1. В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в xvixvii веках 3
Скачать 153.5 Kb.
|
Содержание 1.В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в XVI-XVII веках? 3 2.В чём отличие кальвинизма от лютеранства, в отношении в богатству и труду? 7 3.Почему стало возможным работорговля, убийства тысяч индейцев верующими людьми — отцами основателями США? 9 4.В чём Бенджамин Франклин видит наибольшую ценность? См. отрывок приведенный ниже. 14 5.Какие причины по Ивану Киреевскому лежат в различии западного и русского человека? 17 6.Какие Вы видите перспективы развития экономики России? 20 Список литературы 23 В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в XVI-XVII веках?М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания. Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой «господствующей» группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии. Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении. Далее следует попытка дать определение так называемого «духа капитализма», вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения. Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек — «кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель». На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда «честность полезна только потому, что дает кредит». Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна, как и истинная честность. Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах. Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на «традиционный» и «современный», по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного «традиционным» капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду. Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?». Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти. Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов. Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом. Основные значимые догматы протестантизма: Человек изначально грешен До начала жизни все предопределено Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии Послушание властям Отрицание превосходства аскетического долга над мирским Примирение со своим местом в мире Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко — есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений — и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег В чём отличие кальвинизма от лютеранства, в отношении в богатству и труду?Лютеранство, крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки). Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики. Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений. Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения. Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей – бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, – делает вывод Лютер, – человек спасётся только через веру. Радикально изменился взгляд на церковь. Это уже не мистический организм, вне которого нет спасения (а именно так трактует себя церковь и в католицизме, и в православии), а просто сообщество верующих. И священники перестали быть высшими существами, стоящими над мирянами, людьми наделёнными особой благодатью и исключительным правом совершать таинства и отпускать грехи. Их роль свелась к произнесению проповеди и совершению богослужения. Каждый верующий, минуя духовенство, получал право непосредственно обратиться к Богу. Кальвинизм, направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты. Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509—1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Кальвин ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины — пресвитеры из числа мирян). Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой Божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни предписываемыми церковью «добрыми делами» человек ничего не может изменить в своей посмертной судьбе. Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел», которые были условием его спасения. Вместо этого он сакрализовал, т.е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались. Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни. Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов. Это привело к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников церкви. Почему стало возможным работорговля, убийства тысяч индейцев верующими людьми — отцами основателями США?Полтора века назад Авраам Линкольн пообещал каждому американцу четверть квадратной мили свободной земли на Западе. Это обещание воплотилось в знаменитом Гомстед-акте – революционном документе, который не только содействовал развитию фермерства, но и решил судьбу коренного населения Североамериканского континента – индейцев. После окончания гражданской войны на территорию Великих равнин – плодородной степи за рекой Миссисипи – хлынула волна переселенцев, желавших получить земельный надел. Единственное препятствие для колонистов заключалось лишь в том, что «свободные территории» с давних времён были заселены индейскими племенами. К тому времени большинство жителей Великих равнин входили в племенной союз народов сиу. Историки считают, что до прихода европейцев предки сиу жили в предгорьях Аппалачей и возле озера Мичиган. Наступление европейских колонистов, методично захватывавших землю под плантации табака и хлопка, вынуждало коренных жителей континента постепенно отступать на запад. Уже к периоду войны за независимость США от многих индейских племён восточного побережья оставались лишь названия на географических картах. Такое развитие ситуации сторонники колонизации поясняли неспособностью «дикарей» интегрироваться в цивилизованное общество. Объективности ради стоит сказать, что отцы-основатели США пытались найти справедливое решение индейской проблемы. Так, Джордж Вашингтон предлагал приобщать коренное население к современным методам земледелия и ткачеству. В конце XVIII – начале XIX века «пять цивилизованных племён» юго-востока США достигли в этом значительных успехов. Наиболее «продвинутыми» оказались чероки, которые перешли к оседлому образу жизни, стали жить в современных домах, с успехом занимались скотоводством, земледелием и ремёслами. В 1825 году вождь чероки – Секвойя – утвердил на совете племени оригинальную слоговую азбуку, а через три года начал издавать на родном языке газету «Чероки Феникс». Кроме того, индейцы «пяти цивилизованных племён» создали первую в США сеть бесплатных школ со своими учителями. Богатые чероки владели плантациями, вели аристократический образ жизни и так «цивилизовались», что завели сотни чернокожих рабов. Позднее это племя разработало свою конституцию и свод законов, начало выбирать правительство во главе с верховным вождём. Успехи индейцев на поприще цивилизации обеспокоили «бледнолицых» соседей. В начале 1830-х годов власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на «пустующие земли» к западу от реки Миссисипи. Землю чероки скупили по 50 центов за акр, а продавали за тысячи долларов. Во время принудительной депортации 1838-1839 годов, которая получила название «тропы слёз», погибли тысячи «краснокожих» – преимущественно старики, женщины и дети. Однако до президентства А. Линкольна проникновение колонистов на Великие равнины ограничивалось договорами правительства США с местными индейскими племенами. Взамен они не должны были мешать сообщению с тихоокеанским побережьем, где ещё в 1840-е годы началась «золотая лихорадка». Кроме того, экспансия на Великие равнины до поры до времени сдерживалась противоречиями между южными и северными штатами. Объединение страны в результате гражданской войны и Гомстед-акт дали новый импульс к захвату земель. Ещё до окончания военных действий по указу президента А. Линкольна развернулось строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Восток и Запад страны. Её прокладку индейское население Великих равнин встретило настороженно, поскольку прекрасно понимало все последствия. Массовый наплыв колонистов из-за Миссисипи означал конец традиционного образа жизни на территории, где индейцы чувствовали себя свободными людьми. Если в 1843 году по Орегонскому тракту, ведущему через равнины на Запад, прошло всего 900 человек, то полтора десятилетия спустя по нему передвигалось более 50 тысяч переселенцев ежегодно. Строительство трансконтинентальной железной дороги открывало на Запад широкие ворота. Племенной союз сиу, который возглавлял вождь племени лакота Ситтинг Булл (Сидящий Бык), был встревожен происходящим, а отдельные отряды индейцев начали совершать набеги на строителей железной дороги, которые вторгались в охотничьи угодья. Несмотря на то, что в Вашингтоне говорили о желательности компромисса, сами белые переселенцы и особенно военные были настроены решительно. Командующий армией США Уильям Т. Шерман заявил о том, что «индейцев невозможно обратить к цивилизации», и настаивал на применении силы. Другой герой гражданской войны, командир 7-й кавалерии Джордж А. Кастер называл индейцев «красными нигерами» и сообщал жене в письмах, что «убивает время, убивая индейцев». Он полагал, что армия легко разгонит дикарей. Однако, несмотря на самоуверенность янки, воинственные сиу оказались достойными противниками. Избегая открытых столкновений, они развернули в прериях партизанскую войну, нанося болезненные удары в самых неожиданных местах. Армия, одержавшая победу в гражданской войне, оказалась неповоротливой и неэффективной в борьбе с индейскими отрядами. Потери росли, а усмирить индейцев не удавалось. Наконец, в 1868 году власти США запросили перемирия. На переговорах в форте Лереми, несмотря на протесты Ситтинг Булла, подвыпившие вожди племён подписали договор о создании резервации, в которую вошли священные для сиу Черные горы. Однако военных стычек это не остановило. И тогда руководство американской армии решило изменить тактику. В 1869 году строительство трансконтинентальной железной дороги было закончено – это означало, что появилась возможность быстро перебрасывать войска и снаряжение. Кроме того, военные решили подорвать продовольственную базу индейцев и предложили провести… массовый отстрел бизонов. Современные исследователи сходятся в том, что на Великих равнинах в то время паслось не менее 50 млн. этих животных. Охота на бизонов для индейцев прерий была основным источником пропитания. Из бизоньих шкур они делали одежду, жилища и лодки, а из костей – домашнюю утварь и орудия труда. В ход шёл даже навоз, используемый в качестве топлива. Не случайно индейцы сиу, жившие на Великих равнинах, почитали бизона как священное животное. Массовая резня бизонов началась в конце 1860-х годов и принимала самые различные формы. Уже вскоре в восточных штатах появилась заманчивая реклама: «Добро пожаловать в страну бизонов! Приезжай на поезде и убивай буйволов!». За шкуру бизона давали приличную плату – половину зарплаты фабричного рабочего. Толпы безработных устремились на Запад для участия в невиданном сафари. Более того, на отстрел бизонов власти США стали приглашать охотников из Европы. Стреляли животных под охраной американской армии, чтобы на охотников не напали индейцы. Участники этой вакханалии позднее вспоминали, что стволы ружей раскалялись так, что их приходилось остужать водой, а при её отсутствии – собственной мочой. Некоторые профессионалы своего дела убивали по 300 голов в день. Однако абсолютным рекордсменом стал легендарный Буффало Билл (Бизоний Билл) – Уильям Ф. Коди, который за несколько месяцев погубил 4280 бизонов. В результате огромные стада животных, из-за которых останавливались поезда, стали исчезать. Прерии от горизонта до горизонта были завалены гниющими тушами, а охотники забавы ради складывали из бизоньих черепов гигантские пирамиды. Ситтинг Булл и его соплеменники были потрясены. «Земля отравлена кровью, – с горечью сказал вождь, осматривая ужасную картину побоища. – И это мы дикари?». В то же время генерал Филипп Г. Шеридан, получивший широкую известность как автор популярного высказывания «хороший индеец – мёртвый индеец», хвалил охотников за то, что они уничтожают продовольственные запасы жителей прерий. «Охотники за бизонами, – говорил генерал, – за последние два года сделали гораздо больше для решения проблемы индейцев, чем вся наша регулярная армия за 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, если угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Звучит почти невероятно, но этот же вояка, выступая в Конгрессе США, предлагал учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность их варварского промысла. Неудивительно, что к концу XIX века на территории прерий вместо 50 млн. особей насчитывалось всего 500 бизонов. Стойбища индейцев охватил голод, численность их племён пошла на убыль, а боевой дух был подорван. Террор голодом оказался эффективным оружием. Истребление бизонов и строительство железных дорог лишь на время приостановилось в 1873 году, когда Америку охватил жестокий экономический кризис. Для того чтобы оживить финансовую систему США, президент Улисс С. Грант издал распоряжение искать золото. К несчастью индейцев сиу, месторождение этого металла было обнаружено в Чёрных горах, на территории их резервации. Конфликты с золотоискателями вновь привели к войне, в ходе которой воины Ситтинг Булла наголову разбили злостного врага индейцев Дж. А. Кастера. Сам лихой кавалерист был убит в бою. Эта победа вызвала большой резонанс, но оказалась последней для индейцев. Некоторое время Ситинг Булл вместе с соратниками скрывался в Канаде, а после возвращения судьба свела его с Буффало Биллом. В конце 1860-х Буффало Билл познакомился с популярным писателем и журналистом Эдвардом Джадсоном, который под псевдонимом Нэд Бантлайн многотысячными тиражами издавал россказни покорителей Дикого Запада. Громкая слава истребителя бизонов и индейцев круто изменила жизнь Буффало Билла. Только за один год его книжные гонорары составили 6000 долларов – огромные по тем временам деньги, а завороженное население Небраски избрало меткого стрелка членом законодательного собрания штата. Однако ещё больше славы Бизоньему Биллу принесло театральное представление, сценарий которого написал всё тот же Нэд Бантлайн. Премьера состоялась 16 декабря 1872 года на сцене одного из театров Чикаго. Во время зрелища по сцене прыгали загримированные под индейцев актёры, а Буффало Билл и другой герой – Дикий Билл Хикок укладывали их выстрелами из револьверов, произнося высокопарные монологи. Зрелищность и новизна шоу покорили американскую публику, и Буффало Билл стал артистом, разъезжая по городам и весям США. Летом 1876 года, когда по стране разнеслась весть о поражении Дж. Кастера, Буффало Билл на время оставил театр и вновь отправился охотиться на индейцев. В поединке он убил индейского вождя по имени Жёлтая Рука и снял с него скальп. «Подвиг» был описан в американской прессе, что сделало охотника ещё более популярной личностью. После возвращения с войны Бизоний Билл организовал супершоу «Дикий Запад», с которым ездил до самой смерти. В ходе этого зрелища на открытой арене носились стада бизонов, преследуемые краснокожими охотниками, под гром барабанов и воинственные кличи они исполняли жуткую «пляску скальпов», почтовый дилижанс отчаянно спасался от бандитов, ковбои укрощали диких мустангов, а лучшие стрелки стреляли из всех видов оружия с завязанными глазами. Шоу «Дикий Запад» с громоподобным успехом шло в США и выезжало на гастроли в Европу: в Великобританию, Францию, Италию, Германию и Россию. Для пущего эффекта Бизоний Билл пригласил для участия в шоу «убийцу Кастера» – Ситтинг Булла. К тому времени престарелый вождь, вернувшийся из Канады, отсидел в тюрьме и проживал в резервации. На представлениях он просто присутствовал, сидя в пышном головном уборе из перьев, каждое из которых означало убитого врага. За это Ситтинг Булл получал по 50 долларов в неделю. Так трагедия коренных жителей Великих равнин превратилась в театрализованный фарс и коммерческое предприятие. Геноцид коренных жителей США сегодня признаётся рядом американских учёных. Некоторые из них, например историк Дэвид Станнард, называют гибель миллионов индейцев «американским Холокостом». При этом они приводят многочисленные факты откровенных расправ – массового отравления вином, сожжения деревень вместе с жителями, умышленного заражения чумой и оспой. Упоминают они и различные документы. Так, в 1825 году Верховный суд США сформулировал «доктрину открытия», согласно которой право на землю принадлежит тем, кто её «открыл». На основании этой доктрины в 1830 году был принят закон о переселении индейцев на «пустые» территории. Позднее коренных жителей постановили водворять в резервации. Не скрывают обличители геноцида и того, что белые скупали индейские скальпы, в том числе скальпы женщин и детей. Такие решения принимали законодательные собрания нескольких штатов, в частности Новой Англии. В Северной Калифорнии в 1855 году за голову краснокожего давали по пять долларов. В округе Техама за ту же «работу» платили меньше – всего 25 центов. Регулярная армия США не раз проводила «зачистки» территорий и насильно сгоняла индейцев в специальные резервации, где голод и антисанитария убивали сотни тысяч краснокожих. Чаще всего признаётся и умышленное истребление бизонов с целью создания искусственного голода. Однако большинство американских исследователей при пояснении «депопуляции» коренного населения континента предпочитают воздерживаться от термина «геноцид». При этом они ссылаются на то, что в основном индейцы гибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, которые невольно занесли на Американский континент европейские колонисты. Кроме того, противники «теории геноцида» настаивают на том, что настоящей целью белых было не истребление коренного населения, а просто захват земли. Если индейцы подчинялись, поясняют они, то нередко получали выкуп, и никто их не убивал. Одним словом, злого умысла, а тем более геноцида, вроде и не было. В чём Бенджамин Франклин видит наибольшую ценность? См. отрывок приведенный ниже.Бенджамин Франклин (1706-1790) - известный американский учёный, изобретатель, писатель, философ и государственный деятель, эдакий американский Ломоносов. Пятнадцатый ребёнок в бедной семье, Бен Франклин стал одним из образованнейших и известнейших людей своего времени благодаря неуемной тяге к знаниям и работе над собой. Он самостоятельно освоил несколько профессий, изучил французский, испанский, итальянский языки, латынь. В течение 20 лет Франклин издавал «Пенсильванскую газету» и почти 30 лет - литературный журнал «Альманах бедного Ричарда». Он открыл первую в США публичную библиотеку, создал Американское Философское Общество и основал Пенсильванский Университет. Заинтересовавшись физикой, Франклин самостоятельно прошёл путь от полного профана до учёного с мировым именем, сделал важнейшие открытия в области электричества и создал теорию кораблестроения. По сей день широко используются такие изобретения Франклина, как громоотвод, электрический запал, бифокальные очки, летнее время и т.д. Кроме того, Франклин - один из наиболее видных политических деятелей Америки. Он был одним из авторов Декларации независимости США и под ней стоит его подпись. В годы борьбы Америки за независимость Франклин был посланником в Европе и заключил союзный договор с Францией, а затем и мирный договор с Англией. И это ещё далеко не полный список того, чем прославился этот удивительный человек. Наибольшую ценность Бенджамин Франклин видит в деньгах Образ знаменитого ученого и политического деятеля Бенджамина Франклина навеки запечатлен не только в сердцах американцев. Он несмываемыми чернилами отпечатан на стодолларовой банкноте (самой крупной купюре, выпускаемой в США). Трудно представить кого-либо, кроме Франклина, изображенным на этой банкноте, ведь он один из величайших деятелей Американской революции. Кроме того, перед тем как стать одним из «отцов-основателей» Соединенных Штатов, Франклин был издателем и руководил собственной типографией. Именно предпринимательский дух позволил Франклину разбогатеть, достойно служить обществу и сделать этот мир лучше для будущих поколений. Однако Бен Франклин не только создал немало полезных изобретений и дал начало стране под названием «Соединенные Штаты Америки» — из-под его пера вышло множество мудрых и полезных советов. И некоторые из лучших его рекомендаций имеют отношение к финансам. Пять мудрых высказываний Бенджамина Франклина о деньгах. 1. «Сберечь пенни — все равно что заработать». Наиболее популярное из высказываний Франклина о деньгах на самом деле не отличается особой точностью. Если с количественной точки зрения посмотреть на заработки рядового американца до вычета налогов, то сбереженный пенни гораздо больше пенни заработанного. К примеру, если заработок составляет 10 долларов в час, то после налогов «чистыми» остается 7,5 доллара. А вот если сократить бюджетные расходы на те же 10 долларов, то таким образом в собственную копилку можно положить уже больше своего заработка «чистыми» за час. Урок: сбережения — главный ключ к благосостоянию и финансовому успеху. 2. «Знания — самая выгодная инвестиция». Инвестировать в самого себя не менее важно, чем откладывать деньги на будущее. Франклину также приписывают высказывание «Привычка рано ложиться и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым». Однако он сам часто засиживался допоздна, изучая французский, итальянский, испанский языки и латынь. Эти знания сослужили ученому добрую службу во время поездки в колонии, когда он искал у французов поддержки Американской революции. Знание языков принесло ему выгоды, которых он и представить себе не мог. Пример Франклина показывает, что успех достигается не только благодаря упорному труду, но и через прилежную учебу. Урок: никогда не переставать учиться. Если у вас есть шанс пойти на курсы, продолжить свое образование — учитесь. Еще лучше — изучать то, что интересно лично вам, в свободное время. А в библиотеку можно записаться бесплатно! 3. «Нет ничего постыдного в бедности — стыдно ее стыдиться». Франклин был человеком, который сделал себя сам. Он верил в то, что успеха можно добиться упорным трудом, прилежанием и учебой. Вначале его жизнь была весьма скромной, но он достиг процветания благодаря предпринимательству и постоянной учебе. И он никогда не скрывал, кем был, до того как стать успешным человеком. Урок: воспоминания о тяжелых временах, когда вы были бедны или сильно задолжали, может послужить отличным стимулом вести более бережливый образ жизни и создать лучшее будущее себе и своей семье. 4. «Тот, кто думает, что деньги способны на все, вызывает подозрения в том, что он сам способен на все ради денег». Из цитат Франклина можно составить полноценную финансовую энциклопедию. Бережливость, накопления и экономия — это одно, а вот жадность — это совсем другое. Наглядный тому пример — финансовый кризис, разразившийся в 2008-м. Тогда именно жадность заставила инвесторов, ослепленных жаждой прибыли, вкладываться в ипотечные инструменты subprime с плавающей ставкой и в ценные бумаги с ипотечным обеспечением, сулившие невиданные проценты. Урок: не вы должны служить вашим деньгам, а ваши деньги должны служить вам. 5. «Лучше лечь спать без ужина, чем проснуться, будучи в долгах». Франклин хорошо разбирался в природе долгов и был твердо убежден в том, что лучше предельно урезать расходы, чем занимать деньги на шикарную жизнь не по средствам. Разумеется, речь не о том, чтобы экономить на базовых потребностях, например на питании, но уж точно каждому необходимы средства на «черный день». Урок: живите по средствам и выбирайтесь из долгов как можно быстрее. Труды Бенджамина Франклина содержат высказывания, которые актуальны и сегодня, когда мы столкнулись с непростыми и даже сбивающими с толку экономическими условиями. Поэтому пусть последняя строка этой статьи будет его цитатой о том, как следует относиться к деньгам: «Деньги не сделали ни одного человека счастливым, и никогда они не принесут ему счастья, потому что приносить счастье — не в природе денег. И чем больше у человека денег, тем больше он их желает». Какие причины по Ивану Киреевскому лежат в различии западного и русского человека?Киреевский Иван Васильевич (22.03.1806– 11.06.1856), один из основоположников славянофильства. Основные сферы деятельности Киреевского – философия, религия, литературная и художественная критика. Киреевский с юных лет питал интерес и к экономике. Примечательно, что, готовясь к экзамену для поступления на службу в Московский главный архив Иностранной коллегии, он не только много читал но и пробовал написать сочинение по «экономии». Экономические взгляды Киреевского складывались в русле общей концепции славянофильства и в соответствии его положения как землевладельца, помещика. В частности, Киреевский был сторонником отмены крепостного права, однако в отличие от др. «освободителей крестьян» предвидел возможные отрицательные последствия этой меры, справедливо опасаясь, как бы крестьяне, освободившись от работы на помещиков, не попали в гораздо худшую кабалу (что, к несчастью, слишком часто впоследствии и случалось). Наиболее важное, воистину мировое значение имеет тот вывод, который Киреевский сделал из общей концепции славянофильства применительно к экономической науке. Славянофилы считали, что гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывшейся в духе русского народа. Понимание Киреевским сущности экономики вытекало из установленных им особенностей русского склада ума, отличающегося от склада ума европейца. Европейская образованность, по Киреевскому, имела 3 основы: римскую церковь, древнеримский мир и возникшую из завоевания государственность. Сложившийся на этих основах «западный человек раздробляет свою жизнь на отдельные стремления и хотя связывает их рассудком в один общий план, однако же в каждую минуту жизни является как иной человек. В одном углу его сердца живет чувство религиозное, которое он употребляет при упражнениях благочестия; в другом – отдельно – силы разума и житейских занятий; в третьем – стремления к чувственным утехам; в четвертом – нравственно-семейное чувство; в пятом – стремление к личной корысти; в шестом – стремление к наслаждениям изящно-искусственным; и каждое из частных стремлений подразделяется еще на разные виды, сопровождаемые особыми состояниями души, которые все являются разрозненно одно от другого и связываются только отвлеченным рассудочным воспоминанием. Западный человек легко мог поутру молиться с горячим, напряженным, изумительным усердием; потом отдохнуть от усердия, забыв молитву и упражняя другие силы в работе, потом отдохнуть от работы, не только физически, но и нравственно, забывая ее сухие занятия за смехом и звоном застольных песен; потом забыть весь день и всю жизнь в мечтательном наслаждении искусственного зрелища. На другой день ему легко было опять снова начать оборачивать то же колесо своей наружно-правильной жизни. Не так человек русский…» Показав отличительные особенности русского склада ума, Киреевский делает общий вывод: «… раздвоение и целостность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности». Именно вследствие разорванности западноевропейского сознания и стало возможным появление науки политической экономии. (О принципиальном различии западноевропейского и русского понимания «науки о богатстве» см.: Экономические воззрения славянофилов.) Киреевский так объяснял, почему политическая экономия не могла бы зародиться в России: «Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд. Если бы наука политической экономии тогда существовала, то, без всякого сомнения, она не была бы понятна русскому. Он не мог бы согласить с цельностию своего воззрения на жизнь особой науки о богатстве… Он знал, что развитие богатства есть одно из второстепенных условий жизни общественной и должно поэтому находиться не только в тесной связи с другими высшими условиями бытия, но и в совершенной им подчиненности». Русская экономическая мысль не сводила хозяйственную деятельность только к деньгам, к подсчету прибылей и убытков, не отделяла финансовые итоги от духовно-нравственных ценностей, а также от государственных интересов, от судеб своего Отечества, всегда имела перед собой высокий идеал. Такой подход абсолютно чужд западной политической экономии. Отличительные особенности западничества и славянофильства. Западники и славянофилы вошли в историю как люди '' сороковых годов ''- люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Основными чертами славянофилов являлись целостность и разум, а западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие: 1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины путем логического сцепления понятий; на Руси - стремление к истине “посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной целостности и средоточию разума”; 2) на Западе - государственность из насилий завоевания, на Руси – из естественного развития народного быта; 3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Руси их “единодушная совокупность”; 4) на Западе - поземельная собственность - первое отношение гражданских отношений, на Руси - собственность только случайное выражение отношений личных; 5) на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из быта. Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия внутреннего и внешнего”; “ постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному” - такова древнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе. Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный человек почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее бывает доволен собой”. Какие Вы видите перспективы развития экономики России?Обсуждение перспектив развития российской экономики требует предварительного анализа текущего состояния, а также оценки возможностей и ограничений долгосрочного роста. В этой связи необходимо подвести некоторые итоги развития экономики России на интервале 1999-2008 гг., а также оценить последствия кризиса 2008-2009 гг. Период 1999-2008 гг. При всем разнообразии негативных явлений и тенденций неоспоримой доминантой этого периода являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано со следующими причинами: В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты. Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям. Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов, встроилась в систему международного разделения труда и сейчас представляет собой хотя и не полностью сбалансированный, но взаимоувязанный народнохозяйственный комплекс. Период кризиса 2008 - 2009 гг. Следует отметить, что кризис 2008-2009 г. носил «шоковый» характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках. При этом начальный (и очень сильный) импульс к разворачиванию кризисных процессов пришел со стороны внешних рынков. Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.: шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга; ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары; шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии. С точки зрения формирования доходов экономики и, соответственно, расходов, то есть с точки зрения формирования конечного спроса снижение цен на нефть самым негативным образом сказалось на динамике ВВП. В то же время с точки зрения формирования промежуточного спроса стабильные объемы добычи нефти в течение всего кризисного периода, безусловно, поддержали российскую экономику. При анализе любого кризисного сокращения производства существенной является внутригодовая динамика. В частности по некоторым позициям промышленного выпуска после резкого спада в январе 2009 г., уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. Анализ динамики запасов в период кризисов 1998 и 2008-2009 гг. позволяет сделать вывод о том, что в периоды кризисов этот показатель является одним из основных источников снижения ВВП. В тоже время в период восстановления экономики запасы также наиболее существенным образом поддерживают экономический рост. Это связано с тем, что рост спроса неизбежно приводит к опережающему увеличению промежуточного потребления на фоне истощившихся в период кризиса производственных запасов. Анализ всех факторов влияющих на развитие российской экономики позволяет говорить о том, что главной интригой среднесрочной перспективы становится вопрос не о глубине спада, она уже известна, а о скорости восстановления производства, а также о мере влияния прошедшего кризиса на долгосрочную экономическую динамику. Факторы улучшения производственной конъюнктуры уменьшение производственных издержек снижение притязаний наемных работников на рост оплаты труда улучшение финансового положения реального сектора и банковской сферы постепенная реализация накопленного (отложенного) потребительского и инвестиционного спроса. Важнейшим условием динамичного развития экономики России в будущем, на мой взгляд, являются однородность экономического пространства, снижение технологических и экономических разрывов, снижение экономического неравенства. Ключевые задачи российской экономики : поддержания бюджетной стабильности Развитие внешнеэкономического комплекса Состояние внешнеэкономического комплекса является одним из ключевых факторов, от которого зависит состояние государственного бюджета, а в значительной мере - и динамика развития российской экономики в целом. В 2011 г. только на доходы от экспортных и импортных пошлин приходилось 35,7% совокупных доходов федерального бюджета. Кроме того, прибыль компаний-экспортеров и доходы их сотрудников составляют значительную часть совокупной налоговой базы страны, а динамика внешнеэкономической конъюнктуры оказывает непосредственное влияние на расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этих условиях совершенствование механизмов развития российского внешнеэкономического комплекса является одним из важнейших приоритетов экономической модернизации. Список литературыВведение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М. 1989. Киреевский И.В О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Макс Вебер Протестантская этика и дух капитализма. Московченко А. Д.. Философия. Учебное пособие. Томск . 2001. Щербин М.Н., С.М. Халин, Т.Ф. Гусакова, С.И. Лысов, Л.Г. Суворова. Философия. Учебное пособие. Тюмень. 2005. |