Главная страница
Навигация по странице:

  • 84. Мусульманская правовая система (мусульманское право)

  • 1. Теория государства и права, ее предмет, функции


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. Теория государства и права, ее предмет, функции
    АнкорTGP_-_GOS.doc
    Дата09.05.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP_-_GOS.doc
    ТипДокументы
    #7365
    страница15 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    83. Англосаксонская правовая система
    Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда азиатских и африканских стран — бывших английских колоний.

    По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву.

    Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право — это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.

    Нормы (правила) прецедентного права обладают такими достоинствами, как конкретность и гибкость, но они казуистичны, лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм романо-германского права. Это препятствует кодификации прецедентного права по образцу романо-германских кодексов.

    С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует «правило прецедента», согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов (но не для нее самой); 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Высокого суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов. Хотя эти решения не являются строго обязательными для различных отделений самого Высокого суда, однако они имеют для них важное значение и, как правило, учитываются ими; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.

    Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела с уже разрешенными. При отсутствии надлежащего прецедента и соответствующей нормы статусного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное право) для решения рассматриваемого дела.

    После судебной практики (прецедентного права судов), как первого и основного источника английского права, в качестве второго его источника признается статутное право — законы и подзаконные акты.

    В Англии нет писаной конституции, и под «английской конституцией» имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.

    Закон (акт парламента), согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой (т.е. к прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения.

    Подзаконные акты («во исполнение закона») издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.

    Английское общее право получило большое распространение в мире. При этом ряд положений в процессе их распространения и рецепции в других странах претерпевал определенные изменения под воздействием местных условий и традиций.


    84. Мусульманская правовая система (мусульманское право)
    Под «исламским (мусульманским) правом» (шариат) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») — это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных системах (индусское право, иудейское право, право ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

    Данная правовая система характерна для стран Ближнего Востока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Афганистан и др.).

    Источниками мусульманского права являются: 1) Коран — священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна — совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма — общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс — суждение по аналогии в вопросах права.

    В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное право и семейное право.

    Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) – суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм – сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

    Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

    Исламская религия предполагает твердое следование соответствующим моральным принципам, за нарушение которых следует довольно суровые санкции.

    Феномен мусульманского права заключается в том, что оно крайне невосприимчиво к правовым принципам развитых европейских и американских государств. Более того, последние десятилетия оказывают, что эта правовая система, несмотря на архаичную средневековую атрибутику, имеет тенденцию к расширению. И лишь немногие государства, ранее проповедовавшие мусульманское право, позаимствовали современные принципы права (например, Турция, Египет).
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта