1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции
Скачать 0.58 Mb.
|
101. Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. Понятие и характерные черты актов толкования норм права Акты толкования - один из видов правовых актов, призванных способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Характерные черты актов толкования:
В научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ). Однако такое мнение разделяется далеко не всеми. С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело - не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле. Виды актов толкования 1) по форме выражения:
2) по отраслям права:
3) по юридической природе:
4) по субъектам: как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д. 102. Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии. Законность - строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов). Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований - нет законности. Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблюдению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридического права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к формированию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества. Содержание законности Включает в себя систему
Принципы законности:
Принцип единства Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении,возбуждении уголовного дела и т.д. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. "Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием" (К. Маркс). Принцип верховенства закона Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия. Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Принцип взаимосвязи законности и культурности Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства. Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе. Презумпция невиновности Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве. Гарантии законности Гарантиизаконности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства. Виды гарантий законности: 1) общие:
2) специальные, или юридические:
103. Политическая система общества: понятие, структура и виды. Определение места и роли государства в политической системе общества - важная и логически обоснованная проблема современной общей теории государства и права. С точки зрения современных научных представлений система есть целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Эти признаки полностью применимы к политической системе[94]. Категория «политическая система общества» вошла в научный оборот сравнительно недавно. Основные идеи в этой области знаний были сформулированы на рубеже 60-70-х годов XX в. Ііо-видимому, по этой причине, несмотря на успехи в развитии политико-правовой науки, нет устоявшегося, общепринятого подхода к трактовке и применению самого понятия «политическая система», нет также единого мнения о соотношении понятия политической системы с понятием политической организации общества. Ф.М. Бурлацкий и И.П. Ильинский считают политическую систему общества понятием более широким, которое аккумулирует как политические институты, так и отношения между ними, т.е. политическую практику. Политическая же организация общества включает в себя лишь политические институты и учреждения. Иными словами, политическая организация общества представляет собой преимущественно институционную характеристику политической системы[95]. Наоборот, Н.Н. Разумович считает политическую систему составной частью политической организации общества. В.Е. Чиркин, Ю.А. Тихомиров и др. придерживаются мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества[96]. Наличие столь разных, даже противоположных позиций свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки проблемы политической системы общества и связанных с ней вопросов. Обобщая многие точки зрения, полагаем, что под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, ин ститутов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства. Это значит, что в структуру политической системы общества входит прежде всего само государство как особая организация политической власти, общественные организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.). Основной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных и уставных документах и направлены на формирование и осуществление внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. И что бы ни было зафиксировано в программных и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная власть для осуществления декларированных или же тайных целей. Другими словами, им нужно завоевание, удержание и использование власти. «Именно власть и отношения по ее поводу,- пишет профессор А.Б. Венгеров,- характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему»[97]. Анализ содержательной деятельности негосударственных социальных институтов, их программных положений и уставов, основных задач и функций позволяет обнаружить многообразную политическую направленность общественных объединений. К числу собственно политических организаций следует отнести все политические партии и отдельные общественные организации, которые напрямую связаны с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение поставленной политической цели. Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения целесообразно относить к несобственно политическим организациям. Они возникают и развиваются не в политических целях, а в силу экономических и других социальных причин. Поэтому свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной и иных сферах жизни общества. В своих уставных документах они не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового. Таким образом, политическая система общества включает в себя организацию и деятельность политической власти, политических и иных общественных формирований, отношения между обществом и государством, характеризует отражающие политические процессы, уровень политического творчества в обществе, состояние неинституциональных политических отношений. Причем политическая система общества представляет собой всего лишь одну из частей совокупной общественной системы и в реальной жизни взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой и др. Центральное положение политической системы в этой структуре определяется ведущей ролью политики в государственноорганизованном обществе. Политическая система^конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, типом государства, 'формой правления, характером политического режима, социально-политических отношений (стабильные или нет, конфликтные либо консенсусные), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), исторической и национальной традицией уклада общественной жизни (политически активное либо пассивное население, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.). На протяжении истории государственно-организованного общества существовало и существует великое множество политических систем. Исследователи классифицируют политические системы по различным основаниям. Применяя так называемый формационный подход к истории развития государства, можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. В данном случае в основу классификации политических систем положен классовый принцип, т.е. представления о том, интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Исходя из характера взаимоотношений политических систем с внешней средой, выделяют закрытые и открытые политические системы. Закрытые имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри самой системы. Открытые политические системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем. Общепризнанной в западной политологии является классификация политических систем, разработанная американским ученым Г. Алмондом. В качестве основания классификации здесь выступает тип политической культуры и характер разделения ролей между участниками политического процесса. В зависимости от названных критериев Г. Алмонд выделил четыре типа современных политических систем: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную или частично индустриальную, тоталитарную. Политическая система англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австралия) характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей (собственности, свободы, безопасности и др.). Политическая система европейско-континентального типа (Франция, Германия, Италия и др.) характеризуется расколотос- тью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая идейная и культурная основа — либеральные ценности. Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеет смешанную политическую культуру. В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Данному типу политической системы присущи авторитаризм, концентрация власти в руках узкого круга лиц. Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия, нацистская Германия, страны «мировой системы социализма») функционировала на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. При такой системе власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока1. Наиболее распространенной классификацией политических систем является такая, в основу которой положен политикоправовой режим. Дело в том, что политико-правовой режим не только представляет собой способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы[98]. Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером. Авторитарная политическая система отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполити- ческих сферах. При этом допускается весьма ограниченная многопартийность . Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Ее характеризует подлинный политический плюрализм. Существуют и иные классификации политических систем, но они менее известны. В частности, по отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных или реакционных политических системах. |