Быт белорусов. 1. Сущность, структура и функции современной семьи
Скачать 70.76 Kb.
|
1 2 Тема 1. Общественный и семейный быт белорусов.
1) 1.Сущность, структура и функции современной семьи Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 2000. стр.209 Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда... Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 2004., стр.78 Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье. Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2000., стр.47 Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой-привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Волков А.Г. Семья как объект демографии, М.: Социос, 2006., стр.26 Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. 2) ОСОБЕННОСТИ РОДИЛЬНОГО ОБРЯДА В БЕЛАРУСИ Д. В. Корниенко На протяжении последних лет благодаря национальному возрожде- нию у белорусов возникла потребность в обращении к своему прошло- му, истории, культуре, в том числе к народным традициям, обычаям, об- рядам. Лучше всего о переломном этапе говорит В. Литвинко: «Бела- рускі народ знаходзіцца ў наш час на крытычным пераломе ў сваім гіста- рычным існаванні – сцвярджае і адраджае старажытнасць, непаўтор- насць і самабытнасць сваёй нацыянальнай культуры. Зробіць ён свой ук- 103 лад у скарбонку сусветнай культуры і тым самым сапраўды зойме “свой пачэсны пасад між народамі” ці не- залежыць у найбольшай ступені ад ахвярнай працы на святой ніве адукацыі і культуры. У гэтых умовах стокроць узрастае роля традыцыйнай культуры, якая тоіць у сваіх глыбінна-старажытных формах найбольш самабытныя нацыянальна- мастацкія з’явы, абрады, святы» [4, с. 17]. Знание и детальное выполнение традиционных семейных обычаев и обрядов играло немаловажную роль в формировании положительного или отрицательного общественного мнения о той или иной семье, что имело большое для нее значение. Это вполне закономерно, так как «ся- мейныя звычаі і абрады аб’ядноўвалі і ўмацоўвалі сям’ю, служылі своеасаблівым механізмам для перадачы этнічных традыцый, маральна- этычных норм і прынцыпаў ад старэйшых пакаленняў да малодшых. Яны дапамагалі кожнай канкрэтнай сям’і з годнасцю адзначыць такія важныя падзеі, як нараджэнне дзіцяці і ўступленне маладых у шлюб, або зняць эмацыянальна псіхічнае напружанне ў выпадку смерці каго- небудзь з блізкіх, з павагай да жывых і нябожчыка пахаваць і памянуць яго» [2, с. 7]. Родильная обрядность и поэзия у белорусов лучше сохранилась, чем у других восточнославянских народов. Обычаи, обряды и поэзия, свя- занные с появлением на свет младенца, были призваны обеспечить сча- стливую судьбу новорожденному, облегчить страдания роженицы. Т.И. Кухаренок пишет: «Вялікае месца ў сямейным быце беларускага народа… займала сістэма вераванняў і нормаў паводзін, звязаная с ця- жарнасцю жанчыны і нараджэннем дзіцяці. У ёй захоўваліся перажыткі папярэдніх стадый развіцця чалавечага грамадства і яго рэлігійнага мыс- лення, знаходзілі адлюстраванне шматгадовыя народныя медыцынскія веды, светапогляд, маральныя каштоўнасці» [3, с. 12]. Очевидно, что сила традиции, неуверенность в положительном исхо- де родов, высокая детская смертность предопределили устойчивость и широкое распространение обычаев и предписаний дородового цикла. Таким образом, существовали различные приметы для определения беременности женщины. В первую очередь к таким приметам необходи- мо отнести наблюдения за самочувствием женщины: когда ей было пло- хо, когда внезапно возникало желание что-то съесть, тогда это значило, что она забеременела. Везде на территории Беларуси было распростране- но поверье, что к беременным начинали ласкаться коты и собаки. Также предсказывали беременность, анализируя сны женщины: когда она уви- дела во сне голеньких детей, живую рыбу, то, наверное, она беременна. Т. И. Кухаренок замечает: «Калі ў каго-небудзь нарываў палец, то гэта аз- начала, што зацяжарыла незамужняя дзяўчына і ўтойвае гэта» [3, с. 16]. 104 Однако много предрассудков и запретов, признаков и ограничений было связано прежде всего с поведением беременной женщины. Ей нельзя было, например, заниматься никакими делами (кроме приготов- ления пищи и уборки дома) во время Рождества и в другие праздничные дни (в воскресенье, на Св. Духа, Троицу, Пасху, неделю после Пасхи). Считалось, что если в такое запретное время женщина, например, при- ставляет пуговицы к рубашке и кто-то это увидит, тогда ребенок обяза- тельно родится с бородавкой на лице или на ухе. Если же женщина на праздник гладит рубашку (и это кто-то увидит), то у ребенка будет весь бок красный. Информаторы сообщают, что такие случаи имели место на самом деле. Некоторые из таких суеверий были основаны на жизненном опыте и имели практический характер. И. В.Казакова отмечает: «Напрыклад, цяжарная жанчына павінна бы- ла пазбягаць спалохаў і не трымаць доўга рукі ўзнятымі ўверх, інакш яна магла страціць дзіця. Будучай маці нельга было глядзець на нябожчыка, нават калі паміраў хто-небудзь з самых блізкіх людзей, бо навароджаны будзе хворы і бледны. Калі ў вёсцы здараўся пажар, цяжарныя жанчыны хаваліся ў сваіх хатах, каб не спалохацца і раптам не схапіцца рукамі за твар або за іншую частку цела, таму што тады дзіця можа нарадзіцца з чырвонай плямай на гэтым самым месцы» [2, с. 8]. Беременная женщина не должна была долго смотреться в зеркало или в воду, иначе ребенок мог родиться с косоглазием. Нельзя было воровать, пользоваться чужими вещами, поскольку в этом случае ребенок будет во- ром. Нельзя было одеваться в чужой строй, так как ребенок мог умереть нерожденным. Нельзя было наступать на хомут, дугу, оглобли (и на дру- гие подобные вещи), чтобы избежать рождения ребенка горбатым. Нельзя было переступать через коромысло, ибо во время родов судороги будут сводить ноги роженицы. Запрещалось плевать на пол, так как предпола- галось, что у ребенка будет изо рта идти неприятный запах. Нельзя было носить одежду с узелками, с завязанными поясами, с тесемками, чтобы не навлечь тяжкие роды. Если на крыше дома, где жила беременная женщи- на, кричал филин или долго или сильно куковала кукушка (это означало скорую смерть кого-то из этой семьи), тогда беременную отправляли по- жить к кому-либо из близких родственников в другой дом. В последние месяцы перед родами было лучше не пользоваться прялкой, так как она считалась принадлежностью колдунов и ведьм. В этой связи И. В. Казакова отмечает: «Лічылі, што калі цяжарная жанчына варыла кашу (а ў гэты час у хаце знаходзіўся нейкі чужы чала- век) і каша “выбягала” з гаршка, або калі з печкі выпадала цэгла, тады ў гэтай жанчыны мог здарыцца выкідыш. Цяжарнай жанчыне наогул было лепш нічога не рабіць пры людзях. Але калі ўсё ж такі трэба было пра- 105 цаваць не адной, тады цяжарная жанчына павінна была пакласці ў абу- так хмель, каб адвесці ад сябе сурокі» [2, с. 9]. Еще одна народная традиция запрещала женщине становиться на тот след на полу, который был оставлен мокрым ведром или вообще дере- вянной посудой, чтобы у ребенка лицо и все тело не покрылись лишаем. Многолетние народные наблюдения и практический опыт нашли от- ражение в рекомендациях, которые относились к питанию женщины в период беременности. Беременные старались не есть слишком много, так как верили, что плод вырастет очень большим, дитя, которое родит- ся, никогда не будет сытым. Заботы и беспокойство будущей матери, а также ближайших ее род- ственников возрастали и достигали наибольшего напряжения в момент наступления родов. Надо было обезопасить роженицу от чужих глаз, чтобы избежать сглаза и злого волшебства. Люди верили, что чем мень- ше людей будет знать о наступлении родов, тем меньше страданий будет терпеть роженица. Считали, что лучше всего, чтобы о родах не знал ни- кто, кроме мужа и приглашенной им бабки-повитухи. Предпринимались меры, чтобы о наступлении родов не узнали девушки. Если же случа- лось, что девушка входила в дом во время родов, она должна была рас- плести косу, набрать в рот воды и дать роженице выпить из своего рта – иначе роды пройдут трудно и все обвинят в этом девушку. В далекой древности существовал и такой обычай. Муж ложился на скамейку рядом с роженицей (его бабка даже привязывала веревкой), самой роженице запрещалось кричать и стонать, за нее кричал и стонал муж. Считалось, что таким образом он забирает на себя все горькие страдания. Позже этот обычай исчез. Муж просто начал отходить далеко от дома, чтобы ничего не знать о страданиях жены и не слышать ее кри- ков и стонов. Этим он якобы также помогал ей в страданиях. Но главную роль при роженице всегда выполняла именно повиваль- ная бабка – умная, сообразительная, с большим жизненным опытом женщина, которая знала и различные практические приемы народной медицины и знахарскую магию: «Павітуха ніколі не прымала дзіця голымі рукамі, а накрывала іх якім-небудзь старым адзеннем, каб у бу- дучым дзіця жыло ў багацці» [1, с. 311]. В послеродовой период основное место снова занимали обрядовые действия, которые должны были защитить рожденное дитя и мать от сглаза, нечистой силы и болезней. Солому, на которой лежала роженица, и белье, на котором оставалась кровь, обязательно сжигали. Далее омо- вение водой как основной ритуал защитного назначения. Во время купа- ния отец ребенка бросал в корыто серебряные деньги, чтобы ребенок был богатым. Воду брали из домашнего колодца (не из реки и не дожде- 106 вую); вода должна была быть прозрачной, чтобы ребенок был здоровым, и чтобы у него были ясные глаза. С новорожденным были также связаны и многие другие приметы. Например, верили, что если перед родами жены у мужа чешутся уши, тогда у него родится сын. Считалось, что тот, кто родился в новый ме- сяц, будет очень долго жить. Верили, что если новорожденному мальчи- ку положить в рот печеное яблоко, тогда он не будет «падкі да гарэлкі». Считали, что маленькому ребенку нельзя подносить зеркало, иначе он будет пуглив и не будет долго говорить. Если у новорожденного отвали- вался пупок, мать должна была хранить его до тех пор, пока ребенок не начнет понимать и ходить. Мать должна дать ему поиграть этим пупоч- ком, чтобы он его развязал, и тогда ребенок будет очень умным. После этого мать забрасывала пупок на гумно или на двор зажиточного хозяи- на, чтобы ребенок был богатым. С верой в данную от рождения судьбу человека непосредственно свя- зана вера в счастливые и несчастливые дни, которые якобы определяли долю ребенка. Например, в зависимости от дня недели, в который ро- дился малыш, определяли его способности, судьбу в целом: понедельник – «няўмекі»; вторник – «працавітыя»; среда – «”ні тое ні сёе” – неакрэслены лёс»; четверг – «кемлівы, спрытны, удалы, але нядоўгае жыццё, а дзяўчына здольная да ўсякай працы»; пятница – «лайдак, злодзей, п’яніца»; суббота – «шчаслівыя»; воскресенье – «са- мыя шчаслівыя». Очень важным был выбор кума и кумы. Крестные следили за ростом ребенка, делали ему на праздники подарки, помогали в жизни. В свою очередь их крестник всю жизнь также относился к крестным родителям: уважал их, помогал им. И. В. Казакова замечает: «Калі было магчыма, бацькі з жыццёва-практычных меркаванняў запрашалі ў кумы яшчэ не старых і больш багацейшых людзей, каб надоўга забяспечыць свайму дзіцяці падтрымку ў жыцці» [2, с. 13]. Таким образом, в обычаях, верованиях и запретах, связанных с ро- дильным обрядом белорусов отразились семейные отношения, право- вые нормы, моральные ценности и идеалы, а также мировоззрение и ми- ровосприятие народа. Литература 1. Бандарчык В. К. Беларусы. Сям’я / В.К. Бандарчык, Г.М. Курыловіч, Т.І. Куха- ронак і інш. Мінск, 2001. С. 311. 2. Казакова І В. Этнічныя традыцыі ў духоўнй культуры беларусаў. Мінск, 1995. 3. Кухаронак Т .І. Радзінныя звычаі і абрады беларусаў. Мінск, 1993. 4. Ліцьвінка В. Д. Святы і абрады беларусаў. Мінск, 1997. 3) С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ СЕМЬЕ
Литература 1. Жлоба, С. П. Народная педагогика Полесья: монография / С. П. Жлоба. – Брест: Изд–во БрГУ,2002. – 328 с. 2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24–е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2005. – 1200 с. 3. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководящих кадров учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв,2007. – 304 с. 4. Ракава, Л. З гісторыі беларускай сям’і / Л. Ракава // Роднае слова. – 1997. – №6. – С. 172–181. 5. Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л. В. Ракава. – Мінск: Ураджай, 2000. – 111 с. 6. Чэчат, В. В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В. В. Чэчат. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с. 4) Белорусская свадьба – поистине уникальный обряд. Все действия, которые совершались в этот отрезок времени, имели глубокий сакральный смысл. Ни один обряд, ни одна свадебная традиция не были случайными или не спланированными. Все этапы подготовки к свадьбе, венчания, самой свадебной церемонии и послесвадебного периода были тщательно обговорены, продуманы и выверены. Последователи белорусских традиций были уверены, что только так можно было создать крепкую, дружную, счастливую и зажиточную семью. Требования к жениху и невесте, предъявляемые в Беларуси По древним белорусским обычаям в брак могла вступать лишь невинная девушка. Эта ценность являлась достоянием публичного признания. У славян существовало широко распространенное мнение о том, что за обман девушку, ее семью, весь ее род и даже всю деревню будет ждать череда несчастий и проклятий. Именно поэтому после первой брачной ночи выставлялась на всеобщее обозрение сорочка невесты или простыня, на которой спали молодые. Кроме того, после первой ночи молодых было принято бить глиняные горшки. Если горшок разбивался, то это являлось подтверждением целомудрия невесты. Если же невеста оказывалась не невинной, расплата ждала не только ее, но и ее родителей. В наказание гости ломали печь, били посуду, брату невесты, невесте или ее родителям надевали хомут и водили по деревне, мазали дегтем стены и ворота, обливали и пачкали родственников, а саму невесту сажали задом на коня и гнали ее обратно к родителям. Определенные требования существовали и к жениху. Так, белорусский парень, достигнувший шестнадцати лет, обязан был уплатить своеобразный вступительный взнос в размере 1 руб. Только после этого его допускали в общество других молодых людей, где он получал право знакомиться с девушками. Для молодых парней эта сумма была довольно большой. Если же у парня не было рубля, то ни о какой свадьбе речь даже не заходила. В те времена существовало довольно строгое разделение на богатых и бедных. Если молодые люди являлись представителями разных слоев, браки между ними считались невозможными. Сватовство в Беларуси Первый предсвадебный этап – сватовство. Наиболее благоприятными днями для сватовства считались суббота, четверг и вторник. Свататься приходили 3-6 человек: крестные, родители, сестры и братья. Жениха к этому обряду не допускали. Нередко сватам приходилось выслушивать отказ, что было крайне неприятно для семьи жениха. Чтобы этого избежать перед тем, как идти к родителям невесты, родня будущего мужа долго присматривалась к отношениям между молодыми и к самой избраннице. Сваты не имели права приходить с пустыми руками. Они всегда брали с собой мед, водку, караваи и другие дары. Само действие начиналось с шуток. Как правило, всегда использовались фразы «ваш товар, наш купец» и др. Родители потенциальной невесты должны были решить, отказать сватам или принять их в семью. Если родители были согласны, то подходила очередь и самой невесты, которая также должна была дать свое согласие. Если все выходило благополучно, то сваты и родственники девушки выпивали бутылку вина, которую принесли сваты. Если же девушка говорила «нет», сваты имели право забрать все свои дары. По поверьям, если главный сват разбивал бутылку о врата отказавшей девушки, она уже никогда не выходила замуж. 1 2 |