Главная страница

Билеты для вступительных в магистратуру по направлению Управление персоналом РГСУ. билеты для вступительных. 1. Сущность и содержание теории управления Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация.


Скачать 248.96 Kb.
Название1. Сущность и содержание теории управления Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация.
АнкорБилеты для вступительных в магистратуру по направлению Управление персоналом РГСУ
Дата30.03.2022
Размер248.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабилеты для вступительных.docx
ТипДокументы
#427509

1.Сущность и содержание теории управления Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Управленческое воздействие. Особенности управленческого труда. Административные, экономические и социально-психологические методы управления.







2.Генезис теории управленческих отношений в обществе. История формирования управленческих отношений как основа развития теории управления. Проблемы управления в системе взглядов Конфуция, Аристотеля, Н.Макиавелли, Г.Гегеля, К.Маркса, В.И.Ленина и др. Типы и формы управления как исторически сложившиеся проявления власти: демократия,

плутократия, охлократия, технократия, партократия, юрократия.
История развития управления как искусства и науки насчитывает уже несколько тысячелетий. Наиболее длительным периодом в истории развития теории и практики управления был древний этап – начиная с 9–7 тысячелетия до н. э. Исследователи выделяют пять управленческих революций.

Первая получила условное название религиозно-коммерческой, с ней связывают зарождение письменности в древнем Шумере, появление в древних Азии, Африке и Европы, рабовладельчества, государственности, формирование бюрократических организаций. Именно тогда было изобретено мелочное, кооперативное разделение труда, командная иерархия, стандартизация, проектирование, планирование, организация труда. Вторая относится к XVIII в. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего разнообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третья произошла во времена правления Навуходоносора II (605–582 гг. до н.э.) и была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертая датируется XVII – XVIII вв. и связана с зарождением капитализма и началом индустриальной цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области управления было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале ХХ вв. Ее часто называют бюрократической, т.к. теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Приведенная классификация управленческих революций позволяет проследить логику их развития, а именно: первые четыре отражают понимание управления как искусства, то есть как способности руководителей эффективно применять накопленный опыт на практике; пятая же управленческая революция символизирует собой начало конституирования управления в самостоятельную область человеческих знаний, а именно в науку.
Таким образом, управление стало превращаться в науку только в конце ХIХ века, хотя уже в ХVIII веке начался процесс разграничения управления как науки и искусства.
В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что

относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройств (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т.е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.

Используя директивный подход, классик политической науки,итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что, иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика

«означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает...Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества. На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики»
Демокра́тия— политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым социальным институтам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

Народ является единственно легитимным источником власти

Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов
Плутократия— политический режим, при котором решения государственных органов определяются волей группировок богатых людей.
Охлокра́тия (др.-греч. ὀχλοκρατία от ὄχλος «толпа» + κράτος «власть») — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов, где демагогия, тирания большинства и господство страсти преобладают над разумом. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций.
Термин введён Полибием[1]. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении. Между тем другие писатели видят в Афинах образец чистой демократии (в позднейшем смысле этого слова).
Признаки охлократии можно найти в Римской империи, где армия возводила на престол и свергала с него по своему усмотрению, хотя государственные учреждения тогда были монархическими.
Технокра́тия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть» греч. τεχνοκρατία) — гипотетическое общество, построенное на принципах меритократии, в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам[1]. Основная идея технократии заключается в принятии решений по соображениям эффективности и в деполитизации процесса принятия решений[2]. Идея о полезности передачи управления обществом экспертам восходит ещё к Древней Греции, к призывам Платона и Сократа. У Платона встречается в труде «Государство»[3].
Понятие технократии является достаточно расплывчатым и не освещалось должным образом в систематической литературе. В вероятно наиболее проработанном из анализов определяется как форма государственного господства, при котором управление стремится «к единой исключительной парадигме политики, основанной на применении инструментально рациональных методов»[4]. С политической точки зрения понимается как власть экспертов и может характеризоваться принятием решений невыборными должностными лицами, назначенными на пост за свои технические знания и навыки[2].
ПАРТОКРАТИЯ — политический строй, при котором верховная политическая государственная власть (законодательная, исполнительная и судебная) фактически сосредоточена в руках единственной партии, встроенной в государственную систему, а вернее — в руках партийной бюрократии. Ей же полностью подчиняются СМИ, хозяйственные органы, культурно-образовательные и социальные учреждения (современный Китай, Куба, Северная Корея и т. д.)
Юрократия Юрократия

господствующая позиция юристов в органах политической власти, связанная с рассмотрением права и государства как основного движущего фактора общественного развития.


написать администратору сайта