Главная страница

1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки


Скачать 411 Kb.
Название1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки
Анкорshpory_doshkped.doc
Дата07.02.2018
Размер411 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаshpory_doshkped.doc
ТипДокументы
#15285
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников

Условия тр. восп-я:

- создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;

- организация материальной среды и трудового оборудования;

- учёт объёма нагрузки при выполнении трудового задания, работы;

- учёт инд-ых интересов, склонностей р-ка к определённому виду труда; состояния здоровья;

- включение восп-ля в труд детей на правах партнёра;

- обеспечение нравственно-ценной мотивации;

- формирование экономического образа мышления ч/з ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость;

- создание предпосылок экономического восп-ия дошкольников в труде;

- разнообразие тр-ой деят-ти детей, гигиенич-ие требов-ия к организации тр. д-ти детей и тр. оборудованию;

- методически правильное руководство. Направленное на одновременное решение задач обуч и восп-я.

Средства тр. восп-ия:

Собственная тр-я д-ть детей; обуч-ие тр-м навыкам и организации труда; озн-ие с тр. взрослых; организация тр-й д-ти; художественные ср-ва: худ. лит-ра, муз, изо искусство, диафильмы, видеофильмы, слайды.

42. Происхождение игры и ее социальный характер.

Еще в начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что первично в чел. обществе труд или игра. Многие высказывались что игра возникла раньше труда.

Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и искусство, имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе. Труд предшествовал игре и определял ее содержание.

Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством передачи культурных приобретений от одного поколения к другому.

Впервые научное обоснование соц. характера игры было дано Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания».

Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры.

По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошкольном детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых , к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

43. Зарубежные теории игры.

1.Теория Шиллера – немецкий поэт и философ. Он отождествлял игру с искусством и считал, что игра, как и искусство, имеет общие корни и возникает тогда, когда удовлетворены жизненно важные, необходимые для существования человека примитивные потребности. А избыток сил он тратит на удовлетворение более высоких духовных потребностей, которые он находит в искусстве и игре.

2.Теория Спенсера - английский философ и социолог. Он продолжил теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой.

3.Теории К.Гросса – немецкий психолог. Считал игру как подготовку к жизни, в основе игры лежат инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются.

4.Теория Штерна – он назвал игру зарей серьезного инстинкта. Игра, по его мнению, это упражнение наследственных механизмов поведения.

5.Теория Стенли Хола – американский психолог. По его мнению, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества.

6.Теория З. Фрейда – по его мнению, в основе поведения человека лежат инстинкты. Это находит отражение и в его деятельности, в т.ч. и игровой. По мнению Фрейда, те тайные желания, которые ребенок не реализовал в реальной жизни, он реализует в игре.

Такой же точки зрения придерживался и Адлер.

44.Отечественные педагоги о роли игры в жизни ребенка.

Кроме того, что Ушинский дал научное обоснование соц. характеру игры, он большое значение придавал игровому обучению. Он придавал большое внимание как самостоятельным, так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие.

Лесгов рассматривал игру как упражнение для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр.

Тихеева считала игру как одну из форм организации пед. процесса и как средство воспитания. Ею разработана система дид. игр по развитию речи.

Макаренко в своих лекциях о воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой:

1.Взрослый не интересуется игрой ребенка и не вникает в ее.

2.Много вмешивается, все показывает и рассказывает.

3.Главное количество игрушек.

Он выделял требования к детской игре:

1.В игре должно развиваться творчество ребенка.

2.Учим детей в игре доводить начатое дело до конца, в соответствии с поставленной целью.

3.Учить ребенка видеть ценность игрушек и бережно относиться к ним.

Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре:

1.Реальные (когда дети договариваются)

2.Ролевые (когда дети играют)

Ею были определены ступени развития детской игры:

1-я ступень. Игры рядом – характерна для детей мл. дошк. возраста.

2-я ступень. Первые игровые объединения – характерна для детей ср. возр.

3-я ступень. Групповые игры – характерна для детей старшего возраста.




45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.

В качестве структурных элементов игры выступают:

1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре.

2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре.

3.Содержание – это то, что ребенок воспроизводит в качестве центрального, характерного момента деятельности.

4.Игровые действия – основное средство реализации сюжета.

5.Роль – игровая позиция ребенка, которую он реализует в соответскии с взятой на себя ролью.

6.Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть.

К особенностям детской игры относятся:

1.Свобода и самостоятельность ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

2.Творческий характер игры.

3.Эмоциональная насыщенность игры.

46.Классификация игр в истории педагогики.

В дошк. педагогике сущ. различные подходы к классификации детских игр. В зависимости от признака, который берется за основу. Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. Назначению все делятся: сенсорные, моторные, умственные.

К.Гросс в основу своей классификации положил инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. Выделил след. виды игр: экспериментальные, специальные.

Пиаже в основу своей классификации положил возрастную периодизацию: Игры – упражнения характерны для детей раннего возраста; Символические игры характерны для детей дошк. возраста; Игры с правилами характерны для детей 7-го года жизни.

Лесговт за основу взял идею о единстве физического и психического в развитии ребенка. Выделил 2 группы игр: имитационные (подражательные) и игры с правилами.

Крупская также выделила 2 группы игр: 1 – свободные, самостоятельные, творческие; 2- организованные игры с правилами.

В современной дошкольной педагогике за основу классификации игры взяты подходы, предложенные Лесговтом и Крупской. В наст. время все игры делятся:

1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

Новую классификацию игр предложила Новоселова. В основу которой она положила след. признак – по чьей инициативе возникла игра:

1.Игры, возникшие по инициативе детей: игра – экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2.Игры, возникшие по инициативе взрослых: Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)

3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные(исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

1.Дидактические подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

2.Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, собручами и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, это и определяет их воспитательное значение.

Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих. Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию.

48.Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно–ролевыми играми.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

2.Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

3.Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном игре персонаже.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

- формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы

- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта