Главная страница
Навигация по странице:

  • Благоприятным

  • 2.4. Понятие родства в Беларуси

  • Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

  • Быт белорусов. 1. Сущность, структура и функции современной семьи


    Скачать 70.76 Kb.
    Название1. Сущность, структура и функции современной семьи
    Дата27.06.2018
    Размер70.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБыт белорусов.docx
    ТипДокументы
    #47981
    страница2 из 2
    1   2

    Наилучшее время для свадебной церемонии


    Когда нельзя было устраивать свадьбу:

    • Свадьбы не играли во время постов: Успенского, Петровского, Великого, Рождественского.

    • Не устраивали свадебные застолья в канун великих церковных праздников, в четверг и во вторник, в високосный год, в мае и на протяжении целого года после смерти любого родственника.

    Благоприятным временем для свадеб считалось:

    • Период от конца августа вплоть до Рождественского поста (исключением была только поминальная неделя).

    • Период от Крещения до Масленицы (зимний Мясоед).

    Смотрины


    Через пару дней после удачного сватовства будущий муж и его родственники снова приезжают к невесте. Теперь молодые должны показать всем присутствующим всю свою красоту, умения и навыки. Именно поэтому данная традиция называется смотрины. После этого мама молодого человека тщательно изучает приданое невесты. Весь процесс смотрин сопровождается причитаниями и песнями.

    Рукобитье


    Свадебные традиции и обычаи в Беларуси включали в себе и рукобитье. Перед свадьбой происходит еще одно важное событие – запой или же рукобитье. Именно запой окончательно закрепляет решение о свадьбе. После того как обе стороны совершили рукобитье, никто уже не мог отказаться от свадьбы. Невесту с женихом сажали за стол рядом друг с другом, а подружки невесты начинали исполнять песни, в которых величали будущую супружескую пару.

    Примечательно, но ни жених, ни невеста при этом ничего не делали. Невеста могла только охать, ахать и плакать под завывания специально приглашенной выльницы, а за жениха говорили его родственники, дружки и сваты.

    Девичник


    Перед днем венчания (обычно в субботу) в доме невесты проходил Девичник. Это событие так и называлось – суборная суббота. Подруги невесты получают благословение у ее родителей, после чего плетут свадебный венок. По белорусским традициям венок должен быть ярким, круглым и плотным, ведь в этом случае жизнь будущих супругов будет такой же. После этого подружки невесты начинали плести венки, делать украшения для друзей жениха и для себя. Вечером наступало время прихода жениха с друзьями. Дружка должен был передать подарки для молодой невесты. Только после этого мужчин пускали в дом. Для того чтобы увидеться с невестой, жених обязан был заплатить выкуп. К слову сказать, мальчишники в Беларуси устраивались гораздо реже.

    Свадебная церемония


    Любая белорусская свадьба начинается с выпечки традиционного каравая, который пекут как в доме невесты, так и в доме жениха.

    Печь пироги должны были только замужние женщины, среди которых весьма приветствовались беременные. Бездетные женщины и вдовы к караваю не допускались.

    К данному процессу свадебные обряды и традиции в Беларуси выдвигали самые жесткие требования.

    После того как жениха полностью одели и подготовили к поездке за невестой, его выводили во двор, в котором стоял заранее подготовленный стол с праздничной льняной скатертью белого цвета. Отец парня перевязывал его руки полотенцем и 3 раза обводил вокруг стола. После этого жениха вели к порогу и вручали ему икону. После благословения матери сын отправлялся в путь.

    В доме невесты также не сидели без дела. Женщины постарше занимались праздничным столом, в то время как девушки готовили невесту. По старой традиции невесту не должны были готовить в ее же доме. С этой целью подбирался дом по той же стороне улицы, где проживал будущий муж.

    К дому также выдвигались строгие требования: в нем не должно было быть пожаров, детских смертей, разведенных и вдов.

    Будущую жену готовили со всей ответственностью и тщательностью. Ей заплетали косу, подгоняли наряд, перевязывали красным поясом, украшали голову фатой. После того, как невеста была полностью готова, начинался выкуп. Это действие всегда происходило шумно, весело и даже театрально. После удачного завершения «сделки» жених уводил свой драгоценный «товар» в дом своих родителей. В доме делали небольшое застолье, и молодые отправлялись в храм.

    В храме молодая пара становилась на рушник, под который клали 2 пятака из меди и красный пояс. Невеста во время венчания и регистрации должна стоять слева от избранника, то есть у его сердца. После венчания супруги отправлялись поклониться могилам предков.

    После официальной части начинался сам пир, который длился 3 дня. Через 9 дней после свадьбы делалось застолье для родителей, которым из-за множества свадебных забот не удавалось нормально попировать в день свадьбы. Только после этого начинался медовый месяц, длившийся с 9-го по 40-й день.

    Особенности белорусской свадьбы


    Какие еще существуют свадебные традиции в Беларуси?

    • Свадебный наряд. Белорусы подходили очень внимательно и к выбору платья, которое в обязательном порядке должно было закрывать ноги, плечи и грудь. Само платье покупали в среду, тогда как туфли к нему – в пятницу. Другие девушки не имели права примерять чужие свадебные наряды. На свадебную одежду прикалывали обереги-булавки, в слоях платья могли прятать маленькие иконки, в обувь клали рябиновые листья, а в карманы – плоды рябины.

    • Фата. Это важнейший аксессуар свадьбы, который нес в себе не только эстетическую нагрузку. Эта деталь свадебного образа также имела сакральный смысл. В конце свадебного торжества мама мужа подходила к невесте и снимала с нее фату, вместо которой надевала на голову новоиспеченной жены платок.

    • Обручальные кольца. По древним традициям мужу доставалось золотое кольцо, а жене – серебряное. Таким образом создавалась пара Солнца и Луны. Кольца приобретались в одном месте. На них не должно было быть никаких надписей или рисунков.

    • Встреча молодых перед застольем. Молодоженов встречали с медовухой и самодельным караваем. Молодые должны были пригубить водку и вылить ее через свои плечи. Пара целовала каравай и кланялась родителям.

    • Застолье. К столу молодые подходили по движению часовой стрелки, а выходили наоборот. Для мужа и жены готовили одинаковые фужеры, вилки и ложки. Чтобы увеличить свою плодовитость, молодые должны были съесть яичницу одной ложкой. Во время застолья, плясок, песен и танцев молодые не должны были разлучаться. Во многих селах священники даже связывали руки супругам, чтобы ни один человек не мог стать между ними.

    • Горько! Это слово звучало на свадьбах не просто так. Считается, что именно при помощи него можно уберечь пару от сглаза, зависти и злых сил.

    Безусловно, современные белорусские свадьбы сильно отличаются от былых. Тем не менее, многие пары стараются придерживаться законов предков и вносят львиную долю свадебных традиций и в свои церемонии.

    5) 2.4. Понятие родства в Беларуси

    Преимущественно участниками семейных правоотношений являются близкие родственники. Ст. 60 Кодекса определяет, что отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.

    Родство — это кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка. В зависимости от того, происходят ли лица один от другого или от общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми.

    Прямая линия родства — основана на происхождении одного лица от другого. Эта линия родства может быть нисходящей — от предков к потомкам (дед ® сын ® внук) и восходящей — от потомков к предкам (внук ® отец ® дед).

    Боковая линия родства основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры). В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, т. е. имеющими общих мать и отца, и неполнородными — когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же юридическими правами и обязанностями по отношению к своим родителям и другим близким родственникам, что и полнородные родные.

    Степень родства — это число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве, т. е. количество

    рождений, необходимых для того, чтобы между двумя линиями возникло родство.

    К первой степени прямого родства относят: отца — сына; ко второй степени прямого родства относят: деда — внука; ко второй степени бокового родства относят: родного брата — родную сестру. Эта категория лиц относится к близким родственникам. В семейных правоотношениях усыновители и усыновленные, муж и жена приравнены к близким родственникам.

    К третьей степени бокового родства относят дядю и племянника, к четвертой степени бокового родства относят: двоюродного брата и двоюродную сестру и т. д. Отношения между этой категорией лиц не регулируются брачно-семейным законодательством Республики Беларусь.

    Близкое родство является правопорождающим (взаимное содержание супругов) и правопрепятствующим (запрещается брак между близкими родственниками) фактом.

    6) Похоронно-поминальные обычаи и обряды. В общем комплексе семейной и общественной жизни населения Белоруссии особое место занимали обычаи и обряды, сопровождающие смерть человека и его захоронение. В семью со смертью одного из членов приходило большое горе. Существовавшие у белорусов обычаи помогали пережить горе, организовать достойные похороны умершего, сохранять о нём память. В конце XIX – начале XX в. в крестьянской среде стойко бытовало убеждение, что человек должен встретить смерть в родном доме в окружении детей, внуков, родных и близких.

    Присутствующие старались различными способами облегчить умирающему его последние минуты, среди них наиболее распространёнными были развязывание узлов, открывание замков дверей, срывание досок в потолке, прокручивание там дырок и т.п. Все эти и подобные магические действия основывались на вере в наличие души, которая в момент смерти покидает тело. После того, как человек умирал, приглашали пожилых людей обмыть и обрядить покойного. Односельчане приходили проститься с покойным без приглашения. Хоронили покойника обычно после обеда. Много поверий было связано с моментом выноса гроба из дома и дорогой на кладбище. Выносили гроб из дома обязательно чужие люди, при этом было

    принято трижды ударить гробом о порог, чтобы покойник никогда не возвращался домой. После того как гроб выносили, одна из женщин сыпала рожь на то место, где лежал покойник, и на полу, «каб тут было жыццё» На кладбище («молыцы», «могілкі», «могліцы», «суццё») чаще всего гроб несли мужчины на плечах или везли на лошадях, волах. В могилу гроб опускали на полотенцах или намитках. В конце прощальной церемонии близкие покойного бросали на опущенный в могилу гроб три горсти земли и деньги.

    В конце XIX – начале XX в. селах стремились хоронить членов семьи, родственников в одном месте кладбища (“каб на тым свеце родным быць разам”). Холостых парней и незамужних девушек хоронили по-особому. В гроб их наряжали в подвенечные наряды, пекли погребальный «каравай для покойного», на похороны собиралось много молодежи, по дороге на кладбище бросали цветы. Приготовленное для девушки приданное мать раздавала её подругам. На шею молодого парня завязывали платок.

    Имели свои особенности и похороны самоубийц, которых хоронили за пределами кладбища – в лесу, на болоте, на перекрестках дорог.

    Ближайшие родственники покойного соблюдали траур (“жалобу”) целый год. Считалось, что в это время нельзя петь, танцевать, играть свадьбы. Во время траура семья соблюдала определенные ограничения и в проведение праздников – на Пасху не употребляли крашеных яиц, не украшали жилище на Троицу и др. Специальной же траурной одежды не существовало.

    Поминовение усопших – очень распространенное в Белоруссии явление. Поминки у белорусов делились на два цикла. Начальный совершался в день похорон, на третий, шестой (изредка), девятый, двадцатый (спорадический), сороковой день, через полгода и через год после смерти и носил в основном семейный характер. В день похорон на поминки, которые каждая семья старалась устроить с большой пышностью, приходили односельчане, родственники. На стол ставили специальное обрядовое блюдо – “канун” (“колыво”, “куцця”, “сыта”), которое в различных регионах Белоруссии готовилось по-разному. Чаще всего это был “канун” (вода с добавлением меда, сахара, тертого мака и кусочков булки, баранки) или “куцця” (каша из любых круп, гороха, заправленная подсолнечным маслом и медом). Все присутствующие пробовали поминальное блюдо три раза.

    Поминовения усопших происходили также в различные дни народного календаря. В отличае от поминок, совершаемых через определенное количество дней после смерти человека, календарные поминальные обряды носили большей частью общественный характер. Общие поминки в Белоруссии при большом разнообразии локальных вариантов проводились в основном в каждую пору года: весной (“наўскі Вялікдзень”, “Радаўніца”), летом (“траецкія дзяды”), осенью (“змітраўскія дзяды”, “асяніны”), зимой (“маслянічныя дзяды”). Католическим населением Белоруссии поминки осуществлялись раз в год, осенью (“дзень Усіх святых”, “Задушны дзень”). Весной и летом поминки проходили на кладбище. Каждая семья накануне

    убирала, приводила в порядок могилы своих родных и близких, высаживала цветы. В день поминовения всей семьей, нарядные, шли на кладбище, где на могиле совершалась общая поминальная трапеза. Обязательно на могиле оставляли для умерших (“дзядоў”) часть от всех блюд. Осенние и зимние поминки чаще всего каждая семья отмечала в своем доме, хотя нередко ходили и на кладбище.

    После установления Советской власти на территории Белоруссии к существовавшим народно-бытовым и церковным формам семейной обрядности добавились гражданские в связи с тем, что после отмены религиозного законодательства и отделения церкви от государства юридические функции были переданы новым административным органам. Тогда же возникла идея проводить при получении документов торжественные обряды регистрации новорожденного, заключения брака, а также разрабатывался похоронный ритуал («чырвоныя хрысціны», «чырвоныя вяселлі», «чырвоныя пахароны»). Эти названия не прижились, сами обряды внедрялись с трудом.
    1   2


    написать администратору сайта