Главная страница
Навигация по странице:

  • 43.Соотношение государства и права.

  • 44.Государство и религия.

  • 45.Идейно-теоретические основания концепции правового государства.

  • 1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции


    Скачать 0.58 Mb.
    Название1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции
    Анкор11.docx
    Дата28.04.2017
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла11.docx
    ТипЗадача
    #6210
    страница13 из 35
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   35

    41.Конституция Российской Федерации в правовой основе политической

    системы современного российского общества.

    Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические от­ношения в обществе.

    Не­которые ученые полагают, что конституция выполняет и опреде­ленную идеологическую функцию, хотя это в прямом смысле скорее свойственно тоталитарному государству.Под конституцией (от лат. constitutio — установление) пони­мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче­скую силу. Конституция очерчивает круг функций государства, уста­навливает основы его отношений с человеком и обществом. Этот закон закрепляет:

    основные принципы государ­ственного строя,

    высшие правовые гарантии прав и свобод чело­века и гражданина, а также

    структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле­ния).

    В то же время для конституционной теории и практики характер­на определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на де­мократию.

    Подробнее

    Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. Гражданское общество строится на основе свободы и инициа­тивы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном го­сударственном регулировании. Конституция как бы объявляет гражданское общество «заповедной зоной», обязывая государство охранять ее.

    Основные черты Конституции РФ

    Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

    основополагающий характер;

    народность (с этим можно поспорить);

    реальность (и с этим можно поспорить);

    стабильность.

    Подробнее

    Юридические свойства Конституции РФ

    Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

    Конституция - основной закон государства.

    Юридическое верховенство конституции.

    Конституция - база текущего законодательства.

    Прямое действие конституции.

    Правовая охрана конституции.

    Особый порядок изменения конституции.
    42. Гражданское общество в России: понятие, принципы, основные

    институты.
    43.Соотношение государства и права.

    В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

    тоталитарная (государство выше права и им не связано);

    Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

    Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

    Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства.

    Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

    Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

    Исходя из прагматической модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

    единство;

    различие;

    взаимодействие.

    Единство государства и права

    Единство выражается в их:

    одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;

    сходной типологии;

    одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;

    общей исторической судьбе;

    в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

    Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

    Различие государства и права

    Различия вытекают уже из определений этих понятий.

    Государство - это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

    Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    нормативность,

    формальная определенность в официальных источниках и

    обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    Право - это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
    Государство осуществляет силу, а право — волю.

    Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

    Взаимодействие государства и права

    Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном воздействии и влиянии друг на друга.

    Воздействие государства на право

    Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

    Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

    Влияние права на государство

    Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

    во внутренней организации государства;

    в его деятельности.

    С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

    Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

    В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

    В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

    Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону.

    Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу.

    Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы.Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.
    44.Государство и религия.

    В теории государства и права до сих пор не было принято специально изучать взаимодействие государства и религии. В советское время установился порядок, в соответствии с которым церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически пре-следуясь формально была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Да и не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.

    Однако как бы сильно люди в отдельные периоды не были настроены атеистически, проблема взаимодействия государства и религии остается и она в историческом плане уходит в глубь человеческого общества.

    В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную общественную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать сколь-либо серьезные проблемы для античного государства, и тогда говорить о государственной политике в отношении религии, по существу, не приходилось.

    В средневековье сильное развитие получила церковная религия, которая представляла уже большую силу, влияющую и на общественное развитие. Если в античные времена сам государь зачастую рассматривался представителем бога на земле, то в средневековье церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения. Да и то, эта второстепенная роль признавалась незаконной, если государи не получали своего меча из рук церкви и не обращали его на ее защиту.

    В новое время первенство вновь отдается государству. Усилиями таких мыслителей, как Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Воден, Гегель и др. теоретически доказывается тезис о том, что государственная власть является универсальной, всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих. С тех пор цивилизованный мир живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

    Правда и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Так, мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) почти полностью состоит из теологических нормативов божественных установлений, объективированных в шариате.

    Таким образом, в современном мире в целом выделяются теократические и светские государства, и в зависимости от этого строится различная государственная политика в области религии.

    Правовое государство - это светское государство. Поэтому важнейшим направлением в деятельности светского государства должна быть правильная постановка проблемы взаимоотношений публичной власти и религии.

    Религия - распространенная и важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государствообразующего общества. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих и где бы не было надобности в оптимальном определении этой стороны духовной жизни.

    Исходя из современных достижений науки теории государства и права, цивилизованное государство не должно ни мешать, ни способствовать становлению и развитию в обществе какой-либо идеологии. В значительной мере это зависит от того, как то или иное государство относится к сфере идеологии. Государство не должно допускать установление в обществе монополии какой-либо одной идеологии. Само же государство также должно быть деидеологизи-ровано. Оно и его служащие не могут придерживаться линии одной лишь идеологической концепции. Государство, основываясь на легитимных законах, представляет интересы всех слоев населения, независимо от их идеологических убеждений и представлений. В правовом государстве, на основе легитимных законов, обеспечивается подлинный плюрализм в духовной сфере. Причем плюрализм в духовной сфере допускается не только потому, что в правовом государстве иначе быть не может, а в значительной степени потому, что только плюрализм в духовной сфере позволяет оптимально развиваться науке, искусству, образованию, религии и т.д. Мировая общественная практика достаточно убедительно показала, что основа застоя в общественном развитии, загнивания во всех сферах жизни закладывается тогда, когда все общество начинает поклоняться одной идеологии, или когда какая-то одна идеология самим государством объявляется единственно правильной и верной на все времена. Как уже отмечалось, любое государствообразующее общество объективно плюралистично, в нем среди людей проявляется множество идеологических представлений и убеждений, поэтому правовое государство, основываясь на легитимные законы, должно не только «терпеть» различные идеологии, инакомыслие и духовную раскрепощенность, но принять меры к обеспечению цивилизованного взаимодействия различных представлений о жизни и развитии общества друг с другом. Право в правовом государстве должно формироваться с учетом объективной потребности взаимодействия людей, приверженных к различным формам общественного сознания, религии и т.д.

    В чисто практическом плане взаимодействия государства и религиозных организаций следует заметить, что теократы, какую бы религию не представляли, своей идеологией, впрочем, также как и этнократы, в конечном счете, в обществе сеют раздор, так как объективно призывают к конфессиальной разобщенности. Их, конечно, можно понять {материальные и иные выводы для представителей религиозной концессии), но применять меры государственного воздействия при этом нельзя. Силовой разговор государства с теократами, также как и с этнократами, как свидетельствует история, ослабляет идеологию оправдания государства перед значительной частью населения.

    Лучшее лекарство от теократов - терпеливое просвещение, разъяснение необходимости правоверия, оправдание правовой необходимости всей деятельностью государства. Ведь если глубоко задуматься, то нетрудно прийти к выводу о том, что из многоверной по сути теократии, также как и из многонациональной этнократии, естественное развитие должно привести только к правоверию, к справедливости в взаимоотношениях между различными конфессиями, различными национальностями. Другого пути просто не существует, если само государство не внесет сумятицу в естественно-историческое развитие общества. Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.
    45.Идейно-теоретические основания концепции правового государства.

    Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

    В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

    свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

    ограничение правом государственной власти.

    Идейно-теоретические основания концепции правового государства

    Концепция правового государства является концепцией идеологической, ибо опирается на специфическое ценностное представление о самом праве.

    Индивидуалистическая западная культура покоится на представлении о естественных и неотчуждаемых правах каждого человека и общественном договоре как основе любого государства. В рамках такого либерального мировоззрения право ассоциируется с личной свободой, с автономной (самостоятельной и ни от кого не зависящей) и юридически равной с другими личностью, с незыблемостью ее священного права на частную собственность и частную жизнь. Индивид оказывается тем центром, вокруг которого вращаются общество и государство. При этом предполагается, что любые действия государства могут совершаться только с одобрения каждого и должны быть направлены, прежде всего, на защиту частных интересов членов общества. Такое общество, в котором каждый может беспрепятственно реализовывать свои прирожденные права и свободы, называется гражданским обществом. Последнее естественной формой своего существования предполагает демократию, предоставляющую всем равные юридические возможности участия в политических функциях государства.

    Гражданское общество, демократия и правовое государство оказываются синонимами индивидуалистического общества, организованного на правовых началах. При этом однако идеологически (следовательно, и аксиологически) гражданское общество, как общество свободных и независимых собственников, противопоставляется государству. Своего главного врага теоретики либерализма видят не в отдельных представителях самого гражданского общества и не в возможной внешней угрозе, а в публичной власти собственного государства, которое, обладая монополией на организованное принуждение, может потенциально посягать на ценностно приоритетные индивидуальные права и свободы граждан.

    Поэтому либеральная концепция правового государства предполагает такую организацию государственной власти, которая подчинена праву, понятому как осуществление верховенства прав и свобод человека и гражданина. Из этих предпосылок вытекают и основные признаки правового государства.

    Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной "связке".

    Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие её необоснованное и незаконное превышение, попрание прав человека.

    В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

    Наибольшую трудность в анализе правового государства представляет тот факт, что ни в одной стране до сих пор не сложилось полностью правовое государство. Этот факт даёт критикам идеи правового государства основания полагать, что правовое государство, не существующее в реальности ныне, никогда и не будет существовать, вытесняясь другими режимами, более удобными с позиций осуществления публичной власти.

    Главнейшим признаком правового государства является верховенство права. Эта черта подразумевает приоритет правового регулирования над каким-либо иным, подчинение всех без исключения субъектов общественных отношений праву.

    Проблемы теории правового государства:

    разделение властей и разграничение их полномочий, построение соответствующей системы сдержек и противовесов;

    необходимость наличия взаимной ответственности государства и личности как способа ограничения политической власти (И. Кант: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину);

    необходимость инициативного поведения граждан в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры;

    организация эффективной системы правосудия как центрального инструмента защиты нарушенных прав (обеспечение независимости, доступности, честности, справедливости правосудия).

    Государство само себя никогда не ограничит, каким бы совершенным оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права. Следовательно, оптимальной моделью будет общественная воля, возведённая в закон государством. Однако, чтобы создавать право, гарантируемое впоследствии государством, граждане должны обладать развитым правосознанием, высоким уровнем правовой культуры, пониманием толерантности, умением избегать межличностных конфликтов и разрешать противоречия в обществе мирным путём. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.

    Говоря о защите прав граждан, нельзя не принять во внимание систему правосудия – центральный инструмент защиты нарушенных прав. Проблемным остаётся вопрос обеспечения независимости и беспристрастности суда. Однозначно суд в чём-либо зависим от исполнительной власти, если не в кадровых вопросах, таких как назначение судей, то, по крайней мере, в вопросах финансирования деятельности. Другой, не менее важной проблемой является беспристрастность, объективность суда. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что вынесение судебных решений связано с личностью судьи, по меньшей мере, его персональным мироощущением и, соответственно, восприятием предлагаемых суду фактов.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   35


    написать администратору сайта