1. Теория государства и права предмет, структура и методы 3 Предмет, функции и методология теории государства и права 3
Скачать 1.06 Mb.
|
55. Правовой нигилизм: понятие, причины и формы.Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления. Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Есть и другие дефиниции правового нигилизма. Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Причинами возникновения правового нигилизма также считаются: 1) деспотичный характер государственной власти; 2) особенность исторического развития государства; 3) использование репрессивного законодательства; 4) пробелы в законодательстве, в правовой системе; 5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; 6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; 7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; 8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. В юридической литературе указываются различные пути искоренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны как государства, так и общества в целом. Такими путями являются:
Формы правового нигилизма: Различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм). Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабой защищенности личности. В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фетишизм или юридический романтизм. Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. 56. Современные модели социального государства.Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, американо - британская. Континентальная модель. К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль гос-ва здесь в первую очередь - выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг. Скандинавская модель. Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели - это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт. модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц. автономия всегда была важна в скандинавских странах. Американо – британская Минимальные расходы государства на социальное обеспечение. Расходы на себя берёт частное страхование. При этом государство поддерживает частное страхование. Факторы, определяющие степень социальности государства: первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства; обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий для свободного устройства каждым членом общества своей жизни, сопровождающихся наличием личной ответственности каждого за свою судьбу; социальная сбалансированность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и поляризация в уровне жизни различных групп населения; наличие условий для самообеспечения экономически активной части населения и развитых систем социальной помощи слабым; присутствие сильных демократических политических институтов; наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и субъектов социальной ответственности, их экономическая и социальная эффективность; развитое гражданское общество и местное самоуправление; высокий уровень благосостояния, качества жизни населения и развития человеческих ресурсов. 57. Междисциплинарные связи теории государства и права в системе социальных наук.В России до недавнего времени социальные науки относили к общественным. Но в связи со многими изменениями в обществе и государстве, стали более четко выделять социальные и гуманитарные науки. К социальным наукам приянто относить: экономику, социологию, политологию, статистику, юриспруденцию и др. К гуманитарным – философию, филологию, лингвистику, историю, этику, культурологию и др. Рассмотрим более подробно соотношение теории государства и права с конкретными социальными и гуманитарными науками. Философия - наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. В частности, теория государства и права широко использует философские категории и всеобщие понятия (например, "отношение", "функция", "прогресс", "свобода", "развитие", "эволюция" и др.), выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества. Кроме того, большое значение для развития теории государства и права представляет философский мировоззренческий аспект. Между теорией государства и права и экономикой, социологией и иными социальными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др. Теория государства и права исходит из того, что между характером, уровнем развития и состоянием государства и права, с одной стороны, и соответствующими параметрами экономики - с другой, существует тесная связь и взаимообусловленность. Теория государства и права исходит также из того, что не только экономика, а вместе с ней экономические науки влияют на государство и право, а, следовательно, и на юридические науки, но, в свою очередь, последние оказывают значительное влияние на первые. Поскольку государство и право - это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами. Теория государства и права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества. Теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов, т.е., используя политологические данные, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Однако не только политология оказывает влияние своими знаниями на развитие теории государства, но и наоборот. Последнее проявляется, в частности, в том, что в процессе проведения политологических исследований и изучения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, в том числе и право, как явление цивилизации (речь идет о социальной ценности права). Согласно теории "множественности культур" (К.Ф.Савиньи): "Какова культура, таково и право"96. Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой стране. Таким образом, культурология способствует развитию правовых институтов, а достижения теории государства и права и юриспруденции в целом в свою очередь вносят существенный вклад в общую культуру человечества. Все вышеназванные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки, изучают более общие вопросы, ибо предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной, так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета. В свою очередь теория государства и права, являясь по сравнению с вышеупомянутыми науками наукой частной, разрабатывает понятия и определения о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками. Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. 58. Традиционное и современное государство: общее и особенное в системах организации публичной властиГосударство– это публичная организация политической власти, распространяющаяся на всю территорию страны и на все население, обладающая суверенитетом, монопольным правом принятия общеобязательных правил поведения, а также собственной казной и символикой. Признаки государства:
Публичная политическая власть — один из главных признаков государства. Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции. Итак, государство — это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами, которые располагают правом легального использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти. |