного прогресс отличает человеческое общество, и он возможен благодаря накопленным знаниям, материальным и духовным богатствам. Конт полагал, что источником прогресса являются интеллектуальные силы, желание человека развиваться, улучшать условия проживания.

    Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

    Конт считал характер прогресса непрерывным и преемственным. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, Конт много работал над данной концепцией, и считал её историко-философской, поскольку придавал огромное значение влиянию предыдущих поколений на будущий порядок.

    По Конту прогресс состоит из трёх стадий, теологическая, метафизическая и позитивная. Он сопоставлял эти три уровня развития человеческого разума трём истерическим стадиям.

    Согласно теологической стадии люди изначально в фетиши, затем наступает политеизм, когда люди верили во множество богов, а затем наступает период монотеизма (верование в одного Бога). Конт определял эту ступень эпохой христианства, где духовная власть принадлежит священнослужителям, придаётся огромное значение войнам.

    Метафизическая эпоха характеризуется переходным периодом, 1300-1800 гг. ознаменовали реформацию, философию Просвещения, революции. В этот период люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

    Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское – «индустриалами». В эту эпоху происходит распространение науки, растёт её роль в обществе, происходит развитие материальной культуры, растёт благосостояние жизни людей. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

    По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. Высший этап у Конта предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет еще много веков, прежде чем человеческий золотой век наступит.

    Таким образом, социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами. Конт позаимствовал идею эволюции из биологии, наложив её на общественное развитие. Однако, положив закон трёх стадий в основу своей социальной динамики, Конт отказался от анализа  многообразия конкретных форм исторического  развития народов, приводил в качестве иллюстраций только те факты, которые  подтверждали сконструированную им схему. Но чёткие направления  будущего развития общества Конт определить не мог.

    2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера

    Свою Г. Спенсер социологическую теорию рассматривал на принципе понимания общества как организма. Общество, как биологический организм, растёт, в процессе эволюции идёт от простых форм к более сложным. Человек превращается в социальное существо в процессе длительной эволюции.

    Согласно Спенсеру общество является сложным механизмом, которому присущи черты биологического организма:

    1. рост, увеличение в объеме,

    2. усложнение структуры,

    3. дифференциация функций,

    4. рост взаимодействия структуры и функций,

    5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.

    Одновременно со сходством он видел и различия биологического и социального организма. Так основным отличием является то, что в социальном организме индивид меньше зависит от социального целого, а в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

    Спенсер рассматривал эволюцию как противоречивый, но в основном постепенный процесс, не допускающий сознательного вмешательства извне, и не допускал социальные революции. Поскольку они являлись нарушением эволюционного прогресса, где присутствовал принцип выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

    В своей теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию. Интеграция предусматривала объединение индивидов в группы, каждому были предназначены определенные функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

    Дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Например, первобытное общество - простое и однородное, но из-за возникновения новых функций, разделения труда возникает новый, более сложный тип общества. Каждый последующий этап эволюции изменяет самые существенные черты предыдущего, при его усложнении появляются новые институты.

    Спенсер полагал, что общество состоит из трёх главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает социальные институты. Например, в рамках "регулятивной системы" он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции. Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» - церковью.

    Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый, более низкий уровень развития, характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти, где имеет значение дисциплина, а достижение общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

    Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться в этот процесс.

    Благодаря Спенсеру общество стало рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей. Он сравнивал животный организм с обществом, а его развитие с эволюцией – рывком вперёд, он полагал, что социальная эволюция является действием самих людей, уделяя огромное внимание для его развития политическому институту общества.


    3.Психолого-эволюционистские концепции общественного развития

    Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология - одна из самых молодых областей знания. Она сформировалась как наука к середине XIX в. На протяжении истории происходит процесс накопления потенциала социального знания. Одним из ярких периодов близких к нашему времени являются XIX - начала XX в. В данный период возникает психологический эволюционизм - течение социологической мысли конца XIX начала ХХ в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальным процессами. Согласно данному течению новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Значимыми представители психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд  и Франклин Гиддингс.

    Согласно концепции Уорда, имеются две взаимосвязанные позиции:

    психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований. Он критиковал Спенсера за то, что он не признавал роль сознания и целенаправленной деятельности людей в социальной эволюции. Уорд считал, что эволюция не может быть чисто природной. Его позиция состояла в доказательстве влияния психологических принципов, а не биологических на развитие общества, общественной жизни.

    Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

    Телезис связывался с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими. Он полагал, что базой социологии является психология. В связи с этим, он выделял психические силы, действующие в коллективном состоянии человека на первичные (голод, жажда и др.) и вторичные (интеллект, моральные, эстетические силы). Главным среди вторичных сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами, и таким образом, превращаются в социальные силы. Базой для удовлетворения первичных потребностей является труд, причем обман выступает как разновидность труда.

    Уорд говорит еще о психологических факторах цивилизации, которые он подразделил на три группы:

    1. различные проявления души – чувства, волевые акты, эмоции;

    2. интуиция, интеллект, изобретательство;

    3. экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта.

    Одной из преобразовательной идеей следует считать утопическое учение об идеальном обществе – социократии, главным признаком которого социальный контроль социальных сил через «коллективный разум общества». Он поддерживал профсоюзы и рабочие движения, доказывал необходимость улучшения положения пролетариата.

    Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что социальной революции, имеющей активный характер, ведущую роль имеет психология человека и его воля.

    Гиддингс связывал социологию с космосом, он пытался понять общество посредством космических законов и причин. Он придерживался мнения, что социология имеет психологическое происхождение, при этом имея отличия. Социология, прежде всего, исследует процессы эволюции общества, а также обладает и другими особенностями. Основная же особенность социологии состоит в том, что ее представители объясняют социальные явления посредством использования причин психического характера.

    Центральная идея Гиддингса – идея «себеподобного сознания» (родового сознания), то есть это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим.

    Гиддингс полагал, что в процессе социальной эволюции действуют две силы – бессознательная и сознательная. К первой он относит природные, а, следовательно, объективные факторы. Ко второй силе – факторы субъективно - психологического характера. Он считал их не личностными проявлениями, а «сознанием рода». Это понятие является у него одним из центральных. Сознание рода и социальный разум означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное взаимодействие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого.

    Гиддингс трактовал классовую структуру общества по степени развития принадлежащих к ним индивидов «сознания рода», то есть чувства солидарности. Он различает, во-первых, социальный класс, состоящий из людей, активно защищающих общественный строй; во-вторых, «несоциальный класс», состоящий из тех, кто тяготеет к узкому индивидуализму и равнодушен к общественным делам; в-третьих, «псевдосоциальный» класс, состоящий из бедняков стремящихся жить за счёт общества; в-четвертых, «антисоциальный класс», куда входят инстинктивные или привычные преступники, у которых сознание рода почти исчезло и которые ненавидят общество и его институты.

    Его работы дополняли биолого-эволюционную схему Спенсера, и сохранилось в рамках эволюционизма.


    написать администратору сайта