Древнерусское семейное право. сп. 1. Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая должным образом обеспечивает прочность и в то же время гибкость этой системы
Скачать 25.9 Kb.
|
1.Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая должным образом обеспечивает прочность и в то же время гибкость этой системы. Общая территория позволяет объединиться людям в государство, общие интересы — в партии и движения и т. д. Но каждое из таких объединений позволяет реализовать лишь часть человеческой индивидуальности, да и то лишь на небольшой промежуток времени. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья. Только внутри нормальной полноценной семьи и с ее помощью человек входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Развитие семьи, ее благополучие настолько важно для стабильности общества, что оно стремилось урегулировать семейные правоотношения 2.Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно "Повести временных лет", тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. С принятием христианства и формированием понятия государственности брачно-семейные отношения начали регулироваться не только посредством правового обычая, но и с помощью первейших сводов законов и церковного права. 3.В княжеских уставах предусматривались преступления против брачно-семейных институтов. При этом, церковь внедряя в повседневность новую форму брака, боролась пережитками языческого прошлого. Согласно положениям, закрепленным в источниках древнерусского права объектом защиты церкви и государства становиться моногамная семья. Члены семьи пользуются их всемерным покровительством. Перед вступлением в брачные отношения будущие супруги обязаны были пройти обряд обручения. Проводилось в возрасте 5-6 лет. Между обручением и браком проходило около 10 лет, а затем уже и венчания. Церковное оформление брака долгое время не могло искоренить прежние брачные обычаи. Ранее свадьбе предшествовала помолвка, или как ее еще называли – сговор. Сговору сопутствовала трапеза, которая проходила в дому родителей невесты. Обязательными блюдами на этом мероприятии были пирог-каравай и сыр. Отказ жениха от брака после помолвки был позорным для невесты. Позор должен был компенсирован денежной выплатой невесте и штрафом в пользу церкви. Порог вступления в супружеские отношения в период древнерусского государства, относительно современных брачных понятий, был низким и составлял 14-15 лет для лиц мужского пола и 12-13 лет для лиц женского поля соответственно. Положение женщины в семье было приниженным. Это хорошо видно из поучения Владимира Мономаха: «Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти». В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь. Мужья имели право наказывать своих жен. Семейное право регулировалось церковным законодательством (номоканон, эклога, прохирон) Условия вступления в брак: Достижение брачного возраста (по эклоге 15 жених, 13 невеста; по прохирону на год меньше) Отсутствие близких степеней родства (запрещались до 7 степени) Отсутствие близких степеней свойства (свояки – родственники супругов) Отсутствие духовного родства (крестные родители не могли вступать в брак с крестными детьми) Согласие брачующихся Отсутствие другого брака Существовала только церковная форма брака. Расторжение брака было крайне редким и нежелательным событием, но вполне допустимым. Прекращение брака: Смерть одного из супругов (статус вдовства) Вступить в другой брак вдовец или вдова могли через год. Развод (осуществляла церковь) Церковь всячески препятствовала разводам. Поводы к разводу: Прелюбодеяние одного из супругов Отсутствие детей в течении 3-х лет (неспособность к брачному сожительству) Объявление жены ведьмой Мирская смерть (уход в монастырь одного из супругов) Принимавший монашество должен отдать церкви имущество. Церковь принимала лиц, не имевших детей или имевших взрослых детей. Признание брака недействительным (доказано, что не соблюдено одно из условий вступления в брак) Также брак мог быть расторгнут по следующим основаниям: Если место нахождение одного из супругов не удается установить более пяти лет; Если один из супругов принял монашеский постриг; •Если супруга узнает о чьем-то помысле на убийство, но не скажет об этом супругу; Если супруга не получив разрешения от мужа пирует с другими мужчинами или находится с ними в бане; Если жена не получив разрешения от мужа проведет ночь вне стен своего или родительского дома; Если жена не получив разрешения от мужа посещает конские скачки и театры; Если муж торгует честью супруги; Если муж прелюбодействует с другой. Обязанности родителей: Обеспечение детей Организация их жизни Выдача дочерей замуж «Устав князя Ярослава» предусматривал ответственность за обеспечение детей и устройство их в жизни. Невыдача дочери замуж каралась штрафом в пользу митрополита: «Если девушка из великих бояр не выйдет замуж, родители платят митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр — гривна золота, а нарочитых людей — 12 гривен серебра, а простой чади — гривна серебра». Права и обязанности супругов: Женщина должна была вести домашнее хозяйство Взаимное содержание супругов Право решения семейных вопросов имел только муж Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Таким образом, русское средневековое брачно-семейное право, соединив в себе народные традиции и обычаи, светское и духовное законодательство, основанное на нормах византийских церковных канонов, выработало вполне определенную форму брака, а также порядок и условия его заключения. Кроме того, в XIII - XV вв. в праве сформировались основополагающие представления о сущности и содержании брака, которые характеризовали его в понятийном представлении. В это время были заложены основные нормы регулирования брачных отношений, соблюдение которых обеспечивалось принудительной силой церковной и светской власти и которые сыграли значительную роль в дальнейшем развитии русского семейного права. Для патриархальной русской семьи характерна тесная взаимосвязь членов семьи и взаимозависимость их друг от друга, четкое распределение семейных ролей и статусов, строгое соблюдение семейной иерархии. Такая организация семьи не подавляла, а защищала индивида от вторжения в его частную жизнь других социальных институтов и способствовала социально-экономическому выживанию и развитию семьи, личности и общества в течение тысячелетия. Сложилась определенная целостная система, в которой христианские нормы и ценности не противоречили языческим обрядовым действиям. Это наглядно демонстрирует сочетание православного венчания и языческой свадьбы, которые стали неотъемлемыми сторонами вступления в брак. Изменения семейно-родственных отношений на Руси в рассматриваемый нами период носили двойственный характер. С одной стороны, они навязывались извне, поэтому встречали сопротивление. С другой стороны, изменения могли носить внутренний, естественный характер. С этой точки зрения можно говорить, что эволюция семейных отношений в России носила плавный, постепенный характер. |