Реферат_Восточное и западное христианство в истории народов. 1. Становление христианства история, предпосылки и причины раскола
Скачать 52.6 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………………...2 1. Становление христианства: история, предпосылки и причины раскола…….3 1.1 Краткая история становления христианства……………………………...….3 1.2 Предпосылки и причины раскола христианства…………………………….5 2. Характеристика вероучений западного и восточного христианства……….8 2.1 Характеристика западного христианства: католицизм……………….…….. протестантизм и др……………………………………………………………….8 2.2 Характеристика восточного христианства…………………………..…….14 3. Отличительные характеристики западного и восточного христианства….18 Заключение………………………………………………………………..……...21 Список использованной литературы…………………………………….…..…22 Введение В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Религия является продуктом духовной деятельности человека, частью культурного потенциала каждого народа. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носит религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: архитектура, скульптура, живопись и т. д. Невозможно учесть всё, что написано теологами, историками церкви и религиозной жизни, просто историками, социологами религии и просто социологами о специфике западного и восточного христианства. На осмысление христианских догматов представителями христианского богословия запада и востока в определённой мере повлияла характерная для их культур ментальность. Поэтому в данной контрольной работе затронуты основные особенности и различия западного и восточного христианства. Цель данной работы – рассмотреть христианство запада и востока как с позиций общих, так и с позиций отличительных характеристик на протяжении всего периода истории народов. Объектом данной работы является христианство, предметом – отличительные особенности западного и восточного христианства. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: - рассмотреть историю становления христианства; - выявить предпосылки и причины раскола христианства на западную и восточную ветви; - провести сравнительный анализ западного и восточного христианства с указанием особенностей их вероучений. 1. Становление христианства: история, предпосылки и причины раскола 1.1 Краткая история становления христианства История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования. История религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образы которых дает мифология древних греков и римлян. Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов. Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Однако данного явления в жизни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии1. Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований. Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества. На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом. Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов. В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения. Множество различных народов объединяла Римская империя, и это позволило христианству проникнуть во все ее отдаленные уголки. Однако различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что явилось базой возникновения ересей среди вновь обращенных. А распад Римской империи на ряд государств с различным социально-политическим устройством возвел противоречия в богословии и культовой политике в ранг непримиримы1. 1.2 Предпосылки и причины раскола христианства Для христианства угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол, разделение, распри”, стала реальной уже в середине IX в. Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Католицизм и православие имели такие особенности, которые существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение, культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной Европы. Между католическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, но и цивилизованная граница. Христианство не представляло собой единого религиозного течения2. Предпосылки раскола христианства возникли еще в конце IV начале - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент. Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул папы. Первоначально в христианстве папами именовались все священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя он закрепился только за римскими епископами. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозванного “наместника Христа”, восседавшего на епископской кафедре в Риме. Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др., которые принимали папские декриталии, опускали не принятые Римом правила и тем все определенней подчеркивая линию раскола. В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию. Этот конфликт через некоторое время удалось уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т. е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная - православной, т. е. верной догматам. Таким образом, самый крупный раскол в христианстве произошел в 1054г., когда христианство разделилось на восточную, греко-православную церковь (православие) и западную, римско-католическую церковь (католицизм). В основе раскола лежал конфликт византийской теологии священной державы – подчиненного по отношению к монарху положения церкви – и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. Другой важной причиной этого раскола была борьба Римского папы и константинопольского патриарха за власть над всей христианской церковью1. Причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. 2. Характеристика вероучений западного и восточного христианства 2.1 Характеристика западного христианства: католицизм, протестантизм и др. Идейными истоками христианства стали идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно существующую между ранними формами религии – мифами, с их политеизмом и обрядностью, и самой религией, возникающей на их основе. Связь новой религии с иудаизмом проявилась, в частности, в том, что священное писание христиан – Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма – Ветхий завет. Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и, в-третьих, эсхатологию, т. е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узко-этнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, – это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком. Кроме того, на возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни. Христианство имеет три основных направления: католицизм и протестантизм (западное христианство) и православие (восточное христианство). Католицизм – является крупнейшим, направлением в христианстве. Слово «католицизм» означает – всеобщий, вселенский. В настоящее время католицизм распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Австралии, в государствах Латинской Америки и в США. В странах Восточной Европы католицизм распространен в Польше, Чехии и Словакии, и в Венгрии. На территории бывшего СССР последователи католического вероисповедания проживают в Литве, Латвии, Белоруссии, в западных областях Украины и частично в России. Католицизм, также, как и православие, признает все основные догматы христианства и обряды: веру в божественную троицу, веру в священное писание и священное Предание, в спасительную силу церкви, существование бессмертной души, в загробную жизнь, в крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание, соборование. Но католицизм имеет и ряд особенностей в вероучении, в культе и организационной структуре. Основой католического учения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего – 21 соборов), кроме того, папские послания и постановления. Отличается также трактовка вопроса о филиокве. Так, православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-отца, а католическая, согласно решению Толедского церковного собора в 589г., провозглашает, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. Католические богословы разработали учение о «сверхдолжных делах» и о «сокровищнице святых». Церковь, по учению католицизма обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел, т. е. «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях – об отпущении грехов за деньги или, что случалось реже, за какие-либо заслуги перед церковью. Православие и протестантизм отвергают это положение. Догмат о чистилище (место, промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат особо большие – смертные – грехи, горят в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают. Догмат о непогрешимости папы в делах веры был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Римский папа считается также наместником бога на земле через апостолов Петра и Павла. Относительно культа богородицы в католицизме следует отметить, что Дева Мария официально была провозглашена Богородицей еще на Вселенском соборе в 431г. А в 1854г. католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной, освободившей последнюю от «первородного греха». В 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти. В 1964г. папа Павел VI провозгласил богородицу «матерью церкви». Эти нововведения также не признаются другими направлениями христианства. У католиков обет безбрачия (целибат), установленный папой Григорием 7-ым, обязателен для всего духовенства. В 1967г. она была подтверждена специальной энцикликой (послание) папы Павла VI «О целибате священников». В православии же обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). Однако целибат постепенно теряет статус обязательного: более 20% католического духовенства уже имеют семьи. Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но здесь также существуют обрядовые особенности. При совершении таинства крещения католики окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно церковное имя. Причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным). Для мирян допускается причащение только хлебом. Католицизм установил также нерасторжимость церковного брака. Богослужение у католиков совершается только на латинском языке и сопровождается хоровым пением и органной музыкой. Однако, на II Ватиканском соборе (в 1962-1965 годах) начался процесс аджорнаменто – обновления, осовременивания церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке, восстановление общего моления в церкви, рекомендовано включать в мессу элементы национальной музыки и др. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Исторически сложилась дифференциация членов церкви на духовенство (клир) и рядовых верующих (мирян). По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Позже были введены новые ранги: кардинал, митрополит, патриарх, примас. Кардиналы ставятся над всем епископством. Епископа назначает папа. Главой церкви является Римский Папа. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали, а власть его выше власти Вселенских соборов. Папу избирает коллегия кардиналов большинством не менее, чем две трети плюс один голос, при тайном голосовании. Папа избирается пожизненно. Он назначает высших иерархов: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Если католицизм представляет собой единую церковную организацию с общим учением, а православие- совокупность автокефальных церквей с единым вероучением, то протестантизм – это совокупность самостоятельных, обладающих своими специфическими особенностями исповеданий1. Протестантизм, как уже говорилось, возник в результате реформации (в переводе с лат. – преобразование, исправление) в XVI-XVII вв. в странах Европы и распространен в Германии, Швейцарии, Англия, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Канаде и в Австралии. Общим для всех протестантских церквей является: признание в качестве единственного источника вероучения только Библии (Священное предание либо совсем отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию); утверждается, что божественная благодать даруется без посредничества церкви; учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа (иные способы – богоугодные дела, обряды – считаются несущественными); непризнание главенства Папы Римского в делах веры; утверждение принципа всеобщего священства, которое распространяется на всех верующих без исключения; богослужение должно состоять из проповедей, совместных молитв и пения псалмов; не признание культа Богородицы, учения о чистилище, индульгенции; отвержение монашества, крестного знамения, икон, священнических облачений. Многие протестанты соблюдают общехристианские праздники, в основном, связанные с именем И. Христа. Из 7 таинств признают только 2 - крещение и причащение2. В результате реформации от католицизма отделилось лютеранство (в Германии), кальвинизм (в Швейцарии) и англиканство (в Англии), а затем на их основе образовались новые церкви. Лютеранство (или евангелическая церковь) – возникло и оформилось в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского «Символа веры». Центральным положением вероучения лютеранства является принцип «оправдания одной верой». Лютеранская церковь отрицает и «священное предание», как источник вероучения; отрицает главенство Римского папы, учение о чистилище, об особой роли богородицы, отвергает безбрачие духовенства. В кальвинизме отсутствует общеобязательный Символ веры, а единственным источником вероучения считается Библия. Большое место в кальвинистском вероучении занимает учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные – к вечным мучениям. В кальвинистских церквах отсутствуют иконы, свечи, орган, алтарь, облачение священнические. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Богослужение состоит из чтения и толкования Библии, пении псалмов. Руководство церкви не назначается сверху, а выбирается из прихожан. Англиканство является государственной церковью Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой церкви. Таким образом церковь была подчинена королевской власти. В середине века XVI века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв». В 1571 г. был утвержден Символ веры, так называемые «39 статей». В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, иерархия священнослужителей, унаследованное от католицизма, идея о спасающей силе церкви, иерархия священнослужителей, унаследованное от католицизма, но указывается, что Священное Писание является главным источником вероучения, признается принцип спасения одной только верой, совершаются только два таинства – крещение и причащение, отвергается пресуществление; церемония ординации (наделение права быть судьей в духовных делах) не означает, что этот ритуал сообщает священнослужителю какую-то особую силу для совершения мессы; духовенство может состоять в браке. В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) существуют общины, тяготеющие к реформационному, евангелическому типу и общины, ориентированные на восстановление некоторых элементов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии, христианских святых)1. 2.2 Характеристика восточного христианства Православие – основное направление в восточном христианстве, которое сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную. Оно распространено в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. В настоящее время существует 15 автокефальных (самостоятельных) и канонических (взаимно признающих друг друга законными) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Существуют также канонические автономные церкви - Финская (зависит от Константинопольской), Японская и Белорусская автономные церкви (зависят от Русской) и Синайская церковь (зависит от Иерусалимской). Христианизация Руси началась с 988-989 крещением Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней. Однако новая религия не сразу распространилась и утвердилась на Руси. Вначале русская церковь была частью византийской. После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически и в 1488 г. Собор русских архиереев возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону и тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской церкви. При Борисе Годунове в России было установлено патриаршество. Первым патриархом на Руси стал в 1589 г. митрополит Иов. В ХVII веке патриарх Никон провел церковную реформу, в ходе которой внес некоторые изменения в богослужебные книги и в некоторые обряды (писать Иисус вместо Исус, креститься тремя перстами, а не двумя, почитать не только восьмиконечный крест, но и шести и четырехконечный, признание необходимости проповеди во время богослужения и т. п.). Против реформ Никона выступила часть духовенства, бояр и крестьян, получивших название старообрядцев. Русская православная церковь предала старообрядцев анафеме, которая была отменена спустя 300 лет Поместным собором в 1971 г. Основой православного вероучения являются священное писание (Библия) и священное предание (постановления первых семи Вселенских соборов IV-VIII веков, труды крупнейших церковных авторитетов-Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, которые формировали основные положения вероучения). Православие строго следует «Символу веры», утвержденном на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах и признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование. Большое значение православная церковь придает общехристианским праздникам и постам. Главным праздником является Пасха. Затем следуют так называемые двунадесятые праздники – 12 главных празднеств, из которых 9 праздников являются непреходящими – Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм богородицы, Успенье богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово. Три праздника является преходящими: Вознесение, Троица и Вход господень в Иерусалим. Затем следуют 5 праздников, именуемых великими – обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, Покров святой богородицы, праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Отмечаются также престольные праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам и т. д. Не менее популярны среди русских православных и такие праздники как Николин и Ильин день, спасы (медовый, яблочный), владимирской иконы божьей матери, казанской иконы божьей матери, хотя их нет в церковном календаре. Многодневных постов в русском православии 4: Великий, Петров, Успенский, Рождественский. Социокультурные особенности восточной ветви христианства заключались в нескольких моментах. 1. Православный смысл земного существования. В восточно-христианской культуре земное существование человека, засматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому основной жизненной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась как начало новой жизни. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм. Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, поскольку они ничтожны и скоротечны, отношение к труду как способу самодисциплины. 2. Соборность. С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие единодушное участие верующих в жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Соборное переживание и поведение ориентировались не на рассудок, а на "движение сердца" и эмоции и в то же время стремились всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаями, привычками. 3. Православный тип человека. Православие, духовно организуя религиозно-нравственный быт русского народа, способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека. В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов. Русский человек не живет настоящим, а только прошлым или будущим. В прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности, устремленность в будущее. Постоянный поиск лучшей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достижения1. Культ прошлого и будущего делает настоящее объектом критики и порождает две жизненные установки: постоянное учительство как проповедь нравственного обновления с готовыми на все случаи жизни социальными рецептами и непрерывные искания, сомнения. Поэтому если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность, восточного человека - точная середина, посредственность, бесшумность, то добродетели русского человека - чувство справедливости, пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония. 3. Отличительные характеристики западного и восточного христианства Если сгруппировать основные различия, которые существуют доныне между западным и восточным христианством, то они могут быть представлены следующим образом: - Учение о Святом Духе. Догмат западной церкви об исхождении святого духа и от бога-отца, и от бога-сына в отличие от догмата восточной восточной церкви, признающей исхождение святого духа только от бога-отца; это разногласие сами руководители и католической и православной церкви считали главнейшим и даже единственным непримиримым. - Учение о Пресвятой Деве Марии (о непорочном зачатии), существовавшее еще в IX в. и возведенное в 1854 г. в догмат; - Учение о заслугах и чистилище. Учение католической церкви о “сверхдолжных заслугах” святых перед богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению. Практика индульгенций - отпущений грехов, продаваемых церковью из этого священного фонда. Учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен1. - Учение о непогрешимости римского папы в делах веры, принятое в 1870 г.; - Учение о церкви. Целибат. Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним, причащение мирян одним хлебом (хлебом с вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. Источниками православного вероучения являются Священное писание и священное предание (постановления первых семи вселенских и поместных соборов, творения “отцов и учителей церкви” - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.). Сущность вероучения изложена в “символе веры”, утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах “символа веры” от каждого требуется признание единого бога, вера в “святую троицу”, в боговоплощение, искупление, воскресение из мертвых, говорится о необходимости крещения, веры в загробную жизнь и т.п. Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. В православной церкви в целом вследствие ее относительной слабости и политической малозначимости не было массовых гонений типа святой инквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые приняли православие, церковь сумела переработать и исповедовать их во имя укрепления своего авторитета. Древние божества превратились в святых православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официальное освящение и признание. Даже такой языческий обряд как поклонение идолам церковь трансформировала, направив активность верующих на поклонение иконам. Церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма, проведению богослужения, где важное место отводится молитве. Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношение нательных крестов, исполнения таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство, елеоосвящение), соблюдение постов. В настоящее время происходит модернизация православной догматики и литургии с учетом современных условий, что не затрагивает содержания христианского вероучения. Вероучение католической церкви основывается на священном писании и священном предании, причем она в число источников вероучения включает постановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимает почитание богородицы – девы Марии. В 1854 г. был провозглашен специальный догмат о “непорочном зачатии девы Марии”, свободном от “первородного греха”, а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат - о телесном вознесении богородицы на небо1. С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции “языческой античности” с ее свободомыслием. Католические священники ревностно следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции. В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих церквей в XI веке. Таким образом было положено начало преодоления церковной разобщенности западных и восточных христиан, хотя результаты пока еще мало заметны. Еще раньше, в начале XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. – «ойкумена» - вселенная). В настоящее время это движение функционирует главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является также Русская православная церковь. Заключение В результате выполнения реферата были рассмотрены все вопросы, которые были поставлены в качестве задач во введении. По итогам можно сделать следующие выводы: Христианство – самая "старшая" мировая религия, имеющая к тому же наибольшее число последователей в мире – около двух миллиардов. Главная идея Христианства - искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа. В основе догматики и богослужения Христианства - Библия, или Священное писание. Через тысячу лет существования христианство разделилось на две огромные ветви - западную – римско-католическую (а в 16 веке ещё и пртестанскую) и восточную – кафолическую, греко-православную. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Православие традиционно укрепилось преимущественно в России, на Украине, в Белоруссии и в некоторых странах Восточной Европы. Протестантизм в противоположность католицизму и православию представляет собой совокупность многих течений и церквей, наиболее влиятельные из которых - лютеранство, кальвинизм и англиканство. На мой взгляд, несмотря на некоторые отличительные особенности западного и восточного христианства эта религия изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное существо. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью. Список использованной литературы 1. Аверинцев С. С. Христианство. Энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2020. – 940 c. 2. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры / В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 2020. – 296 c. 3. Ерина, Е. Б. История религий / Е. Б. Ерина. – М.: РИОР, Инфра-М, 2022. – 176 c. 4. Зеленков М. Ю. Мировые религии. История и современность / М. Ю. Зеленков. – М.: Феникс, 2020. – 368 c. 5. Соколов С. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – 258 с. 6. Яковлев А. Лекции по истории Христианской Церкви / А. Яковлев. – М.: Новая Мысль, 2017. – 686 c. 7. Шелер М. О восточном и западном христианстве / пер. с нем. и примеч. А. Н. Малинкина // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2021, т. 5. № 1. – с. 216-218. 1 Ерина, Е. Б. История религий / Е. Б. Ерина. – М.: РИОР, Инфра-М, 2022. – c.86. 1 Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры / В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 2020. – c.154. 2 Яковлев А. Лекции по истории Христианской Церкви / А. Яковлев. – М.: Новая Мысль, 2017. – c.203. 1 Яковлев А. Лекции по истории Христианской Церкви / А. Яковлев. – М.: Новая Мысль, 2017. – c.467. 1 Зеленков М. Ю. Мировые религии. История и современность / М. Ю. Зеленков. – М.: Феникс, 2020. – c.195-196. 2 Соколов С. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – с.46. 1 Соколов С. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – с.53-55. 1 Шелер М. О восточном и западном христианстве / пер. с нем. и примеч. А. Н. Малинкина // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2021, т. 5. № 1. – с. 216-218. 1 Аверинцев С. С. Христианство. Энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2020. – c.617. 1 Аверинцев С. С. Христианство. Энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2020. – c.625. |