Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. Культура первой половины XVIII века. Скульптура. Архитектура.

  • 38. Культура первой половины XVIII века. Театр.

  • 1. Социальноэкономическое развитие России в первой половине XVIII века. Развитие промышленности


    Скачать 0.68 Mb.
    Название1. Социальноэкономическое развитие России в первой половине XVIII века. Развитие промышленности
    Дата05.06.2018
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаkabirova.rtf
    ТипДокументы
    #46138
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    36. Культура первой половины XVIII века. Живопись.

    В XVIII в. постепенно происходил переход от иконописи к светскому искусству. Главное место в живописи с начала ХVШ в. начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Среди станковых картин основное место отводится портрету во всех его разновидностях: камерному, парадному, в рост, погрудному, двойному. В портретах начала XVIII в. проявляется исключительный интерес к человеку, к его внутреннему миру, к реалиям быта. И этим портрет отличается от иконы.

    Показательны в этом отношении портреты "Преображенской серии". Петр I в 1694 г. для своего Преображенского дворца заказал портреты "Всепьяннейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы" ("портреты шутов"). Этот "собор" был создан царем из представителей знатных фамилий для того, чтоб было с кем "выпить, закусить, да другую попросить". Все восемь портретов "Преображенской серии" написаны или одним художником, или вышли из одной живописной мастерской. Одним из наиболее известных портретов этой серии является "Портрет Якова Тургенева" (1695). Усталое, изрезанное морщинами лицо немолодого человека. В его печальных глазах, устремленных на зрителя, в чертах лица, есть нечто трагическое (См. дополнительный иллюстративный материал). И судьба его была трагической. Один из первых соратников молодого Петра в "соборе". Он командовал ротой в маневрах петровских потешных войск. Но с 1694 г. стал играть в шутовских празднествах, а забавы Петра носили жестокий и дикий характер. Вскоре после своей пародийной и кощунственной свадьбы Тургенев умер. Пристальный интерес художника к реалиям быта характерен для портрета Алексея Василькова (См. дополнительный иллюстративный материал).

    Основоположником светской живописи в России считается И.Н. Никитин (середина 80-х годов XVII в. - не ранее 1742). Сын московского священника, племянник духовника Петра получил образование в живописной мастерской Оружейной палаты. Он рано сформировался как художник и исполнял портреты царской семьи еще до поездки за границу (портрет племянницы Петра Прасковьи Иоанновны, 1714, ГРМ; портрет любимой сестры Петра Натальи Алексеевны, 1716, ГТГ). Хотя в этих портретах еще сильно влияние парсунности (статичность позы, отсутствие перспективы, нет анатомической правильности черт лица), в то же время художнику удалось отразить глубокий внутренний мир племянницы Петра, характер, чувство собственного достоинства(См. дополнительный иллюстративный материал). В 1716-1719 гг. он стажируется во Флоренции, а в 1720 г. царь отзывает его назад в Петербург. Уже первые выполненные после возвращения портреты свидетельствуют о том, что художник обогатил свое мастерство приемами западноевропейских мастеров. Так, портрет канцлера Головкина (ГТГ) отличается напряженной внутренней жизнью, душевной серьезностью, сосредоточенностью (См. дополнительный иллюстративный материал). Все внимание мастера сосредоточено на лице, определяющем характеристику умного, волевого дипломата. Судьба И.Н. Никитина оказалась трагичной. После смерти императора в 1725 г. он переезжает в Москву, и здесь в 1732 г. его вместе с братьями арестовывают по обвинению в хранении писем, чернящих вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. По приговору суда Никитина содержали в Петропавловской крепости в одиночной камере пять лет, затем били кнутом и в 1737 г. прогнали этапом на вечную каторгу в Тобольск, где он пробыл до 1742 г. Здесь пришло к нему помилование, но до Москвы он не доехал, вероятнее всего умер в дороге.

    Большую роль в становлении светской живописи сыграло творчество А. Матвеева (1701-1739). Неизвестно, кем были его родители, но известно, что его сестра была в штате прислуги царицы Екатерины I. Екатерина и стала на долгие годы его покровительницей. Вот почему в 15 лет в царском обозе он уехал в Голландию. По возвращении на родину, в Петербург, Матвеев сразу включается в работу по оформлению главного собора города - Петропавловского. С 1730 г. и вплоть до самой смерти Андрей Матвеев руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. В 1728 г. Матвеев пишет парные портреты И.А. и А.П. Голицыных (Москва, частн. собр. И.В. Голицына). Из них наиболее интересным представляется портрет А.П. Голицыной (См. дополнительный иллюстративный материал). А. П. Голицына статс-дама и "князь-игуменья Всепьяннейшего и сумасброднейшего собора". По воле Петра она была шутихой Екатерины I. В 1728 г., когда писался портрет, ей было уже много лет. При всей парадности и роскоши аксессуаров на портрете изображена женщина, прожившая жизнь, полную унижений. Об этом свидетельствует взгляд А.П. Голицыной, грустный, усталый, по-детски незащищенный. Самым известным произведением Матвеева является "Автопортрет с женой" (1729). Художнику на портрете не более 27 лет, а его жене - 15 или 17. В портрете нет холодной парадности. Мастеру удалось показать интимность и целомудренность человеческих отношений (См. дополнительный иллюстративный материал).

    Творчество Никитина и Матвеева демонстрирует овладение русскими приемами западноевропейских мастеров, при сохранении национального духа. "Обмирщение" русского искусства в первой половине XVIII века произошло, благодаря усилиям Никитина и Матвеева.

    37. Культура первой половины XVIII века. Скульптура. Архитектура.

    В петровское время происходят большие изменения в развитии архитектуры. Проводимые Петром I реформы поставили перед архитектурой новые, неизвестные ранее задачи. Резко возросла потребность в новом для России типе зданий: производственных, административных, общественных. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений, разработки и применения новых строительных приемов и конструкций, более быстрых и технически совершенных методов строительства. Развитие строительной техники шло параллельно с развитием архитектуры. Принципы новой архитектуры наиболее полное воплощение нашли при строительстве Петербурга. В градостроительстве появляется понятие плана города с параллельно-перпендикулярным расположением улиц, с застройкой зданий по красной линии. Здания возводились в духе "петровского" барокко, для которого характерны простой, основательный, фундаментальный план зданий (от голландского классицизма) и использование измельченных ордерных элементов (карнизы, наличники окон, пилястры, порталы с небольшими волютами и т.д.) во внешнем декоре. Непременной была и установка статуй, вазонов. Углы зданий часто оформлялись рустом. Еще одним отличительным признаком "петровского" барокко стала двуцветная окраска зданий (чаще красный и белый). Все это делало внешний вид зданий нарядным, праздничным, что было немаловажным для зрительного восприятия на фоне серого и мрачного петербургского неба.

    Уже в самом начале Северной войны Россия отвоевала у Швеции устье Невы, но сразу же встала задача его защиты. Чтобы закрепить за Россией выход в Балтийское море, Петр I решает строить здесь крепость с шестью бастионами. 16 мая 1703 г. у устья Невы царь на небольшом Заячьем острове заложил крепость в честь своих небесных покровителей Петропавловскую, с которой и началось строительство нового города - Петербурга. Для строительства Петербурга были приглашены иностранные архитекторы - Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф.Б. Растрелли, с 1724 г. в нем стали участвовать и русские мастера - И.К. Коробов, М.Г. Земцов. Строительством Петербурга занималась "Канцелярия городовых дел", созданная в 1706 г. специально для этой цели. В 1723 г. она была переименована в Канцелярию от строений. Во главе ее был поставлен Д. Трезини. При строительстве Петербурга впервые были выработаны предварительный план строительства города, впервые планировались городские ансамбли с системой улиц, кварталов, площадей.

    В 1712 г. столица Российского государства была перенесена в новый Петербург. В новой столице Петру I нужен был кафедральный собор. В том же году в Петропавловской крепости под руководством Д. Трезини началось строительство Петропавловского собора (1712-1733). Д. Трезини преобразил не только внешний вид православного храма, но и его внутреннюю планировку. В плане собор - трехнефная базилика с многоярусной колокольней. Собор архитектор увенчал грандиозным шпилем. Сооружение столь необычно высокого шпиля было вызвано желанием иметь в городе заметный издали высотный ориентир, и, кроме того, башню, с которой было бы удобно обозревать строящийся город. Еще в 1720 г. на колокольне установили часы с курантами, но они сгорели во время сильного пожара 1756 г. В 1776 г. зазвучали новые часы, созданные голландским мастером О. Крассом. Внутреннее пространство собора в форме прямоугольника было также нетрадиционно для православного храма. Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. На стенах живописные картины работы А. Матвеева, Г. Гзеля и других художников. Уникальным является иконостас Петропавловского собора, выполненный русскими мастерами под руководством И.П. Зарудного. Мастер традиционную иконостасную стенку превратил в пышную триумфальную арку, неразрывно связанную своей композицией с внутренним пространством собора. Иконостас охватывает пилоны и уходит своим завершением в барабан купола. В отделке иконостаса наряду с архитектурными элементами широко применены изображения человеческих фигур, различные декоративные элементы - драпировки, шнуры, кисти и т.д. В 1725 г. в еще недостроенном соборе был захоронен император Петр I. С тех пор здесь стали хоронить русских императоров. В настоящее время Петропавловский собор является доминантой (его высота 122,5 м) и символом Петербурга.

    Примером большого административного здания является здание Двенадцати (1722; закончено к 1742; ныне университет) архитектора Д. Трезини. Перед архитектором Петр I поставил задачу "о равноправии всех коллегий". Д. Трезини оригинально решил эту задачу. Здание представляет собой двенадцать одинаковых построек, поставленных вплотную друг к другу в одну линию, растянувшуюся на 383 метра. Все здания объединяет общий сквозной коридор. Каждое здание имеет свою собственную крышу. Завораживающий ритм повторяющихся ризалитов и фронтонов, пилястров и наличников при насыщенной красно-белой расцветке фасадов придает зданию величественный и торжественный вид.

    В петровское время возникают дворцово-парковые ансамбли, такие как Летний сад, Петергофский ансамбль, ставшие выдающимися произведениями дворцово-парковой архитектуры. Летний сад был разбит по рисунку Петра I, в саду были устроены фонтаны на темы эзоповых басен, в специальной галерее была установлена найденная на раскопках в Риме статуя Венеры. В 1710 - 1714 гг. архитектором Д. Трезини в Летнем саду для летнего отдыха царской семьи, у слияния Невы и Фонтанки был построен Летний дворец Петра I. Это небольшое, простое по планировке, прямоугольное 2-х этажное каменное здание с высокой кровлей. Дворец имел небольшой "гаванец" - бассейн, сообщавшийся с Фонтанкой и дававший возможность попадать в апартаменты прямо с воды. Дворец лишен внешнего декора, значительность и нарядность его фасадам придают 29 барельефов (А. Шлютер) между окнами 1-го и 2-го этажей, в аллегорической форме повествующие о событиях Северной войны. К главному дому примыкали обширные служебные постройки. Далее шли огороды, регулярный сад с беседками, скульптурами, фонтанами и т.д.

    К числу новых по своему назначению и по архитектуре зданий относится Кунсткамера - первое русское музейное здание (арх. Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Кьявери и М.Г. Земцов; 1718-1734.Здание представляет собой два симметричных корпуса с башней посредине. Завершающая здание башня предназначалась для астрономических наблюдений. (Она была уничтожена во время одного из пожаров в середине XVIII в. и была вновь восстановлена в 1948 г.). В крыльях здания во втором и третьем этажах расположены большие двусветные залы с хорами, предназначавшиеся для естественно - исторической коллекции и библиотеки.

    К этому времени относится и появление усадеб знати с натуральным хозяйством, которые в дальнейшем получат широкое распространение в России. В 1710-1719 гг. в восточной части Васильевского острова на берегу Невы был построен парадный дворец генерал-губернатора Петербурга князя А.Д. Меншикова (Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель). Усадьба состояла из нового каменного дворца, старого - деревянного, церкви и огромного регулярного сада позади новой постройки. В саду были устроены фонтаны, беседки, оранжереи, грот, различные павильоны. Дворец фасадом выходил на набережную Невы, со стороны Невы была устроена небольшая гавань, к которой причаливали шлюпки с гостями. Меншиковский дворец славился своими ассамблеями, торжествами в честь побед в Северной войне, приемами иностранцев.

    Наряду с городскими усадьбами в этот период начинается строительство и загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: Екатерингоф, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. В противоположность небольшим царским дворцам в Петергофе, загородный дворец А.Д. Меншикова в Ораниенбауме (арх. Д. Шедель) поражал размерами и великолепием. Раскинувшийся полукругом на 210 м., парадным фасадом он открывался прямо к морю парадной многомаршевой лестницей. На концах полукруга расположены два симметричных павильона - дворцовая церковь и "японский" павильон. Перед дворцом находилась устроенная по настоянию Петра гавань, предназначавшаяся для морского сообщения с Петергофом и Петербургом.

    Помимо Петербурга в первой четверти XVIII в. в России возникли новые города - Азов, Таганрог. В городах возводилось много светских зданий. Русская архитектура стала выходить на общеевропейские пути развития.

    В 30-40-е гг. в Петербурге работают такие известные архитекторы, как И.К. Коробов, П.М. Еропкин. М.Г. Земцов. Значительным событием в архитектуре этого периода стала реконструкция в 1732-1738 гг. архитектором И.К. Коробовым здания Адмиралтейства. Адмиралтейская судостроительная верфь - первая в России - была заложена в 1704 г. на левом берегу Невы. Причем, Петр лично разработал чертежи верфи. На Адмиралтейской верфи строились боевые корабли. Одновременно Адмиралтейство должно было быть деловым зданием - выполнять роль ведомства по управлению флотом. Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное П-образное мазанковое здание со шпилем. К 30-м годам здание обветшало. Архитектор И.К. Коробов, сохранив первоначальный план здания, мазанковые сооружения заменил каменными. Была воссоздана в камне и башня, которая увенчивалась высоким золоченым куполом и золоченым шпилем. На высоте 72,5 м шпильАдмиралтейства стал венчать позолоченный флюгер в виде трехмачтового кораблика, который сегодня является одним из символов Петербурга.

    При Петре и его преемниках Петербург только застраивался, и тогда не было ни времени, ни средств для украшения Петербурга. При дочери Петра Елизавете стали заботиться о том, чтобы украсить Петербург величественными постройками, достойными европейской державы. Наибольшая заслуга в этом отношении принадлежит архитектору графу Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), которого называют "чародеем елизаветинской эпохи". Именно благодаря таким постройкам Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, как Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Воронцова, дворец Строганова, загородные резиденции императриц - Царское Село, Петергоф - Петербург начал приобретать парадность, помпезность, имперскость.

    38. Культура первой половины XVIII века. Театр.

    Просвещению народа должен был способствовать театр. Театр превращается в общедоступное зрелище с воспитательными целями. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Здание для театра построили на Красной площади, и он был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. При дворе сестры царя Натальи Алексеевны действовал еще один театр. Театр заводила знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта