Главная страница
Навигация по странице:

  • Зачем нужно развивать творческие способности

  • Что такое творческие способности

  • Когда начинать развивать творческие способности у ребенка

  • Диагностика творческих способностей дошкольников

  • Занятия по развитию творческих способностей

  • Развитие творческих способностей старших дошкольников

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

  • Развитие музыкально творческих способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей детей

  • Рисунок 2 - Тест Е. Торренса «Неполные фигуры»

  • Рисунок 3 - Диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса

  • Рисунок 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса

  • Рисунок 5 - Контрольная диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса Задание 2.

  • 1 соответствие возрастным особенностям


    Скачать 123.19 Kb.
    Название1 соответствие возрастным особенностям
    Дата25.04.2023
    Размер123.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9,2.docx
    ТипДокументы
    #1087403

    Задание 1. Разработайте и проведите диагностическую серию по выявлению творческих способностей у детей. При разработке диагностической серии учитывайте следующие моменты:

    1) соответствие возрастным особенностям

    2) уровень сложности при работе с детьми

    3) простота обработки

    4) достоверность полученных результатов

    Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

    В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

    Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, что бы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. 
            Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.). По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не способен создать что-то принципиально и общественно ценное, но субъективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя.         Однако, в развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педагога сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми.

    Зачем нужно развивать творческие способности?

     Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. 

          Что такое творческие способности?

    Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое. 

           Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?

     Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы» родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься, как вообще такое можно придумать. 

              Диагностика творческих способностей дошкольников

               Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.

     Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.

          Развитие творческих способностей старших дошкольников

    Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста. Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участие в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развивающие игры дома.

         Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.

         Развитие музыкально творческих способностей дошкольников

    Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Родители должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если они не причастны к миру музыки и не стремятся вырастить музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр, например повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха.Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.

            Заключение.

    Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее. 

       Игры на развитие творческих способностей:

    «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами. 

    «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки. 

    «Игры со словами» - пока идете с детского сада домой, ждете очереди в больнице и так далее, играйте с ребенок в слова – вы называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой), синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный, великолепный, очаровательный и т. д.) 

    «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть. 

    «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

           Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

    «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее. 

         Полезные советы 

    1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место. 

    2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию. 

    3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие. 

    4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка. 
    5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка. 

    6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки. 

    7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей. 

    8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени. 

    9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения. 
    1) Констатирующий эксперимент.

    Цель: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е. Торренса «Неполные фигуры».

    Материал: бланк с фигурами (рис.2), набор фломастеров.



    Рисунок 2 - Тест Е. Торренса «Неполные фигуры»

    Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

    Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

    Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

    Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации.

    В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.


    Методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса.

    В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д.

    В методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:

    1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.

    2. Гибкость использования идей. В результате её детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:

    - типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг - колесо, самоката, велосипеда и т.д.);

    - рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

    3. Оригинальность воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

    С помощью таких заданий можно вывести степень оригинальности, необычности изображения, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:

    1. Работам первого уровня свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

    2. Для работ второго уровня характерна меньшая схематичность изображения, появление большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

    3. Для работ третьего уровня характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке).

    На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

    4. В работах четвертого уровня отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

    5. Для работ пятого уровня характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

    6. Качественное отличие работ шестого уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.

    На основании данных уровней была введена шестибальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму - в 2 балла, третьему - в три балла и т.д. до шестого уровня. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком. Кроме того, подсчитывалось общее количество оригинальных изображений в целом по группе. Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы в процентах. Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом.

    Оценка результатов осуществлялась в двух направлениях:

    1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

    2) по группе в целом, что позволяет оценить не только уровень развития творчества, а и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

    По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 2 и 3, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

    Таблица 2 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)
















    Учащиеся

    Количественная продуктивность деятельности

    Гибкость использования идей

    Оригинальность воображения

    Уровень сформированности творческого воображения (ср. балл)

    Варя С.

    2

    4

    1

    3

    Сережа Б.

    3

    3

    3

    3

    Андрей В.

    1

    2

    2

    2

    Жанна Л.

    3

    3

    4

    3

    Инна М.

    4

    3

    1

    2

    Андрей Р.

    3

    2

    3

    2

    Оксана П.

    3

    3

    2

    3

    Антон Я.

    1

    1

    3

    2

    Ира У.

    4

    2

    3

    2

    Юра Х.

    3

    4

    2

    3

    Таблица 3 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)
















    Учащиеся

    Количественная продуктивность деятельности

    Гибкость использования идей

    Оригинальность воображения

    Уровень сформированности творческого воображения (ср. балл)

    Света Е.

    2

    2

    1

    3

    Вера К.

    4

    4

    1

    3

    Антон Е.

    3

    1

    1

    2

    Андрей К.

    3

    2

    2

    2

    Ира Н.

    3

    3

    3

    3

    Вадик Ю.

    2

    4

    3

    3

    Рома А.

    1

    4

    2

    2

    Юля С.

    1

    3

    2

    2

    Валентин Т.

    3

    3

    2

    2

    Уля Ф.

    3

    1

    2

    2

    Анализируя показатели, представленные в таблицах 2 и 3 видим, что в основном это работы 3 и 2 группы. Творческое воображение у детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах, развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, т.е. ни один из учащихся не относится к четвертому, пятому и шестому уровню, не были выявлены также работы и с очень низким (первым) уровнем развития воображения. Представим результаты диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис.3.



    Рисунок 3 - Диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса

    В таблице 4 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов всей группы: в контрольной и экспериментальной группах.

    Таблица 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения детей в целом по группе (%)






















    Способности

    Первый уровень

    Второй уровень

    Третий уровень

    Четвертый уровень

    Пятый уровень

    Шестой уровень

    Количественная продуктивность деятельности

    20,00

    15,00

    50,00

    15,00

    0

    0

    Гибкость использования идей

    15,00

    25,00

    35,00

    25,00

    0

    0

    Оригинальность воображения

    25,00

    40,00

    30,00

    5,00

    0

    0

    Как видим, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (50%). Количество детей, относящихся к первому уровню (20%). Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню (по 15%). По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (35%). Ко второму и четвертому уровню относится по 25% детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (15%). По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (40%). Количество детей, относящихся к первому уровню 25%). Чуть больше детей на третьем уровне (30%), а наименьшее количество детей относится к четвертому уровню - всего 5%.

    Если представить полученные данные на диаграмме, они будут выглядеть следующим образом (рис. 4).



    Рисунок 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса

    Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.

    Для этого мы проведем формирующий эксперимент.

    2) На этапе формирующего эксперимента мы предлагаем учебные и творческие задачи, упражнения для формирования у детей творческого воображения.

    Цель формирующего эксперимента - развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.

    В течение четырёх месяцев (сентябрь-декабрь 2013 г.) с учащимися проводились художественно-творческие занятия. Детям предлагаются самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.

    В результате, в процессе формирования у детей воображения, мы помогали им свободно придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений, направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях, историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят и учителя.

    Некоторые ребята сначала были нерешительными, бросали работу не доделывая или рисовали спонтанно, но в процессе занятий у детей начал накапливаться опыт в игре, рисовании, конструировании. Многие ребята уже самостоятельно находили сюжеты и темы для своих рисунков.

    Просматривая рисунки можно видеть, что у большинства из них изменился подход к выполнению задания, если раньше почти все боялись фантазировать, рисовали первое, что придёт в голову, то после проведённой работы у многих обнаруживается творческий подход.

    3) Контрольное диагностирование проведено по окончании формирующего этапа, при котором, так же как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры».

    Цель контрольного этапа эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте. Оценка результатов производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах.

    Повторное обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе. Результаты диагностики представлены в таблицах 5 и 6.

    Таблица 5 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)






















    Учащиеся

    Количественная продуктивность деятельности

    Гибкость использования идей

    Оригинальность воображения

    Уровень сформированности творческого воображения

    (средний балл)

    Предыдущий уровень в сравнении с настоящим (средний балл)

    Отклонение (+, -)

    Варя С.

    4

    6

    6

    5

    3

    +2

    Сережа Б.

    4

    4

    5

    4

    3

    +1

    Андрей В.

    5

    6

    5

    5

    2

    +3

    Жанна Л.

    6

    5

    6

    6

    3

    +3

    Инна М.

    4

    3

    5

    4

    2

    +2

    Андрей Р.

    4

    5

    6

    5

    2

    +3

    Оксана П.

    5

    6

    6

    6

    3

    +3

    Антон Я.

    6

    6

    6

    6

    2

    +4

    Ира У.

    4

    4

    5

    4

    2

    +2

    Юра Х.

    5

    4

    5

    5

    3

    +2

    Как видно из таблицы 5, творческое воображение учащихся ЭГ, учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось, в основном на два-три уровня, по одному случаю - на четыре уровня и на один уровень. При этом, ни один из учащихся не относится к первому, второму и третьему уровням, что говорит об эффективности примененной программы.

    Таблица 6 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)






















    Учащиеся

    Количественная продуктивность деятельности

    Гибкость использования идей

    Оригинальность воображения

    Уровень сформированности творческого воображения (средний балл)

    Предыдущий уровень в сравнении с настоящим

    (средний балл)

    Отклонение (+, -)

    Света Е.

    3

    2

    3

    3

    3

    -

    Вера К.

    4

    4

    4

    4

    3

    +1

    Антон Е.

    4

    3

    3

    3

    2

    +1

    Андрей К.

    3

    4

    3

    3

    2

    +1

    Ира Н.

    4

    4

    5

    4

    3

    +1

    Вадик Ю.

    3

    4

    3

    3

    3

    -

    Рома А.

    4

    4

    4

    4

    2

    +2

    Юля С.

    2

    3

    2

    2

    2

    -

    Валентин Т.

    3

    4

    3

    3

    2

    +1

    Уля Ф.

    3

    2

    3

    3

    2

    +1

    Творческое воображение учащихся КГ (таблица 6) также повысилось, но всего лишь на 1 уровень, и только один случай - на два уровня.

    Представим результаты контрольной диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис.5.



    Рисунок 5 - Контрольная диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса

    Задание 2. Используя методику измерения креативности Э. Торренса «Неполные фигуры», проведите диагностику 2-3 детей. По результатам диагностики напишите вывод-заключение.

    Методика «Неполные фигуры»

    Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем,
    дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

    Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

    Анализ результатов.

    Приступая к интерпретации, следует, прежде всего, оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если: не был использован предложенный элемент; рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

    Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

    Оригинальность. Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками. Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.

    Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.


    написать администратору сайта