Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.Основные концепции возникновения и эволюции государства.

  • Теологическая или божественная теория

  • Материалистическая (классовая) теория

  • Учение о государстве Гегеля.

  • Кризисная теория происхождения гос-ва

  • Социально-экономическая теория происхождения гос-ва

  • 9. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

  • 10. Суверенитет государства: понятие и содержание.

  • 11. Территория государства: понятие и содержание.

  • 12.Понятие и сущность государства. Основные концепции сущности государства.

  • 13. Типология государства: понятие и основные подходы.

  • 14. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

  • 15. Легализация и легитимация государственной власти.

  • 16. Понятие и классификация. функций Рос. Гос-ва

  • Признаки функций государства

  • 17.Формы и методы осуществления функций государства. Функции государства

  • тгп экзамен. 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3


    Скачать 337.2 Kb.
    Название1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3
    Дата22.05.2023
    Размер337.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1151623
    страница3 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    7. Общая характеристика соц. власти и норм догосударственного периода.

    Государству предшествовал первобытно-общинный строй, существовавший практически у всех народов мира

    Первобытному строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней опасности, затем сложилась более устойчивая организация человеческого коллектива - родовая община. Ее членов объединяло кровное родство, общность трудового процесса и имущества. Возникновение родовой общины - следствие двух причин: развития семьи и развития производительных сил.

    Организация общественной власти и система управления осуществлялись родовой общиной в целом. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами рода и т. п.

    Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый, как правило, на собрании всеми членами рода. На время военных действий избирались военачальники.

    Общественная власть при первобытном строе была эффективна, опиралась на сознательность членов рода и авторитет старейшин. И хотя иногда к нарушителям порядка применялось принуждение, специальных органов для этого не существовало.

    В первобытном обществе действовали определенные правила поведения (социальные нормы) - обычаи. Они существовали, как правило, в виде дозволений и запретов (табу).

    Обычаи, наряду с нормами морали, религии, возникали из-за общественной потребности урегулировать семейные, распределительные, бытовые и иные отношения. Социальные нормы соблюдались добровольно, в силу привычки, авторитета старших поколений, нравственных и религиозных воззрений людей.

    В процессе развития первобытно-общинного строя происходит разделение труда: одни люди занимаются только скотоводством, другие - только земледелием, третьи - исключительно ремеслом.

    Также появляется слой людей, занятый только обменом продуктов. Постепенно общество расслаивается на классы. Вожди, старейшины, опираясь на военную дружину, узурпируют власть. Многие решения они принимают самостоятельно, минуя народное собрание.

    Военные столкновения между племенами, а как следствие -накопление богатств, развитие военного дела - приводили к выделению социальной группы "знатных воинов" и военных вождей.

    Возникла необходимость закрепления власти над людьми, проживающими на определенной территории, защиты собственности, упорядочения отношений в обществе, приведения их в опре­деленную систему, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым. На смену первобытно-общинному строю пришло государство.
    8.Основные концепции возникновения и эволюции государства.

    Говоря об основных теориях происхождения гос-ва, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общ-ого сознания.

    Теологическая или божественная теория (Аквинский) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что гос-во есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

    Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской и доказать, что нет государства и права «вне Бога».

    Патриархальная теория (Платон, Аристотель) Они считали, что гос-во происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи гос-во яв-ся не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом гос-ая власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.

    Договорная теория (Гоббс, Руссо) Она объясняет происхождение гос-ва заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.Основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека».

    Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что гос-во возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и гос-ва является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

    В этой связи гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными

    Психологическая теория Фрейд, Фромм.Ее сторонники считали, что гос-во и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

    Расовая теория (Ницше и др.). Содержание данной теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации, которые были призваны осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации).

    Органическая теория (Платон) Ее сторонники представление о гос-ве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

    Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Гос-во возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает гос-во, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть данной теории заключается в том, что гос-во явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В ней гос-во не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало гос-во.

    Учение о государстве Гегеля. -утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, гос-ва и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея». Гегель выводил гос-во и право из абсолютной идеи, из требований разума. Считал, что «гос-во есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей.В данном учении гос-во изобр-ся как воплощение высших нравс. ценностей, Г. создает подлинный культ гос-ва, полностью подчиняя ему чел.

    Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование гос-ва, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

    Кризисная теория происхождения гос-ва. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения гос-ва и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

    Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

    Теория «инцеста» (К. Леви-Стросс). Он разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства чел., а именно запрет (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении чел. из мира природы, структуризации общества и возникновении гос-ва. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

    Социально-экономическая теория происхождения гос-ва. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения гос-ва обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.
    9. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
    Современная теория государства называет прежде всего признаки, сформулированные Ф. Энгель-сом:- деление подданных по территориальному признаку;

    наличие публичной власти, не совпадающей непосредственно со всем населением;

    налоги.

    При родовом строе принадлежность человека к роду определялась его кровным родством либо ак-том усыновления, принятым общим собранием рода. Члены рода жили вместе, осуществляли сов-местную хозяйственную деятельность, защищали друг друга от нападений со стороны других родов. В государственно-организованном обществе применяется деление его членов не по родственному, а по территориальному признаку. Человеку предоставлялась возможность осуществлять свои пра-ва и обязанности по месту жительства, как члену определенного населенного пункта (либо админи-стративно-территориальных единиц вроде кантона, уезда, округа и т.д.). Новый порядок деления подданных утверждался в острой борьбе при активном сопротивлении населения и, тем не менее со временем он бесжалостно вытеснил все родовые связи. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнооб-щинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

    Государство представляло собой публичную власть, которая не совпадала непосредственно со всем населением, организующим себя как вооруженная сила. Государственный аппарат формировал-ся из той или иной части населения, включал в себя армию, полицию, а также вещественные придат-ки принуждения в виде тюрем и разного рода исправительных учреждений. Все это было чуждо родовому строю. Мужчины рода представляли самодействующую вооруженную армию, которая за-щищала территорию от внешних нападений, или осуществляла нападения с целью грабежа, завоева-ния дополнительных территорий и рабов. Все конфликты между членами рода решало общее собрание рода.

    Государство, возникнув как публичная власть, согласовывающая интересы всех слоев социально ассиметричного общества, по мере возрастания влияния на него экономически наиболее могущест-венного класса все больше становится органом защиты интересов этого класса. Уже в рабовладель-ческом государстве публичная власть перестала представлять интересы всего населения. Армия стала формироваться только из свободных граждан, и одной из ее основных задач было сохранение эксплуатации и подавления сопротивления рабов. Государственное принуждение применялось и против свободных граждан, которые совершали действия, противоречащие общеобязательным установлениям государства. С увеличением населения страны увеличивался и государственный аппарат принуждения, совершенствовались методы его работы.

    Государственный аппарат представляет собой особую группу людей, которая занимается исключи-тельно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (клас-са, социальной группы и т.д.), а нередко и самого себя.

    На содержание госаппарата всегда требовались значительные расходы. Государство находит весь-ма действенный источник покрытия своих расходов – вводит налоги с населения.

    В литературе по теории государства называется еще два признака государства – наличие сувере-нитета и издание государством норм права.

    Понятие государственного суверенитета не является всеобщим признаком государства, поскольку появилось лишь в эпоху средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий на исключительное управление мирскими делами. В настоящее время суверенитет государства как его верховенство, самостоятельность и независимость от других органов, организаций и учреждений гражданского общества либо других государств. Для современных государств суверенитет является их неотъемлемым признаком.

    Связь государства и права также является непременным признаком современного права и государства.

    Государство есть политико-территориальная организация социально ассиметричного общества, которая характеризуется особой суверенной властью, призванной решать не только общие дела, но и интересы отдельных социальных групп и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.
    10. Суверенитет государства: понятие и содержание.

    Суверенитет – верховенство и независимость власти.

    Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он означает: во-первых, верховенство гос.власти внутри страны; во-вторых, независимость ее на международной арене.

    Верховенство проявляется в способности гос.власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, гос. и пар-тийных, общественных органов и организаций.

    В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновлас-тие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

    В мире всегда существовали государства с формальным (или ограниченным) суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашает-ся, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется.

    Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Прину-дительное ограничение может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета мо-жет допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для них всех целей. Добровольность огра-ничения наблюдается также тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

    Суверенитет народа означает его полновластие или верховенство в решении коренных вопро-сов организации своей жизни – общественного и гос.строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономические установления и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью отдельных гос.органов и всего государства. Народ – население государства, жители страны.

    Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их террито-рии, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
    11. Территория государства: понятие и содержание.

    Территория – ограниченное земельное пространство

    Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-либо иное, в том числе об-щественное условие существования и функционирования государства.

    Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется гос.власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: - земля и ее недра (сухопутная территория);

    - реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория);

    - атмосфера или воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная);

    - объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, комические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

    Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти. Последняя касается каждой ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В право-вых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновен-ности.

    Граждане государства, проживающие на его территории и вне, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения части терри-тории. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

    Территориальное деление населения и распространение гос.власти лишь на население опреде-ленной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц (округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д.). Их назначение и функ-ции едины – организация гос.власти и управления на занимаемой ими территории.

    Территория как признак государства:

    - нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);

    - неприкосновенна )принцип невмешательства публичной власти в дела другого государства);

    - исключительна (на территории господствует власть только этого государства);

    - неотчуждаема (государство, лишившееся территории перестает быть государством).

    Гос.территория - это часть земного шара (суша, воды, недра, воздушное пространство), которая характеризуется следующими признаками:

    - юридической принадлежностью определенному государству, осуществляющему территори-альное верховенство;

    - наличие у государства прав на владение, пользование и распоряжение гос.территорией;

    - наличие у народа, населяющего территорию, прав определять дальнейшую судьбу террито-рии, которую они населяют (право наций и народов на самоопределение);

    -наличие гос.границы (предела осуществления гос.суверенитета).
    12.Понятие и сущность государства. Основные концепции сущности государства.

    Сущность – в философии – внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.

    Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государствен-ная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. На этот счет существует несколько теорий.

    Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконт-рольно принадлежать верхушке общества – элите, до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

    Технократическая теория настаивает на том, что властвовать, управлять могут и долж-ны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действи-тельные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

    Указанные теории не лишены определенных достоинств, но обе страдают анти-демократизмом, отрывают власть от народа.

    Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

    Марксистская теория доказывает, что полит.власть принадлежит экономически господ-ствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущ-ность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господст-вующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою дикта-туру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

    Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Попытки определить социальное назначение государства предпринимались с древнейших времен. Платон и Аристотель считали, что назначением каждого государства является утверждение нравст-венности. Представители договорной теории происхождения государства в его сущности видели общее благо, общую безопасность, общую свободу. Марксистское учение основ-ным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

    Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. Любое государство является средством объединения общества.

    Являясь по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными общественными слоями. В деятельности госу-дарства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические инсти-туты, как разделение властей, верховенство законов, гласность, плюрализм мнений, высо-кая роль суда.
    13. Типология государства: понятие и основные подходы.

    Типология – учение, система знаний которые используются для выделения сущностных черт объекта и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.

    Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

    Марксистско-ленинская типология государства и права базируется на категории обществен-но-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на оп-ределенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет мате-риально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на од-нотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис об-щества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и дру-гие надстроечные явления. Тип государства определяется на основании того, какой экономи-ческий базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

    Формационный критерий выделяет три основных типа эксплуататорского государства:

    - рабовладельческий тип – исторически первая государственно-классовая организация общест-ва. По своей сущности -–это организация полит.власти господствующего класса в рабовладель-ческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов;

    - феодальный тип – по своей сути есть орудие классового господства крепостников-помещи-ков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда;

    - буржуазный тип – функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической незави-симости рабочих от эксплуататоров. На всех этапах своего развития представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия ка-питалистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос.власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникно-вение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

    Социалистический тип государства создает такую систему экономических отношений, кото-рая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполага-ющей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Являясь орудием полит.власти трудя-щихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социа-листического общества.

    Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособствен-нических производственных отношений. Вследствие этого наступает эпоха социальных рево-люций, которая меняет экономическую основу общества.
    14. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой – подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому, гос.власть определяют как руководство обществом при помощи гос.аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

    Народ – единственный и первичный источник власти государства, и в этом смысле, народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти гос.органам и долж-ностным лицам -–своим представителям, на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

    Основные черты гос.власти: 1. Носит классовый характер;

    публична, т.е. осуществляется специальным аппаратом управления, не совпадающим непосредственно с населением;

    верховенство;

    единство;

    всеобщность и универсальность;

    принуждение и обязательность.

    Легализация власти – признание, установление, поддержка гос.власти законом, опора власти на закон. Для того чтобы легализация власти была подлинной, необходимо:

    - соблюдение демократических процедур принятия конституции и законов;

    - соответствие таких процедур возможностям народа осуществить учредительную власть (в том числе интеллектуальным);

    - соответствие закона праву, общегуманным ценностям.

    Легитимность – фактическое выражение легальности, которая является юридическим выра-жением, это то, насколько народ признает гос.власть. Легитимность складывается на основе чувств, восприятия, рациональной оценки.

    Формы легитимации власти: 1). Традиционная – на основе традиций, уважения обычаев, вера в их преемственность, власть выражает некий дух народа (англо-саксонская правовая система, ислам); 2) харизматическая – на основе веры в личное дарование вождя, его исключительную миссию, она не связана с рациональными суждениями, опирается на чувства (тоталитарные государства); 3) на здравом смысле, разумности.

    Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

    Требования законности: - господство права в жизни общества;

    - верховенство закона, конституционная законность;

    - равенство всех перед законом;

    - неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права;

    - реализация прав и свобод;

    - правильное и эффективное применение права;

    - последовательная борьба с правонарушениями;

    - недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

    Как метод осуществления гос.власти законность предполагает, что свои функции государст-во осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.

    Принципы законности: единство, всеобщность и целесообразность.

    Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специаль-ные средства, обеспечивающие режим законности. Общие условия – объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: - экономические условия (состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования ит.д.); - политические (это сильная гос.власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний); - идеологические (определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения); - социальные (социальная стабильность, уверенность граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод); - правовые (обусловлено состоянием системы законодательства). Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы – состояние правовой науки, полнота и развитие в ней гуманистических идей, научно-теоретических конструкций.

    Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные сред-ства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выде-лить: А) юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленных на обеспече-ние законности, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод:

    - средства обнаружения правонарушений (деятельность прокуратуры, органов предваритель-ного расследования, Конституционного Суда);

    - средства предупреждения правонарушений (таможенный досмотр);

    - средства пресечения правонарушений (задержание, арест, подписка о невыезде, отмена незаконных актов);

    - меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений (взыскание алиментов, виндикация);

    - юридическая ответственность (наказание лица, виновного в совершении правонарушения);

    - процессуальные гарантии.

    Организационные гарантии – кадровые, организационные меры по созданию условий для нор-мальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в их структуре спец.подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
    15. Легализация и легитимация государственной власти.

    В современных условиях легализации государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Однако, во-первых, конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами. Создававшиеся в результате военных переворотов во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки военные и революционные советы декретировали отмену (часто - приостановление) конституций и нередко без каких-либо особых процедур провозглашали новые временные конституции.

    Конечно, в условиях авторитарных и тоталитарных режимов конституции могут приниматься внешне демократическими способами (Учредительным собранием, Верховным Советом в СССР в 1977 г., референдумом на Кубе в 1976 г.), они могут содержать демократические положения, права граждан (в Конституции СССР 1936 г. закрепился широкий перечень социально-экономических прав) и т.д. Но эти моменты нужно оценивать лишь в комплексе с реальной действительностью, Так, сами выборы парламента, принимающего конституцию, в условиях тоталитарного режима не свободны, а фразы о демократии служат прикрытием подлинной ситуации. Таким образом, при нарушении демократических процедур принятия конституции, иных актов конституционного значения, при несоответствия таких процедур возможностям народа осуществлять учредительную власть при принятии основного закона, при противоречии законов общегуманным ценностям человечества формальный (юридический) закон не соответствует праву. Юридическая легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной, т.е. лжелегализацией.

    Более сложным представляется понятие легитимации государственной власти. Legitimus тоже означает законный, узаконенный, но данное понятие не юридическое, а фактическое, хотя его составной частью могут быть юридические элементы. По существу из этого исходили конфуцианцы в споре с упомянутыми легистами, его имели в виду сторонники и светской, и духовной властей, по-разному интерпретируя "волю бога". Современное значение этого понятия связано с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920 гг.).

    Легитимация нередко вовсе не имеет отношения к закону, а иногда и противоречит ему. "Это процесс не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут оказать значительное воздействие на публику, способствуя установлению харизматической власти}, а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.
    16. Понятие и классификация. функций Рос. Гос-ва

    В юридической литературе под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением. При этом следует отметить, что функции и деятельность государства понятия не тождественные, о чем будет подробно сказано в последующих темах настоящего курса.

    Признаки функций государства:

    - носят объективный, систематический и постоянный характер;

    - возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

    - выражают сущность и социальное назначение государства;

    - реализуют саму деятельность государства;

    - осуществляются государством в целом, а также государственными органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

    - имеют определенные формы и методы.

    В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.

    - Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др.

    - Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

    Следует отметить, что деление функций на внутренние и внешние является весьма условным. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.

    Рассмотрим основные формы государственных функций.

    1.Правовыее, которые подразделяются на следующие формы: правотворческую, правоустановительную; правоприменительную; правоохранительную

    2.Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).

    Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др.
    17.Формы и методы осуществления функций государства.
    Функции государства - главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач.

    По различным основаниям функции классифицируются на:

    • постоянные, временные;

    • основные и не основные;

    • внутренние и внешние.

    К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

    • охрана прав и свобод человека и гражданина;

    • обеспечение правопорядка и общественной безопасности;

    • экономическая;

    • социально-культурная;

    • налогообложение и др.

    К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как:

    • обеспечение обороны и безопасности страны;

    • интеграции в мировую экономику;

    • поддержание мирового порядка;

    • внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

    • борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

    • сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности;

    • участие в охране окружающей природной среды и др.

    Основными формами осуществления функций государства являются:

    1. правовые, которые подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную;

    2. организационные (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая и организационно-регламентирующая).

    Методами осуществления функций государства являются:

    • убеждение;

    • принуждение;

    • поощрение и др.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта