Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

  • 3. Методология и методы теории государства и права, их классификация и общая характеристика

  • 4. Общество, его структура и социальные институты

  • 5. Факторы, обуславливающие процесс возникновения государства и права

  • 6. Понятие, сущность и основные признаки государства

  • 1. Теория государства и права, ее предмет, функции


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. Теория государства и права, ее предмет, функции
    АнкорTGP_-_GOS.doc
    Дата09.05.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP_-_GOS.doc
    ТипДокументы
    #7365
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    1. Теория государства и права, ее предмет, функции
    Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание.

    Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

    Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

    Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

    Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

    Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

    С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) теория государства и права познаёт суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

    Гносеологическая функция (гносеология – теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приёмов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    С помощью эвристической функции (эвристика – искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

    Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

    Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создаёт систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

    Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

    Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

    Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

    2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
    Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на три группы:

    • теоретико-исторические (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, теория права и государства).

    • отраслевые (финансовое право, административное право, конституционное право и т. д.).

    • специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика).

    Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Это своеобразная «таблица умножения».

    Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам.

    Теория государства и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

    Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок.

    Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право — это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика — основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства.

    Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот.

    Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками (историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике.

    Таким образом, из всего вышесказанного следует, что связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер.

    3. Методология и методы теории государства и права, их классификация и общая характеристика
    Метод – совокупность правил, приемов научной деятельности, которые способствуют наиболее полному и достоверному исследованию ее предмета.

    Методология – учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира. Методология объединяет в себе ряд взаимосвязанных явлений мировоззрения, фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, общие, частнонаучные и даже специальные методы. Ядро методологии составляют учения о методах, но этим она не исчерпывается, она выступает интегрированным явлением.

    В юриспруденции используется общенаучный (универсальный) метод, присущий всем наукам, отраслям знаний, учебным дисциплинам, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления и частные.

    Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека. Методологическое значение имеют общие философские категории (например: сущность, функции, формы), принципы познания (например, принцип комплексности), общенаучные приемы познания (например, анализ и синтез). Теория государства и права, используя философские категории, изучает, какое выражение они находят применительно к государству и праву.

    Теория и практика показали, что правильным может быть мышление, основанное на преемственности развивающихся методов исследования. При этом нужно помнить, что абсолютизация какого-либо свойства государства и права неизбежно приводит к ограниченности исследования. Любой метод исследования имеет свои законы, принципы, а также пределы возможного.

    Методы теории государства и права можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся:

    1) метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления);

    2) логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях);

    3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

    В последние годы все большее распространение получают специальные методы познания, такие, например, как:

    4) функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции);

    5) статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных);

    6) индукция и дедукция.

    Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.

    Таким образом, метод теории государства и права сложен по своей структуре. Он представляет собой совокупность общефилософских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов изучения государства и права. И находится в стадии нового осмысления и развития.

    4. Общество, его структура и социальные институты
    В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

    Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

    Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

    В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т. п., имеющие свои интересы и особенности.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

    Как уже отмечалось, люди – существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.
    5. Факторы, обуславливающие процесс возникновения государства и права
    Проблема возникновения государства и права остается в науке дискуссионной.

    Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

    Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

    По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах.

    По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

    Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.

    Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

    Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

    Необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

    6. Понятие, сущность и основные признаки государства
    Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

    Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой.

    Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

    1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия);

    2) система налогов, податей, займов;

    3) территориальное деление населения;

    4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

    5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты и т.п.);

    6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения;

    7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

    8) обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

    9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

    10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

    В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

    11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

    При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

    1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

    В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

    Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта