социология. 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки 3
Скачать 124.04 Kb.
|
Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками: 1) в процессе стратификации происходит дифференциация людей, т. е. высшие и низшие слои, страты; 2) социальная стратификация разделяет людей также на привилегированное меньшинство (знать и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные и др.); 3) социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты. Существует несколько концепций стратификации, важнейшими из которых являются концепция стратификации П. Сорокина, концепция статусного подхода Л. Уорнера и др. Так, например, концепция П. Сорокина отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в обществе, а сама стратификационная лестница останется. В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов: 1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения. 2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши). 3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные люди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (крупные ученые, владельцы частных больниц, владельцы капитала). 4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д. 5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские служащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д. 6. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д. 7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены общества. 8. Паразитические слои: мафиозные группы, грабители и т. д. Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой). По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые. Само понятие «социальной мобильности» становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятия «открытого» или «закрытого общества», «демократического» или «тоталитарного режима». Социальные группы и общности. Социальные группы и общности выступают формой социального взаимодействия и представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей путем осуществления совместных действий. Осознавая преимущества объединенных действий, люди соединяются в группы и общности, достигая существенно большего результата, нежели при индивидуальных действиях. Социальная группа выступает не только посредником между отдельным человеком и обществом, но и социальной средой, в которой происходит социализация и формируются нормы коллективного поведения. Социальные общности и группы образуют люди со сходными социальными статусами, которые занимают в обществе близкие друг к другу места. Социальная группа — это совокупность индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Среди признаков социальной группы Р.Мертон выделил: определенный способ взаимодействия; членство, чувство принадлежности к данной группе; групповую идентичность, то есть люди, входящие в группу, воспринимаются и другими как члены этой группы. Под социальной общностью социолог Н. Смелзер понимал совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства; которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Термин «социальная общность» употребляется в широком и узком смысле: ? в широком смысле она выступает синонимом социальной группы вообще, поэтому класс, нация, семья могут рассматриваться и как социальные общность, и как социальные группы; ? в узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социальные группы могут классифицироваться на основе различных критериев. В зависимости от численности, размеров выделяют малые и большие группы: малые группы имеют отличительные черты: малочисленность, близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов; устойчивость и продолжительность функционирования в силу высокой степени совпадения общих ценностей, норм в правил поведения; в больших социальных группах (классы, нации, территориальные поселения и т.д.) связи и взаимодействия носят опосредованный характер. Американские ученые К. Холландер и Р. Миллс связывали также различия больших и малых групп с социально-психологическими обстоятельствами. Малые группы ориентированы в своих действиях на реализацию групповых целей, а в больших группах преобладают рациональные действия. В качестве социального контроля в малых группах выступает групповое мнение, а в больших — авторитарные методы руководства. Если в малых группах признаются групповые нормы, то в больших подчиняются требованиям, предъявляемым руководством группы. На основе социально значимых критериев различают номинальные и реальные социальные группы: номинальные группы выделяются в основном для статистического учета населения в целях лучшей организации или решения определенной народно-хозяйственной задачи. По этой причине они являются разновидностью больших социальных групп; реальные группы выявляются на основе социально значимых признаков: пол, национальность, возраст, профессию, место жительства, размеры доходов. Реальные группы по своим размерам могут быть большими и малыми. По преимущественному социальному составу людей в структуре реальные группы могут классифицироваться на основе следующих признаков: стратификационного (классы, касты, сословия); этнического (расы, нации, народы, народности, племена, кланы); территориального (горожане, сельские жители, земляки). По характеру взаимоотношений между их членами выделяют первичные и вторичные группы: первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональной атмосферой, интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий (семья); во вторичных группах социальные взаимодействия носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Целью этих больших социальных групп является достижение конкретных целей. Социальные институты и организации. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его потребностей. Социальные институты, подобно инстинктам в живой природе, помогают бороться за существование и выживать, но не отдельному индивиду, а сообществу людей. Они обеспечивают процедуры упорядоченного поведения людей и побуждают их идти путями, нужными обществу. Вся эволюция общества – приспособление к среде, процесс естественного отбора социальных институтов, являющихся инструментами этого приспособления. Помимо основных элементов социального института, выделяют его основные признаки. Они характерны для любых развитых институтов: - установки и образцы поведения (напр., привязанность, ответственность и уважение в семье); - символические культурные признаки (напр., флаг и герб в государстве); - утилитарные культурные черты (напр., фабрики и заводы, оборудование, аудитории); - устный и письменный кодекс (напр., военная присяга); - идеология (напр., либерализм или консерватизм в политике). Под организацией подразумевается определенный элемент социальной структуры общества, а именно специально созданная для достижения определенной цели социальная группа, выполняющая определенную общественную функцию. У организаций есть свои название, устав, цели, сферы деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Примером социальной организации служат семья, политическая партия, правительственное учреждение, банк, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, преступная группа. На внешнюю угрозу организация отвечает усилением внутренней сплоченности и всегда переоценивает собственный престиж в сравнении с престижем других, сходных с ней систем. К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы), социальные классы (нет четко выраженной коллективной идентичности, самотождественности и списка членов), а также социально-политические течения. Государство относится к социальным организациям, а нация – нет. Организация в миниатюре напоминает общество. В социальной структуре общества стратификация распределяет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной организации иерархия распределяет их по должностям. Существуют формальные и неформальные организации. Неформальные организации – система социальных ролей, институтов, образцов действия, которые передаются через традиции и обычаи в процессе повседневного взаимодействия людей. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношения между ними. Формальные организации складываются из формализованной системы ролей, санкций, институтов, которые установлены правовым путем. Существует критерий, по которому организацию можно отнести к формальной. Он состоит как бы из двух основных показателей. Первый из них составляют процедуры мобилизации людей на определенные действия, второй – координация усилий этих людей на достижение в совместных действиях определенных целей. Выделяют следующие признаки формальной организации: - наличие определенной цели (целей) в действиях данной организации; - совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях; - конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения; - совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней; - формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения и отношений между членами данной организации; В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований. Один из них – это требование организации к каждому входящему в ее состав индивиду, а другой – требование индивида к организации. Социальные движения. Политические движения. В случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или изменение политической власти, политического режима, государственных органов и выражаются в требованиях, обращенных к властным органам - социальные движения политическими. Классифицируют политические движения по следующим параметрам: По составу (крестьянские, пролетарские, феминистские) По мотивации (религиозные, социокультурные) По цели (движение сопротивления, национально-освободительные движения) По особенности стратегии (революционные, реформистские) По тактике действий (экстремистские, гражданского). Экспрессивные движения. Массовые движения, связанные с неудовлетворением существующей социальной действительностью, считают ее порочной или просто некрасивой. При этом люди стремятся изменить действительность, а свое отношение к ней с помощью мечтаний, видений, ритуалов, каких-либо, не приемлемых в данном обществе, норм и образцов культуры. Данные группы людей находят эмоциональное облегчение в различных формах эмоциональной экспрессии, что делает их повседневную жизнь приемлемым и терпимым. Революционные движения. Направленные на полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и деятельности большинства социальных институтов - государства, суда, системы образования и т.д Движения реформистов. Массовые политические действия, направленные на относительное изменение и совершенствование существующей социальной системы с помощью реформ. Это возможно, если участники этих движений положительно относятся к существующему социальному порядку. Кроме этого, они должны располагать институциональные (то есть такие, которые допускаются государством, законодательством) возможности выражать свои мысли и осуществлять действия в поддержку реформ. Оппозиционные движения. Реакция общества, которая вызвана недовольством отдельных групп людей социальными изменениями, которые происходят. Неприятие, обычно, вызвано тем, что социальные изменения происходят слишком быстро или слишком медленно, непоследовательно. Возникают, вслед за революционными или реформистскими и представляют собой оппозицию по отношению к ним. Часто к этим движениям присоединяются представители бывших элит, не нашли достойного места в новой социальной системе, а также люди, потерявшие свои права и привилегии в результате реформ. Экологические движения. Направленные на защиту природных ресурсов. Сторонники этих движений доказывают, что тенденции развития общества не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы. Молодежные движения. Собственно, к началу ХХ в. молодежь не относилась к социально зрелой категории граждан, в силу традиций и норм общественной жизни была зависима от родителей материально и морально. Поэтому в моду вошли молодежные социальные движения, которые были направленны на проявление гражданских позиций, изменение культурных явлений, появление субкультур, омоложение политики. Феминистские (женские) движения и общества. Представляют собой массовые действия с привлечением женщин, для уравнивания их в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Характерна узкая трактовка социального равенства женщин и мужчин, сводилась к правовой, юридического равенства. Гражданское общество и государство. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, которые охватывают все общественные отношения Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов. Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства. Понятие “гражданское общество” и “государство” характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества. В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества. Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности. Личность как активный субъект жизнедеятельности. Индивид – это человек, представитель человеческого рода. Личность – наличие в индивиде социальных индивидуальных личностных черт. Структура личности: В центре находится персональная картина мира личности, менталитет, вера, сознание. Важное значение для формирования личности имеют знания, умения, мотивы, воспитание, культура и деятельность. Культура – это знания, умения и мотивы/воспитание. Деятельность – это фундамент, на котором стоит всё остальное. Так же составляющими личности являются: · Потребности (познавательная деятельность) · Интересы (осознание потребности) · Способности · Знания и умения · Цели, идеалы · Диспозиция личности · Ценностные ориентации · Активная жизненная позиция · Социальная активность Диспозиция личности – это предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели. Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) деятельности, существуют и внешние побудители - стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды. Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе. Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности. 1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний; 2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация; 3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение; 4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению; 5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению; 6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом. Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям. Социальный статус и социальные роли личности. Социологическое понимание личности развивается и конкретизируется в понятиях социального статуса и социальной роли. Взаимодействуя с другими индивидами и социальными группами, человек подчиняется социальным нормам (правилам поведения). Содержание норм указывает на положение данного лица по отношению к другим лицам, то есть, на его социальный статус. Виды социальных статусов: 1) Предписанный статус - объективно заданное положение лица в обществе, для достижения которого ему не надо прилагать никаких усилий. Предписанные статусы определяются полом, возрастом, расой, социальным происхождением, положением родителей и другими обстоятельствами. Предписанные статусы объективны не только по генезису (принц, нищий), но и по существованию (“Рожденный ползать летать не может”). 2) Достигаемый статус - положение лица в обществе, зависящее от способностей и личных усилий человека. Мужчина - статус предписанный, рыцарь - достигаемый. Женщина - статус предписанный, а “комсомолка, спортсменка, красавица” – достигаемый. В реальной жизни личность обладает не одним, а несколькими статусами. Дома мужчина- отец и муж, на работе - начальник цеха, в техническом обществе - эксперт, в вузе – преподаватель. Социальные статусы связаны с социальными ролями, в значительной мере определяя их. Социальная роль есть вид социально значимой деятельности, это ожидаемое поведение,ассоциируемое с определённым статусом. Если статус указывает на место в социальной структуре общества, то социальная роль указывает на способ поведения. Необходимые моменты социальной роли: 1) Эмоции. Одни роли требуют сдержанности (судья, священник), другие - экспрессии (актер, певец, агитатор, рекламный агент). 2) Способ поведения. Как и статусы, роли бывают предписанными и достигаемыми. Мальчики и девочки играют в детстве в разные игры, а в юности выбирают сходные или различные профессии. 3) Масштаб. Данная социальная роль личности влияет на нескольких лиц (папа), другая на несколько сотен людей (директор завода). 4) Формализация. Некоторые роли предусматривают общение по формальным правилам (дипломатический приём, религиозный ритуал, официальное совещание), другие предполагают неформальные взаимоотношения людей (компания друзей, дискотека и др.). 5) Мотивация. Различные виды ролей связаны с различной мотивацией. Романтик едет в неосвоенные края за запахом тайги, предприниматель едет туда же с целью заработать деньги, а осуждённого ссылают в ту же тайгу, не спрашивая его согласия. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Предписанным ролям не надо обучаться, они даются человеку объективно. Иное дело - роли достигаемые. Им надо учиться. Ролевое обучение - сверхзадача образования. Смысл его состоит не просто в усвоении знаний, а в способности к практической деятельности в роли судьи, администратора, предпринимателя, преподавателя и т.д. Когда говорят, что человек учится всю жизнь, в этих словах нет преувеличения. Усвоение знаний -процесс, а образование - результат процесса и он совсем не сводится к сумме знаний. Можно знать, как ходят шахматные фигуры, но проигрывать всем партнёрам. В этом примере процесс не завершился результатом. Ролевое обучение предполагает выполнение двух задач: 1) Обучение обязанностям и осуществление прав в соответствии с играемой ролью; 2) Приобретение установок, чувств, ожиданий, соответствующих данной роли. Выполнение второй задачи несравненно труднее, чем первой. Сравнительно просто обучить человека той или иной роли, но очень трудно внушить ему любовь к ней, увлечённость ею. Социализация личности, девиация и социальный контроль. Социализация – способы формирования умений и социальных установок индивида, соответствующие социальным ролям. Процессы, связанные с социализацией: 1. Социальная адаптация – приспособление к новой социальной роли. 2.Персонализация – осознание значимости социальных и личных ценностей, индивидуальных различий индивида. 3.Имитация – попытка копировать ту или иную модель поведения. 4.Идентификация – концепция, отражающая процесс и результат эмоционального и иного само отождествления индивида с другим индивидом, группой, образцом или идеалом. 5.Интериолизация – перевод внешних факторов из окружающей среды во внутреннее состояние. Понимание их личностью. 6.Экстериолизаия – процесс, при котором поступки, знания и умения личности становятся достоянием других. 7.Ресоциолизация – процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни. В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: 1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком; 2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Норма – правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Отклоняющееся от норм поведение называют девиантным. (Уголовная преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, азартные игры). Типология социальных отклонений: 1) культурные и психические; 2) индивидуальные и групповые; 3) первичные и вторичные; 4) культурно- одобряемые отклонения – трактовка поведения личности зависит от типа культуры (странствующий монах); 5) культурно-осуждаемые отклонения ФОРМЫ Девиантного поведения: 1) Деликвентное поведение – противоправные действия 2) Криминальное поведение (Преступность) Социальный контроль- регуляция поведения людей в социальных системах, осуществляемая членами общества по специальным схемам: механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Объекты контроля: правовые и моральные нормы, обычаи, законы. Элементы социального контроля: 1) социальные нормы; 2) социальные санкции. Виды социального контроля: 1) экономический; 2) политический 3) социальный Культура: сущность, структура, формы. Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные. Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей. Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок. В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя. Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями. Нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе. Нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп. Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой: 1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная; 2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей; 3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре; 4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики. В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»; 5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности; 6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей. Социальная коммуникация. Социальная коммуникация - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека). Выделяют несколько видов социальной коммуникации: По характеру аудитории: · межличностная (индивидуализированная) · специализированная (групповая) · массовая По источнику сообщения: · официальная (формальная) · неформальная По каналу передачи: · вербальная · невербальная Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются: 1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент); 2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.); 3. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.) 4. Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях. Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс. Социальная революция- коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы политического устройства к другой Социальная реформа (эволюция) – процесс поступательного развития общества и его элементов от простейших форм к сложным. Концепция социального прогресса. Черты первых концепций: 1) идеальное начало- первопричина изменений в мире- совершенствование человеческого интеллекта 2) развитие общества воспринималось плавно, эволюционно, по прямой 3) в рамках одной общественной формации Критерии прогресса: 1) развитие разума, нравственность, мораль 2) сознание свободы (мера свободы, которую общество может дать индивиду) 3) прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма Всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса является технический. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Прогресс возникает, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно: нет ни одного общества, в котором орудия труда не совершенствовались бы, а, напротив, ухудшались. Различают реформистский (постепенный) и революционный (скачкообразный) виды социального прогресса. Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое, совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одно - временно, с целью изменения основ социального строя. Революции бывают кратковременными и долговременными. Понятие <социальные изменения> является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений: структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований - семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.); процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий); функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.); мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения). По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы. Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная напряженность и социальный конфликт. Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе. Социальная напряженность по Дмитриеву А.В. эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. |