Главная страница
Навигация по странице:

  • Становление и основные этапы развития социологии как науки

  • В обществе сложились 3 группы предпосылок для появления социологии

  • Социологический проект О. Конта.

  • Западная социология.

  • Развитие социологии в России.

  • Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук. Под объектом

  • Предметом социологии

  • социология. 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки 3


    Скачать 124.04 Kb.
    Название1. Становление и основные этапы развития социологии как науки 3
    Анкорсоциология
    Дата21.10.2022
    Размер124.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsotsiologia_otvety.docx
    ТипЗакон
    #746743
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Оглавление


    1.Становление и основные этапы развития социологии как науки 3

    2. Социологический проект О. Конта. 4

    3. Западная социология. 5

    4. Развитие социологии в России. 6

    5. Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук. 7

    6.Структура социологического знания. 8

    7.Функции социологии. 9

    8.Социологические законы: сущность, особенности и классификация. 11

    9. Система основных понятий в социологии. 12

    10.Социальные связи, взаимодействия и отношения. 13

    11. Общество как целостная социокультурная система. 15

    12. Социальная структура общества. 15

    13. Социальная стратификация и социальная мобильность. 16

    14. Социальные группы и общности. 18

    15. Социальные институты и организации. 19

    16. Социальные движения. 20

    17.Гражданское общество и государство. 21

    18.Личность как активный субъект жизнедеятельности. 22

    19.Социальный статус и социальные роли личности. 23

    20.Социализация личности, девиация и социальный контроль. 24

    21.Культура: сущность, структура, формы. 25

    22.Социальная коммуникация. 26

    23.Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс. 27

    24.Социальная напряженность и социальный конфликт. 28

    25.Формирование мировой системы и процессы глобализации. 29

    26. Особенности, проблемы и возможные альтернативы развития российского общества. 30

    27.Методы сбора информации в социологии. 31

    28.Структура и функции эмпирического социологического исследования. 32

    29.Количественные методы сбора эмпирической информации в социологии. 33

    30.Качественные методы сбора эмпирической информации в социологии. 34

    31.Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения. 35

    32.Метод наблюдения. 35

    33.Социальный эксперимент. 36

    34.Анализ документов как метод сбора вторичной информации. 37

    35. Анкетирование и интервьюирование как виды опроса. 38

    36.Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений. 39

    37. Традиционный анализ документов. 40

    38.Контент-анализ документов. 41

    39.Понятие документа в социологии, классификация документов. 42

    40. Социологическое исследование, его сущность и функции. 43

    41.Структура социологического исследования. 44

    42. Виды социологических исследований. 45

    43.Программа социологического исследования. 46

    44.Методологическая часть программы исследования. 47

    45. Методическая часть программы исследования. 48

    46.Организационно-технические аспекты проведения исследования. 49

    47.Социологическое исследование социальной сферы 50



    1. Становление и основные этапы развития социологии как науки

    2 этапа становления социологии как науки:

    1. Донаучный - от античности и до 19 века (на нем накапливалась информация о различных сторонах жизни общества)

    2. Собственно научный - берет начало с 30 - 40 годов 19 века и до сегодняшнего дня.

    Предтечей социологии считают Аристотеля.

    Общество (по Аристотелю) - любое объединение людей чем-либо соединенных между собой.

    Простейшим обществом является семья, основанная на природных отношениях (муж-жена, господин-раб). Соединение семей приводит к образованию селений. Когда образуются селения, образуется высшая форма социальной жизни - государство. Государство - разновидность общества. Государство, с одной стороны возникает естественным путем, с другой - это механизм созданный человеком. Человек - существо общественное, которое не может жить вне рамок общества и государства. В противном случае это существо в нравственном отношении недоразвитое или сверхчеловек.

    На последующих этапах развивали различные идеи об обществе следующие мыслители:

    · Эпоха Средневековья - Ибн Хальдун; он рассматривал вопросы о влиянии разделения общественного труда на солидарность между людьми, вопрос об эволюции, о влиянии климата на жизнь, быт людей и на их роль в истории, о роли опыта в научном исследовании

    · Новое время - Г.Гроций, Ж.Б.Вико, Тюрго, Джон Локк, Т.Гоббс; идея естественных прав человека, идея общественного договора, теория классов и классовой борьбы, идея циклического развития и др.

    · Научный этап - 30-40е года 19 века. Именно в это время возникла социология как наука.

    В обществе сложились 3 группы предпосылок для появления социологии:

    · Социальные предпосылки ( 30-40е года 19 века характеризуются как период социальной напряженности в Европе - Появляется потребность в науке, которая бы объяснила, что с обществом происходит, и что его ждет в будущем).

    · Естественно - научные предпосылки (открытие клетки, эволюционная теория Дарвина, с помощью которых объясняли строение общества).

    · Эмпирическая база. С начала 19 века проводятся интенсивные эмпирические социальные исследования. Причины:

    o Быстрое развитие капитализма сопровождалось следующими процессами (урбанизацией)

    o Разная социальная дифференциация

    o Пауперизация

    o Рост преступности 

    1828г. - Сен-Симон и Огюст Конт поставили задачу создать специальную науку об обществе. Эту науку они назвали социальной физикой. Они считали, что наука об обществе должна строится по образу и подобию естественных наук и использовать их методы.

    В 1839г. Огюст Конт использовал новое название - социология. Причина, по которой Конт изменил название - Кетле (основатель статистики), который понимал под социальной физикой - статистику, а Конт считал, что наука об обществе должна быть теоретической и её нельзя свести только к статистике.

    Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

    1. Социологический проект О. Конта.

    Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

    Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

    Конт классифицировал науки в зависимости от сложности предмета:

    1. Механика

    2. Астрономия

    3. Физика

    4. Химия

    5. Биология

    6. Социология

    Каждая наука имеет свой метод. Конт выделял в социологии методы: исторический и наблюдения. 

    Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

    Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

    Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

    Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения.

    На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

    И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности.

    Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

    Первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

    Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

    Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

    В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

    Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику:

    Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

    Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

    1. Западная социология.

    Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном.

    Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

    Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

    Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический ин-теракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

    Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «срединную» позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

    Наконец, четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

    1. Развитие социологии в России.

    а) Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века.

    Этот этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай­ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.

    П. Л. Лаврова сформулировал основополагающие идеи этого направления в знаменитых “Исторических письмах”. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

    Н. К. Михайловский выдвинул идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность “нормального человека”, нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Михайловский определял социализм как “твор­чество личного начала при посредстве начала общинного”.

    б) Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов.

    Второй период развития социологической имели в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В 1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал

    Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации, которая, будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику со­циальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.

    На втором этапе также продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин Н. А. “Теория историчес­кого материализма.Популярный учебник марксистской социоло­гии” (1922 г.),Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

    30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве социологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

    в) Третий этап развития социологии - с начала 60-х до наших дней.

    Возрождение социологии как науки начинается на третьем, рассматриваемом нами этапе. Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

    Также в 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

    г) Социология в современной России.

    В современной России положение социологии доста­точно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практиче­ского существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследова­ний требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Однако многочисленные трудности и проблемы, встающие перед современной российской социологией, имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических — открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.

    1. Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук.

    Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас материального или нематериального  мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Это совокупность понятий, при помощи которых описывается объективная реальность. Определяя объект исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

    Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Целостное изучение объекта исследования не даёт возможности охватить все его свойства и особенности. Появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

    Объектом социологии является общество.

             Предметом социологии являются социальный статус, социальная структура, социальное неравенство, социальные законы, социальные изменения, социальные законы, т.е. социальное взаимодействие.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта