Главная страница
Навигация по странице:

  • Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел Исследовательская группа ЦИРКОН МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

  • НАИБОЛЬШИЙ ВРЕД НАИБОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА Руководители страны Все население Молодежь Все население Молодежь

  • 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ 3.1. Жизненные цели, ценностные ориентации и моральный облик молодежи

  • Ценностные ориентации молодежи в сравнении со старшим поколением

  • 3.2. Национально-этнические установки российской молодежи

  • вопросу «изъятия» графы «национальность» из российского

  • Национальность не надо записывать Надо сохранить запись о национальности Оставить графу и заполнять ее по желанию Затруднились ответить

  • 22,40% 23,70% 38,70% 15,20% 17,30% 33,30% 39,30% 10,10% Молодежь Старшее поколение

  • «дружественными»

  • 3.3. Религиозность молодого поколения

  • молодежь и политика. 1. социальноэкономические аспекты жизнедеятельности современной молодежи


    Скачать 0.6 Mb.
    Название1. социальноэкономические аспекты жизнедеятельности современной молодежи
    Дата20.04.2023
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламолодежь и политика .pdf
    ТипДокументы
    #1076257
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    2.7. Предмет национальной гордости для молодежи. Молодое
    поколение о России на рубеже веков
    Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой находится наша страна, большинство молодежи не выражает негативных эмоций в отношении своей страны и не жалеет о том, что родились в России. Как показывают данные НИЦ при ИМ (лето
    1997), 48% юных респондентов заявили, что «хотели бы родиться и жить в России, а
    не в какой-либо другой стране». С другой стороны, 26% опрошенных (довольно значимое количество молодых людей), наоборот, не хотели бы прожить свою жизнь в нашей стране.
    Наибольшую гордость за нашу страну вызывает у молодежи историческое и культурное наследие нашей страны, в то время как настоящее положение России вряд ли становится источником гордости для молодых (См Табл. 4).
    Табл. 4
    Вопрос: «Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?»
    Данные приведены в процентах от числа опрошенных.
    Победа в Великой отечественной войне
    39%
    История страны
    38%
    Культурное наследие
    34%
    Принадлежность к своей национальности
    28%
    Природные богатства страны
    25%
    Мощь Вооруженных Сил
    7%
    Место России в мировом сообществе
    5%
    Демократические преобразования в стране
    5%
    Сегодня нам гордиться нечем
    17%
    Обращает на себя внимание, что 17% - довольно большое число молодых людей - вообще не видят никаких оснований для гордости за нашу страну.
    В массовом сознании падает значимость государства, и прежде всего эта тенденция характерна для молодежи. Так, по данным ВЦИОМ, на вопрос: «Что в
    первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране, нашем народе?» только 18% населения (16% молодежи) выбрали ответ «государство, в котором я
    живу». Как и в исследовании НИЦ при ИМ, население (в том числе и молодежь) гораздо чаще указывает такие позиции, как «наше прошлое, наша история» - 35% среди всего населения (29% среди молодежи), «место, где я родился и вырос» - 38%
    (39% молодежи), «наша земля, территория на которой живем» - 26% (22% молодежи).
    В то же время многие молодые люди ставят под вопрос и культурные традиции нашей страны. Около 30% молодых полагают, что «Россия имела богатые традиции
    в прошлом, но сегодня они полностью утеряны и новые не формируются». Еще около 25% думают, что «былые культурные традиции утеряны полностью, но
    сегодня уже складываются новые». Наконец, около 2% молодежи вообще считают, что «никаких культурных традиций не было и нет» (НИЦ при ИМ, лето 1997).

    Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
    Исследовательская группа ЦИРКОН
    МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
    
    Не считая состояние, в котором находится наше государство, предметом гордости, россияне, однако, полагают, что идея сильного государства, сильной державы могла бы стать объединяющей для российского общества. 23% населения
    (21% молодежи) придерживаются именно такой точки зрения (ВЦИОМ, ноябрь 1997).
    Что касается перспектив России на пороге XXI века, то здесь молодежь оказывается весьма оптимистично настроенной. Свыше 50% молодых ожидает улучшения ситуации в нашей стране: 18% вообще считают, что «XXI век станет
    веком расцвета нашей страны, и ее ожидает великое будущее», а 38% более сдержаны в своих оценках, полагая, что «ситуация изменится к лучшему, но не
    сильно». Пессимистов среди молодежи меньшинство - менее 15%.
    В этом разделе стоит также уделить некоторое внимание и тому, как молодежь оценивает наиболее значимые события и лидеров нашего - уже завершающегося - века: выражая надежды на будущее, нельзя не подвести итоги прошлого.
    НИЦ при ИМ задал своим респондентам
    вопрос: «Кто из руководителей нашей
    страны принес наибольшую пользу/наибольший вред СССР - России в ХХ веке?»
    . Ниже приводится распределение ответов на него.
    Табл. 5
    Количество ответов превышает 100%, так как можно было выбирать несколько вариантов ответов
    НАИБОЛЬШИЙ ВРЕД
    НАИБОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА
    Руководители страны
    Все население
    Молодежь
    Все население
    Молодежь
    Николай II
    17%
    13%
    18%
    27%
    В. Ульянов (Ленин)
    22%
    35%
    20%
    17%
    И. Джугашвили (Сталин)
    46%
    61%
    23%
    15%
    Г. Маленков
    1%
    4%
    4%
    3%
    Н. Хрущев
    32%
    18%
    18%
    31%
    Л. Брежнев
    19%
    21%
    10%
    12%
    Ю. Андропов
    5%
    4%
    16%
    10%
    К. Черненко
    2%
    7%
    5%
    2%
    М. Горбачев
    48%
    41%
    21%
    33%
    Б. Ельцин
    35%
    27%
    24%
    41%
    Наибольший интерес представляет оценка населением деятельности Б.Ельцина
    - и не только потому, что Б.Ельцин является нынешним руководителем нашего государства, но и в силу того, что оценки населения по поводу его деятельности отличаются наибольшей противоречивостью и неоднозначностью.
    Если все население склоняется в своих суждениях о значении его деятельности для России в сторону негативных оценок (их на 10% больше, чем позитивных), то в среде молодежи наблюдается прямо противоположная картина: количество позитивных оценок на 14% превышает число негативных.
    3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ
    3.1. Жизненные цели, ценностные ориентации и моральный облик
    молодежи
    Современную молодежь часто упрекают в излишней меркантильности, прагматизме, аморальности. Действительно, как показывают опросы общественного мнения, некоторые основания для таких упреков существуют: в жизненных ценностях большой части современной молодежи явно прослеживаются потребительские настроения. Однако не стоит забывать, что молодое поколение крайне неоднородно, и наряду с негативными ориентациями в сознании многих молодых присутствуют и вполне традиционные ценности.

    Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
    Исследовательская группа ЦИРКОН
    МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
    
    Как показал опрос РНИСиНП, 21% молодых людей назвали своей приоритетной целью в жизни «приобретение дорогих вещей» (эта цель набрала максимальное число голосов респондентов). С другой стороны, довольно большая часть респондентов имеют среди своих жизненных целей вполне традиционные вещи: 14% молодежи главной целью в жизни считают получение хорошего образования, для 12% таковой является хорошая работа, 11% считают целью жизни создание хорошей семьи.
    Согласно исследованию
    Санкт-Петербургского госуниверситета
    (1996), проведенному среди студенческой молодежи, 81% в качестве своей жизненной цели выдвигают высокий доход, 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. В то же время 44% опрошенных студентов настроены служить другим людям, общему благу, даже в ущерб своим собственным интересам, 34% считают своим нравственным долгом заботу об обездоленных. 75% респондентов мечтают о создании собственного семейного очага.
    Вполне традиционные ценностные ориентации демонстрируют и молодые респонденты НИЦ при ИМ (лето 1997): 73% из них больше всего хотели бы добиться в жизни семейного счастья, 35% - хотят быть свободными и независимыми в своих решениях и поступках, 32% - мечтают о богатстве, 27% - больше всего хотят в жизни реализовать свой талант и способности, 23% хотят стать квалифицированными специалистами.
    Немного более тревожные результаты, характеризующие нравственный облик современной молодежи, представлены в исследовании Института социологии РАН
    (1997): 57% молодежи отметили, что главным для них в жизни являются деньги. В трудовой мотивации приоритет отдается не содержанию труда, а материальной выгоде, которую может принести этот труд. Примерно для 60% молодежи «большая зарплата» - это решающий мотив при выборе места работы (НИЦ при ИМ, лето 1997).
    Похоже, что в сознании молодых людей сформировался некоторый романтизированный образ «богатства», но отсутствие реальной возможности заработать своим трудом провоцирует некоторую часть молодежи на нетрадиционные способы зарабатывания денег.
    25% молодых, считают возможным заниматься спекуляцией, 30% не видят ничего плохого в вступлении в брак по расчету, 20% считают нормальным получить взятку, 10% - вступить в физическую близость за плату, 10% - взять силой то, что хочется. Внушает беспокойство, что нынешнее поколение проявляет и повышенную терпимость к негативным явлениям, которые обычно подвергаются осуждению со стороны общественной морали. 47% молодых спокойно относятся к тому, чтобы
    «занять должность, где можно брать крупные взятки», 18% - к тому, чтобы
    «украсть крупную сумму денег», 15% - к тому, чтобы «заняться торговлей оружием,
    женщинами или наркотиками» (НИЦ при ИМ, лето 1997).
    Что касается преемственности ценностей, передаче жизненных приоритетов от старшего поколения нынешней молодежи, то здесь можно отметить следующую тенденцию. Как показывают данные РНИСиНП, у нынешней молодежи происходит резкий рост индивидуалистических ценностей и падение патерналистских ожиданий.
    Широкое распространение получают ориентации на собственную самостоятельность, инициативу, активность, предприимчивость и способность к риску (См. Табл. 6).
    Табл. 6
    Ценностные ориентации молодежи в сравнении со старшим поколением
    Молодежь
    Старшее
    поколение
    «Мое материальное положение зависит прежде всего от меня, а не от общей ситуации в стране»
    65%
    41%
    «Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс»
    49%
    37%

    Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
    Исследовательская группа ЦИРКОН
    МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
    
    «Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо»
    54%
    46%
    «Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены»
    32%
    18%
    «Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все»
    61%
    46%
    «Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть в нем, необходимо драться за свое место, а то и переступить некоторые нормы морали»
    44%
    24%
    Как показывают данные РНИСиНП, молодые люди, которые находятся в более благополучных условиях по сравнению со своими сверстниками, даже меньше, чем остальные, склонны придерживаться патерналистских и коллективистских взглядов, зато и менее «благополучные» представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевающих сограждан, чем их родители.
    Таким образом, в среде нынешней молодежи некоторые традиционные моральные ценности продолжают сохраняться, но в то же время новое поколение уже является продуктом новой эпохи и несет в себе уже новые ценности индивидуализма и свободного общества со всеми присущими ему позитивными и негативными аспектами.
    3.2. Национально-этнические установки российской молодежи
    Одним из важных аспектов, позволяющих прояснить отношение молодых россиян к понятию национальной идентификации человека, может служить мнение населения по вопросу «изъятия» графы «национальность» из российского
    паспорта нового образца.
    Данные различных социологических центров показывают, что в общественном мнении (речь идет о мнении не только молодежи, но всего населении в целом) не существует единой точки зрения на этот счет. И хотя большая половина россиян предлагает сохранить (в том или ином виде) в паспорте сведения о национальной принадлежности человека, однако все же достаточно большое количество людей выступают противниками указания национальности в новом паспорте. Так, по данным
    РНИСиНП (см. Рис. 5), 57% опрошенных среди старшего поколения и 61% среди молодежи стоят на позиции свободы в вопросе национального самоопределения гражданина, предлагая либо вообще убрать графу «национальность» из паспорта, либо заполнять ее только по желанию. А 33% людей старшей возрастной группы и
    24% молодежи, наоборот, считают важным сохранить в паспорте запись о национальности. Молодежь, как мы видим, склонна придерживаться более либеральных позиций в этом вопросе по сравнению с остальным населением России.
    Рис. 5
    Вопрос: «Как следует поступить с графой «национальность» в паспорте?»
    Данные приведены в процентах от числа опрошенных.
    Национальность не надо
    записывать
    Надо сохранить запись о
    национальности
    Оставить графу и
    заполнять ее по желанию
    Затруднились ответить
    22,40%
    23,70%
    38,70%
    15,20%
    17,30%
    33,30%
    39,30%
    10,10%
    Молодежь
    Старшее поколение
    Широкое распространение в общественном мнении либеральной трактовки понятия национальности и национальной самоидентификации вовсе не означает, что

    Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
    Исследовательская группа ЦИРКОН
    МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
    
    нынешние россияне и, в частности, молодежь испытывают безразличие к этим вопросам. Более того, по данным опроса, который был проведен НИЦ при ИМ, нынешняя молодежь довольно трепетно и уважительно относится к понятию национальности. Ответы показывают, что большинство граждан России, в том числе и молодежь, гордятся своей национальностью, считают, что национальность дана человеку «свыше» и менять записи о ней в документах нельзя.
    При изучении национально-этнических установок молодых россиян очень важно обратить внимание на то, насколько широко распространены настроения
    терпимости
    в
    обществе
    по
    отношению
    к
    людям
    различных
    национальностей.
    Как свидетельствуют данные НИЦ при ИМ (март 1997), только около 18% молодых согласились с утверждением, что «люди одних национальностей от
    природы лучше других», тогда как около 80% выразили свое несогласие с подобным утверждением. Свыше 70% молодежи считают, что «когда люди различных
    национальностей живут рядом, общество становится богаче и культурнее». 55% юных респондентов сообщили, что «нет таких национальностей, представители
    которых вызывают у них негативное отношение». В то же всего 37% признались, что они испытывают антипатию к представителям некоторых национальностей.
    Как показывают данные РНИСиНП, 11% молодежи (и 10% представителей старшего поколения) испытывают чувство симпатии ко всем национальностям, и почти
    20% молодежи (и 24% людей старшей возрастной группы) не испытывают отрицательных чувств к представителям иных национальных групп.
    Наибольшей симпатией у молодежи (так же, как и у старшего поколения) пользуются украинцы, белорусы и французы. Наибольшую антипатию вызывают
    «кавказцы», чеченцы и евреи.
    Шесть национальных групп (белорусы, немцы, французы, итальянцы, англичане и японцы) попадают в перечень наций, вызывающих только симпатии.
    Обращает на себя внимание и тот факт, что антипатии российской молодежи, да и всего населения страны в целом, сместились в сторону античеченских и антикавказских настроений. Причем антикавказский синдром вытесняет синдром антисемитизма.
    В контексте изучения национально-этнических установок российской молодежи, представляется интересным также рассмотреть вопрос, какие государства молодое поколение считает «дружественными», а какие - «враждебными». Наиболее
    «дружественными» российская молодежь считает Беларусь, США (в отличие от молодежи, люди старшего поколения ставят США только на 4 место в списке
    «дружественных»), Францию и Украину (второе место у старшего поколения). Среди
    «враждебных» государств чаще других называются молодежью США, Чечня, Япония, государства Балтии.
    Обращает на себя внимание тот факт, что в массовом сознании не происходит полного отождествления национальных общностей и соответствующих государств.
    Так, Германия и Япония попадают в список «враждебных» государств, тогда как к немцам и японцам не выражается чувство антипатии.
    К ряду стран (прежде всего к США, Германии, Японии и Китаю) наблюдается двойственное отношение: они оказываются одновременно в обоих списках. Это обстоятельство связано скорее всего с неопределенностью внешнеполитических отношений России с этими странами.

    Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
    Исследовательская группа ЦИРКОН
    МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
    
    3.3. Религиозность молодого поколения
    Данные социологических опросов показывают, что нынешняя молодежи в целом немного менее религиозна, что старшее поколение. Так, по данным ВЦИОМ (ноябрь
    1997), 39% молодых людей назвало себя верующими при том, что среди всего населения процент верующих составлял 48%.
    Естественно, что большинство из тех, кто причисляет себя к верующим (как среди молодежи, так и среди всего населения), считает себя православными (44% от всего населения и 36% молодежи).
    Судя по опросам населения, вряд ли можно говорить о большой включенности молодежи в т.н. новые секты и другие нетрадиционные религиозные объединения. По разным данным, о своей принадлежности к такого рода религиозным организациям заявляют менее 1% молодых (ВЦИОМ (ноябрь 1997), НИЦ при ИМ (лето 1997)).
    Правда, стоит заметить, что зачастую респонденты в силу разных причин скрывают свою принадлежности к нетрадиционным религиям, а потому данный показатель, возможно, несколько занижен, что, однако, не сильно влияет на общую тенденцию.
    Многие респонденты, в том числе и молодые, заявляют о том, что они не просто веруют, но и выполняют религиозные требования и обряды. По данным НИЦ при ИМ
    (лето 1997), 10% молодых говорят, что регулярно посещают храмы, 17% утверждают, что соблюдают посты, 21% исповедуются и причащаются, 25% регулярно читают молитвы, а 36% (!), по их собственным словам, соблюдают религиозные законы и заповеди. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что для подавляющего большинства религия в мировоззренческом плане имеет очень небольшое значение.
    Причем эта тенденция характерна не только для молодежи, но и в равной степени для всего населения страны.
    РНИСиНП предложил своим респондентам оценить перечень действий, не поощряемых общественной моралью, и тем более никак не сочетающихся с религиозными установлениями. Исследование показало, что нет никакой разницы в ответах тех, кто называет себя верующим, и тех, кто не верует - причем эта тенденция проявляется как среди молодежи, так и среди всего населения в целом.
    Существуют и иные причины, не позволяющие говорить о религиозном возрождении в России. По данным НИЦ при ИМ (лето 1997), только половина молодых людей, назвавших себя верующими, заявили, что их религиозная принадлежность является значимой для них. Опросы РНИСиНП показывают, что только для 4,4% молодых респондентов обычный круг неформального общения составляют
    «единомышленники, разделяющие их религиозные и политические взгляды»; только
    3,4% готовы поделиться своими самыми сокровенными мыслями с духовным наставником.
    Даже для тех, кто называет себя верующим, православие довольно странным образом сосуществует с языческими верованиями. Только две трети из всех верующих молодых людей верят во Всевышний Суд или наказание за грехи. В то же время лишь 27% верующей молодежи не верят (!) в колдовство и магию (которые явно никак не сочетаются с традиционной христианской верой).
    1   2   3   4


    написать администратору сайта