Главная страница

1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки


Скачать 411 Kb.
Название1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки
Анкорshpory_doshkped.doc
Дата07.02.2018
Размер411 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаshpory_doshkped.doc
ТипДокументы
#15285
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




49.Сущность режиссерских игр.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые игрушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.


50.Характеристика театрализованных игр.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3. сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.


51.Характеристика строительно – конструктивных игр.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.

Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:

- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);

  • природный (песок, снег, глина, камни);

  • подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:

1.Конструирование по образцу - При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.

2.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

3.Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.

4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5.«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты.

52.Виды и структура дидактических игр. Методика руководства дид. играми в разных возрастных группах д/с.

Виды дидактических игр:

1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.

- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать:

1.Необходимо создавать условия для игр

2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей

3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта