Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Происхождение и сущность глобальных проблем современности. Пути решения глобальных проблем.

  • философия. Штейнке_задание13. 1. Современные концепции философии истории А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер


    Скачать 23.32 Kb.
    Название1. Современные концепции философии истории А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер
    Анкорфилософия
    Дата13.01.2022
    Размер23.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШтейнке_задание13.docx
    ТипДокументы
    #329978

    1. Современные концепции философии истории: А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер.

    В своей концепции Арнольд Тойнби рассматривает циклический путь развития цивилизации, исследуя все ее стадии становления, развития и результата. Английский мыслитель вместо картины всемирной истории с ориентиром движения от простого к сложному рассматривает картину множества культур.

    Концепция постижения истории А. Тойнби является одним из вариантов теории культурных циклов, опирающихся на идею о том, что история слагается из множества самостоятельных, слабо связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь от рождения до смерти.

    Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле. Особое внимание он уделяет западной христианской, православной христианской, исламской, дальневосточной и индуистской. Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения. Цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.

    В своей концепции А. Тойнби рассматривает стадии жизненного цикла цивилизаций. Он полагает, что каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Первые две стадии связаны с энергией «жизненного порыва», две последние – с истощением «жизненных сил». Развитие цивилизации определяется законом «вызова и ответа». Историческая ситуация, в которую входят человеческие и природные факторы, ставит перед обществом неожиданную проблему, бросает ему вызов. Дальнейшее развитие общества зависит от его способности дать адекватный ответ на этот вызов. Все вызовы делятся на вызовы среды обитания и вызовы социальной действительности. Основу вызовов составляют: суровый климат, новые земли, неожиданная экспансия со стороны внешнего человеческого фактора, постоянное внешнее давление, ущемление естественного развития.

    Основная тема философии истории К. Ясперса – тема единства мировой истории. Ясперс подчеркивает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на все различия в жизни отдельных народов и культур.

    Согласно теории культурных циклов, из чисто природного человеческого существования вырастают, наподобие организмов, культуры в качестве самостоятельных форм жизни. Они ни в коей степени не связаны друг с другом, хотя иногда могут соприкасаться и служить друг другу помехой. Каждая культура имеет свои начало и конец.

    Выделение культур как определенных целостностей представляется Ясперсу ценным, но только при условии, что оно не противоречит концепции универсальной истории: нельзя возводить в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой.

    Единство истории, по Ясперсу, – постулат веры и в то же время допущение разума, но постулат не религиозный, а философской веры. Каузальное объяснение, каким бы оно ни было, не может быть принято, признает Ясперс, как достаточное в истории. «Может создаться впечатление, – пишет он, – будто, признаваясь в этом, я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере. Ибо это было бы не только salto mortale из сферы познания в сферу видимости познания, но и непростительной навязчивостью по отношению к божеству. Я стремлюсь лишь опровергнуть удобное и по существу ничего не значащее толкование истории как постижимого и необходимого поступательного движения человечества. Я стремлюсь оставить вопрос открытым и допустить возможность новых подступов к познанию… Удивление перед тайной само является плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования».

    Первоначально теория конца истории была изложена Фукуямой в вызвавшей широкий мировой резонанс небольшой статье, напечатанной в одном из американских журналов в 1989 году. В ней он отмечает, что в двадцатом веке мир был охвачен идеологическим противостоянием: либеральная демократия сначала боролась с абсолютизмом, затем с коммунизмом и фашизмом. Однако конец века, по его мнению, характеризовался неоспоримой победой экономического и политического либерализма: «То, чему мы,

    вероятно, свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершения идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, что в дальнейшем никаких событий происходить не будет – ведь либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит в конечном счете мир материальный».

    Чтобы понять, почему это произошло, Фукуяма переходит к рассмотрению природы происходящих в истории изменений. Для него движущие силы истории существуют, прежде всего, в сфере человеческого сознания; поведение человека в материальном мире всякий раз определяется состоянием его сознания, которое, как правило, принимает форму религии, культурных традиций и моральных обычаев.

    Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Для возникновения Первой Волны, потребовались тысячелетия, но она в конце концов позволила большей части человечества перейти от племенного этапа к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций.

    Скорость каждой волны в десять раз выше скорости предыдущей; кроме того, каждая новая волна более тотальна - в том смысле, что она изменяет больше людей, изменяет их более полно, а заодно трансформирует нашу концепцию человеческой природы и человеческого общества. Первая Волна превратила племенных людей в крепостных (или помещиков), создав совершенно новое социальное разнообразие, настолько тонкое и неуловимое, что антропологи и социологи могут годами изучать его невидимые аспекты. Тем не менее, эта трансформация так огромна, что большинство заметит её невооруженным глазом: не отличить племенного человека от феодального так же невозможно, как не отличить собаку от осла. Вторая Волна создала то, что Тоффлер остроумно называет «индуст-реальностью», вызвав появление промышленных людей, которые так же очевидно отличаются от феодальных или племенных людей, как дельфины отличаются от розовых кустов или броненосцев. Третья Волна, которая началась, когда Шеннон и Винер дали определение понятию информация, а фон Нейман разработал первый программируемый компьютер, сейчас всё ещё находится в движении. К середине 80-х домашний компьютер стал таким же обычным бытовым прибором, как телевизор. Современная компьютерная сеть - компьютеры, «разговаривающие» с компьютерами, - удваивается в размерах каждые четыре месяца. Эта трансформация также будет тотальной: она создает совершенно нового «мужчину», новую «женщину», нового «ребенка», новую «личность», новое «общество», новые концепции «труда», «энергии», «реальности» и т. д. Средний человек 1998 года в 2008 году будет выглядеть таким же отсталым, как средневековый крепостной - сегодня. То, что мы сегодня считаем нормальной работой, нормальными социальными ролями, нормальным «человечеством», скоро будет казаться таким же архаичным, какими нам сегодня кажутся алхимики, кузнецы, глашатаи, придворные и цирюльники.

    2. Происхождение и сущность глобальных проблем современности. Пути решения глобальных проблем.

    Глобальные проблемы современности – это такие проблемы, которые охватывают все человечество, имеют общепланетарный характер и значение и от решения которых зависит само существование человеческой цивилизации.

    Каковы же истоки глобальных процессов, которые сегодня происходят в мире? Основным его истоком является глобальность самой человеческой природы и сущности, выражающейся в её универсальности и изменчивости; его сознание, труд и творчество определяют, в конечном итоге, основные принципы глобальных процессов в мире.

    Эта тенденция глобализации охватывает собой всё социокультурное бытие цивилизации, что, с одной стороны, ведет к сближению стран и регионов мира, а значит – к необходимости перестройки всей системы мировых общественных отношений, а с другой стороны, в ходе этого процесса возникают антагонистические противоречия, конфликты, которые порой разрастаются, что ведет к глобальному противостоянию.

    Двадцатый век и начало двадцать первого века обнажили новые границы взаимозависимости отдельного человека и человечества. Эта взаимозависимость выражается в общности угрозы, которая стала реальной, для уничтожения всего мира. Эта угроза небытия как бы уравняла весь род человеческий и каждого отдельного человека в том, что каждая человеческая жизнь и есть основа бытия всего человечества.

    Глобальные проблемы, возникшие в мире по вине самого человека, должны быть разрешены самим человеком и всем человечеством в целом.

    Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный - геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, то есть территории, где данные проблемы значимы и актуальны.

    В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

    1. Эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

    2. Они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

    3. Для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

    4. Нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.

    Таким образом, качественный и количественный факторы (критерии) в их единстве и взаимосвязи позволяют вычленить те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.

    Приоритетными проблемами человечества являются:

    1. Проблема мира и разоружения – проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Пути решения:

    a. Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;

    b. Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;

    c. Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.

    2. Экологическая – деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности. Пути решения:

    a. Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

    b. Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

    c. Экологическая безопасность населения;

    d. Создание особо охраняемых территорий.

    3. Демографическая – продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты. Пути решения:

    a. Проведение продуманной демографической политики.

    4. Энергетическая-сырьевая – проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов. Пути решения:

    a. Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной, атомная энергетика).

    5. Продовольственная – по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек. Пути решения:

    a. Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

    b. Интенсивный путь – это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

    6. Использование ресурсов Мирового океана – на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан – это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система. Пути решения:

    a. Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.

    b. Охрана вод Мирового океана от загрязнения.

    c. Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.

    7. Мирное освоение космоса. Космос – глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства. Пути решения:

    a. «Немилитаризация» космического пространства.

    b. Международное сотрудничество в освоении космического пространства.

    8. Преодоление отсталости развивающихся стран – большая часть населения мира живет в бедности и нищете, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день. Пути решения:

    a. Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.

    b. Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).

    Источники:

    • https://thelib.info/filosofiya/1438003-proishozhdenie-i-sushhnost-globalnyh-problem-sovremennosti-puti-resheniya-globalnyh-problem/

    • https://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva-2/

    • https://studref.com/302645/filosofiya/arnold_toynbi_postizhenie_istorii

    • https://platona.net/publ/stati_po_filosofii/users/koncepcii_konca_istorii_frensisa_fukujamy_i_stolknovenija_civilizacij_sehmehlja_khantingtona/1-1-0-489

    • Лекции


    написать администратору сайта