Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическая программа

  • 2.Функции полит идеологии, её место и роль в жизни общ-ва

  • 3. Особенности современных идеологических процессов.

  • 4. Либерализм. Неолиберализм.

  • 5.Консерватизм. Неоконсерватизм Консерватизм – одно из направлений современной идеологии. Консерватизм

  • В-третьих

  • В-пятых

  • 6.Социализм и марксизм Маркси́зм

  • 7. социал демократизм Социал-демократизм

  • 8. истоки и основные положения белорусской национальной идеи

  • 9. Основные этапы формирования белорусской государственности

  • Шестой этап

  • Седьмой период

  • 10. государственная идеология и идеологическая работа

  • 11.идеология соц эконом развития рб:основные приоритеты

  • 12.Белорусская экономическая идея

  • Главная цель

  • Идеология экономического развития

  • 13. средства массовой информации в идеологических процессах

  • 1. Сущность и стрра полит идеологии


    Скачать 34.23 Kb.
    Название1. Сущность и стрра полит идеологии
    Анкорpolitologia_shpora_1.docx
    Дата12.12.2017
    Размер34.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpolitologia_shpora_1.docx
    ТипДокументы
    #11102

    1.Сущность и стр-ра полит идеологии.

    Иделогия как социаль феномен, такое же древнее явл-е, как и само общ-во. Первыми проявлениями были мифолог сист и религиоз вероучения, кот в той или иной форме оценивались отнош людей к миру и друг другу.

    Полит идеолог имеет более узкий полит смысл. Это понятие введено немец политологом к.фридрихом. В работе человек и его правительство- это эмпирическая теория политики. С его точки зрения под полит идеологией понимается система верований, кот оправдывается предпочитаемым данным общ-ом. При этом за содержимое полит идеологии выступают полит власть и осуществляют в обществе общественно-полит порядок. Она вкл в себя отнош к различ полит институтам, представления о наилучшем гос-ом устр-ве.

    Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:

    1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т.е. обобщенное представление группы о своих интересах и цели;

    2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к властям указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения общин.

    3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан

    Структурными составляющими политической идеологии являются:

    1) политические идеи;

    2) политические теории, концепции, доктрины;

    3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;

    4) оценка политических процессов;

    5) гипотезы, лозунги, программы

    Политическая идея - исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности

    Политическая доктрина - это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития

    Политическая программа - это прежде всего план, по которому готовы действовать та или иная партия, блок, социальная группа, класс, нация, мировое сообщество.

    2.Функции полит идеологии, её место и роль в жизни общ-ва

    Есть несколько функций политической идеологии:

    Легитимация власти- идеология обосновывает право определенных полит сил на власть и она формир позитив образ или провод полит линией.

    Интерграция- идеология влияет на сознание людей, их чувства, объединяет и направляет их действ на достижения опред целей.

    Мобилизация- ид подталкивает чел к действ и она явл важным средством укрепления или изм сущ соц эконом действительности.

    Познавательная(когнетивная)- идеология объясняет пути развития общ-ва.

    Оценочная-ф-я- дается оценка протекающих в общ-ве процессов.

    Нормативная- идеология задает общ-ву опред. Сист ценностей установок и норм поведения.

    Понятие «политическая идеология» имеет более узкий и специфический смысл. она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.

    Политическая идеология – это способ социально-группового мышления. Она выражает интересы социальных групп и формирует представление о политических проблемах различной сложности на доступном для простого гражданина языке. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представление о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

    Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, социально-политические идеалы, ценности, политические программы, политические символы. Для идеологии характерна неразрывная связь с политической символикой, которая выражает принадлежность человека к определенному этническому и государственному сообществу, движению, организации.

    3. Особенности современных идеологических процессов.

    Современный идеологический процесс- единство и борьба идеологий, существующих в современном обществе.

    Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология.
    Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе протекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии). Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.
    4. Либерализм. Неолиберализм.

    Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в просветительские учения XVII–XVIII веков.

    Свобода является фундаментальной ценностью этого учения. Теоретическими основаниями либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства.

    Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диаметрально противоположные. Ф.Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».

    В либерализме существовали два разных подхода и по отношению к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно-нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.

    Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.

    Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса.

    Принцип индивидуализма. Он трактуется как право индивида на выбор и признание собственных ценностей и независимую деятельность, как способ их реализации.

    Принцип конкуренции. Он означает соперничество в материальной жизни.

    Принцип невмешательства. Он утверждает верховенство и приоритетность частной жизни.

    Принцип демократии.

    Принцип ненасилия. Он выражает требования ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных отношениях людей.

    Неолиберализм-течение полит и соц эконом мысли представители кот исходили из идеи сочетания гос регулирования со свободной конкуренцией. Основные идеи современного неолиберализма:

    1.Наличие зрелого гражданского общ-ваи правового гос-ва-это с точки зрения либ необх усл-е для самореализации индивида его прав и свобод.

    2.Актив вмеш-во гос-ва в сферу рыноч соц отношений, кот должно быть направлено на обеспеч экономич стабильности.

    3.Исп принципов плюролистич демократич кот призваны обеспеч учет интересов всех соц общностей.

    4.Понимание справедливости как равных полит прав граждан, а все осталь зависит от самого чел.

    5.Консерватизм. Неоконсерватизм

    Консерватизм – одно из направлений современной идеологии. Консерватизм – это идейно-политическое учение, а также политическое течение, которое ориентировано на сохранение устоявшихся традиций и осторожное отношение к радикальным революционным переменам. Наиболее видным идеологом консерватизма является английский политический деятель XVIII века Э.Берк. Член английского парламента от партии вигов, он изложил основные принципы консерватизма. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, явилась Великая французская революция 1789 года. Основные принципы консерватизма.

    Во-первых, человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества.

    Во-вторых, принцип заведённого порядка вещей как «право давности».

    В-третьих, основой поведения человека выступают привычки, опыт, предрассудки, а не умозрительные теоретические доктрины.

    В-четвертых, высокая роль общества как коллективного способа организации жизнедеятельности человека, являющегося при этом формой защиты человека от самого себя.

    В-пятых, люди от природы не равны, а, следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими.

    В-шестых, принцип стабильности и неизменности общественного строя.

    Неоконсерватизм. неоконсерватизм-современная консервативная идеология. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом . Возникновение неоконсерватизма относится к 60–70-м годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности и возник серьезный кризис в смысле жизни человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоотвественности гражданина и государства. Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.

    Неоконсерватизм представляет собой сложное и противоречивое образование, порой конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции.

    6.Социализм и марксизм

    Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду слевым анархизмом , христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

    Постлаты:

    1. Приоритет экономич сферы жизни общ-ва

    2. Полит борьба кл явл движущей силой историч прогресса

    3. Пролетариат явл носителем всеобщ полит интересом и СП-ом совершить социалистич революции

    4. Социализм- переход стадия

    5. Коммунизм представляет подлинную цель развития человечества.

    Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы[1]следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы[2]. Согласно определению энциклопедии Британника социализм — это социально-экономическая доктрина, которая призывает кобщественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами[3]; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма[4].

    Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» .

    7. социал демократизм

    Социал-демократизм возник в последней трети XIX – начале ХХ веков в качестве выразителя интересов рабочего класса. В настоящее время под социал-демократизмом понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический Интернационал. Социал-демократизм можно определить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое учение. Причем внутри социал-демократизма существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, политических и идеологических течений. Социал-демократизм возник как альтернатива западному капитализму и первоначально разделял важнейшие принципы марксизма относительно общественной собственности на средства производства, социального равенства, социальной справедливости, ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но, учитывая специфику функционирования социал-демократизма в западных странах на практике социал-демократизм стал на путь отказа от марксизма и признания приемлемыми существующие социально-политические институты и общепринятые в западных странах того времени правила политической деятельности. Лидеры социал-демократизма провозгласили своей целью построение демократического социализма. Главная роль в обосновании социал-демократизма принадлежит Э.Бернштейну. Именно он подвел систему аргументов под главный лозунг социал-демократизма: «движение – все, конечная цель – ничто». Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма.

    После второй мировой войны социал-демократизм пошел на окончательный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма и демократического социализма. Важную роль в формировании идеологии современного социал-демократизма сыграли такие видные государственные деятели ХХ века, как В.Брандт, У.Пальме, Б.Крайский, Ф.Миттеран.

    8. истоки и основные положения белорусской национальной идеи

    В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси. Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. — передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отсталости» и неизменности, с другой стороны — выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

    9. Основные этапы формирования белорусской государственности

    В целом процесс становления белорусской государственности можно разделить на семь этапов. Первый этап- предыстория(киев.русь) 1 тыс н.э.-13 в. Второй этап-бел земли в сост вкл, БНР 2 пол 13 в-1569г.Третий этап Бел земли в сост речи посполитой 1569-1795. Четвертый этап бел земли в сост рос империи 1795-1917. Пятый этап начинается с момента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа 1991 года. Далее 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Денонсация 8 декабря 1991 года в Вискулях договора 1922 года об образовании СССР и подписание договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а также ратификация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа становления белорусской государственности. Первыми странами, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание Республики Беларусь.

    Шестой этап становления белорусской государственности связан с принятием Конституции 15 марта 1994 года и избранием в том же году Президента Республики Беларусь.

    Седьмой период начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период 14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статуса с белорусским, установления нового Государственного флага и Государственного герба, экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени также характерно укрепление отношений с Российской Федерацией. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была устранена граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, согласно которому оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба государства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных организациях. Завершением третьего этапа было проведениереферендума 24 ноября 1996 года, в результате которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 15 марта 1994 года.

    На современном этапе происходит укрепление белорусской государственности, а также дальнейшее развитие интеграции с Россией. Так, 2 апреля 1997 года был создан Союз Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России,одновременно с которой было также подписаны Соглашения о равных правах граждан и равных условиях субъектов хозяйствования. 8 декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства. Кроме укрепления связей с Россией, в Беларуси в этот период прошли парламентские (в 2000, 2004,2008 годах) и президентские (2001, 2006) выборы, референдум по вопросу изменения ч. 1 ст. 81 Конституции в 2004 году, а также Всебелорусские народные собрания (1996, 2001,2006).

    10. государственная идеология и идеологическая работа

    Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечивать большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Это становится важным и потому, что государственное строительство Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентаций, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной, для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себе консолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское государство.

    Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных и общественных структур в сознание индивидов идеологии государства обеспечивает ―вертикальную‖ передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического режима к личности. В идеологии государства особенно четко проявляется инструментальная функция, которая служит достижению конкретных политических, экономических и социальных целей, значимых для всего общества. Идеология государства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы населения, должна нести в себе центристскую программу. Идеология государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Идеология белорусского государства должна задействовать духовный и интеллектуальный ресурсы нации, которые являются важнейшими ресурсами развития особенно в современном информационном обществе. Идеология белорусского государства – это государственно-патриотическая идеология, синтез государственного самосознания, культуры и духовности.

    11.идеология соц эконом развития рб:основные приоритеты

    Факторы влияющие на соц эконом развитие в рб:

    1.процессы глобализации в современном мире, кот используются западом как инструмент эксплуатации остального мира

    2.обострение конкуренции на мировых рынках

    3. влияние чернобыльской катастрофы

    4. распад СССР

    5. подьем экономики в ряде стран СНГ

    6. обострение отношений с россией

    7. природно климатические условия

    Особенности беларуской экономической модели:

    1.вместо коренной ломки существующей экономич сист была сделана ставка за ее постепенное реформирование

    2.сохранение гос-го регулирования социально экономич процессов

    3.отказ об обвальной преватизации предприятий

    4.поддержка сельского хоз-ва и возрождение села

    Проблемы социал-экономич развития рб

    1.наличие значительного числа убыточных предприятий

    2. недостаточно высокий уровень производительности труда

    3. недостаточный уровень развития мелкого и среднего бизнеса

    4. бюрократизация гос-го аппарата

    5. высокая энерго и материала емкость продукции

    Основные приоритеты соц эконом развития:

    1.модернизация производства с помощью привлечения инвестиции

    2.наращивание экспорта

    3. развитие сферы услуг

    4.решение жилищной проблемы

    5.инновационное развитие и преоритеты науки

    6.пывешине производительности труда

    12.Белорусская экономическая идея

    Экономика - это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом. Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства. Как показывает опыт почти всех индустриально развитых стран, экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Государство призвано выполнять целый ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность и эффективность экономической системы. Сфера влияния государства на экономику весьма широка. Оно призвано формировать правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики; защищать конкуренцию; воздействовать на структуру национального продукта; стимулировать экономический рост; регулировать уровень занятости и инфляции; создавать и поддерживать инфраструктуру, на которой базируется вся деятельность экономической системы. Ни жизнеспособное государство, ни эффективная экономика не могут быть без крепкого гражданского общества, как, в свою очередь, без государства и экономики нет и гражданского общества. Они выступают как три составляющие единого целого. Гражданское общество следует рассматривать как сферу формирования единого комплекса ценностей и отношений. Его главными несущими конструкциями являются социальная и духовная сфера. Представляя собой политическую самоорганизацию людей, государство выступает как единая, целостная система, все компоненты дополняют друг друга и не могут быть отделены друг от друга. При этом одна из главных функций современного государства – управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. Главная цель всякой экономической деятельности на всех этапах ее развития – это производство и распределение материальных благ и услуг. Ее основной функцией является удовлетворение материальных потребностей как отдельных членов общества, так и общества в целом. В силу чего именно потребности являются причиной и главной движущей силой развития экономики. Вместе с тем экономика, в том числе и рыночная экономика, развивается в зависимости от мировоззрения общества, от миропонимания людей, от трактовки ими места и роли человека в обществе и государстве, отношения человека к обществу и государству, от взаимодействия общества и государства.

    Идеология экономического развития тесно связана с той миссией, которую призвано выполнять государство в жизнедеятельности и развитии общества. На современном этапе своего развития белорусское государство призвано обеспечить устойчивую жизнеспособность и эффективность национальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие. Его важнейшими задачами являются:

    становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

    обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий;

    повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека, человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;

    создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

    13. средства массовой информации в идеологических процессах

    чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Иными словами, идеологически ориентирующая деятельность СМИ превращается в информационный процесс универсального типа, идущий параллельно идеологическому процессу.

    идеологические процессы будут всегда требовать информационного обеспечения и сопровождения, так как прежде всего СМИ способны реально осуществлять определенную ориентацию массовой аудитории, давая ей систематически и последовательно соответствующим образом подобранную и обработанную социально-политическую информацию, призванную формировать «параллельный» мировоззрению и здравому смыслу образ окружающего мира. При этом основным механизмом реализации идеологически ориентирующейся деятельности СМИ является процесс формирования общественного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеологическому процессу, и от которого, по мнению П. Бурдье, журналистика зависит сильнее, чем политика. Место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой — СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики.Обусловлено в определенной мере это тем обстоятельством, что сегодня журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает, как: 1) социальный институт; 2) система специальных теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества. В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

    Аналогично, только в расширенном варианте термин «СМИ» может употребляться как однопорядковый с понятием «пресса». Это означает, что в данном тексте термин «СМИ» используется как синоним слова «журналистика» только в переносном смысле, с целью упрощения изложения.


    написать администратору сайта