Главная страница

Бонус 3 Ответы на самостоятельную работу. 1. Специфика публичного выступления интралингвистические и экстралингвистические факторы


Скачать 23.73 Kb.
Название1. Специфика публичного выступления интралингвистические и экстралингвистические факторы
Дата27.03.2023
Размер23.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБонус 3 Ответы на самостоятельную работу.docx
ТипДокументы
#1018995

1.Специфика публичного выступления: интралингвистические и экстралингвистические факторы.
1. Виды публичной речи.

Публичная речь и ее содержание будет зависеть от назначения и основных целей выступления. Помимо этого, важными характеристиками являются также место проведения, особенности аудитории и подготовленность оратора.

Различаются следующие виды публичной речи:

1. Информационная публичная речь содержит в себе новые данные, которые будут обеспечивать их понимание и способствовать запоминанию. Она является самым распространенным жанром коммуникации, имеющимся в современном обществе.

Для того чтобы устная публичная речь была успешной, выступающему необходимо учесть особенности информированности, а также интеллектуальную подготовленность аудитории.

На основании этого оратор сможет выбрать один из основных видов информационной речи для выступления: объяснение, когда дается информация о явлении; инструкцию, содержащую данные о способе и порядке действий; сообщение о фактах и событиях; изложение собственной точки зрения; доклад, содержащий развернутое сообщение на конкретную тему; отчет, в котором излагается информация о сделанной работе, которая дополняется фактическим и цифровым материалом.

2. Убеждающая публичная речь имеет своей целью воздействие на чувства и сознание аудитории, а также изменение в поведении слушающих. Оратору необходимо учесть восприимчивость, а также эмоциональную атмосферу аудитории. Убедить слушателей будет непросто. Поэтому рекомендуется применять логические доводы, опровергая "невыгодные" суждения. Жанровыми разновидностями являются прения, заявления, выступление на митинге и так далее.

3. Специальная публичная речь предназначается для специального события. Она характеризуется рядом особенностей: наличием особого повода; индивидуализированностью; краткостью; простотой языка; высоким эмоциональным настроем.

В специальной речи не должно быть информации, которую слушатели смогут расценить как спорную и дискуссионную. Выделяют несколько ее видов: траурная, протокольная; неформальная и торжественная. Рассмотрим их более подробно.

Протокольной речью рекомендуется "обрамлять" событие (ответное слово, приветствие, напутствие, ответная речь и так далее).

Траурная должна содержать слова прощания, а также отличаться обязательным компонентом – словами поддержки, в которых указываются соболезнования близким, заслуги умершего и роль его деятельности.

Торжественную речь произносят по поводу какого-либо события (праздник, юбилей, вручение знаков отличия, официальная встреча, церемония открытия и т. д.).

Неформальную речь используют в свободной и публичной обстановке. Самой распространенной ее формой является тостовая речь.

2. Внешние (экстралингвистические) и внутренние (интралингвистические) факторы, влияющие на публичное выступление.

Экстралингвистические (внешние) факторы – это факторы, принадлежащие внеязыковой социальной действительности, и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств. Иначе говоря, речь приобретает свои стилевые характеристики в зависимости от контекста и ситуации.

К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

1. Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).

2. Возрастную разницу.

3. Социальную структуру общества.

4. Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.

5. Культурно-языковые особенности.

6. Письменные традиции.

7. Языковые культурно обусловленные контакты.

Интралингвистические факторы – это внутренние причины, характеризующиеся наличием в самом устройстве языка огромных потенциальных возможностей обновления языковых средств. Это обеспечивает появление новых слов и эволюцию в системе языка в целом.

3. Академическое красноречие (определение академического рода речи, 2 вида и 4 подвида академического красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.

Виды академического красноречия:

1. Собственно академическое (в среде ученых);

2. Вузовское (школьное).

Жанры академического красноречия — это вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX века с пробуждением общественно-политической мысли. К выдающимся представителям академического красноречия можно отнести ученых XIX-XX вв., таких как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов, – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

4. Духовное красноречие (определение духовного рода речи, 2 вида и подвиды духовного красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Духовное красноречие — это древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Оно отличается от других типов красноречия духовно-нравственной направленностью, т.е. ориентированностью на формирование системы религиозных ценностей: определенных правил поведения, духовных и нравственных качеств личности.
2.История ораторского искусства.
1. Античная риторика возникла в Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II вв. до н.э., распространилась в Риме в I в. до н.э.

Родоначальники – классические софисты, высоко ценившие слово и силу его убеждения: Протагор из Абдер во Фракии, Горгий из Леонтии в Сицилии. (Софист («мудрец») первоначально – талантливый человек, способный проявить себя в какой-либо деятельности, опытный в каком-либо искусстве; в конце V в. до н.э. – платный учитель красноречия и философа; затем – беспринципный человек, виртуозно защищающий прямо противоположные точки зрения, неустойчивый в политических взглядах и позициях. Для софистов главное – одержать победу во что бы то ни стало.)

Теоретики античной риторики – Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), Платон – ученик Сократа (427 – 347 гг. до н.э., труды «Софист», «Федр»), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э., труды «Аналитики», «Категории», «Поэтика», «Риторика»), Дионисий Галикарнасский («О соединении слов»), Деметрий («О стиле») – в Греции; Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э., труды «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах»), Квинтилиан (ок. 95 – 35 гг. до н.э., «Двенадцать книг риторических наставлений») – в Древнем Риме.

2. Русская риторика зародилась в Древней Руси. Образцы устной и письменной публичной речи содержатся в произведениях древнерусского искусства: «Слове о полку Игореве», «Поучении» Владимира Мономаха, переписке Ивана Грозного с князем Курбским, монологах Феофана Грека.

Первое сочинение (начало XVII в.) о риторике – «Сказание о семи свободных мудростях» («науках»: грамматике, риторике, диалектике, мусике, арифметике, геометрии, астрономии). Первым автором русской поэтики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер в 1626г.).

1620 г. – первая русская «Риторика», состоящая из 2 книг: «Об изо-бретении дел», «Об украшении» слова». Кроме списков «Риторики» 1620 г., существует древняя старообрядческая «Риторика в 5-ти беседах», «Риторика» М. Усачева, «Риторика» Софрония Лихуда (1698 г.), «Риторика» Козьмы Афоноиверского (1710 г.) и др. Самые популярные из них – «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича.

Петровская эпоха: издан «Духовный регламент» – правила красноречия для церковных проповедников; 1720 г. – указ Петра I, гласивший: «Господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем явна была».

М. В. Ломоносов – «отец российского красноречия» (Н.М. Карамзин): в 1743 – 1744 гг. написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке, отвергнутое академиками-немцами; в 1748 г. издана его «пространная» риторика на русском языке «Краткое руководство к красноречию» – фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в последующие периоды. «Средства к приобретению красноречия: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторам, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук» (Ломоносов), т.е. общая культура, эрудиция.

1792 г. – написан курс словесности М.М. Сперанским (1772 – 1839), опубликованный в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия» (разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении»).

1796 г. – написана «Риторика» И.С. Рижским. Более популярным стало 3-е издание (1809 г.) этого учебника под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским».

XIX в., первая половина – расцвет русской риторики: курсы риторики А.Ф. Мерзлякова («Краткая риторика»), А.И. Галича («Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений»), Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеле-нецкого и др.

Вторая половина XIX в. – постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). В центре – изучение художественной прозы и поэтики. Риторика как самостоятельная учебная дисциплина утрачена, ее заменила «Теория словесности» – новый учебный предмет, ориентированный на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Исчез и термин «риторика».

Первая четверть XX в. – «Теория словесности» как курс, обучающий искусству речи, исключена из состава учебных дисциплин, ее заменила стилистика. Наиболее крупные представители этого направления филологической науки – С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А. Ларин, Л.В. Щерба, Д.Э. Розенталь, Б.Н. Головин, и др.

После 1917 г. – попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве: в 1918 г. создан «Институт живого слова»; в 1919 г. начали преподавать ораторское искусство в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, затем в Институте им. Володарского, в МГУ и других вузах. Укрепление тоталитарного режима, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи.

В 50 – 60-е годы XX в. ученые занимаются в основном проблемами культуры речи. Результат – существенное отставание развития риторики в стране по сравнению с США, Японией, Францией, в которых велась большая исследовательская работа в области речевого воздействия, пропагандистского убеждения и т.п.

В 70-х годах XX в. вновь возродился интерес к ораторскому искусству в связи с необходимостью устной агитации на борьбу «за светлое будущее» и пропаганды коммунистических идей. Ораторское искусство изучают в некоторых вузах, создается Всесоюзная организация – общество «Знание», открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов. Появились научные исследования в области ораторского искусства (Г. З. Апресян «Ораторское искусство», 1978; А.Е. Михневич «Ораторское искусство лектора», 1984).

80-е годы XX в. – возникновение неориторики, связанное с изменением социально-политического строя и демократизацией общества: риторика изучается во всех вузах в курсе «Русский язык и культура речи», углубленно – на филологических факультетах; появляется множество учебников по риторике и культуре речи. Развитие риторической теории происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии, педагогики, этики, эстетики и др. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать обман и манипулирование сознанием человека. Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации отношений и интересов говорящего (адресанта) и слушающего (адресата). Основа риторики – владение языком, высокая культура речи: не владея языком / речью, трудно добиться успеха на любом поприще.

Особенность русской риторики – традиционное (со времен Ломоносова) деление на общую и частную. Общая риторика изучает общие законы ораторской речи, частная описывает прозу, ее роды́ и виды.

Род красноречия – это раздел ораторского искусства, характеризующийся общностью предмета, социальной сферой коммуникации, специфической системой его разбора, оценки и целями.

Вид красноречия – жанр речи, в котором реализуется тот или иной конкретный род.

Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Социально-политическое красноречие – это род речи на политические, этико-нравственные темы, оказывающий воздействие, соответственно, на политические и моральные взгляды людей; это парламентское, дипломатическое, военное красноречие.

Виды: доклад на съезде, совещании, собрании, конференции, речь политическая, дипломатическая, митинговая, агитаторская, военно-патриотическая.

Особенности: актуальность, убедительность, полемичность, страстность.

Выдающиеся ораторы: А.В. Суворов, М.А. Бакунин, П.А.Столыпин, В.И. Ленин, Л.В. Троцкий, М.В. Луначарский и др.

Академическое красноречие – род речи, способствующий формированию научного мировоззрения, отличающийся строгой научностью, аргументированностью, логической культурой.

Виды: доклад на научной конференции, научный обзор, вузовская лекция, научно-популярная лекция, научное сообщение и др.

Особенности: высокий уровень научности, логика, факты, наглядность, доступность, яркость и эмоциональность изложения.

Задачи: говорить просто о сложном и научить творчески мыслить, заставить слушателей самостоятельно искать ответы на вопросы.

Выдающиеся ораторы-ученые: химик Д.И. Менделеев, физик Л.Д. Ландау, историки Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев и др.

Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан.

Виды – обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, общественно-обвинительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь.

Особенности – выявление, доказательство, убеждение, знание психологии, социальных проблем, полемичность, обусловленность содержания, официальность и итоговый характер, логичность.

Выдающиеся ораторы-юристы: В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони́.

Социально-бытовое красноречие – род речи, направленный на создание и поддерживание эмоционально-позитивных контактов людей в полуофициальной и неофициальной обстановке.

Виды: юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), приветственная речь, речь на приеме, на презентации, реклама (торговое красноречие).

Особенности: речевые клише, образность, экспрессивность, персонификация.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – род речи на философские, политические, нравственные темы, призванные воздействовать на духовное и душевное состояние людей; имеет давние традиции. В Киевской Руси выделяли дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное красноречие, посвященное важным событиям и датам.

Виды: проповедь, речь на соборе.

Особенности: осмысление истории, элементы воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Выдающиеся ораторы-священники: Кирилл Туровский (XII в.), Тихон Задонский (XVIII в.), патриарх Московский и всея Руси Пимен (XX в.).

Требования к ораторской речи – содержательность; точность, ясность и простота; богатство выразительных средств, образность; стилистическое многообразие, уместность, соответствие жанрам и условиям общения; правильность; логичность; эмоциональность; благозвучие.

Индивидуальные качества оратора – эрудиция, высокая культура речи, артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие и добро-желательность, искренность, объективность, умение отвечать на вопросы, готовность к любым неожиданностям, заинтересованность в результатах выступления, а также опрятный внешний вид, виртуозное владение речевым аппаратом, мимикой и жестами, единство слова и дела.

Неписаное правило риторики – люди слушают не речь, а человека, который говорит.


написать администратору сайта