1. Теория государства и права предмет, структура и методы 3 Предмет, функции и методология теории государства и права 3
Скачать 1.06 Mb.
|
6. Пробелы в праве и способы их восполнения. Институт аналогии и юридические границы применения.Пробел в праве – это отсутствие в законодательстве норм права, необходимых для решения правовых вопросов. Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить: а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения; б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями; в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее); г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство должно быть в существенных, главных правовых признаках; д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем; е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям. Существуют мнимые и реальные пробелы в праве: А) Мнимые – законодатель видит их, но не устраняет сознательно, предлагая решать эти пробелы правоприменителю. Ничего плохого в этом нет. Б) Реальные – возникают из – за плохого развития юридической техники в стране или её отсталости. Устранить пробелы в праве можно двумя способами. А) Аналогия права. Если нет похожей нормы права, то решение применяется на основе каких то общих принципов законодательства. Б) Аналогия закона. Если существует похожая норма права, то применяется она (предпочтительная форма). В) В крайнем случае принимается абсолютно новый закон через всю процедуру его принятия. Д) Субсидиарное (дополнительное) применение права – когда в одной отрасли отсутствует норма права, она может заменяться нормой права сходной правовой отрасли. Способы аналогии нельзя применять в некотором виде прав (уголовное, административное, конституционное). Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций — Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Конституционного суда РФ. Они формулируют в своих постановлениях правила поведения общего характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному кругу лиц — потенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для всех судебных органов. 7. Власть и социальные нормы архаичных обществ. Исторические формы и методы регулирования.Власть и социальные нормы до государственного общества В своем развитии общество проходит ряд этапов от первобытного до современных цивилизаций. Самый длительный период в истории человечества занимает первобытный строй. Современная наука выделяет два этапа развития первобытного общества, то есть два способа его существования и воспроизводства:
Особенности этапа присваивающей экономики:
Переход от присваивающей экономики к производящей обусловлен природными изменениями, угрожающих существованию человека как биологического вида. В результате этого человек был вынужден самостоятельно производить продукты питания. Особенности этапа производящей экономики:
Понятие и виды власти. Особенности государственной власти Власть– это способность одного лица или лиц навязывать свою волю другому лицу или лицам с целью удовлетворения своих интересов или интересов других лиц. Власть всегда присуща человеческому обществу, она существовала на всех этапах его развития, это социальное явление. Виды власти:
Различают легальную(законную) и легитимную(пользующуюся признанием народа) власть. Это две независимые характеристики власти: легальность – юридическая, легитимность – нравственная. Государственная власть– это власть, обладающая публичным политическим характером, распространяющаяся на всю территорию страны и на все ее население, обладающая суверенитетом, монопольным правом издания общеобязательных правил поведения, а также собственной казной и символикой. Государственная власть является разновидностью политической. Особенности государственной власти:
Структура государственной власти:
Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства — потестарная, или кризисная. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства. В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, знатоками обычаев. Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования — в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения. На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. В первобытной общине существовали следующие институты власти: а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин; в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам. Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть. Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил. Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности: 1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса; 2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ; 3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом. В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм — морали, религиозные. Чаще всего мононормы имели форму запретов, которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями. Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо животного или растения священным. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной "Красной книгой". Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных. Позитивное связывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их приспособлению для удовлетворения потребностей человека. Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами. Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления. На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики. 1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить. 2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно, обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения. 3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований. 4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты, и лишь потом появились дозволения и позитивные связывания. 5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи. |