1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции
Скачать 0.58 Mb.
|
Семья религиозного права. Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо сначала определить понятие правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; - источниками права являются религиозно-нравстенные нормы и ценности,содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах,Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; - весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными, религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; - особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины),конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; - отсутсвует деление права на частное и публичное; -нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; -судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях). Семья традиционного права. Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие "правовая семья" . К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передавемые из поколения в поколение; - обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами; - обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; - нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; - судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; - судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность; - юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; - архаичность многих ее обычаев и традиций. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории,публичной власти,сувереннитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления,цели,задачи и социальная направленность. На характер государственнсти и государственное устройство влияют национальный состав населения,своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы. Особенности исторических периодов (этапов,эпох) в развитии государственно-организованного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием. А р и с т о т е л ь считал, что основными критериями разграничения государств являются: 1) количество властвующих в государстве; 2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель главное различие государств видел в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересыкаждого. П о л и б и й говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей)-естественный процесс,определяемый природой. Государство развивается по бесконеному кругу,который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие государства, его обновление и изменение- это замкнутый круг, считает Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества- закономерный процесс. Многие государства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной государственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и другие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьетивной основой концептуального плюрализма типологии государства. ТИПЫ ПРАВА: различные подходы. Типология права-это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производсвенных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминируети соответствующий тип надстроечных элементов; государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. ДОСТОИСТВО: -продуктивна сама идея право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. СЛАБАЯ СТОРОНА: - формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права. В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права: 1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующией правовой идеологии отдельного государства); 2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают слудующие правовые семьи; общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др. ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделенны национально-исторические, конкретнор-географические и техническо-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право. СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития призводственных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм проихводственных отношений и Правовые системы, составляющие семью религиозного права, существуют в тех незападных обществах, где право тесно переплетено с религией. К этой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права. Рассмотрим некоторые из них. Мусульманское право Мусульманское право представляет собой систему норм, сложившихся в Арабском халифате в VII-X вв., выраженных в религиозной форме и основанных на исламе. Эта система норм общины верующих зафиксирована в шариате (с араб, шариа - правильный путь, обязательные предписания). Шариат как -религиозный закон представляет собой совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Он включает в себя: o религиозную догматику, т.е. указания, во что мусульманин должен верить; o исламскую этику (систему ценностей); o практические нормы - культовые, обрядовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей: нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных Аллахом на человека, а не па правах, которые он может иметь. Цели и ориентиры шариата определяются тесным переплетением религиозно-нравственного и правового начат, направленных главным образом к совести верующего. Предполагается, что любая мусульманская норма направлена на защиту ценностей религии, жизни, разума, собственности, продолжения рода. Взаимодействие в шариате двух начат проявляется в оценке поступков: за основу берется внутреннее намерение человека, которое рассматривает муфтий (священнослужитель), а внешнее поведение оценивает кади (судья). Гарантией соблюдения норм являются как потусторонние силы, так и правовая ответственность. В качестве системы социальных норм шариат помогает мусульманам находить ответы на волнующие вопросы. Ведь суть ислама состоит не в слепом подчинении человека, а в том, чтобы научить его правильно оценивать ситуацию и поступать в ней таким образом, как велит ислам. Система источников мусульманского права Она включает в себя четыре вида источников: Коран. Сунну, иджму и кийяс. Основной источник мусульманского права - священная книга ислама Коран. Согласно богословской традиции. Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; откровения самого Аллаха, продиктованные Мухаммеду. Коран был произнесен Мухаммедом в форме проповедей, получивших название "сура" (букв, "ряд", "стена"), содержит 114 глав с проповедями Мухаммеда, которые ему ниспослал Аллах. Из Корана вытекает одно из правил мусульманской юриспруденции: при коллизии двух норм предпочтение отдается той. применение которой сопряжено с меньшими усилиями. Применение права основано на стремлении избежать причинения вреда, связанного с идеей справедливости, которая лежит в основе идеи равенства. Однако содержащихся в Коране юридических положений явно недостаточно для регламентации всех отношений. Своеобразным итогом толкования Корана авторитетными богословами и юристами в первые десятилетия после смерти Мухаммеда стала Сунна. Она рассказывает о бытии пророка, примеру которою должны следовать правоверные (т.е. мусульмане), и представляет собой сборник адатов, т.е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. "Мое общество, - гласит один из адатов, - никогда не примет ошибочного решения". Таким образом открывается путь для того, чтобы установить норму, принцип, институт права. Способом восполнения пробелов и адаптации мусульманского права к жизни служит иджма. Она представляет собой согласованное заключение знатоков ислама об обязанностях правоверных, получивших значение юридической истины. Подобные заключения выводятся из Корана и Сунны, когда в них прямо не указываются ответы на поставленные вопросы. Еще одним источником мусульманского права является и кий-яс - суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, Сунны и иджмы неприменимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако суждения по аналогии достаточно редки, поскольку решение спора чаще всего возможно на основе существующих норм. Мусульманское право никогда не было единым законом, для пего характерны архаичность, казуистический характер норм, отсутствие систематизации. Шариат формалистичен и требует скорее уважения буквы, чем духа закона. Однако шариат, правильно понятый, представляет собой строгую, но гибкую и гуманную нормативную систему, способную отвечать на вызовы времени. |