Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социокультурные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина.

  • Образование и педагогическая мысль в эпоху Патристики. Эволюция отношения Церкви к идеалам античной образованности. Trivium и quadrivium в «свободных искусствах».

  • Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура.

  • Документ Microsoft Word. 1. Социокультурные факторы становления средневековой образовательной традиции. Педагогическое мироощущение христианина


    Скачать 19.26 Kb.
    Название1. Социокультурные факторы становления средневековой образовательной традиции. Педагогическое мироощущение христианина
    Дата08.12.2020
    Размер19.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипРеферат
    #158483

    Цель занятия: сформировать представление о становлении и развитии образования и педагогической мысли в христианской культуре; выявить генетические истоки институциональной формы западной традиции высшего образования.

    Вам предлагается тезисно изложить содержание каждого вопроса!

    Вопросы:

    1. Социокультурные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина.

    Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина: универсум как школа, история как воспитательный процесс. Переосмысление мира детства в христианской культуре. Библия о детях.

    Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики. «Чтение-пережевывание» (ruminatio) и чтение-комментарий (lectura, lectio): традиционная монастырская и университетская методики обучения.

    Теологические принципы средневековых науки и образования: теоцентризм, ревеляционизм, креационизм, провиденциализм и персонализм.

    Философские аспекты образования в эпоху Патристики. Основные функции и задачи раннехристианского образования: апология, миссия, познание Бога. Эволюция отношения Церкви к античной («языческой») образованности. Взгляды Тертуллиана и Августина на проблему рецепции античной духовной культуры (παιδεία).

    Христианская рецепция античной образовательной программы «свободных искусств» (artes liberales) Северином Боэцием и Флавием Кассиодором. «Этимологии» Исидора Севильского как образцовый средневековый учебник.

    • введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. • воспитание христианского мировоззрения, осмысления мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. • подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли»

    2. Образование и педагогическая мысль в эпоху Патристики. Эволюция отношения Церкви к идеалам античной образованности. Trivium и quadrivium в «свободных искусствах».

    Двойственное отношение средневековья к античности выражается таким образом: «Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм театра, музыки и пластических искусств, а также связь всего этого с язычеством». Вместе с тем «исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики» (Аверинцев С. С. Христианство. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758). Жесткую трансформацию претерпели «семь свободных искусств»: диалектика превратилась в «служанку теологии», искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия – для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т. д. Особенно неприемлемым из античной образованности для раннего средневековья было эстетическое воспитание, объявленное «духовной мерзостью». Как мы помним, отрицательное отношение к нему сформировалось еще в Римский период. Сугубо религиозный характер культуры, общего образа мыслей обусловил «безымянность» средневекового искусства – до нас не дошли имена авторов божественных месс, архитекторов величественных соборов («проповедей в камне»): ими их творцы славили не себя, а Создателя. Иоанн Златоуст (354–407), прозванный так за свой дар проповедника, упрекал школы античного типа, что их главная цель – «научить хорошо говорить» и тем зарабатывать презренные деньги, а не «наставлять душу». В воспитании он призывал обращаться к божественному началу в человеке, делая упор на увещевания, душевные предостережения. Неоднозначно относились к античности и ее педагогической традиции и другие отцы церкви. Григорий Назианский (ок. 329–390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (?–215) изучал и интерпретировал идеи Платона, а диалектические взгляды Василия Кесарийского (330–379) были созвучны педагогическим взглядам Плутарха. Архиепископ Мартин де Брага (VI в.) основывал воспитание на заповедях, сформулированных античными стоиками – благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержании. Христианский интерес к душе обращал к памяти и другим природным способностям, по-своему поддерживая античные принципы самопознания и самовоспитания. Василий Кесарийский – автор трактата с более чем характерным названием: «О том, как молодые люди могут извлекать пользу из языческих книг». Аврелий Августин (354–430) также признавал достижения античной образованности и педагогической мысли. Платон вовсе почитался предшественником христианства. Философы Прокл, Порфирий, Ямвлих немало трудов посвятили комментариям сочинений Платона и христианскому переосмыслению его идей. Августин также призывал бережно относиться к ребенку, не наносить вреда его психике наказаниями. Принимая всю программу «семи искусств», Августин вместе с тем предостерегал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Поэтому светские знания рассматривались как второстепенные и вспомогательные, подчиненные изучению Библии и христианской догматики.
    «Искусство» в понимании того времени — это совокупность почерпнутых из опыта приемов и система логически разработанных правил, в основе которых лежат закономерности, управляющие течением естественнноприродных событий. Уже древняя мысль (Исидор Севильский (560—636), епископ Севильи, один из крупнейших энциклопедистов Европы того времени, кстати, покровитель Интернета) выстраивала их иерархию, ступени которой определяли стадии обучения. При этом на первом месте оказывалось искусство слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика), далее шло искусство числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трех дисциплин) назывался тривиум (trivium), второй (из четырех) — квадривиум (quadrivium).

    Совокупность этих семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения обобщающего философского знания о мире. Унаследованная современностью, последовательность преподавания свободных искусств также сложилась в древности. Сначала преподавался тривиум (первой из дисциплин была грамматика), потом квадривиум (базовая дисциплина квадривия — арифметика). Тривиум также преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

    При всей значимости точных наук основной интерес представляет первый цикл. Именно он составлял и продолжает составлять фундамент всей социальной коммуникации. Изучение квадривиума могло происходить только на его основе.

    Не следует видеть в дисциплинах тривиума подобие тех, которые сегодня изучаются в высшей школе и на специальных курсах повышения квалификации (ведь если о грамматике ребенок узнает за школьной партой, то о риторике и диалектике — лишь на вузовских лекциях). Простая аналогия с современностью позволяет понять его существо.

    амое главное заключается в том, что она воспитывает особую дисциплину коммуникации, формирование единой нормы реакции на знак, которая может быть конкретизирована как:

    — единое понимание знака,

    — единое время ответной реакции на знак,

    — единая форма действенного ответа.

    Именно это единство составляет подлинное основание глобального коммуникационного процесса, первое и главное его условие. Без выработки общей для всех нормы ответа на знак никакая коммуникация в принципе невозможна. Напротив, чем выше степень единства, чем строже дисциплина общения, тем сокрушительней (или тем созидательней) собирательный результат интегральной реакции. Поэтому в действительности важна не столько сама ценность, которая порождается творческой деятельностью социума, сколько кумулятивный эффект его же собственного отклика на нее. Другими словами, «ценность ценности» состоит вовсе не в уровне эмоционального всплеска, который порождается содержанием коммуникационного посыла в глубинах индивидуальных психик, но в степени концентрации взрывной энергии всех форм их совокупного ответа.

    3. Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура.

    4. Схоластика как метод исследования текста и метод обучения. Вклад Петра Абеляра в развитие схоластического критицизма.

    5. Становление университета в эпоху Высокого средневековья.

    5.1. Генезис, структура университета, организация учебного процесса, методы обучения. 5.2. Роль Церкви в становлении средневекового университета.

    5.3. Научно-образовательная деятельность в университетах XIII – XIV вв.

    5.4. Десакрализация книги в средневековом университете. Возрастание роли учебно-методической и справочной литературы в учебном процессе.

    Задания:

    1. Перед Вами один из вопросов (quaestio) схоластической «философии образования»: «Может ли один человек учить другого? <…> Представляется, что (videtur quod) один человек не может учить другого, [поскольку] Господь говорит: “Не называйтесь учителями” (Мф 23; 8). <…> Но против (sed contra): апостол говорит (1 Тим 2, 7): “Я поставлен проповедником и Апостолом, учителем язычников в вере и истине”» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 117, 1). Анализируя формальный и содержательный аспекты вопроса, укажите на достоинства и недостатки схоластического метода обучения.

    2. Следуя, по возможности, схоластическому методу разрешения «диспутационных вопросов» (quaestiones disputate) и его структуре, Вам предлагается ответить на quaestio: «Принесла ли схоластика и схоластический метод обучения больше вреда, или пользы новоевропейскому образованию». Не забудьте ссылаться на «авторитетные источники» (в качестве которых можно использовать авторов учебников.

    Работа рассчитана на две пары!


    написать администратору сайта